Взглянув на список древне-италийских божеств, между которыми мы часто видим столь близкие аналогии с божествами славянскими, мы находим там богиню Concordia имя которой точно так же значит согласие.
Но способы жертвоприношения мало чем отличались. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Тлалок (Tlaloc) – заставляющий расти, господь дождя а также грома, сельского хозяйства, огня а также южной стороны света, повелитель всех съедобных растений около майя – Чак, около тотонаков – Тахин, около миштеков – Цави, около сапотеков – Косихо-Питао. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. и проявлениями одной и той же сверхъестественной сущности. Бог Ах ПучДрезденский кодексВ мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада.
Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Хурокан – бог природного начала и всех буйных природных сил. Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Кавиль (Kauil).
У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д. ), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией. В ацтекской лирике метафора «красное и черное» выражает представление о полноте, завершенности. Центр является зеленым еще и потому, что это место, где растет Древо Жизни.
Двойственность, присущая отдельным богам, порой поражает. Жертву, выкрашенную голубой краской, укладывали в распластанном положении на жертвенном камне, а четверо помощников (чаки) держали его за четыре конечности. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы.
Наиболе характерными чертами являются: длинный нос, "змеиные" топоры-кельты (обухом является тело пресмыкающегося), выбегающие из уголков рта змеи, тело как правило, голубого цвета. В 1 – 6 вв. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя».
Сперва они победили злых сводных братьев, превратив их в людей-обезьян (которые позднее стали покровителями художников, артистов и танцоров). Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе.
В различные периоды истории в легендах индейцев Кукулькан упоминается как покровитель, бог дождя, ветра, земли и других ипостасей природы (религии индейцев были свойственны множественные воплощениях божественных существ). человек. Письменность ацтеков. Говоря о более продолжительных временных периодах, следует отметить, что каждый катун или двадцатилетний период, на которые майя делили время, находился под покровительством одного бога, а поскольку существовало тринадцать катунов, то можно предположить, что каждый из богов рая, состоящего из тринадцати «кругов», владел правами на один из катунов.
Это весьма похоже на описание выступления поп-группы на современном городском празднике. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Ранее он уже создавался и погибал. Покровительствовал наукам и образованию, а также играл роль держателя неба. Главным среди них был Кетцалькоатль (на языке завоевателей) или Кукулькан (на языке майя), который, возможно, являлся вождем мексиканцев и впоследствии был обожествлен.
Помощники на твоем пути: открытая душа, мудрость, влияние и направленность. Вот таким образом в руках его постоянно факел и каменный топор, да и само имя переводится как «топор». Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые на севере и т. д. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву.
В каждом из «кругов» рая и ада был свой бог. Его сын, Итзамна, был богом неба, а также богом ночи и дня. Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты.
Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т. е. Среди них были боги звезд и планет, такие как бог Венеры и бог Полярной звезды. Движения чиканов в горах вызывают землетрясения.
Его женой была Иш-Чель (Ix Chel, «Леди Радуга»), старая богиня прядения, медицины и деторождения, которая также была богиней Луны. Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Культ Кетцалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания для купцов маленьких индейских городов было обычным делом усердно работать, экономя и откладывая деньги для того, чтобы лет через двадцать потратить все на шикарный банкет в честь великого Кетцалькоатля.
Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Ицамна становится творцом мира изобретателем письменности, основателем жречества. Верховным богом пантеона майя был Ицамна (Itzamna, «дом ящерицы»), который изображался в кодексах в виде старика с римским носом изобретатель грамотности и покровитель образования и наук.
Но в то же время они были и отдельными божественными образами. В народных представлениях упоминается множество Чаков. Юг символизирует производящую силу, которая дает жизнь всему сущему. Также Тескатлипока был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек. Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам. Согласно одному из вариантов теологии майя Итзамна был отцом всех других богов (кроме Хунаб Ку).
Юкатекско-майянское слово, обозначающее «центр», — йашкин. О пантеоне майя известно очень мало, хотя можно сказать, что их мир был наполнен богами. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Само имя бога и означает в переводе «дом Игуаны». Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. Представления майя об Итзамне были довольно туманными ибо считалось, что своим всемогуществом он непостижим для разума простых смертных, предпочитавших иметь дело с более понятными им божествами, которых имелось великое множество. Для религий Мезоамерики, так же как для религий Востока, характерны представления о повторяющихся циклах сотворения и разрушения. Этот танец назывался «Зоно» и они танцевали его с незапамятных времен».
В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco). Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов – владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. На Юкатане до сих пор проводится церемония вызывания дождя под названием ча-чак (дождь, по представлениям юкатекских майя, является продуктом жизнедеятельности Чака). Бог майя Кукулькан переводится как пернатый змей или крылатый змей. «Добрый» или «злой»— часто также не постоянная характеристика богов майя.
Первым в этом списке идет бог смерти, чье имя Кими (Cimi). По углам скамейку подпирали змеи. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. В результате синкретических процессов Кукулькан у поздних майя почитался в качестве бога ветра, подателя дождей, бога планеты Венеры, основателя нескольких царских династий и крупных городов в частности считался патроном династии Кокомов в городе Майяпан. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху – хвостами отсюда и собственное имя Ицамна и ассоциациями со странами света и цветовой символикой. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. Индивидуально крестьянин майя обычно молился богам в начале дня перед завтраком. Например, боги отвечали каждому из 13 уровней неба и 9 уровней подземного царства.
На голове Тлалока – зубчатая корона, тело – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин с водой. Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). В отличие от ацтеков, жрецы майя не придерживались целибата.
Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом». Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом».
Его жена – Миктлансиуатль. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа. В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac) бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch) бог смерти – Кими (Cimi) владыка неба – Ицамна (Itzamna) бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah) богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab) богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel) верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz) бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash) бог огня и грозы – Уракан (Huracan) демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие. Кровь, пролитая правителями и представителями их семей имела важное ритуальное значение. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках.
В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan).
Тескатлипока соблазняет старого Кецалькоатля и тот нарушает свои же запреты: пьянствyет, вступает в общение с сестрой. Пожалуй, самый значимый бог. В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. лет. Мифология ацтеков.
Миктлантекутли) и основателем культуры.
Фактически этот бог тождественен мексиканскому Миктлантекутли.
Также у майя были покровители охотников, рыбаков, пасечников, художников, артистов, любовников и даже самоубийц. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы). Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Чак мыслился как в единственном числе так и во множественном (четыре Чаки, связанные со сторонами света и цветовой символикой: восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый).
В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Этот добродушный бог представлял собой особый цикл увядания и возрождения природы. календарь майя). Племена разговаривали на схожих словах и имели схожие верования.
Юм-Кааш – бог, который, согласно верованиям майя, покровительствовал плодородию. Последним подвигом была победа над царями Шибалбы. Возможно, бог грозового неба.
Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом в их ведении были и реки и озёра. Для прироста и маиса и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти).
Эквивалентом этой горизонтальной оси креста в Магическом Колесе племен североамериканских индейцев является Магический Путь или «Добрая Красная Дорога». Его цвет — желтый, это цвет спелого маиса. Очень часто количество этих имен у одного бога доходило до четырех. С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Он был беззубым и косоглазым и часто изображался с бородой. Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы.
На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. В другом танце, носящем название «Коломче» или «Танец тростника», по описаниям епископа де Ланда, принимал участие хоровод из 150 танцоров. Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии майя одно из главных божеств. На территории майя богословские системы отличаются друг от друга в различных регионах.
Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли. Неизвестно, какая из религий была первичной и оказала влияние на другую, но ученым известно, что часть своих богов майя взяли из еще более древней культуры, о которой почти ничего не известно сегодня. Его символом была смерть и возрождение природы. Ицамна, Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных божеств. Души перевоплощаются на Небесах, как возрождается весной земля. Он являл собой всё самое благородное и мудрое.
Он – сын Коатликуэ. Другие от изнеможения лишились сознания. Вот таким образом в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. Обитает он в укромных местах, но чаще всего – в колодце-сеноте. Вот таким образом Запад — это место трансформации, подземный лик Небесного Змея.
Он – сын Коатликуэ. По мнению де Ланда, актеры майя отличались остроумием и прекрасной мимикой. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох. Также его упоминали, как бога, повелевающего погодой, в частности, дождями и ветром.
Имел много ипостасей из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Вот таким образом он связывает как свою судьбу, так и своих «физических» детей с Востоком. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. На кресте четырех сторон света полярность Восток — Запад формирует горизонтальную ось. культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке.
Змеи в её волосах и клешни вместо рук отмечают её общее происхождение с ацтекской богиней Коатлике (Coatlicue), матерью всех людей и богов. Много майя преследовались за свою веру на протяжении веков начиная с прибытия европейцев. Каждый из богов в пантеоне майя имел два обличия.
Кровь проливалась по важнейшим датам календаря, чаще из языка женщин и пениса мужчин. Несмотря на это боги ацтеков и майя, а также культы их восхваления продолжают тщательно изучаться и удивляют исследователей своей многогранностью. Крупные морские раковины широко использовались в качестве как барабанов, так и труб. Тлалок (Tlaloc) – "заставляющий расти", в мифологии народов Мезоамерики, бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао. Часть эпики подземного царства также описана в Пополь-Вух эта эпика очень похожа на египетскую «Книгу мёртвых».
Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии. Почти все церемонии майя требовали тщательных приготовлений. Наиболее известные из этих источников— сборники текстов религиозного характера Пополь-Вух (написанный языком киче) и Чилам-Балам. Кукулькан был одним из представителей высшей божественной власти.
Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – колибри юга, колибри левой стороны. Эти ритуалы символизируют перерождение земли. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца.
Для человека боги создали время на поверхности земли. На фреске не изображены все инструменты известные майя. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам.
Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. календарь майя). Из других божеств – бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений.
Устанавливал законы и руководил политическими стремлениями своего народа. Кавиль – бог войны майя, покровитель грозы, бури, шторма и повелитель погоды. По некоторым данным их более двух сотен.
Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Верховным владыкой богов Майя считался Ицамна. Обычно они изображаются в момент возрождения своего отца или во время игры в мяч. В жертву приносились рабы и внебрачные дети или сироты, купленные к этому случаю. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. С культом этой богини был связан один очень любопытный обряд. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами.
Для прироста маиса и людей он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи. Ниже приведены главные боги майя. Верховным богом майя являлся Ицамна. Чтобы умилостивить богов им приносили жертвы – растения, животных, а нередко и людей. Итзамна обычно имел тело ящерицы или игуаны.
В Центральной Мексике его имя – Тлалок. Как уже отмечалось, Кетцалькоатль или Кукулькан, как правило изображался пернатым змеем.
Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). Желтый Человек – двенадцатая печать календаря Цолькин (Tzolkin). В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени.
Например, женщины, умершие в родах и воины всегда попадали в некое подобие рая. Когда они подросли, братья осуществили много героических поступков (типичная роль для богов-близнецов в религиях Мезоамерики). В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. Тело жертвы после ритуального убийства сбрасывалось со ступеней пирамиды. Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Я твоя свободная воля. В 1-6 вв.
В этом случае они воспринимались как цельный бог. Согласно некоторым мифам майя, мир создан парой богов – Кукульканом и Хуроканом. Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). Письменность майя. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали, цоцили, тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме, Шикирипат, Ах-Альпух, Кучумакик, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак (у киче) и др. Хотя некоторые источники утверждают, что майя верили в существование единого бога (Хунаб Ку), который был воплощением всемогущего бестелесного духа, тем не менее главным из богов, которым поклонялись майя, был, несомненно, бог Ицамна, чье имя означает «Дом Ящерицы». Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки).
Запад Запад —это сторона заката солнца, владения осени. Наиболее часто упоминаются: Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух (у киче) и др.
Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) – "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) – "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) – "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) – "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) – "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) – "Ночной Ветер". Частично это разнообразие богов исходит от многоликости богов майя. За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара.
Стены некоторых строений на Юкатане представляют собой изображение лика Ицамны. Если сразу много чиканов плывут вниз по течению, то реки выходят из берегов. В центре круга два танцора изображали охотника и оленя.
В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (вот таким образом Тлалок изображался иногда в виде кувшина). Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли. Его супругой была Иш Чель, которая, таким образом, была матерью всех богов. Также Чак семантически связан с войной (в классику и постклассику) и последующими жертвоприношениями – непременным атрибутом войны.
В конце они победили царей Шибалбы в игре в мяч, но всё-таки были казнены. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль (сердце гор) – ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо. Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Каждый имеет свой цвет (как и бакабы) и ассоциируется с определенным днем.
Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Еще одна из форм жертвоприношения была распространена у майя с Юкатана. Кецалькоатль научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календарю. Заправляла такими областями жизни, как медицина и рождение детей.
Ягуаролицый творец Тлалок изображался антропоморфным, зачастую вместе с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг око (иной раз такие круги помещались на его лбу), вместе с клыками ягуара а также змеиными завитками пред носом. Все остальные боги, включая и Бакабов, были, очевидно, потомками этой пары. Ягуаролицый бог Тлалок изображался антропоморфным, часто с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. К народу майя относилось несколько племен.
Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. Его ведению подлежали водные растения и съедобные улитки. Первые изображения Кецалькоатля, обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. Важной деталью его изображений также являлась нога в форме змеи. Многочисленные Чаки живут в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах).
Обычно имел образ ветхого старика или небесного дракона. Первого из героев-близнецов легко распознать по чёрным пятнам на теле, остаткам кожи ягуара. Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) – владыка царства мёртвых. Большая часть найденной керамики имеет похоронное значение, такая керамика часто содержала пищу и воду «в дорогу». Во-первых, многие боги майя имели несколько персонифицированных проявлений, нередко не менее четырёх (например, по количеству сторон света), которые почитались под индивидуальными именами в зависимости от конкретной ситуации. С Тлалоком были связаны лягушки и змеи.
Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо.
У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. По всей видимости, сами майя не знали ответа на этот вопрос. Как и Запад, он ассоциировался с родовыми предками, покинувшими этот мир. Но определенные условности в изображениях богов часто делают их узнаваемыми. Это произошло при вожде Теноче. Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя.
Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Я человек – Эб. Покровительствовал различным ремеслам и труду вообще. В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь, вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. По всей длине ее волос извивались ядовитые змеи. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический).
Годы, в которые правит Юг, считаются наиболее благоприятными для сельского хозяйства. Очевидна и несомненна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт. На вершине Сейбы сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство. Колониальное и современное его юкатекское имя – Кизин ("скопление газов") и Вак Митун Ахау (возможно, Митун это мифический топоним, преисподняя, Миктлан у ацтеков).
В этом случае тело жертвы, как правило, скатывали вниз по ступеням пирамиды. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. Тонатиу – покровитель союза "воинов-орлов", его символ – орёл. Под землей также существовали свои девять слоев, своего рода, круги ада древних майя. Помимо человеческих жертв в сеноты бросали всевозможные дары. Кецалькоатль (Quetzalcoatl) – змея, покpытая зелёными пеpьями или драгоценный отец змей, сметающий дороги, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана.
Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова. Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 – 5 вв. Майя считали, что земля является плоской и имеет форму четырехугольника.
Он является творцом мира и основателем жречества, создателем письменности. Есть данные, свидетельствующие о том, что длина каждого из этих циклов составляла 13 Бактунов — немногим менее 5200 лет — и что Армагеддон, несущий гибель вырождающимся народам мира и всем живым существам, должен наступить в последний день тринадцатого Бактуна.
Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или кайманихи, спутника и ипостаси «богини с косами», владыки съедобных улиток и водных растений. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней. А все мироздание представлялось в виде дома Ицамны, опорой которого были гигантские игуаны.
Одним из наиболее значимых и наиболее древних богов майя являлся Чак (Chak, Chak Xib Chak, Yaxha Chak). Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Его знаком был пернатый змей, являющийся одним из излюбленных мотивов искусства майя.
И именно Вы можете стать первыми, кто вкусит пользу от этих знаний. На нем играли руками, но иногда пользовались палочками с резиновыми наконечниками. Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Его жена Иш Чель, хотя и считалась добрым божеством, часто принимала обличие сварливой старухи. В майянском пантеоне главным богом ветра являлся Хуракан (стоит понимать, что религия индейцев включала в себя несколько воплощений каждой стихии, у каждого явления был свой покровитель и зачастую не один, это касается и бога ветра).
Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности. Наконец, нередко можно было встретить божественную пару – мужское и женское божество, которые были одновременно и отдельными богами и символизировали единство противоположностей и могли рассматриваться как одна «божественная единица». Изображался в виде змея с оперением, ягуара или орла. Музыканта, допустившего ошибку в ритме, ждало наказание. Целью этих действий было увеличение охотничьей добычи, производства мёда и воска ит. д.
Чаки изображались с хоботом, как у тапира или слона и с выступающими вперед зубами. Если интерпретации жрецов предсказывали скверное время, для успокоения богов приносились жертвы. Вот таким образом одно божество имело в наличии несколько сущностей. А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Ицамна – одно из древнейших божеств майянцев.
Не менее почитаема у майя была жена Ицамны – богиня Иш-Чел. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Каждый бакаб ассоциировался с одной из сторон света и определенным цветом. Форма его головы была настолько вытянутой и заостренной, что напоминала лист маиса.
Многочисленные боги майя превратились в христианских святых (как это произошло во многих странах Европы на заре развития христианства) и старинные праздники майя были увековечены в днях того или иного святого. За каждый из них отвечал свой бог.
Третья причина – два божества, мужское и женское, сливались друг с другом, олицетворяя некое божественное начало, единство противоположностей. Эта церемония проходила в каждом обществе майя в ближайшие пять безымянных и несчастливых дней в конце прошлого года и предполагала сооружение специальной дороги (вероятно, подобной «тротуарам» классического периода) к идолу, размещённому в одном из четырёх направлений, сразу за городской чертой ежегодно выбиралось новое направление, с циклом в четыре года и в направлении против часовой стрелки. Чак сначала покровительствовал очистке участков под посевы.
Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. Корнем этого слова является йаш — «зеленый», так что понятно, какой цвет соответствует Центру. Возглавлял это число Кукулкан (Kukulkan), преемник Кавила в качестве покровителя правящей касты, культ которого возник уже в пост-классический период и достиг расцвета при приходе тольтеков на Юкатан.
Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет. Вся календарная система у майя была настолько сложной насколько и стабильной. В его честь великие цари называли своих детей, возводили пирамиды и устраивали массовые церемонии жертвоприношений. Наказывая зло и поощряя добро, он испытывал людей искушениями, пытаясь спровоцировать их на совершение греха. Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень. В Дрезденской рукописи он назван Шиб – "страх" (миром мертвых у майя киче является Шибальба – "место страха"). Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Говоря о размеренной жизни, в первую очередь стоит упомянуть бога-странника.
Иконографические облики их различны. По углам скамейку подпирали змеи.
эль-indio muere (когда большая сова поет индеец умирает). Так что нередко два разных бога, «молодой» и «старый», были одновременно и самостоятельными фигурами пантеона, с собственными мифологическими сюжетамиМифологические сюжеты – последствия реальных катастроф. Например, часто встречались номера 4, 9, 13 и цветовые направления. К числу малоизвестных богов относились: бог татуировки, бог акул, бог птицы чачалака, бог балче (разновидность вина), бог оленей и бог игроков в мяч. Его супругой была Иш Чель — «Госпожа радуги», старая богиня, под покровительством которой находились ткачество, медицина и деторождение. Каждый ритуал майя диктовался календарём, самый главный цикл которого составлял 260 дней.
История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Она же, по всей вероятности, была богиней старой луны. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Важной чертой этой пещеры являются многочисленные иероглифические тексты (до нас дошли около 400 текстов) и изображения, выполненные на стенах чёрным углём.
Туда попадали грешники, не удостоившиеся места на небесах. Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (И. -Кавиль – олицетворение урожая, И. -Туль – плохих дождей, портящих посевы, И. -Кинич-Ахав – солнца, И. -Каб – земли, И. -Кабуль – творец, создатель мира), жрецы разрабатывают сложные мифологемы, чтобы увязать все эти аспекты одного божества в единое целое. Верховный бакаб, носивший имя Хобнил, являлся также богом пчел и покровителем пчеловодов.
На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове – коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках – фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. Мифология майя. Стоит вспомнить все споры, кипевшие вокруг христианской доктрины о божественном триединстве.
Вдоль ведущих в деревню дорог располагались храмы, где можно было помолиться, а снаружи лежали груды камней, куда человек добавлял один камень после каждого обращения к богу. Эк Чуах также является богом какао, поскольку какао-бобы в отдельных случаях использовались купцами в качестве денег. Оно проникало во все миры и связывало их между собой.
А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. Например, в рукописи XVIII века «Ритуалы Бакаба» по именам названы 166 богов, в доколумбовских кодексах можно распознать как минимум 30. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник). Как уже упоминалось, майя верили в циклическую природу времени (см.
Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Этот бог тесно связан с дождем и грозовыми явлениями: свечением (молния), у майя цельталь "Чахук", что означает "луч" или "гром". На голове Тлалока – зубчатая корона, стан – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин вместе с водой. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal).
Согласно поздним источникам, предыдущий мир умер в «большом потопе» (идея, которая также найдена у ацтеков), когда небо упало на землю и свет исчез. Его символ смерть и перерождение природы. Жертвы могли быть небольшими животными, «кровопусканиями» высокими должностными лицами и, хотя и нечасто, человеческими жертвами. Бог Кукулькан отметился и еще одним значимым достижением. Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы.
На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия.
Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Он был самым миролюбивым божеством, почему и заслужил всеобщее признание простого народа. Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Его изображения начинают встречаются на предметах относящихся к преклассическому периоду.
Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н. э. Он также родом из долины Мехико, где был известен как покровитель торговцев «Бог Л», но позже стал богом войны и в этой роли появляется в Дрезденском кодексе. Кажется, что жрецы появились в течение раннего постклассического периода под влиянием тольтеков.
Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Тескатлипока носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) – "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов и вот таким образом его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl – зеркало, Ipoka – дымящееся). Но не забывай о свободе своего разума.
Сапотеки считали его покровителем своей нации. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой.
С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Бог Мишкоатль Бог МишкоатльМишкоатль (Mixcoatl) – "облачный змей", (IxTak Mixcoatl) – "белый облачный змей".
Религия играла главенствующую роль в обществе древних индейцев майя. Богиня представляла собой женскую вариацию бога Ицамны. Бог огня, Кинич Ахау, согласно мифологии был связан с покровителем водной стихии Чааком. Несмотря на коллапс классической цивилизации майя в начале X века, в течение которого почти на всей территории, которая была подконтрольна этому народу, прекратилось построение монументальных сооружений, барельефов, стел с записями событий, а численность населения резко сократилась и большинство городских центров были покинуты, сам народ майя сохранился и продолжал поддерживать свою веру и традиции. Во главе этого списка находился Кукул-кан — бог-покровитель правящей касты. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя.
В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Второстепенным чиканам нет числа. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Дирижер пел мелодию и дирижировал оркестром. Часто эти группы воспринимались как единое целое. Эта кровь, как и в Европе, символизировала царское происхождение. Третьим Солнцем стал Тлалок и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром.
Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. В переводе с индейского языка Ицамна – дом ящерицы или дом игуаны. Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови.
На его плече была выдолблена голова колибри. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун) период в 20 катунов (бактун) и так далее. На изумляющих фресках в Бонампаке изображены пытки пленников. Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо".
Расположенный с северной стороны был белым, с западной стороны – черным, с южной – желтым, а с восточной – красным. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. В некоторых районах Юкатана Чака почитают до сих пор. Кецалькоатль – сын Мишкоатля и Чимальмат. Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2, 5 тыс.
Важным ритуалом было принесение богам крови человека. На де Ланда мастерство исполнения произвело глубокое впечатление, как, впрочем и на других зрителей, которых, по его оценке, собралось около 15 000 человек и многие из них приехали издалека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными.
В этот же период y Кецалькоатля появляются и функции покровителя жречества: по мифy, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. Население южной низменности и горных регионов майя современной Гватемалы практически прекратило монументальное строительство в этот период, однако следование традиционным верованиям среди местных майя подтверждено описаниями испанских исследователей и сообщениями 16 и 17 веков. Вот таким образом Юг символизирует мужскую энергию, силу и плодовитость семейного рода. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. К ним помимо прочего относились пост и сексуальное воздержание.
Рядом с каждым из бакабов росло дерево соответствующего цвета (хотя вполне возможно, что сами бакабы считались принявшими форму деревьев). Кецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков — Толлана. Как и в других мистических системах мира, у майя левая сторона тоже считается женской. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Он убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку"). Богом торговцев и выращивателей какао (которое ценилось как валюта) был Эк-Чувах (Ek Chuwah), с чёрным лицом и длинным носом.
Например, бог войны Эк Чуах являлся покровителем торговцев. Иконографические облики их различны. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии.
Глядя на Восток, шаман оставляет Юг справа от себя. Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы). Каждому человеку при рождении даруется свобода. Некоторые божества имели вид животных или птиц. Невинность высоко ценилась и этим, как полагают, объясняется большое количество принесенных в жертву детей, считавшихся «чистыми» жертвами. Танцы исполнялись под музыку. Кукулькан был одним из важнейших существ, божеств в мифологии индейских цивилизаций.
Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Титул жреца, Ах-Кин (Ah Kin— «он от солнца»), говорит о связи с календарём и астрономией и в их обязанности включались не только проведения ритуалов, но и образование. По мнению доктора Майкла Коу, «вполне вероятно, что в эту игру играли «не на жизнь, а на смерть» и проигравшего ждала смерть на «тзомпантли» (сцене)». Трудно сказать. Перед тем как снова появиться на небе, он превращался в одного из богов подземного мира. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Леди Кровь была изгнана наружу, где родила новую пару легендарных героев-близнецов, Хунахпу и Шбаланке (имена даны языком киче, а не языком классических майя).
Майя считали Землю головой Ицамны, а небосвод – его туловищем. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт. Этого бога почитали как изобретателя письменности и покровителя ученых и учености.
Эта история— важный элемент мифологии майя и зачастую изображается в искусстве. Своим покровителем Ицамну считали вожди и правители, а также майянская знать. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко. Иногда жертву привязывали к столбу для операции по извлечению сердца.
Отдельные личности, за исключением принадлежавших к высшим слоям общества, не имели большого значения в государстве майя. Каждая цветная троица правила годом. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы.
Но впоследствии Чак превратился в бога дождя, посевов кукурузы и возделанных полей, а в число атрибутов вошла тыквенная фляга с водой. Трубачи возглавляли процессию, за ними следовали барабанщики (один играл на барабане, обтянутом шкурами животных, трое других – на барабанах, сделанных из панциря черепах) и музыканты с трещотками. Этот смертный защитник индейцев являлся покровителем путешественников и торговцев.
Представления майя были похожими. Богом земледелия был Шипе.
Согласно Священному Календарю, каждым годом правит одна из сторон света. Но испанские монахи, тем не менее, считали некоторые из них неприличными и эротичными. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. Бакабы имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать, что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или насекомых (паука, пчёл).
В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя.
У майя имелось большое количество богов смерти имена их варьируются в зависимости от племени, у которого они засвидетельствованы. до н. э. н. э. В 10 – 16 вв. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т. д. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan).
Ах Пуч, другой бог смерти изображался скелетом. Зачастую они принимали форму «аналогичного волшебства», например, выливание воды в огонь, чтобы вызвать дождь. На одной из фресок в Бонампаке изображен оркестр из двенадцати музыкантов. Богиня новолуния Иш Чап представляла собой Иш Чель в более привлекательном виде. Также встречаются гравюры, на которых Кукулькан – бог с лицом птицы, телом человека и змеиным хвостом вместо ног. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник).
Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних» или «несчастливых» дней. Имелись и другие способы датирования. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног.
Этот бог индейцев майя, богиня Иш-Чель, почитался всеми женщинами майянского племени. Бог огня майянцев выполнял функции защитника царских династий и городов, подчинявшихся им. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат. в ст.
Во-вторых, многие боги имели спутника (мужа или жену) противоположного пола, — отображение мезоамериканского принципа дуализма и единства противоположностей. Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – Колибри юга, он с юга, колибри левой стороны, колибри-левша. Очередной бог высшего пантеона – Ицамна.
Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Духовые инструменты, такие как флейты или трубы, вели мелодию, а ударные отбивали ритм. В последyющий период Кецалькоатль вступает в борьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см.
Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди.
Она использовалась в период засухи для умиротворения бога (или богов) дождя. В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. Исследователи предполагают, что данное божество несет в себе некоторые черты бога ацтеков и тольтеков Кецалькоатля. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилияптицаягуар) или антропоморфный – старик.
Хуракан в переводе с языка индейцев означается бросающий вниз. Особой сложностью отличались боги-ягуары, тесно связанные с ольмекской традицией, они имели отношения к охоте, подземному миру, смерти, воинским культам. Когда требовался огонь, он должен был быть «девственным» огнем – жрецу полагалось заново разжечь его путем трения. Все остальные боги, включая Бакабов, были потомками названной пары, они именуются «старой парой предков» в книге Пополь-Вух. В классический период встречаются и антропоморфные его изображения.
Считается, что молодая полуобнаженная женщина, очень запоминающееся изображение которой можно найти в «Дрезденском кодексе», представляет собой богиню Луны Иш Чап (Женщину), которая, возможно, являлась супругой Ах Кинчила. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Флейты изготовляли из камыша, глины и костей (иногда человеческих).
Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Итак, Север символизирует мудрость, приобретаемую нами от предков. Каждый из углов был направлен в свою сторону света, которая имела свой собственный цвет.
Но ничего подобного этим изображениям больше нигде не было найдено. Обратись ко мне за даром мудрости, я помогу тебе ощутить всю полноту бытия.
Он творец мира, основатель жречества изобретатель письменности. Прослеживаются ряд и еще более странных аналогий. Самым распространенным видом барабана был пустотелый обрубок бревна, обтянутый оленьей шкурой. Майя очень почитали Чаков, проявления силы которых они видели в громе и молнии. Потому и тема подземного царства была очень распространена на найденной керамике майя.
Для убийства могли использоваться и стрелы. По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности. В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока.
Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству. Бог (или богиня) Венеры, по всей видимости имел отношение к земным делам и являлся покровителем охотников, а также ассоциировался с одним из месяцев календаря майя. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы.
Черты могут меняться циклически, со сменой сезонов как и в других случаях, эта цикличность является одним из основным элементов мифологии майя. Дорога в Преисподнюю — это дорога на север неба. Его женой являлась Ишь-Чель. Первой женой Тлалока была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ и по некоторым мифам он считается отцом бога луны Теккистекатля. На его плече была выдолблена голова колибри. Но остерегайся своего самомнения.
Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Обычные атрибуты Чака – топор или пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев). Многочисленность же упоминаний под различными именами тех или иных богов объясняется несколькими факторами. Тлалок был владыкой третьей из пяти ацтекских мировых эпох. Север Другая ось креста Четырех Направлений тянется с Севера на Юг. Хобниль был покровителем пчеловодства. Наиболее жестоким даром богу было трепещущее сердце, вырванное у живого человека.
В рукописях майя этого бога изображали в виде пожилого человека с ястребиным — «римским» — носом. В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. У поздних майя Кукулькан (как и Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др. Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови. В классические времена Север считался эквивалентом «верха», места, где солнце пребывает в зените.
Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. И вместе с тем существовала еще одна богиня луны, Иш Чап, которую ряд авторов называет богиней новолуния. Она была женой бога солнца, носящего имя Ах-Кинчил. Главным писцом, который соответствовал визирю при дворах Старого Света, был так называемый Ах-Кутун (Ah Kutun, «он от священных книг»), то есть государственный библиотекарь.
Считался главным мудрецом и одним из создателей мира. Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу. По всей вероятности, это был воинственный танец. Существовали и иные варианты совершения жертвоприношений.
А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично) они дают или изображения фигур или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Юг В классические времена Юг считался эквивалентом «низа». Даты и символы были насыщены символическими значениями.
Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. и будет уничтожен 21 (или 23) декабря 2012 года, когда современный цикл так называемого длинного счёта подойдет к концу. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal). С его подданными — тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой.
Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. Кроме этих богов, в пантеоне майя существовали покровители социальных классов и профессий.
Чёрный и красный ягуары были связаны с богами дождя и сторонами света. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. Эк Чуах, бог преисподней и смерти, был черным и злобным, с выдающейся нижней губой. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Однако, главный бог майя это далеко не бакабы или Уицилопочтли, это Ицамна.
Иногда его головной убор напоминал кукурузу. С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти. Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало. Это сторона света, где всегда изобилие.
Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры. Майя представляли его в виде беззубого старца с морщинами на лице. Когда говорят главные боги майя, подразумевают и еще одно существо, Кавиля. Это дорога, которая ведет нас от рождения к духовной трансформации, Дорога Жизни.
Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Чак является одним из первых известных богов обширного пантеона майя. Ее изображали в виде дряхлой старухи, у которой были глаза и зубы ягуара.
Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Спектакли, по словам де Ланда игрались для «удовольствия зрителей», одни спектакли, по его мнению, являлись «фарсами», а другие «комедиями». Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем. Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. Он, как правило изображается в виде скелета с таким непременным атрибутом как "мертвый глаз" (обычно их несколько), который вписывается в элементы "костюма" и/или компонует ожерелье бога смерти.
Ритуальными жертвами могли быть мужчины, женщины, дети и даже животные, хотя чаще всего ими являлись взятые в плен во время войны враги. У майя были духовые и ударные музыкальные инструменты, но не было струнных. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Уже после деяний бога ветра на землю были добавлены растительный мир и люди, сделанные из кукурузы. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев» имевших собственные названия. Почитали также бога и богиню маиса.
Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. Как мы видим, танцы, музыка, драматические спектакли и игры были тесно взаимосвязаны и все они в определенной степени имели отношение к религиозным церемониям. И последнее, каждый астрономический бог имел своего подземного двойника, который появлялся в то время, когда звезда или планета «умирала», достигнув горизонта и существовал до появления её с противоположной стороны. Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше. Но первые стрелы преднамеренно направляли в другие части тела жертвы.
Имел много ипостасей из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлаyискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. Одним из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). Восток Восток — это направление восхода солнца и весны. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Входами в Шибалбу часто считались глубокие пещеры. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания.
Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. Так когда майя сеют маис, они посылают зерна в подземное царство, но маис «возрождается» в виде молодого ростка.
Первоначально Чак, очевидно, был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы. Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. «Девственная» вода, то есть вода, набранная в подземных источниках или собранная по каплям внутри пещер, являлась одним из неотъемлемых атрибутов жертвоприношения. Это характерно даже для жителей тех районов, где было распространено принятие христианства.
Оно способно погубить все твои старания. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней.
Главное божество майя на своих изображениях представало в образе старца с одним зубом во рту. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли, рождённого от Коатликуэ. Это произошло при вожде Теноче.
Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее.