В это время были написаны такие картины Караваджо, как Маленький больной Вакх и Мальчик с корзиной фруктов. Картина Меризи да Караваджо «Маленький больной Вакх» относится к раннему периоду творчества художника. Больной Вакх – была отражением размышлений художника о слабости человеческой жизни. Синди Шерман, как часть ее «сериала» Портрета Истории (1989-1990), произвела пародию на Больного Вакха иронический фотографический автопортрет, названный «Неназванный 224».
Больной Вакх был среди многих работ, составляющих коллекцию Джузеппе Чезари, одного из ранних работодателей Караваджо, который был схвачен Кардинальным Племянником коллекционера произведений искусства Щипионе Боргезе в 1607, вместе с Мальчиком, Очищающим Фрукты и Мальчика с Корзиной Фруктов. Больной Вакх (итал. Bacchino malato)— шедевр раннего периода творчества Караваджо (1573—1610) на мифологическую тему.
К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. «Юдифь и Олоферн» (1595-1596). до н. э. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.
С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Жизнь завертелась — только поспевай. Она находилась у южного склона Капитолийского холма близ устрашающей Тарпейской пропасти, куда в былые времена сбрасывали приговорённых к смерти предателей. И это самое ценное в картине. В фигуре, стоящей в центре, узнаваем популярный римский персонаж театра комедии масок, любимец галёрки, наглец и пройдоха Ругантино, который готов ради красного словца продать родного отца.
Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом.
Караваджизм). Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Об этом старается напомнить художник своему зрителю.
Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Натюрморт – книга, перо – показывает, что святой стал проводником божественного слова. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом.
Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Другой «Вакх», относящийся к 1594 году, более зрелое произведение: этот простоватый, женоподобный юноша с пышным виноградным венком на голове изображен в образе античного божества.
А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н. э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.
Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать.
Подобный же интерес к мертвой природе, на изображение которой, по словам маркиза Джустиниани, Караваджо тратил столько же мастерства и труда, как и на картину с фигурами, проявляется в одной из лучших картин его раннего периода — «Лютнисте». После этого Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения.
Это была обычная богадельня, созданная монахами-августинцами для бедняков и уличных бродяг, нуждающихся в срочной медицинской помощи. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Не имея денег на оплату натурщиков — согласно договорённости ему надлежало писать только неживую природу, — Караваджо вынужден был украдкой для собственных работ использовать в качестве моделей уличных ребят или мальчиков на побегушках, которых было немало в многолюдном заведении Чезари дАрпино.
Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». Действительно, он не так безличен, как остальные.
Узнав, что он художник, она охотно приняла приглашение побывать у него в мастерской и взглянуть на его работы. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Франциску.
Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3).
По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. И это вообще не Вакх, а смертный, нарядившийся им. Его полуобнаженный торс мастерски написан светящимися, прозрачными тонами, почти без теней, так же как и сияющая белая одежда. У левого глаза припухлость от ушиба.
Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Некоторые исследователи склонны рассматривать эту работу в качестве иллюстрации стихотворения полузабытого поэта XVI века Грегорио Команини, в котором повторяется избитый мотив скоротечности жизни и необходимости дорожить каждым её мигом. Красавица Юдифь и Олоферн пируют.
К тому же, если судить по белизне его правого плеча, юноша, скорее всего, носит одежду, что, как известно, несвойственно античным богам. Его внешность примечательна, но он далеко не красавец. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья.
Рука, перебирающая струны лютни, красива и изящна по форме. В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо.
Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью».
Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Таковы картины Караваджо изображающие устрашающие моменты смертей. Но любил ли он её, трудно сказать. Сумев удачно продать работу, Караваджо не изменял своей привычке, считая, видимо, что, потрудившись с толком, он вполне заслужил право немного развлечься вместе с драчуном и выпивохой Лонги.
Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти.
Однажды, когда ему всё же удалось уговорить девушку слегка обнажить плечо под распущенными волосами, в коридоре послышался шум, дверь распахнулась и на пороге показался молодой парень, чьё выражение лица не сулило ничего хорошего. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. «Экстаз св. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды.
Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Настоящая драма развернулась тогда на его полотнах. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же).
Холст, масло. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Войско отступает и народ спасен. Пока же он шутил над земной природой человека и тем самым пытался хоть немного возвыситься над ней. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой.
Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Он мог так сидеть часами.
Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками.
В Аттике Дионису были посвящены Великие или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров исполнявших дифирамбы (проходили в марте – апреле) Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе – феврале) Малые или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре – январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Первой такой работой была «Ваза с цветами».
Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Сюжет основывается на евангельском тексте. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Болезненная синева проступает и на губах полуоткрытого рта с запечатлённой на них то ли гримасой, то ли плутовской улыбкой, словно художник подтрунивает над устроенным им маскарадом.
Друзья навещали его редко, да и не до них ему было с их непременными рассказами о ночных похождениях по кабакам — болезнь никак не отпускала и целыми днями он был не в силах подняться с постели. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Франциска, как бедного странника, как паломника.
История такова. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия.
Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Спустя некоторое время модный художник Чезари дАрпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина. Можно с уверенностью утверждать, что это одно из самых светлых по настроению, самых поэтичных полотен Караваджо, в котором рассказывается о простых людях, живущих на этой земле, о природе и красоте окружающего мира, хотя в нём немало тревог и лишений. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна Усекновение главы Иоанна Крестителя и Святой Иероним, на Сицилии – Погребение святой Луции для церкви Святой Луции, Воскрешение Лазаря для генуэзского купца Ладзари и Поклонение пастухов для церкви Санта Мария дельи Анджели.
Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении.
Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Один их вид вызывает во рту оскомину. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Архив римской полиции хранит запись об инциденте с подробным описанием внешности задержанной31. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее.
А было ли ему свойственно такое чувство. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. На первом плане снова жестоко отрубленная голова. В ту пору им живо заинтересовался преуспевающий торговец произведениями искусства, некий синьор Валентино, прибывший из Франции и поселившийся с семейством в старинном особняке напротив церкви Сан-Луиджи деи Франчези неподалёку от дома монсиньора Петриньяни, где обосновался Караваджо.
Фигура Вакха воспринимается столь осязательно-конкретно благодаря новому композиционному приему «фрагментирования» натуры. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. «Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём.
и граничит с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном.
Сам Караваджо рассматривался им не иначе как объект извлечения выгоды, в чём ловкий торговец картинами преуспел. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха.
Папским постановлением художник был осужден. У него грубая ряса, дыра на плече. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое.
Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет.
Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос. Караваджо родился в семье архитектора. И не столь важно, что данный пейзаж ничем не напоминает выжженную солнцем библейскую землю Палестины. Так называемый «Больной Вакх» долгое время считался «зеркальным» автопортретом художника исполненным им во время болезни. И это вообще не Вакх, а смертный, нарядившийся им.
Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Тут было над чем призадуматься. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным и зашил его в свое бедро.
Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где абсолютно точно художник написал самого себя (1606). Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась.
Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало.
Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Яркий свет слева чётко обрисовывает колоритную компактную группу, чисто внешне связанную контуром наподобие треугольника, а внутренне — накалом происходящего столкновения интересов, готового вот-вот взорваться и обернуться насилием, что так привычно для повседневной жизни римской улицы. Никому ранее не удавалось передать с такой убедительностью и достоверностью на холсте неуловимый миг движения. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным.
Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления.
Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Картина принадлежит к небольшому циклу ранних работ, считающихся автопортретами. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
У Караваджо изображено откровенное насилие. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
Картина не была принята единодушно. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами.
О судьбе портрета ничего не известно. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову.
После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге.
Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, вот таким образом он держит в руках череп. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника.
На темно-сером нейтральном фоне, прорезанном лучом света, пластично выделяется фигура юного музыканта в белой, ярко освещенной одежде. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Он ценил эти тихие вечера. Так появился «Юный Вакх» (95x85). Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения.
Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Франциск Ассизский. В отличие от работавших в Италии фламандцев, которые прославились своими натюрмортами, Караваджо отказался от богемского хрусталя, ваз из муранского стекла, перламутровых раковин, златотканых материй и прочих атрибутов роскоши избрав самые обыденные предметы, сопровождающие человека в его повседневной жизни, что полностью отвечало его эстетическим взглядам. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно.
Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Поза у Вакха неудобная. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Успех не заставил себя долго ждать.
Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века. Они-то и ввели её в свой порочный круг. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен.
С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса – Бромия ("бурного", "шумного", били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Но если Вакх на полотне из Уффици изображен здоровым, цветущим и призывно играет концом своего кушака, то этот слаб и не думает никого дразнить или веселить.
В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Кто знает, вполне возможно, что лет через двадцать в той же Севилье эти картины могли видеть делавшие первые шаги в искусстве Веласкес и Сурбаран. Изящная чаша муранского стекла в руке Вакха никак не гармонирует с грубым керамическим блюдом, наполненным доверху фруктами с неизменной червоточиной. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию.
Он выступает посредником между Небом и Землёй. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры.
На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
Это первое у Караваджо изображение Вакха поражает зрителя непосредственностью, непривычной для культурного контекста того времени. Наградой ему служит божественное откровение.
Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.
Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться.
Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Не отступая от традиций изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Ее очень часто изображали на деревянных щитах, обтянутых кожей и дарили мужчинам в знаменательные события их жизни. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения.
Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там.
Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Образ «Св. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем».
В Дублине в 1990 году монастырь Св. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Пришлось завести кошку.
Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни.
Живые краски играющие на лице Вакха, его дразнящая улыбка, мнимая серьезность его «божественного достоинства» — художник всеми доступными средствами пытается принизить возвышенные идеалы и художественные традиции искусства Возрождения. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Ответить трудно. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом».
А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Его охватило волнение. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. tragodia букв. Тому нет документальных подтверждений.
Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял.
Скудные и притушенные по цвету листья и фрукты в «Больном Вакхе» сменяются здесь богатым по краскам и формам натюрмортом. Аннучча была признательна ему за заступничество. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры.
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. «Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты.
Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. Художника подняли в палаты, обеспечили уход и он выжил.
В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Её официальное название «Кающаяся Магдалина».
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Девушка пробралась в палатку полководца. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.