От более темного первого плана взгляд переходит к высящейся на горе светлой постройке. Редкие фигуры отдыхающих или идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Рембрандт фан Рейн (1606—1669). По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города.
Меня поражает, мастерская передача малейших деталей. VI, 377), К. Бергема (см. ) и других итальянистов. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера.
Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ). ХLV, 120/21). Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны.
Исаака ван Рейсдала принято считать живописцем, но до нас не дошло ни одной картины, подписанной им. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (1596—1667) известнейшего портретиста своего времени. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
У Рейсдаля было много подражателей, но его учеником был только М. Гоббема (см. ). Этот период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями: Флора, Снятие с креста, Жертвоприношение Авраама, Даная, Притча о работниках на винограднике, рядом портретов. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально.
Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. 1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви.
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Жемчужина коллекции — Даная (1636 г. )—написана на довольно распространенный в искусстве XVI—XVII вв. Приблизительно в 1670 году он переехал в самый центр города, на площадь Дам, где снял квартиру прямо над лавкой Иеронимуса Свеертса, торговца картинами и книгами.
Cередина ХVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной жпвоппсп. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником».
XVII в. знакомят картины Дирка Хальса, Виллема Дейстера, Якоба фан Фельзена, Якоба Дюка, которые изображали веселящееся общество, пирушки в тавернах, домашние концерты игру в карты и трик-трак, бытовые сценки, преимущественно из жизни зажиточных бюргеров и военных. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). 306. ). Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину.
1629—1630 гг. ). Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (1596—1656). Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Болото — другое значительное произведение 1660-х годов — несколько проще по своему мотиву. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Деревья в работе написаны очень характерно.
Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа).
В рейтинге современных голландских художников, основанном на взвешенной по цене частоте появления в этом списке, Рёйсдал занимает седьмое место Рембрандту отдано первое место. На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. В поисках выразительности молодой художник обращается здесь к своеобразному антуражу, облачая модель в старинный берет и рыцарский нагрудник и к необычному освещению со светотеневыми контрастами.
Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
Однако он рано вступил и на художественное поприще. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Биография Якоба ван Рейсдала, одного из лучших голландских пейзажистов, до сих пор остается загадкой для исследователей.
В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Пейзаж на закате 1682Замок Бентхайм 1680-еПлощадь в Амстердаме 1670Вид Амстердама 1660-еПейзаж с водопадом 1665 Пейзаж с мельницей 1661Водопад 1665-1670Зимний вечер 1670Водопад в лесу 1660-1670Волнорез 1670-1672 Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). 1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. По большому счету, это – одно из немногих свидетельств, по которым можно восстановить хотя бы канву биографии Рейсдала.
Грозовые тучи, нависшие над дикой, безлюдной горной долиной, средневековые руины, поток, проложивший себе путь между древних могил, – все здесь вызывает чувство глубокой меланхолии. Ничто не вечно на земле, как бы говорит нам художник: время, ветер и вода обращают в прах все – от хрупких творений человеческих рук до деревьев и скал. Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины.
Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника.
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Пейзажисты по-новому смотрят на окружающий мир. Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты.
На картине уже уже не опушка с тесным рядом деревьев. Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена — Саломон фан Рейсдаль (1600— 1670). Художников все чаще привлекают лес, горы, бурные водопады. Таковы Портрет старика в красном (ок.
Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений. Природа у Рейсдала предстает в динамике, в вечном обновлении. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах.
Рёйсдал не был евреем. (Пейзажистом, но довольно посредственным, был и сын Саломона, Якоб ван Рейсдаль II, 1630-1681). Его дед, Якоб де Гойер, был мастером-краснодеревщиком и жил возле замка Рейсдал, приблизительно в 20 милях к юго-востоку от Амстердама. С образцами жанра 20—30-х гг.
Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Во второй половине 60-х годов (эпоха высшего развития творчества Рейсдаля) он создает ряд самых значительных своих произведений, в которых мощная реальность выпуклых монументальных форм сочеталась с впечатлениями от света и простора равнинного пейзажа Голландии.
В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ). Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. В 1648 году он вступил в гильдию живописцев в Гарлеме. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. Новые художники этого периода Гоббема, Деккер, Дубуа показывают новую природу обжитую человеком. 60-е годы справедливо считаются периодом наивысшего рассвета реалистического пейзажа в Голландии. Но в этот же период подготавливаются и условия, приведшие в дальнейшем к упадку голландской реалистической живописи. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден).
Эрмитажное собрание голландской живописи пользуется мировой известностью. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Жизнь природы как извечная борьба созидающих и разрушительных сил- эта тема лежит в основе одного из лучших произведений Якоба ван Рейсдала, самого крупного художника голландского пейзажа второй половины 17 в. Первобытная мощь природы, нерасторжимость ее вечного цикла, в котором соединены рождение, расцвет и гибель, выражены в мотиве исполинских деревьев разных возрастов. Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв.
Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Для пейзажиста, очевидно, что Рёйсдал путешествовал относительно немного: в Бларикюм, Эгмонд-ан-Зее и Ренен в 1640-х годах, с Николасом Берхемом в графство Бентхайм и Штайнфурт только вдоль границы в 1650-х годах и возможно с Мейндертом Хоббема снова вдоль немецкой границы в 1661 году, через Велюве, Девентер и Оотмарсум.
Свидетельства показывают иное. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Теперь когда все внимание на природе, художник сводит до минимума фигурный стаффаж. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Встав на путь реалистических завоеваний, голландское искусство черпало сюжеты из окружающей действительности.
Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Тогда же (в начале 60-х годов и позднее) Рейсдаль пишет многочисленные (известно около 120), особенно нравившиеся публике живописно-романтические виды северных водопадов, по образцу норвежских водопадов Эвердингена. Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной. Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути.
Свои картины Рейсдал писал не по частным заказам, а для свободной продажи, вот таким образом нам сложно судить об уровне его доходов. Главные художники этого периода Якобом ванн Рейсдал. Баво. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник.
И вслед за Саломоном Якоб потерял всех своих друзей: Воувермана в 1668 г., Адриана ван де Вельде в 1672 г. и Эвердингена в 1679 г. Его главный последователь высокодаровитый Гоббема принужден был поступить на службу сборщиком податей, чтобы не погибнуть с голоду. На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон.
Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Слева видна лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем». Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она показывает глубь. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни.
Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Все в них полно жизни и движения. Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/29—1682), художник неистощимой фантазии. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса").
Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей. Нигде не раскрывается вид вглубь. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
1652—1654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ). Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Романтический дух в творчестве Рейсдаля теперь переходит в идиллический. Под кистью Рейсдала голландская природа приобретает значительность, наполняется внутренней жизнью.
Оставаясь холостым, Рейсдаль посвятил свои заботы старому отцу. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Цвета Рейсдаля оливковые, коричневатые и зеленые тона. В нём небо часто занимало две трети холста.
Усиливается эмоциональное воздействие показанного художником. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Но и эти картины не изменили положения художника. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Его картины оценивались довольно высоко. Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. В своих картинах он противостоит характерной для 1640-х годов тенденции к единой объединяющей все изображенное тональности.
Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. – Здесь царит задушевность, покой и уют. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
Герои произведения — простые люди Голландии. (Ср. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Амстердам был самым крупным художественным центром. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке.
Доведя до высшей напряженности контрасты света и теней, массы ближнего здания и обширности равнинного воздушного пространства, Рейсдаль придает типично-голландскому ландшафту патетически-монументальный характер («Ветряная мельница на Рейне» и «Зимний ландшафт» в музее Амстердама).
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Смягчая четкость архитектурных форм Гейден объединяет весь пейзаж общей тональностью. Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде). Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись).
Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты. Творчество Рейсдаля рано, впрочем, получило самобытный характер.
Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже.
В начале 1640-х гг. Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба.
Ранний период деятельности Якоба ван Рейсдаля падает на конец 1640-х и 1650-е годы. В настоящий момент их известно около пятисот. Все пронизано движением света. статике, а в ее динамической сущности.
В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. В этой работе достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )—прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок.
последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Первые его картины означают годы учения на натуре. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Картина «Вид города на берегу реки» дает ясное представление о характерных чертах творчества Гейдена.
Между стволов видна красная крыша домика среди зелени. Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына.
Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Какой ослепительный праздник любви. В изображении мрачных, гонимых ветром облаков, каскада пенящихся струй, охваченных вихрем деревьев Рейсдаль возвышается до величаво-трагической романтики и символизма (две картины на тему «Еврейское кладбище» в Дрезденской галерее и в музее Детройта). Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (Горы Норвегии, Эрмитаж, Санкт-Петербург). (14)Бакгейзен в поздних своих произведениях приходит к декоративности иллюстративности и парадной эффектности.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Сравнительно мало оцененный современниками, больной и обедневший, Рейсдаль окончил жизнь в гарлемском приюте для бедных, куда его устроили его единоверцы-меннониты за сделанный ими денежный взнос. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Тревожно мерцающий на ветру свет факелов и светильников вырывает из тьмы отдельные фигуры и этот контраст света и тени доводит до предела трагизм изображенной сцены.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога.
Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века. Рейсдал не был бы истинным голландцем, если наряду с лесистой Голландией не показал бы и прибрежную ее часть, омытую северным морем, овеянную влажным морским ветром.
У кого Рейсдаль учился живописи — неизвестно. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. В композиции преобладают стихийные силы. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. При этом художник почти не изображает самих людей.
Свободной живописной манерой исполняет Рейсдаль в эти годы свои лесные виды, предвосхищая дух и стиль «интимного» пейзажа XIX века. Он родился в Гаарлеме в 1628 или 1629 г. Сын мастера рам Исаака ван Рейсдаля, бывшего, по-видимому и живописцем, юный Якоб сначала изучал медицину. Пейзаж с путником 40-50х. Ок. В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. В композиции преобладают стихийные силы. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (1626—1679) – увлекательная повествовательность.
Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Он родился в Гаарлеме в 1628 или 1629 г. Сын мастера рам Исаака ван Рейсдаля. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Обращение Рейсдаля к тематике севера это не с целью заработка. Болезненным состоянием Рейсдаля, вероятно, можно объяснить черты упадка (изысканно-мелкий характер и нагроможденность форм, холод жестких красок) в его картинах конца 70-х годов, отражающих отчасти эволюцию вкусов в Голландии 2-й половины XVII века в сторону французской изысканности. Позже отцу много помогал Якоб, который был настолько привязан к своей сводной сестре, что включил ее в свое завещание.
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Высокий полог неба с выпукло клубящимися облаками поднимается над оживленной белыми полосками холстов эпически-обширной далью с выступающей у горизонта массой Гарлемского собора.
Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/29—1682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. Понимание значения мира природы лежит и в основе искусства Рейсдаля.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Величавый извечный покой уединенного замкнутого мира царит под густым навесом листвы, среди вековых стволов, над неподвижной ряской «Болота» (знаменитой картины Рейсдаля в Эрмитаже). Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). А между тем биография этого художника почти неизвестна. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет.
Рейсдал Якоб Картины и биография Якоба ван Рейсдала Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Саломон ван Рейсдал, дядя Якоба ван Рейсдала, был намного талантливее своего брата и сумел стать одним из самых известных в Голландии пейзажистов своего времени. относятся самые лучшие произведения Рейсдала.
К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (1580—1666). При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. По выражению биографа Рейсдаля (Хаубракена), счастье не было его подругой.
В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной. Когда Де Гойер переехал в Нарден, трое его сыновей сменили своё имя на Ruysdael или Ruisdael, вероятно, чтобы показать своё происхождение. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Затерявшаяся в лесной чаще хижина, отдыхающий у дороги человек, надвигающиеся сумерки создают атмосферу покоя, умиротворенности и одновременно легкой грусти. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына.
Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива.
Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3.
Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. В центре картины видна группа деревьев.
Рейсдаль (или Рюйсдаль, Ruisdael, Ruysdael, Рейсдаль I), Якоб ван, величайший голландский пейзажист XVII века (1628 или 1629-1682). Так же, как и расположившийся у дороги они как то связаны с окружающей природой. Все элементы картины тесно связаны между собой. 1630-1681), сын Саломона. Светлые стволы выступающие на темно-оливковом фоне листвы в правой части картины, противопоставлены темным стволам на фоне светлеющего неба — в левой.
Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629 лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Широкое развитие получает портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт изображение животных. Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника.
Не далеко стоят рядом четыре дерева. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке.
К 1650-1660 гг. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
Мадонна — немолодая изможденная крестьянка — падает на руки заботливо подоспевших друзей. Главная тема искусства Рембрандта — мир человеческих чувств. Они длятся приблизительно с 1642 по 1650.
А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта.
Вторая ранняя вещь—Портрет старика-воина (ок. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Произведениями Гойена завершается один этап развития голландского пейзажа, появлене картин Рейсдаля знаменует собой начало другого — нового. Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль).
Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (1610—1685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Родился в Гарлеме. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Влияние Саломона, отражавшего в своих произведениях черты импрессионистского стиля известного гаарлемскою пейзажиста Ван Гойена, заметно и в первых картинах Рейсдаля («Домик в роще», 1646, Эрмитаж). Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет). Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653.
Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Эти три картины относящиеся к раннему периоду творчества Рейсдаля.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. На переднем плане поваленный ствол дерева. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя.
В период наивысшего расцвета своего таланта, в 60-е годы, Рейсдаль изображает жизнь природы в диалектическом развитии, в борьбе сил становления и роста со всем, что обречено на гибель и постепенно уступает дорогу новому. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ).
По крайней мере, когда она умерла в 1672 году, художник не стал оплачивать ее похороны и Барбертген Хувенельс похоронили на кладбище для бедняков. Немного монотонный, меланхолически-серьезный характер красок, темно-буроватой зелени, светло-желтых дюн, сине-зеленых далей, серебристо-серого неба, нередко оживлен в картинах Рейсдаля красными пятнами черепичной кровли, фигурами путника или животного. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Он сразу же вступил на путь исканий. У кого Рейсдаль учился живописи – неизвестно. Повседневный дух пейзажей Саломона ван Рейсдаля и ван Гойена сменяется обычно в картинах Рейсдаля сочетанием реальных впечатлений с переработкой влияний идеально-романтических пейзажей К. Лоррена (см. ), Я. Бота (см.
Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
В конце концов, выяснилось, что все панорамные виды Рейсдала можно назвать полуфантастическими. К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) — вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Мастер так же создает синтетический образ природы. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Точной информации у нас очень немного. Выдающимся пейзажистом был также дядя Рейсдаля – Саломон сан Рейсдаль (1600-1670) известный своими типичными видами рек, каналов и деревень Голландии.
На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме.
Теперь известно не менее 670 дошедших до нас картин Рейсдаля (из них в Эрмитаже 17), 90 рисунков и 12 офортов из которых некоторые существуют только в одном или двух оттисках. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем.
Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб.