Из других божеств – бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. Кавиль – бог войны майя, покровитель грозы, бури, шторма и повелитель погоды. Он вызывал массу научных споров и гипотез, но на самом деле являлся всего лишь очередным вариантом летоисчисления, которому майя, как рассказано в легендах, научились у богов. С каждой стороны Земли находится еще по одному дереву, символизирующему стороны света.
На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. Бог огня, Кинич Ахау, согласно мифологии был связан с покровителем водной стихии Чааком. Как и в других мистических системах мира, у майя левая сторона тоже считается женской.
Хотя некоторые источники утверждают, что майя верили в существование единого бога (Хунаб Ку), который был воплощением всемогущего бестелесного духа, тем не менее главным из богов, которым поклонялись майя, был, несомненно, бог Ицамна, чье имя означает «Дом Ящерицы». В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. Она находилась на страже между миром живых и миром мертвых. Их отец со своим братом отправились играть в мяч с владыками Шибальбы (мира мертвых).
Так что нередко два разных бога, «молодой» и «старый», были одновременно и самостоятельными фигурами пантеона, с собственными мифологическими сюжетамиМифологические сюжеты – последствия реальных катастроф. Эта церемония проходила в каждом обществе майя в ближайшие пять безымянных и несчастливых дней в конце прошлого года и предполагала сооружение специальной дороги (вероятно, подобной «тротуарам» классического периода) к идолу, размещённому в одном из четырёх направлений, сразу за городской чертой ежегодно выбиралось новое направление, с циклом в четыре года и в направлении против часовой стрелки. Но не забывай о свободе своего разума. В некоторых районах Юкатана Чака почитают до сих пор. Ягуаролицый творец Тлалок изображался антропоморфным, зачастую вместе с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг око (иной раз такие круги помещались на его лбу), вместе с клыками ягуара а также змеиными завитками пред носом.
Чак является одним из первых известных богов обширного пантеона майя. Вот таким образом Запад — это место трансформации, подземный лик Небесного Змея. Майя считали, что земля является плоской и имеет форму четырехугольника.
в ст. Первоначально Чак, очевидно, был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы. Одним из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). Уитцилопочтли обещал ацтекам, что приведёт их в благословенное место, где они станут его избранным народом. Даты и символы были насыщены символическими значениями. Разнообразные представления об окружающем мире превращались в образы большого числа божеств. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа.
На его плече была выдолблена голова колибри. С его подданными — тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света -- востоку соответствовало красное дерево, югу -- желтое, западу -- черное и северу -- белое. С этого момента для людей в мире появилось много тайн и загадок. Входами в Шибалбу часто считались глубокие пещеры. В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока. Это высшее божество ратного дела у майя, бог войны, представал в образе человека вооруженного топором.
Текст Махаяны говорит, «Из всех форм Майи, женщина является самой важной». Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Также Чак семантически связан с войной (в классику и постклассику) и последующими жертвоприношениями – непременным атрибутом войны. В жертву приносились рабы и внебрачные дети или сироты, купленные к этому случаю. Согласно некоторым мифам майя, мир создан парой богов – Кукульканом и Хуроканом.
На голове Тлалока – зубчатая корона, тело – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин с водой. Чак сначала покровительствовал очистке участков под посевы. Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом в их ведении были и реки и озёра.
Верховным владыкой богов Майя считался Ицамна. Большая часть из них еще не изучены. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. Жертвы могли быть небольшими животными, «кровопусканиями» высокими должностными лицами и, хотя и нечасто, человеческими жертвами. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали, цоцили, тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме, Шикирипат, Ах-Альпух, Кучумакик, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак (у киче) и др.
С культом этой богини был связан один очень любопытный обряд. Восток Восток — это направление восхода солнца и весны. На кресте четырех сторон света полярность Восток — Запад формирует горизонтальную ось. Когда говорят главные боги майя, подразумевают и еще одно существо, Кавиля. С точки зрения мужского принципа Духа (который находится в поисках устойчивого, вечно действительного и совершенно божественного) она — выдающаяся загадка.
Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые на севере и т. д. А внутри пирамиды наблюдается странное акустическое явление, можно услышать крики птицы кетцаля. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Затем боги сотворили четырех человек из кукурузы.
Она же, по всей вероятности, была богиней старой луны. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти).
Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Наиболе характерными чертами являются: длинный нос, "змеиные" топоры-кельты (обухом является тело пресмыкающегося), выбегающие из уголков рта змеи, тело как правило, голубого цвета. Религия играла главенствующую роль в обществе древних индейцев майя. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука.
С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Главным писцом, который соответствовал визирю при дворах Старого Света, был так называемый Ах-Кутун (Ah Kutun, «он от священных книг»), то есть государственный библиотекарь. Миктлантекутли) и основателем культуры. А все мироздание представлялось в виде дома Ицамны, опорой которого были гигантские игуаны. Иконографические облики их различны. Во времена расцвета цивилизации майя одним из главных богов был бог кукурузы. Вот таким образом в руках его постоянно факел и каменный топор, да и само имя переводится как «топор».
Юкатан образовался 75млн лет назад после падения метеорита. Однако, главный бог майя это далеко не бакабы или Уицилопочтли, это Ицамна. Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н. э. Он – сын Коатликуэ. Это сторона света, где всегда изобилие. Он был связан с жизнью и деятельностью богов.
Например, часто встречались номера 4, 9, 13 и цветовые направления. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху – хвостами отсюда и собственное имя Ицамна и ассоциациями со странами света и цветовой символикой. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. Мифология майя. Титул жреца, Ах-Кин (Ah Kin— «он от солнца»), говорит о связи с календарём и астрономией и в их обязанности включались не только проведения ритуалов, но и образование.
В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. Само имя бога и означает в переводе «дом Игуаны».
Письменность майя. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Считается, что молодая полуобнаженная женщина, очень запоминающееся изображение которой можно найти в «Дрезденском кодексе», представляет собой богиню Луны Иш Чап (Женщину), которая, возможно, являлась супругой Ах Кинчила. Также Тескатлипока был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек. Вот таким образом в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики.
Его символ смерть и перерождение природы. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Религиозная система майя жива и сегодня, с её обрядами живут миллионы представителей современных майя, которые, хотя и имеют особенности, присущие каждому народу, унаследовали большинство традиций от некогда большой классической культуры.
Народ майя Юкатана предлагал ей жертвы так же, как это делали в северной Индии — в те же самые сезоны, определённые теми же самыми звёздами. «Звёзды майя» совпали со звёздами созвездия Скорпиона на индуистских и греческих диаграммах. Другая версия — она была Матерью-богиней Маяуель мексиканской Агавы, названа «Женщиной с Четырьмястами Грудьми», лелеющей мир и ко всем существам в мире она относится по-матерински. Юг символизирует производящую силу, которая дает жизнь всему сущему. Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу. Майя полагали, что каждой сфере деятельности покровительствует определенное божество.
Он убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку"). От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal). Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт. В этом темном и холодном царстве их души еще долго скитались до окончательной смерти. Но остерегайся своего самомнения.
Племена верили, что эти сверхъестественные существа, боги дождя, повелители ветра и огня, научили их ловить рыбу, охотиться, заниматься земледелиям, проводить научные расчеты, в частности математические и астрономические замеры и вычисления. Так когда майя сеют маис, они посылают зерна в подземное царство, но маис «возрождается» в виде молодого ростка. Я твоя свободная воля.
Мифология ацтеков. Из божеств, относящихся к женскому полу, наибольшее значение имела красная богиня (жена бога дождя). Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития.
В них находились храмы, дороги, статуи. На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове – коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках – фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Его жена – Миктлансиуатль. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет.
Согласно Священному Календарю, каждым годом правит одна из сторон света. Дом Мрака был погружен в вечную тьму. Майя очень почитали Чаков, проявления силы которых они видели в громе и молнии.
Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 – 5 вв. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. В конце они победили царей Шибалбы в игре в мяч, но всё-таки были казнены.
Богиню луны звали Иш-Чель. Частично это разнообразие богов исходит от многоликости богов майя. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун) период в 20 катунов (бактун) и так далее. Позднее главным богом стал Ицамна – старик с крючкообразным носом и бородкой. Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (И. -Кавиль – олицетворение урожая, И. -Туль – плохих дождей, портящих посевы, И. -Кинич-Ахав – солнца, И. -Каб – земли, И. -Кабуль – творец, создатель мира), жрецы разрабатывают сложные мифологемы, чтобы увязать все эти аспекты одного божества в единое целое.
В различные периоды истории в легендах индейцев Кукулькан упоминается как покровитель, бог дождя, ветра, земли и других ипостасей природы (религии индейцев были свойственны множественные воплощениях божественных существ). Имел много ипостасей из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлаyискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. Как уже упоминалось, майя верили в циклическую природу времени (см. С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой.
Последним подвигом была победа над царями Шибалбы. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних» или «несчастливых» дней. Эта кровь, как и в Европе, символизировала царское происхождение. Его изображения начинают встречаются на предметах относящихся к преклассическому периоду.
Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично) они дают или изображения фигур или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Фактически этот бог тождественен мексиканскому Миктлантекутли. Бог огня майянцев выполнял функции защитника царских династий и городов, подчинявшихся им. Он позволял им созерцать все, даже богов на небесах.
Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль (сердце гор) – ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо. В этот же период y Кецалькоатля появляются и функции покровителя жречества: по мифy, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. Вся календарная система у майя была настолько сложной насколько и стабильной. Майя считали Землю головой Ицамны, а небосвод – его туловищем. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. За это Шкик изгнали из подземного мира.
Кецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков — Толлана. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». Часто эти группы воспринимались как единое целое. Вторая сторона Зодиакального круга – мертвая.
В ацтекской лирике метафора «красное и черное» выражает представление о полноте, завершенности. Его ведению подлежали водные растения и съедобные улитки. Очевидна и несомненна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. Для прироста и маиса и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти).
Зачастую они принимали форму «аналогичного волшебства», например, выливание воды в огонь, чтобы вызвать дождь. Под землей также существовали свои девять слоев, своего рода, круги ада древних майя.
Письменность майя была иероглифического типа. Эквивалентом этой горизонтальной оси креста в Магическом Колесе племен североамериканских индейцев является Магический Путь или «Добрая Красная Дорога».
Чаще всего он изображался в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине от локтей свисают руки жертвы с растопыренными пальцами. В народной книге майя «Пополь Вух» содержится несколько мифологических циклов. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках. Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии.
Глядя на Восток, шаман оставляет Юг справа от себя. В переводе с индейского языка Ицамна – дом ящерицы или дом игуаны. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву и женщины, умершие при родах.
Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли, рождённого от Коатликуэ. В легенде говорится о летучей мыши, что она промежуточное создание между птицами и животным и вот таким образом ей грозит гибель. Одним из наиболее значимых и наиболее древних богов майя являлся Чак (Chak, Chak Xib Chak, Yaxha Chak). Змеи в её волосах и клешни вместо рук отмечают её общее происхождение с ацтекской богиней Коатлике (Coatlicue), матерью всех людей и богов. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли. Индейцы назвали их шочитрил (xochitril).
Это высшее божество ратного дела у майя, бог войны, представал в образе человека вооруженного топором. На востоке стоит красное дерево, на юге – желтое, на западе – черное, на севере – белое. Души перевоплощаются на Небесах, как возрождается весной земля. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками.
Например, женщины, умершие в родах и воины всегда попадали в некое подобие рая. Согласно мифам майя, в центре Земли растет дерево, проходящее через все небесные сферы. Таким образом появились первые предки майя. Оно способно погубить все твои старания. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). За миллионы лет, таким образом, этот полуостров превратился в гигантскую пористую губку. Это лишь немногие из испытаний для душ умерших. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб.
Сохранился поздний миф майя о сотворении мира. По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом». Этот бог тесно связан с дождем и грозовыми явлениями: свечением (молния), у майя цельталь "Чахук", что означает "луч" или "гром". Согласно их мифам из него фонтаном извергаются кровь и сгнившие тела.
Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. Важной деталью его изображений также являлась нога в форме змеи. В Дрезденской рукописи он назван Шиб – "страх" (миром мертвых у майя киче является Шибальба – "место страха"). В легендах Эк-Чаух упоминается как бог торговли майя, а на изображениях предстает в виде странника, опирающегося на трость и несущего тяжелую ношу за спиной. Ицамна, Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных божеств.
Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Скандинавская Майя, персонифицирована в беременную мать хаоса перед началом: Ginnungagap. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света.
Годы, в которые правит Юг, считаются наиболее благоприятными для сельского хозяйства. до н. э.
Бог Мишкоатль Бог МишкоатльМишкоатль (Mixcoatl) – "облачный змей", (IxTak Mixcoatl) – "белый облачный змей". Туда попадали грешники, не удостоившиеся места на небесах. Возможно, бог грозового неба. Были известны разные способы умерщвления жертвы. И именно Вы можете стать первыми, кто вкусит пользу от этих знаний. Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) – владыка царства мёртвых. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя.
Этот смертный защитник индейцев являлся покровителем путешественников и торговцев. В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву. В Центральной Мексике его имя – Тлалок.
Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Дом Ягуара был населен хищными зверями, которые могли разорвать на части. Это произошло при вожде Теноче.
Чак мыслился как в единственном числе так и во множественном (четыре Чаки, связанные со сторонами света и цветовой символикой: восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый). Это произошло при вожде Теноче. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы.
Если интерпретации жрецов предсказывали скверное время, для успокоения богов приносились жертвы. В классические времена Север считался эквивалентом «верха», места, где солнце пребывает в зените. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник). Ицамна становится творцом мира изобретателем письменности, основателем жречества.
и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal). Много майя преследовались за свою веру на протяжении веков начиная с прибытия европейцев. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности.
Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений. Наконец, нередко можно было встретить божественную пару – мужское и женское божество, которые были одновременно и отдельными богами и символизировали единство противоположностей и могли рассматриваться как одна «божественная единица». Тескатлипока носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) – "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов и вот таким образом его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl – зеркало, Ipoka – дымящееся). Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян.
Последние занимают связующее положение между половинами Зодиакального круга. Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо". Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы). Представления майя были похожими.
В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилияптицаягуар) или антропоморфный – старик. Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или кайманихи, спутника и ипостаси «богини с косами», владыки съедобных улиток и водных растений.
На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров.
На Западе обретает конец все сущее живые существа погибают подобно тому, как еженощно умирает солнце, заходя за западный горизонт или мертвеют гонимые ветром осенние листья. Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т. е. Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. Каждый ритуал майя диктовался календарём, самый главный цикл которого составлял 260 дней.
Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет.
Пока первые люди спали, боги сотворили для них четырех женщин. Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны.
Сперва они победили злых сводных братьев, превратив их в людей-обезьян (которые позднее стали покровителями художников, артистов и танцоров). А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Бог Кукулькан отметился и еще одним значимым достижением.
Обычно они изображаются в момент возрождения своего отца или во время игры в мяч. На вершине Сейбы сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство. Во-первых, многие боги были не одной персоной, а четырьмя, соответствующими каждому направлению.
Важной деталью его изображений также являлась нога в форме змеи. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. Пожалуй, самый значимый бог. Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. Каждому человеку при рождении даруется свобода.
Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Как любая форма Кали, она была Создателем, Началом. Обратись ко мне за даром мудрости, я помогу тебе ощутить всю полноту бытия. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов.
Они имели соответствующие стороне света цвета. У поздних майя Кукулькан (как и Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла.
С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Представители элиты классического периода были помешаны на крови, как собственной, так и крови врагов.
На Юкатане до сих пор проводится церемония вызывания дождя под названием ча-чак (дождь, по представлениям юкатекских майя, является продуктом жизнедеятельности Чака). Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т. д. Это дорога, которая ведет нас от рождения к духовной трансформации, Дорога Жизни. С культом этой богини был связан один очень любопытный обряд. Его женой была Иш-Чель (Ix Chel, «Леди Радуга»), старая богиня прядения, медицины и деторождения, которая также была богиней Луны. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры.
В этом Мировая девственница была связана с идеей иллюзии, создавая «видимое». Это универсальное имя достигло и западного полушария. Его символом была смерть и возрождение природы. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз.
Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco). Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. По легенде, он отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо, где она стала луной.
Они верили в существование богов плодородия, охоты, стихий, небесных светил. Тлалок (Tlaloc) – "заставляющий расти", в мифологии народов Мезоамерики, бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао. Согласно поздним источникам, предыдущий мир умер в «большом потопе» (идея, которая также найдена у ацтеков), когда небо упало на землю и свет исчез. В углах плоской земли жили добрые боги дождя, каждый из которых именовался Чак и имел свой цвет. Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Поскольку лицо шамана майя, как правило, обращено к Востоку, Запад остается у него за спиной.
Боги Кукумац, Хуракан и богиня Тепев создали землю, долины и горы, животных и растений. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ они могли также предсказывать будущее. Календарь майя Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов.
Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом». Этот смертный защитник индейцев являлся покровителем путешественников и торговцев. Леди Кровь была изгнана наружу, где родила новую пару легендарных героев-близнецов, Хунахпу и Шбаланке (имена даны языком киче, а не языком классических майя).
Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. и будет уничтожен 21 (или 23) декабря 2012 года, когда современный цикл так называемого длинного счёта подойдет к концу. Эти ритуалы символизируют перерождение земли. Все остальные боги, включая Бакабов, были потомками названной пары, они именуются «старой парой предков» в книге Пополь-Вух. Богом торговцев и выращивателей какао (которое ценилось как валюта) был Эк-Чувах (Ek Chuwah), с чёрным лицом и длинным носом.
В майянском пантеоне главным богом ветра являлся Хуракан (стоит понимать, что религия индейцев включала в себя несколько воплощений каждой стихии, у каждого явления был свой покровитель и зачастую не один, это касается и бога ветра). В первый раз человеческая цивилизация погибла от солнца, второй и третий раз – от ветра и воды.
Потому и тема подземного царства была очень распространена на найденной керамике майя. Майя представляли его в виде беззубого старца с морщинами на лице. На нем имеется множество пещер, затопленных водой.
Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. В 10 – 16 вв. Это были боги дождей, ветра, поддерживающие небеса и т. д. Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе.
Кровь, пролитая правителями и представителями их семей имела важное ритуальное значение. Целью этих действий было увеличение охотничьей добычи, производства мёда и воска ит. д. Майя были уверены, что их предки родом из далеких северных пещер. Реконструировать космологию майя чрезвычайно сложно, хотя бы потому, что у ученых наличествует неполная информация о ней. И последнее, каждый астрономический бог имел своего подземного двойника, который появлялся в то время, когда звезда или планета «умирала», достигнув горизонта и существовал до появления её с противоположной стороны. Его представляли как молодого человека в высоком головном уборе.
Он, как правило изображается в виде скелета с таким непременным атрибутом как "мертвый глаз" (обычно их несколько), который вписывается в элементы "костюма" и/или компонует ожерелье бога смерти. Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев» имевших собственные названия. Перед и во время проведения ритуалов был суровый пост, с запретом многих продуктов питания и сексуальной активности, а также, принимающие участие в ритуалах проводили членовредительства своего тела, протыкая иглой уши, щёки, губы, язык и пенис, а истекающая кровь использовалась для смазки идолов.
Хурокан – бог природного начала и всех буйных природных сил. Для человека боги создали время на поверхности земли. В рукописях майя этого бога изображали в виде пожилого человека с ястребиным — «римским» — носом. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Имел много ипостасей из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp.
Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. На голове у нее была змея, а вместо ног лапы хищного зверя. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней.
Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь, вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля.
Он творец мира, основатель жречества изобретатель письменности. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко. Например, боги отвечали каждому из 13 уровней неба и 9 уровней подземного царства.
На протяжении истории цивилизации майя эти боги меняли свое значение. Хуракан в переводе с языка индейцев означается бросающий вниз. Как и Запад, он ассоциировался с родовыми предками, покинувшими этот мир.
Они попробовали слепить человека из глины, но результат им не понравился. Во-вторых, многие боги имели спутника (мужа или жену) противоположного пола, — отображение мезоамериканского принципа дуализма и единства противоположностей. Говоря о размеренной жизни, в первую очередь стоит упомянуть бога-странника. Глиняный человек не мог двигаться, разваливался на куски. Богом земледелия был Шипе.
Тело жертвы после ритуального убийства сбрасывалось со ступеней пирамиды. Кавиль – бог войны майя, покровитель грозы, бури, шторма и повелитель погоды. Майя (др. -инд. В 1-6 вв.
Эта религиозная система была установлена к архаичным временам, задолго до рассвета цивилизации майя на протяжении классического периода (II—IX века). Тлалок (Tlaloc) – заставляющий расти, господь дождя а также грома, сельского хозяйства, огня а также южной стороны света, повелитель всех съедобных растений около майя – Чак, около тотонаков – Тахин, около миштеков – Цави, около сапотеков – Косихо-Питао. Колониальное и современное его юкатекское имя – Кизин ("скопление газов") и Вак Митун Ахау (возможно, Митун это мифический топоним, преисподняя, Миктлан у ацтеков). Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты. Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии.
Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д. ), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.
Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам. Люди оказались непокорными и непочтительными. Ему соответствует белый цвет. Когда шаман майя стоит лицом на Восток, Север находится от него слева. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. В послеведийский период Майя нередко выступает в персонифицированном виде как божественная женщина небесного происхождения иногда отождествляемая с Дургой: Майя, жена демона Шамбары, воспитавшая сына Кришны Прадьюмну (воплощение бога любви Камы), а затем ставшая его женой. Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. и проявлениями одной и той же сверхъестественной сущности. Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – колибри юга, колибри левой стороны.
Говоря о размеренной жизни, в первую очередь стоит упомянуть бога-странника. Корнем этого слова является йаш — «зеленый», так что понятно, какой цвет соответствует Центру. Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов – владык подземного мира, Болон-Ти-Ку.
Боги уничтожили его и попытались создать человека из дерева. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли. Большая же часть людей попадала после смерти в подземный мир.
Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Имелись и другие способы датирования. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа. В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac) бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch) бог смерти – Кими (Cimi) владыка неба – Ицамна (Itzamna) бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah) богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab) богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel) верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz) бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash) бог огня и грозы – Уракан (Huracan) демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие. Уже после деяний бога ветра на землю были добавлены растительный мир и люди, сделанные из кукурузы.
Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Наиболее жестоким даром богу было трепещущее сердце, вырванное у живого человека.
В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (вот таким образом Тлалок изображался иногда в виде кувшина). С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. н. э. Я человек – Эб. Центр является зеленым еще и потому, что это место, где растет Древо Жизни. Природные колодцы имеют связи с этими тоннелями.
Кавиль (Kauil). Их мировоззрение представляло собой весьма сложную политеистическую религиозную систему. Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – Колибри юга, он с юга, колибри левой стороны, колибри-левша. К народу майя относилось несколько племен. Ниже приведены главные боги майя. Верховным богом майя являлся Ицамна. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности. Он также родом из долины Мехико, где был известен как покровитель торговцев «Бог Л», но позже стал богом войны и в этой роли появляется в Дрезденском кодексе. Ещё его изображали в виде колибри, либо с перьями колибри на голове и на левой ноге и с чёрным лицом, держа в руках змею и зеркало.
Во главе этого списка находился Кукул-кан — бог-покровитель правящей касты. Бакабы имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать, что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или насекомых (паука, пчёл). Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Также в мифологии говорится о богах войны и смерти. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков.
Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет. Он является творцом мира и основателем жречества, создателем письменности.
По углам скамейку подпирали змеи. Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало. В этой ипостаси Майя идентифицируется с женой Камы Рати.
Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. Одна половина этого круга живая. Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем.
Сапотеки считали его покровителем своей нации. Запад Запад —это сторона заката солнца, владения осени. Следует назвать также богиню луны, покровительницу ткачества, медицинских знаний и деторождения Иш-Чель. Первые изображения Кецалькоатля, обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв.
Важной чертой этой пещеры являются многочисленные иероглифические тексты (до нас дошли около 400 текстов) и изображения, выполненные на стенах чёрным углём. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Бог майя Кукулькан переводится как пернатый змей или крылатый змей. Каждый из углов был направлен в свою сторону света, которая имела свой собственный цвет.
Ицамна – одно из древнейших божеств майянцев. После него почти все люди погибли, а те, что уцелели, превратились в небольших обезьян. Ранее он уже создавался и погибал.
Вот таким образом он связывает как свою судьбу, так и своих «физических» детей с Востоком. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Сами иероглифы — не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней.
Для прироста маиса и людей он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи. Север Другая ось креста Четырех Направлений тянется с Севера на Юг. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Наиболее часто упоминаются: Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух (у киче) и др.
Она была больше, чем Майя-Мать она была также Maga Бабушка-богиня и Almaya Мандэина Кристиана, названная «Вечностью». Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. К примеру, она должна была преодолеть реку. Обычные атрибуты Чака – топор или пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев).
эль-indio muere (когда большая сова поет индеец умирает). Братья совершили множество и других благодетельных и удивительных поступков. Не менее почитаема у майя была жена Ицамны – богиня Иш-Чел. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Они отличаются по происхождению, в том числе различно и время их создания. Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя.
С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе. Хуракан в переводе с языка индейцев означается бросающий вниз. По некоторым данным их более двух сотен.
У майя также были боги имеющие отношение к смерти и загробной жизни: Ах Пуч (бог смерти, владеющий миром мертвых), Кими (бог смерти), Иш-Таб (богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств), Зипакна (демон подземного мира). Тескатлипока соблазняет старого Кецалькоатля и тот нарушает свои же запреты: пьянствyет, вступает в общение с сестрой. На ней находятся млекопитающие.
В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. календарь майя). В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. Чтобы умилостивить богов им приносили жертвы – растения, животных, а нередко и людей.
В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Каждой стороне света майя приписывали наличие нескольких богов. В вишнуизме, как и в целом ряде направлений древнеиндийского умозрения, Майя обозначает иллюзорность бытия, вселенной, воплощённой в Вишну действительность, понимаемую как грёзу божества и мир как божественную игру (лила). На вазах и тарелках часто изображаются бог Маиса, Вукуб-Какиш, боги-обезьяны, Хунахпу и Ишбаланке. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Верховным богом пантеона майя был Ицамна (Itzamna, «дом ящерицы»), который изображался в кодексах в виде старика с римским носом изобретатель грамотности и покровитель образования и наук. В 1 – 6 вв.
К этому дереву пришла дочь владыки подземного мира, Шкик. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Когда Атлас, во главе с гигантами, принял участие в восстании против богов Олимпа, в наказание он должен был держать мир на своих плечах. Майя и её сестры оплакивали оскорбление отца.
Его супругой была Иш Чель — «Госпожа радуги», старая богиня, под покровительством которой находились ткачество, медицина и деторождение. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. В «Пополь Вухе» описывается необычное рождение этих близнецов. numen, «божество») персонажам иллюзия, обман. Его цвет — желтый, это цвет спелого маиса.
Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. В не затопленных в то время пещерах были построены целые города. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник).
Перед тем как снова появиться на небе, он превращался в одного из богов подземного мира. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Этот бог индейцев майя, богиня Иш-Чель, почитался всеми женщинами майянского племени. Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому.
Они сливались в едином мировоззрении, которое отражалось в искусстве того времени. Чёрный и красный ягуары были связаны с богами дождя и сторонами света. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Помощники на твоем пути: открытая душа, мудрость, влияние и направленность. Этот бог индейцев майя, богиня Иш-Чель, почитался всеми женщинами майянского племени.
Вот таким образом Юг символизирует мужскую энергию, силу и плодовитость семейного рода. Первым в этом списке идет бог смерти, чье имя Кими (Cimi). Сейчас найдена более чем сотня пещер с остатками захоронений и изображений майя, часто такими же священными местами считаются и сеноты. Боги наслали на них потоп.
Итак, Север символизирует мудрость, приобретаемую нами от предков. По углам скамейку подпирали змеи. В народных представлениях упоминается множество Чаков. культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке.
Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови. Юг В классические времена Юг считался эквивалентом «низа». Они велели лисице, койоту, попугаю и ворону принести по початку кукурузы. Кецалькоатль (Quetzalcoatl) – змея, покpытая зелёными пеpьями или драгоценный отец змей, сметающий дороги, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана. Тлалок был владыкой третьей из пяти ацтекских мировых эпох.
В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2, 5 тыс. Майя-Shakti — Ив, «Вечное Женское» : она заставила своего супруга съесть яблоко. Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. О пантеоне майя известно очень мало, хотя можно сказать, что их мир был наполнен богами.
Большая часть найденной керамики имеет похоронное значение, такая керамика часто содержала пищу и воду «в дорогу». Желтый Человек – двенадцатая печать календаря Цолькин (Tzolkin). В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. Древние майя считали, что эти колодцы являются проходами в подземные миры. Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше. Она была также духом постоянно живущим в женщинах.
Не зря эти существа, бог любви майя и тепла и божество дождя, по мнению индейцев, несли ответственность за сельское хозяйство и в частности за урожай. Наиболее известные из этих источников— сборники текстов религиозного характера Пополь-Вух (написанный языком киче) и Чилам-Балам. сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы.
Потом этот бог стал цвести и созревший на нём плод сорвался с него, раскололся на множество мелких кусочков, раскидав по земле всё, что нынче существует. Он ежедневно сражается с силами ночи и тьмы, не позволяя им проглотить солнце отсюда его связь с культовыми объединениями воинов-орлов. человек. Письменность ацтеков. Там их предательски убили. Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом».
В отличие от ацтеков, жрецы майя не придерживались целибата. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова. Юкатекско-майянское слово, обозначающее «центр», — йашкин. Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).
В майянском пантеоне главным богом ветра являлся Хуракан (стоит понимать, что религия индейцев включала в себя несколько воплощений каждой стихии, у каждого явления был свой покровитель и зачастую не один, это касается и бога ветра). Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. Возглавлял это число Кукулкан (Kukulkan), преемник Кавила в качестве покровителя правящей касты, культ которого возник уже в пост-классический период и достиг расцвета при приходе тольтеков на Юкатан. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поражения в Толлане удалился на плоте из змей в восточнyю заморскyю странy Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана.
Вход в него охраняла летучая мышь. У древнего племени майя были развиты наука, религия, культура.
В различных легендах часто упоминается название тех мест – Тулан. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками.
За каждый из них отвечал свой бог. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Попасть туда очень сложно и усопшим в этом помогали жрецы. На голове Тлалока – зубчатая корона, стан – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин вместе с водой.
Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Некоторые божества имели вид животных или птиц. Кровь проливалась по важнейшим датам календаря, чаще из языка женщин и пениса мужчин.
Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени. Каждая цветная троица правила годом. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками.
Голову отца (Хун-Хун-Ахпу) повесили на дереве. После смерти людей их души отправляются в высшие или низшие миры. Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. У майя имелось большое количество богов смерти их имена варьируются в зависимости от племен, у которых они засвидетельствованы. Оно проникало во все миры и связывало их между собой.
Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Кроме этих богов, в пантеоне майя существовали покровители социальных классов и профессий. Племена разговаривали на схожих словах и имели схожие верования. «Добрый» или «злой»— часто также не постоянная характеристика богов майя.
Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Тонатиу – покровитель союза "воинов-орлов", его символ – орёл. лет. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев. В результате разрушения известняковых пород ливнями на полуострове образовалось огромное число природных колодцев.
Когда они подросли, братья осуществили много героических поступков (типичная роль для богов-близнецов в религиях Мезоамерики). А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы.
Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо. Почитали также бога и богиню маиса.
Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. Он – сын Коатликуэ. Ягуаролицый бог Тлалок изображался антропоморфным, часто с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают.
В классический период встречаются и антропоморфные его изображения. После этого близнецы стали Солнцем и Луной.
На его плече была выдолблена голова колибри. Когда говорят о главных богах майя, подразумевают и еще одно существо, Кавиля. Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии майя одно из главных божеств. Стены некоторых строений на Юкатане представляют собой изображение лика Ицамны.
Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. Своим покровителем Ицамну считали вожди и правители, а также майянская знать. Дорога в Преисподнюю — это дорога на север неба. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Голова плюнула в ее ладонь и девушка забеременела.
Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Этого бога почитали как изобретателя письменности и покровителя ученых и учености. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кетцалькоатля и тольтекские представления об этом божестве, а также более древние верования майя в связанных с культом дождя облачных змеев. Все остальные боги, включая и Бакабов, были, очевидно, потомками этой пары. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными.
Кецалькоатль – сын Мишкоатля и Чимальмат. Во-первых, многие боги майя имели несколько персонифицированных проявлений, нередко не менее четырёх (например, по количеству сторон света), которые почитались под индивидуальными именами в зависимости от конкретной ситуации. Многочисленные Чаки живут в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах). Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. Обитает он в укромных местах, но чаще всего – в колодце-сеноте.
Например, в рукописи XVIII века «Ритуалы Бакаба» по именам названы 166 богов, в доколумбовских кодексах можно распознать как минимум 30. Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) – "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) – "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) – "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) – "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) – "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) – "Ночной Ветер". В последyющий период Кецалькоатль вступает в борьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Иконографические облики их различны. Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти.
Хобниль был покровителем пчеловодства. Древние легенды повествуют о том, как бог ветра, пролетая над пустой вселенной, одним лишь словом сотворил твердую гладь, впоследствии ставшую землёю. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). календарь майя). Там ее ждали большие испытания, после которых она могла вовеки остаться в пределах мрачных богов смерти.
У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Эти люди оказались слишком умными и догадливыми. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета.
Третьим Солнцем стал Тлалок и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. Чтобы избавить их от страданий, боги превратили их в голубиц. Часть эпики подземного царства также описана в Пополь-Вух эта эпика очень похожа на египетскую «Книгу мёртвых».
В Доме Холода была очень низкая температура. Кукулькан был одним из важнейших существ, божеств в мифологии индейских цивилизаций. Это богам совсем не понравилось и они затмили им взор туманом. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». На ней находятся насекомые, птицы и пресмыкающиеся. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат. Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству.
В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Бог Ах ПучДрезденский кодексВ мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Эта история— важный элемент мифологии майя и зачастую изображается в искусстве. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов.
А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой.