Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Большую часть своей жизни онпровел совсем просто: вего доме вБрюсселе поадресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), небыло даже ванной— онсоорудил еенакухне для своей жены Жоржетты. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул).
ВПариже Магритта непоказывали инеочень ценили. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна. Да и имидж имел еще тот – костюмчик, котелок – ну прямо, как любимые герои его картин – одноликие добропорядочные джентльмены.
Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». Он вносит смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом.
Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Делалось это намеренно. В картинах художника постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Объяснение, 1954 Букет слез, 1948). Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул).
Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. На рекламном буклете издательства «Пенгуин» была изображена трубка Магритта-Мегрэ, написано имя Сименона, а ниже красовалась ключевая фраза: «Я не Мегрэ». С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). И даже запечатлел своего покровителя на нескольких картинах. Вы удивлены.
Я никогда не видел выставку, с таким блеском организованную в пространстве. Онмало путешествовал, вообще нелюбил перемены ичасто повторял одни итеже сюжеты. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Главное, что натурщик остался доволен.
И это глубокой ночью. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Магритту в ту пору было всего четырнадцать – вот она детская психологическая травма.
Что автор хочет этим сказать. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Сильвестр превратил нелепый и скучный интерьер «Хейуорда» в великолепный фон: мрачные бетонные стены, странные коридоры, тесные закоулки и неуместные лестницы преобразились в какое-то монструозное подобие магриттовского мозга. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. Наполу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен вкрапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи.
Стены гостиной икухни онпокрасил вголубой исалатовый— под стать фону многих своих работ. Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. Калиграмма – тавтология, она захватывает вещи в ловушку двойного начертания.
И, тем не менее, существует привычка речи: что на этой картинке. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. Опять-таки это не бог весть какое умение: я знаю человека, который не может проехать мимо пасущихся на лужайке овец, не пробормотав «ужин» и не вообразив тарелку с бараньими ребрышками, но он утверждает, что им руководит голод, а не Магритт. Магритт оставил несколько объяснений своего радостного ренуарства. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников».
Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». У Магритта не могло быть летописца— и, следовательно, защитника— лучше, чем Дэвид Сильвестр (1924–2001), который писал о художнике на протяжении четырех десятилетий и столько же времени потратил на составление каталога-резоне его работ. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать".
В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Это неслучайно: если европейцы (иособенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, тоименно вАмерике (где сейчас собраны его самые известные работы) онполучил признание, продавал свои работы— иповлиял наследующее поколение художников. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру.
Так, например, онрисовал огромную клетку ипомещал внее яйцо («Избирательное сходство»). Странный пейзаж открывается из разбитого окна. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость.
Пятна голубого, розового, жёлтого и чёрного придают образу удивительную цветовую наполненность и живость. Но и тебе не дано ничего увидеть. Вот онразрезал ландшафт начетыре части, чтобы создать пространство для воображения. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи.
Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Накухне Магритт чаще всего иработал, так как это было самое теплое пространство вдоме. Его похоронили на Схарбекском кладбище. Или— надругой его знаменитой картине— художник рисовал яйцо, аполучалась птица. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу.
Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». После выставки Бретон официально простил «отступника». Судите сами.
В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Зачастую элементы картины чрезвычайно просты и реалистичны. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете».
Одна изних— про яйцо иптицу. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. А разве любовь — это не слепота. Недаром одну из своих картин, где изображен глаз с плывущими по роговице облаками, художник назвал «Фальшивое зеркало». Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он.
Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Они живут вместе с нами.
Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения.
– Настаивал он. Вот почему лица на его картинах часто закрыты или заслонены. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Гигантесса (по Бодлеру), 1929-1930 Область Арнхейм (по Эдгару По), 1938. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938).
Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью он активно использовал в своих полотнах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон.
Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Образ независим от предмета, который он представляет.
В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения.
К сожалению, он так и не был опубликован. Это искусный и дерзкий образ, который при первом знакомстве вызывает чистую радость. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. Это ничего, что на одной из них лицо Джеймса превратилось в подобие электролампочки, а во второй — он дважды нарисован с затылка.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. И вот из этих элементарных частиц Магритт создает поистине волшебные конструкции. Деревья, которые мы видим, точно так же видят нас. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз.
А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Как только вего жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его нахолст. Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности.
В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. В1927 годуустраивает свою первую выставку. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи.
На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Его также прославляли как лучшего организатора экспозиционного пространства и в 1992 году он представил работы Магритта в залах лондонской галереи «Хейуорд» так же разумно и умело, как делал это в печати. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства.
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Каждую свою композицию Рене Магритт наполнил скрытыми смыслами идеями, вопросами и ответами. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Он искал ответы на вопросы, поставленные своими современниками, философами-экзистенциалистами сам же опирался на труды Ницше и Бергсона, презирал Фрейда.
Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим. Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». В их числе и картина «Голконда» (1953).
Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. —Прим. ред. )— ивел совсем небогемный образ жизни. Иконография художника стала источником вдохновения для таких режиссёров, как Жан-Люк Годар, Бернардо Бертолуччи, Ален Роб-Грийе, Терри Гиллиам, Николас Роуг. Да, но художнику-то надо только посмотреть на яйцо, чтобы преобразить его. – мещанской. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Но эта система, эта безжалостная система, произвела несколько работ, которым мы легко можем приписать бессмысленный эпитет «великие»: образы, которые лишают зрителя самообладания, покоя, уверенности работы, в которых, как Магритт писал про де Кирико, «зритель может осознать собственное одиночество и услышать тишину мира».
Его лицо скрыто, его мысли и чувства неведомы зрителю. При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Он был старшим из четырёх сыновей. Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств).
Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Критики разнесли ее в пух и прах. Более забавен тот малотиражируемый факт, что мирный буржуа Магритт какое-то время состоял в Бельгийской компартии и публиковался (под псевдонимом своего тестя Флорана Берже) в газете «Глас народа». Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Безусловно, это неуютный образ, одновременно изысканный и мрачный.
Ты проник в зазеркалье, но остался. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Более забавен тот малотиражируемый факт, что мирный буржуа Магритт какое-то время состоял в Бельгийской компартии и публиковался (под псевдонимом своего тестя Флорана Берже) в газете Глас народа. Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954).
В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Главное, что натурщик остался доволен.
Так появилось «Избирательное сродство» 1933 года. Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Такие картины оправдывают метод. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид.
И вдруг мы замечаем, что эти предметы огромны, что они занимают практически всю комнату. В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание).
Самоубийства в среде рабочих и мелких коммерсантов, живущих на гране разорения, были вполне обычным явлением. Проблема с художником «идей» в отличие от, скажем, буржуазного эстета, каких Магритт не выносил на дух, в том, что любая неблестящая идея на холсте выглядит менее защищенной, чем неблестящий «эстетический» набросок. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно.
Это так странно— особенно нафоне Пикассо, каждый новый этап втворчестве которого вызывал большое внимание. В1954-м онвыставил свои работы вСША (11 картин, накоторых были изображены слова. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев.
Результат был бы не только менее магриттовским, но и более неряшливым вокруг слишком много художников синдивидуальностью, недостойной выражения, чтобы жаловаться на «чрезмерное выражение» какой-то индивидуальности. Сложные отношения с коллегами по цеху не раз вынуждали Магритта дистанцироваться от термина сюрреализм.
Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Вообще, слова не несут никакой информации о предмете, который описывают. Во-первых, он скептически относился к едва ли не главному увлечению всей группы Андре Бретона – психоанализу Фрейда. И наоборот. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне.
Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Вот котелки стройными рядами заглядывают в окно пустой комнате (Сезон сбора винограда), вот зависают в воздухе подобно каплям дождя (Голконда), а вот уже над их головами подобно нимбам висят молодые полумесяцы (Мистерия горизонта). «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя.
Мотив стеклянного окна у этого художника можно рассматривать и как границу между двумя мирами — реальным и ирреальным, поэтическим и обыденным, между сознательным и бессознательным. Если фабрика идей просто выдает готовую продукцию, мы сталкиваемся с проблемой, которую доктор Джонсон ставил в укор «Путешествиям Гулливера»: «Когда один раз подумаешь про больших людей и маленьких людей, всё остальное придумать очень несложно». Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях.
Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. «Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости.
Мотив стеклянного окна у этого художника можно рассматривать и как границу между двумя мирами – реальным и ирреальным, поэтическим и обыденным, между сознательным и бессознательным. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Вот таким образом мы скорее реагируем в духе «А, так он шляпу-котелок называет La Neige», нежели «А, так вот как на самом деле выглядит— или мог бы выглядеть— снег». Большинство снимков являются постановочными.
С началом немецкой оккупации художник кардинальным образом сменил цветовую гамму и стиль своих полотен. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. И раз уж мы об этом заговорили, давайте разберемся с одним утверждением Магритта: в 1925 году он сказал, что используя банальный стиль живописи, обращаясь к стандартной продукции, он отказывается от художественного удовлетворения «мелких личных предпочтений».
Он говорил, что, если зритель хочет тьмы и паники, сюрреалисты могут сворачивать палатки перед наступлением нацизма он говорил: «Вопреки общему пессимизму, я выступаю за поиск радости и удовольствия» и, наконец (в письме Элюару 1941 года), что он хочет «использовать светлую сторону жизни. Схожую картину мы наблюдаем в автопортрете «Ясновидение» (1936). Это всегда тайна". Вникая в тонкие и запутанные отношения между самоубийством матери Магритта, утопившейся в реке, тем, как об этом ему сообщили и тем, как он сообщал это остальным, вникая в воздействие, которое это событие могло оказать и в последующее появление на его картинах закутанных и обнаженных женских фигур, Сильвестр справедливо предупреждал свои замечания словом «вероятно». Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов.
Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Отсюда широта возможных интерпретаций. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало.
Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Да. Будену надоело быть художником камерных пляжных сцен с многофигурными группами.
Они стояли перед «Портретом мужчины» (предположительно Карло де Медичи) и экскурсовод сравнил его с фрейдовским портретом Фрэнсиса Бэкона, убежденно добавив: «Конечно, Мантенья в данном случае не стремился к реализму». Не надо путать реальное с сюрреалистическим и сюрреалистическое с подсознательным. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал.
Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Ему играючи легко дается «кустарная промышленность»— как это называет Сильвестр— сюрреалистского объекта: причудливые маски и раскрашенные бутылки («редкий старый выдержанный Пикассо»— это стилистическая издевка над снобизмом, общим для коллекционеров вина и коллекционеров предметов искусства). Но способен ли он «выдержать экзамен». Его картина «Это нетрубка» должна стоять водном ряду сдюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял наотношение Магритта кобъекту. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия.
Значит, цель Магритта достигнута. Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Его картины называют ребусами, загадками. Вот, что значит концептуальность.
Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Повторить это можно очень легко».
Собственно, в этом смысле жизнь Магритта и он сам – как раз такое кукушкино яйцо, банальная штуковина, подброшенная в чуждое ему гнездо богемной художественной жизни, которое обычно принято считать естественной средой обитания гениев, профессионалов и вообще творческих людей. Яркий пример – работа Вероломство образов.
Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. Защита эстетики». Но хотя мы можем сделать некоторые выводы из того, что художник смотрит на объект, а не на холст, над которым работает, «Ясновидение» не уводит нас далеко по пути художественной трансформации. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Это отношение в его существенных чертах представляло собой сопротивление стилю ради себя самого, стилю как инструменту самоудовлетворения для художника-самодержца». А когда художник говорит своему коллеге-сюрреалисту Полю Нуже в ноябре 1928 года, что его цель— создавать «картины, которые заставят глаз думать абсолютно иным способом, чем обычный глаз», нет смысла сомневаться в том, что если «заставлять глаз думать», это помешает «заставлять сердце чувствовать».
Р. Магритт:Действительно, разве можно набить эту трубку табаком. Наступает пора признаний, премий, международных выставок.
Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). И даже запечатлел своего покровителя на нескольких картинах.
В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Паунд жаловался Элиоту, что первый вариант «Бесплодной земли» оказался «слишком запредельно вероятностным». С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950).
А если пустить по стенам комнаты плывущие облака, а картину назвать Личное достояние. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова.
«Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Попытки Магритта опровергнуть эти домыслы, ясное дело, ни к чему не привели. Детей они так инезавели— втом числе из-за нестабильного финансового положения, зато очень любили свою собаку иМагритт ходил сней только втекинотеатры, куда пускали сживотными.
Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. На это можно ответить разве что: «Это он сам тебе сказал, дружище. » Сильвестр же, напротив, знал достаточно, чтобы знать, что не всё можно знать. Стеклянный ключ, Свершение невозможного, Человеческий удел, Препятствие пустоты, Прекрасный мир, Империя света – поэтичные и таинственные, они почти никогда не описывают то, что видит на холсте зритель, а о том, какой смысл хотел вложить в название художник, в каждом отдельном случае приходится только догадываться. Последняя фраза его монографии 1992 года идеально описывает эффект, который по-прежнему производят на нас самые сильные произведения Магритта: «некий трепет, который испытываешь в момент затмения».
Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать».
Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»). Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). НетоМагритт. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п.
Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы.
Именно так мы видим мир. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. ред. ).
Почему такое сочетание. Такие картины, как «Охотники на краю ночи», которая захватывает и возбуждает чистейший страх или монументальные «Титанические дни» (которые Сильвестр блестяще связывает с храмом Зевса в Олимпии), где самый жуткий образ— крошечная прореха в манжете нападающего мужчины в том месте, где сходятся женские ноги, — знак того, как невытеснимо этот мужчина присутствует в телесном пространстве женщины или монументальный кондитерский образ «На пороге свободы» или изысканно чувственная картина «Вечно очевидное» (1930)— пять отдельно обрамленных и собранных в вертикальную композицию изображений частей женского обнаженного тела, — которую Сильвестр уместно установил в отдельной комнате «Хейуорда», как какой-нибудь фламандский полиптих в потайном боковом приделе. Если послевоенный фовистский или «коровий» период был, как считает Сильвестр, пощечиной парижскому рынку искусства, возможно импрессионистский период Магритта оказался его пощечиной себе самому. Не один раз, постоянно: в одном параграфе шесть идущих подряд предположений предварены шестью последовательными «вероятно». Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем».
Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. ВоФранции онсчитался аутсайдером, сюрреалисты непризнавали его своим, апотом еще случился этот странный период vache. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок).
Ябы несказал, что есть линия преемственности между этими художниками, ноБалдессари, например, очень хорошо знал его работы. Вего творчестве вовремя войны также был отчетливо импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты— иимонпосвятил абсолютно эксцентричную выставку впримитивистском стиле, этот период принято называть vache— «коровьим». Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
Иногда приемы чрезвычайно бесхитростны. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни.
Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».
Может быть, он действительно так думал в тот момент, но когда художник предпочитает «объективность» «субъективности», сам способ выбора может привести к такой же плотной и откровенной субъективности. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет. Вот, что значит концептуальность. Нет никакой связи между образом и его словесным выражением.
ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Потом из дерева делают гроб, дерево возвращается в землю. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Но наиболее ярко эта мысль выражена на одной из самых знаменитых и программных работ Магритта — «Вероломство образов» — где обыкновенную трубку сопровождает ироничная подпись «Это — не трубка».
А есть еще импрессионизм военного периода, который Сильвестр называет «солнечный сюрреализм». На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело.
Вот почему лица на его картинах часто закрыты или заслонены. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году.
Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза.
«пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. Попытки Магритта опровергнуть эти домыслы, ясное дело, ни к чему не привели. Впрочем, эти заявления абсолютно не умерили пыла самих психоаналитиков. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Это всегда тайна. Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины. Он умер, написав множество пугающих или ироничных работ, переворачивающих мир если не вверх тормашками, то выворачивающих его на изнанку – а кому понравится изнанка мира. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов».
Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Впрочем, эти заявления абсолютно не умерили пыла самих психоаналитиков. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору.
После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Магритту в ту пору было всего четырнадцать — вот она детская психологическая травма. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды.
Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее— тообщее, что есть уяйца иптицы». Мы можем, конечно, говорить о настораживающем размере яйца можем задуматься о том, что и яйцо и клетка, в сущности, представляют разные «образы заточения», как выразился Нуже мы можем добавить, что опоры-бильбоке усиливают ощущение заточения (как и серый фон, как и сама рама картины).
Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени— унего есть, например, картина сточным изображением насилия, «LAube desarmee», — нонамного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если непервым) поместил слово вплоскость картины. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Публике всегда нужны простые и понятные символы. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Сильвестр со вниманием относится к обоим этим периодам и справедливо замечает, что если они и демонстрируют нестандартные колебания стиля (которые коллеги и друзья Магритта ненавидели), они не противоречат «его общему отношению к стилю.
Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился кпсихоанализуи особенно к его проявлениям в искусстве. Названия его картин— да и весь процесс придумывания названий, которые задумчиво изрекали братья-сюрреалисты, — кажутся слишком продуманными, а то и высокопарными, в то время как его серия «Использование речи» (например, «Это не трубка»), его план «находить новые слова для объектов» кажутся недодуманными или по крайней мере неловкими.
Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Они скрывают множество тайн. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору.
Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Аеще онмного работал сфотографиями истроил поним свои изображения. На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Нельзя сказать, что это выдающийся концептуальный прорыв.
Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. Присутствие яблока не случайно, ведь это мощный библейский символ познания и искушения. Именно так мы видим мир. Нет смысла в том, чтобы жалеть об ином исходе, о том, что художники тождественны собственному «я», которое они долго искали нет смысла говорить: «Ну вот если бы только он писал более фактурно или действительно сделал коллаж, был бы не таким хитроумным, вкладывал больше сердца в картины» и так далее.
В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Несмотря на то, что Магритт, приехав в Париж, был принят в общество сюрреалистов, сформированное основоположником и создателем Манифеста сюрреализма (1924) Андре Бретоном, он предпочитал держаться особняком и разделял далеко не все идеи адептов этого течения.
Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Ты победил смерть». – это теленок, это квадрат, это цветок.
Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Проекты Магритта были созвучны и«Новым реалистам» вПариже (предвестники поп-арта. Художник может превратить яйцо в птицу природа делает это каждый день на птицефабриках всего мира. В период с 1932 по 1945 гг.
"Ключом" здесь также становится название. Совместно с Сервранксом художник написал свой единственный теоретический труд «Чистое искусство. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать.
И эту силу я называю поэзией». Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Расцвет Сильвестра пришелся на эпоху, когда в телевизионных программах по искусству нередко звучали серьезные разговоры об эстетике (а ведущим даже позволялось курить в эфире). Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Фраза «Это не что-нибудь» давно уже превратилась в привычный штамп писателей и рекламщиков. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
В 1925-1926 Магритт написал Оазис и Затерянного жокея – свои первые сюрреалистические картины. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте.
В конечном счете первый и последний шаг, сделанный Магриттом в «Избирательном сродстве», заключается в том, что вместо птицы в клетке он написал яйцо в клетке. Магритт выстраивает калиграмму, а затем ее демонтирует. Что касается призыва к «светлой стороне» из Брюсселя военного времени, этот предвестник голгофской песенки из монтипайтоновского «Жития Брайана»— такой же неубедительный ответ на предложенные обстоятельства. Это всегда тайна. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля. С этого момента он – сюрреалист.
На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Нопочему-то эти работы неценились— иотдельно невыставлялись. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954).
Назвать образ дерева дерево – ошибка, случай неверного определения. "Моя последняя картина, - писал он, - началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, что бы он не был нам безразличен. Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949).
По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу.