Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном. Все собравшиеся по очереди стали примерять его на себя, но он не годился ни для кого из них. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. После этого Ра оставил своим наместником на земле бога Геба, а сам взошел на спину небесной коровы и там продолжает править миром. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Так появился на свет Гор.
В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» — небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, — «Вот мы. », — скажете вы вместо него. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Тот, который был сам посыльным, посылает другого. Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта.
Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут («небом»), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Взяв умершего за руку, ведет он его на суд Осириса, который восседает на троне. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Процесс создания мумии снова претерпел изменения. Я не пренебрегал богами.
Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Геб – бог земли, сын Шу и Тефнут, породивший вместе со своей сестрой и супругой, богиней неба Нут, Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду. Тот Когда возвратил в Египет Тефнут (или как, Хатхор говорится в одном из мифов), природа Тот.
Едят траву и запивают ее водой, отнимают пойло ото рта свиней. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша. Тайны бальзамировщиков раскрыты. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями. Сехмет Богиня (Хатхор) в образе львицы убивала и людей пожирала до тех пор, пока ее хитростью не напоить удалось красным, как кровь, ячменным Опьянев.
Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Возвышение новых религиозных и политических центров, развитие богословской мысли сопровождалось процессом слияния, синкретизации богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного. Родоначальником всего живого в египетской религии считался бог Атум.
Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. История зарубежного искусства. Правление фараона АменхотепаIV (1400–1383гг. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Тогда её хитростью напоили красным пивом и она, опьянев, уснула и забыла о мести.
Воспользовавшись этим, Нут в первый же день произвела на свет Осириса, сына Ра. В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем — Ра, появившийся из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя и родил, выплюнув изо рта, первых богов, паруШуи Тефнут (богавоздухаи богиню влаги). Однако были негласные правила — на ибиса и коршуна охота была запрещена всегда и везде, вне зависимости от территории и поклонения.
Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, – зародыш позднейших учений о первоэлементах мира и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога. Воплощением земли в одних номах был богГеб, в других —Акер. Наряду с этим, гостеприимная долина Нила была окружена суровой пустыней, населённой враждебными народами, с которыми египтяне периодически воевали и считали их нецивилизованными3.
Шу разъединил супругов. Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. рис. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне.
К сожалению, об этом боге, носившем имя Нехебу-Ка, на сегодняшний день мало что известно. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. "Владыка времени", он его разделил на годы, месяцы, дни и вел им Мудрый.
как творец гелиопольской эннеады. Воистину: нет человека вчерашнего дня. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, – который вылепил их из глины.
Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим. Это так называемая Великая Восьмёрка. Бога Солнца называли Ра, Амон или Амон-Ра.
Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. После смерти быка торжественно хоронили. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.
Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. При этом, как верно заметил в своей «Мифологии в Древнем Египте» Р. Антерс: «Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе ибо все представления принимались как правомерные, поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает и увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение».
Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Хотя официально Селкет не входила в эннеаду Гелиополя (города Ра), нельзя не признать, что египетские жрецы нередко по своему усмотрению сближали абсолютно разных богов и богинь. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Сехмет – (букв.
Умерший, стоя в белых одеждах, клянется:Я не делал зла. Вот таким образом сотворение мира приписывалось Атуму. Они подняли гроб и бросили его в воду Нила.
Нередко бывало так, что животное, считавшееся священным в одной области, не являлось таковым в другой. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах.
9). Трон Осириса на земле переходит к Гору. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. В эпоху Древнего царства Тота считали «владыкой чужестранцев» и «господином кочевников», позднее от этой функции у Тота сохранилось представление о нем как о знатоке языков разных стран.
С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Апоп еженощно подстерегает Ладью. Он нигде не слышен. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Рождение нового Аписа становилось общенародным праздником, его поселяли в посвященном ему храме и на протяжении всей жизни окружали божескими почестями.
В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Показания умершего записывает бог Тот. Имя этого Бога означает «Владыка до самого крайнего предела».
Смысл этого подтекста заключается в принятии человеком раз и навсегда заведённого богиней правды (Маат) порядка, в подчинении ему, в отказе от попыток изменить что-либо в этом мире ибо любые перемены, считали египтяне, будут только к худшему. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Тот, кто не спал даже рядом со стеной, стал собственником ложа. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения.
Во дворе находилось помещение для молитв и место для жертвоприношений. Одновременно, Она была богиней магии и колдовства. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида.
Воистину: убивает человек братьев матери своей. Хор (Гор) – (букв.
В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Частью праздника Тефнут был ее брак с братом Шу. В египетской мифологии загробный мир представлял собой большую полноводную реку, между берегами которой сновали лодки. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах.
Шу разъединил супругов. В Гелиополисе особо почитался бог Солнца. Нянчила там маленького сына – бога Гора. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы.
Гор вступился с ним в единоборство и в жестокой схватке одолел противника.
Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Ра, Ре, в египетской мифологии бог воплощенный, солнца в образе сокола, огромного кота человека или с соколиной головой, увенчанной солнечным бог. Вот таким образом египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. Гор, Хор ("высота", "небо"), в мифологии египетской бог неба и солнца в облике человека, сокола с головой сокола или крылатого сын, солнца богини плодородия Исиды и Осириса, производительных бога сил.
Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. Я не крал. Хнум («творец»), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Культовый центр – г. Кинополь. Наследник Геба — Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри.
Несмотря на следование строгим канонам, древнеегипетская литература развивалась под воздействием времени, кроме этого в различных регионах сказания могли существенно отличаться. Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги).
Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской цивилизации, когда Египет находился под властью Рима, один римлянин убил кошку и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». Воистину: чужеземной землей стал Египет.
Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. Хоть есть много рисунков информации о силах и предназначениях Геба не там много. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун».
Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила. Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. У Шу и Тефнут было двое детей — Геб, бог земли и Нут, богиня неба.
Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Узнав лежащее в нём тело, Он пришел в ярость и разрубил его на куски, разбросал их в разные части страны (их было четырнадцать, по количеству дней убывающей луны). рис. 2), сборники заупокойных текстов. Удары Её крыльев порождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Его кладовая наполнена чужой собственностью. И в главном, основополагающем из них, раскрывается тема сотворения мира, людей.
Культовый центр – г. Гермополь. Когда-то Осирис, по легенде, был царем. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
«Кому этот драгоценный гроб придется в пору, – сказал Сет, – тому и достанется. » Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происходили из Фив). Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций – Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии.
Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми.
Писец сидит в своей канцелярии, руки его бездействуют. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, «царь всех богов», небесный заступник, защитник угнетенных («везир для бедных»). Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Новым в этом гимне, по сравнению с гимнами другим богам, является универсализм. Я чист, я чист, я чист, я чист. Причём, данное слово «предел» относится и ко времени и к пространству, вот таким образом Неб-ер-чер является Вечным Богом Вселенной, который сотворил мир.
дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Прилет ибиса-египтяне Тота связывали с сезонными разливами Нила. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Для этого Она превратилась в самку коршуна – птицу Хат – и распростёрла крылья над мумией. Осирис умер.
Гор, Хор (высота, небо), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. волшебное Свое Око, вырванное Сетом в начале Гор, битвы дал проглотить мертвому отцу. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом. Даже появился Он, согласно преданию из бока матери Нут раньше положенного Ему срока.
В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Я не лгал.
Завидев её, он разевает свою гигантскую пасть и в один миг выпивает всю воду подземного Нила. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы).
Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). Похитили враги страны ее ремесла. Маленькие дети говорят: «О если бы отец не дал бы мне жизнь. » Воистину: детей знатных разбивают о стены. рис. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора.
Во главе этой оппозиции становится наследник престола. Исида же стала защитнецей жен и матерей. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Особенно в те дни, когда коварный Сет убил Осириса.
Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Праздниквозвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. Священными животными Сета считались свинья (отвращение для богов), антилопа, жираф, а главным был осел.
Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Исида горевала, что при жизни Осириса не успела родить сына. Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным.
После падения на землю слезинки превратились в людей. Но для существования в «царстве мертвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил. Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле.
По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т. д. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке и для исследования идеологии греко-римского мира и для истории возникновения и развития христианства. А праведника пропустят на чудесные поля мертвых. Рядом с верхним храмом находилась пирамида. Сражение продолжается всю ночь.
Сестра и верная жена Осириса. Можно предположить, что так произошло и с Селкет. Я не приказывал убивать. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела.
На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню. Об этом свидетельствуют египетские мифы -- волшебные рассказы о богах. И тогда придет корабль из страны твоей и будут на нем корабельщики, которых ты знаешь. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила.
Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») – один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда – крылатого солнца. Однако Гор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежит Ему.
Смотрите: тот кто не имел своего хлеба, стал собственником закрома. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца. Воистину: те, которые лежали в месте бальзамирования, кинуты на холмы.
Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Придя к власти, на шестом году своего правления, АменхотепIV переменил свое имя на Эхнатон (составной его частью стало имя Атон), провозгласил Атона главным богом Египта и перевел свою резиденцию во вновь построенный город Ахетатон («Горизонт Атона»). Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Итак, однажды у Неб-ер-чера возникло желание создать мир. Потом он пригласил Осириса к себе на пир.
В результате богиня-скорпион прочно вошла в жизнь солнечного бога. Итак, сила и развитие душ человека обеспечивало его существование в загробном мире. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери.
до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. Змей говорит герою: «Если ты мужествен, овладей собой. Жена бога Пта.
Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Однако позже Сет был демонизирован из-за того, что ему поклонялись азиатские завоеватели Египта, гиксосы, которые отождествляли этого бога со своим Ваалом. Осириса иногда считают сыном Нейт, матери великой богов, богини войны, охоты, моря и воды, которой также приписывают рождение змея ужасного Апопа. Птах (Пта) – главный бог Мемфиса, однако его культ был связан не только с Мемфисом, но и распространен как по всему Египту, так и за его пределами. Воистину: золото, ляпис-лазурь, серебро, малахит, сердолик украшают шеи рабынь. В источниках не упоминается ни о ее семье. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра.
Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Воистину: зерно гибнет на всех путях. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну.
Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. Немногие люди, не знающие закона, лишили его власти. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Известно, что его дочерью сестрой или (женой) была богиня письма атрибут Сешат Тота — палетка писца. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов.
Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных (везир для бедных). часто Тот изображался вместе с павианом, одним из священных его животных. Когда Гор вырос, он победил Сета. У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. При храмах находились жрецы – служители богов.
Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества. Исида – богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Мифы о них возникли еще в те незапамятные времена, когда на месте пирамид была ровная, как стол, пустыня, а на месте Сфинкса — скала желтоватого песчаника. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем.
Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. Его символом считался жук скарабей. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. Женой Тота считалась богиня порядка и истины Маат. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая её пением и танцами (см. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях.
Воистину: земля перевернулась, как гончарный круг. Осирис был сыном старшим бога земли Геба и богини Нут неба, братом и мужем Исиды. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне.
Смотрите: свершились дела, которые никогда, казалось, не могли свершиться. Я не завидовал. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»).
Грязь по всей стране. То, что можно услышать в стране, — это стенания, смешанные с воплями. Он считался столь же необходимым для мира, как Гор.
Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба). Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Летний зной гневом объяснялся Ра на людей. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются.
Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца и суд над мёртвыми. Также непривычными оказались мифы о египетском боге Ра, о других божествах, совершаемые ими поступки, когда олицетворявший добро, справедливость бог одновременно мог совершать коварные поступки.
Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Тот, который никогда не ткал для себя, теперь владелец тонкого полотна. Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Вот таким образом не следует удивляться сходству функций многих из них. Владычицы дома говорят: «О если бы имели, что поесть».
Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. Сам Дуат (Западная Страна) подчинялась Осирису, как владыке загробного царства и всех умерших. Оплакав умершего, его родственники относили труп в «Дом золота» к бальзамировщикам, которые в течение десяти дней должны были изготовить из него мумию.
Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. Собственники богатств стали неимущими. Дети любимые кинуты на холмы.
Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. Первоначально бог-сокол как почитался хищный бог охоты, когтями добычу в впивающийся. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Очень важное значение для египтологии имеет пара богов Осирис (Озирис) и Исида (Изида). Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см.
В египетских календарях он назывался «днём виноградной лозы и полноты Нила». На небесах Древнего Египта нередко проливали слезы. Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Что же это за порядок устройства мира и Космоса.
Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. до н. э. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Бог Тот с павианом 1340г, Бронза.
Эти божества являются основой творения. крокодила его культа — город Хатнечер-греч (Собек. Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Затем мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями.
Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Однажды Он даже разрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Согласно царскому похоронному ритуалу, процессия с останками фараона, в последний раз пронеся тело фараона по дворцу, направлялась к Нилу. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида.
Воистину: разломаны ящики из эбенового дерева. Богов своих египтяне изображали в виде животных и птиц или людей с головами птиц или животных. «Главной» женой Птаха была Сехмет, однако иногда его женами называли также Маат, Тефнут, Хат хор. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Пряталась она от Сета в густых зараслях на берегу Нила.
Позже от союзов этих божеств появились другие персонажи. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. И древнеегипетская не является исключением. И были найдены все части, кроме фаллоса. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее ее было бы назвать «Книгой Воскресения», так как ее египетское название -- «Эр ну перэт эм херу» дословно переводится как «Главы о восхождении к свету». Лишь в эпоху Среднего царства богиню впервые называют «дочерью Ра».
Гором Гор вырос, он отомстил Сету. Позднее Птах объединен с богом плодородия и покровителем умерших Сокаром, а затем и с Осирисом (Птах-Сокар-Осирис). Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. По возвращении в Египет, Исида спрятала сундук в Дельте Нила, в зарослях камыша. Крокодилополь), столица Фаюма. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить.
Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи). Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Сотворил он растения, животных, птиц и рыб для их пропитания. В этом чертоге Осирис вершил Суд над умершими. Смотрите: простолюдины страны стали богатыми.
Я не поднимал руку на слабого. Глазам отца всего сущего придавалось особое значение. Однако, случилось несчастье. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле.
Жрецы Гелиополя (крупного религиозного центра Древнего Египта) создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Львы же были в безопасности лишь в дни праздника богини Баст. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. С самого начала Селкет держится как бы сама по себе.
Селкет защищала не только Гора, но и его деда, великого Ра. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса.
Во второй день от Неё родился Хор Бехдетский (Хор Старший), тоже сын Ра. Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир.
Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Бог "всеми управлял языками" и сам считался языком Птаха бога. Воистину: волосы выпали у всех. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. В тот год страна получила прекрасный урожай. е. «первый из мертвых»).
Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. Смотрите: убивают человека рядом с братом его. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. Столица встревожена недостатком.
Сет, охотившийся при свете луны, случайно наткнулся на ящик. Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне.
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток — указ о том, что начало разлива наступило первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю) срезал первый сноп на празднике жатвы (см. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Впервые применил понятие «миф» к христианскому вероучению крупный историк религии, либеральный богослов Д. Штраус («Жизнь Иисуса», 1835), пытавшийся снять мифические наросты и наслоения с облика «исторического Иисуса».
Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит — «поле камыша» и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Обычно изображался в виде человека, облаченного в скрывающие его одежды и держащего в руке посох «уас». Смотрите: владелец роскошных одеяний теперь в лохмотьях.
«Душой» Птаха считался священный бык Апис, языком – бог Тот. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. Дороги обезлюдели ибо на путях засады. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». Когда Гор вырос, он отомстил Сету.
Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба. Но вот день клонится к вечеру, так как лодка Амона-Ра спускается с небес. На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса.
Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами. Они рождаются из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта по мере расширения этого опыта, вместе с ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется ее содержание.
Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. Он изменил свое имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону или полезный Атону). ниже) и демиург (творец вселенной). Смотрите: тот, который не имел даже своей упряжки, стал владельцем стада. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы).
Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. рис. Когда, например, душа сердца (БА) покидала тело, то это расценивалось как смерть. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа.
Царский визирь Птахмосес стал одновременно верховным жрецом Амона. Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. На заре формирования египетской мифологии местное божество было у каждой области. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей. Селкет была непосредственно связана с одним из них: с хранителем Запада. Многообразие богов древнеегипетского пантеона порождает вопрос, как сумели сочетать египтяне представления о великом множестве богов с признанием практически в каждом из них бога-творца, создателя мира, властелина судеб людей.
Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Осириса чудесное Око Гор дал отцу проглотить и тот ожил. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли.
Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Как уже было написано выше, божества могли различаться на разных территориях. Что же касается сюжетов египетских мифов, то они не насыщены увлекательными приключениями. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. Так богов стало девять и они смогли заняться сотворением людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а перестали люди его почитать и даже "замыслили него против злые дела", Ра немедленно собрал богов совет во главе с Нуном (или Атумом), на было котором решено наказать род человеческий.
Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса. Из этого океана и поднялся Хепри. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Но, зная магию и тайны колдовства, Она решила исправить создавшееся положение дел.
Такой календарный праздник существовал у всех народов Переднего Востока. Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»).
После поминальных речей в храме, участники погребения перемещались в верхний храм. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Исида – одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса.
Миф о Тоте, как и предшествующий о восьмерке богов, связан с городом Гермополем. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Варвары извне пришли в Египет. Грабитель стал владельцем богатств богач превратился в грабителя. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.
Папирус Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Смотрите: благородные женщины голодны, мясники же сыты тем, что они закололи для других. В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра. до н. э. ниже).
А его жена Исида являлась символом верности семьи и хранительницы домашнего очага. Так, в Гелиополисе наивысшим из божеств был покровитель Солнца. Смотрите: та, которая глядела на свое изображение в воде, стала собственницей зеркала.
Смотрите: тот, который собрал жатву, не получает ее. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта.
Идёт Хатор к своему дому. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. Душа умершего взвешивалась на чашах весов вместе со страусиным пером богини Маат. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира. Ты вернешься с ними на родину и умрешь в своем городе. Я не сквернословил. Ладья ложится днищем на дно и богам, под предводительством Ра, приходится вступать в битву с Апопом. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид».
Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах. В некоторых мифах они выступали главными героями, а также жили отдельно от самого бога. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него.
Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Потом из воды появился белый лотос из цветка вышел Ра. Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Для этого он принял образ бога Хепри (по-древнеегипетски это слово означает «возникать» и изображается жуком-скарабеем). Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса.
Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон. Центром культа Аписа был Мемфис. Те, которые были уже в ладье бога, впрягаются в плуг. Согласно мифам некоторым, бог зла Сет укрылся в Собека теле, чтобы избежать наказания за убийство Собека. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Будь смел и ты обнимешь своих детей, ты поцелуешь свою жену, ты снова увидишь свой дом — а что может быть лучше этого. » Отважный и удачливый герой, рассказ от первого лица, вызывающий у читателя особое чувство сопереживания, динамичный сюжет, красочность и занимательность описаний — все это живо напоминает самые знаменитые приключенческие романы, написанные тысячи лет спустя: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» Р. -Л.
В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Первоначальный центр почитания Исиды – г. Буто в северной части Дельты.
А после Суда для Ра наступал час встречи со змеем Апопом. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего». Дневное солнце – бог Pa, а вечернее – бог Атум.
Они вонзают в Его гигантское туловище копья и заставляют изрыгнуть проглоченную Им воду. Царь захвачен бедными людьми. Эти четыре богини стали называться «четырьмя божественными плакальщицами». Кожа подкрашивалась красной охрой, создавая тем самым иллюзию естественной окраски кожи. Нет никого, кто бы его собрал. Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора.
В мемфисской космогонической системе Птах почитался как бог-демиург, породивший «языком и сердцем» восемь остальных богов, а также гелиопольского бога-творца Атума, т. е. Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. В третий – сын Геба Сет (Сутех). Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса.
Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Мифы о них возникли еще в те незапамятные времена, когда на месте пирамид была одна пустыня, а на месте Сфинкса — скала желтоватого песчаника. Благородные женщины скитаются по стране.
Исида сложила тело своего мужа, вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному Осирису, потом смазала труп «божественными маслами», предохранив его тем самым от тления. Самым главным богом египтяне считали Солнце. Но убить Сета сын Исиды так и не смог. Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то. Первым из Него появился Тот, которого называли Неб-ер-чером.
рис. Распоряжались же ими жрецы. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Это имело отношение к возвеличиванию той или иной династии, которая в свою очередь покланялась некоему мифологическому персонажу.
Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Воистину: строители гробниц стали земледельцами. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Я не говорил дурного о царе.
Нет человека, одеяние которого было бы белым в это время. «Не бойся, ничтожный, не бойся. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца. Сказания смешивались, переплетались, как в фольклоре многих народов мира. Во II многие до н. э. тысячелетии цари называли себя Себекхотеп, т. е. "доволен Себек".
Сет завидовал Асирису и ненавидел его. Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Тот почитался в облике болотной птицы ибиса, пожирательницы змей или обезьяны павиана. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии.
А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили. Позднее возникают представления о том, что умершие (то есть их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Амон («сокрытый», «потаенный»), в египетской мифологии бог солнца.
Миф о возвращении Тефнут, как многие другие мифы, — это описание праздника возвращения плодородия, расцвета природы, совпадавшего с половодьем Нила. Хнум скорбит из-за бессилия своего. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба.
Поиски частей тела продолжались двенадцать дней. Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Атон (диск солнца), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска.
Представляет собой ряд из 160-190 (в разных вариациях) несвязанных между собой глав, различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. до н. э. ), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта. Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Введение. Священное животное Амона — баран и гусь (оба — символы мудрости). Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт.
Местные боги имели различное воплощение- это могло быть животное, птица, дерево, камень или даже природное явление. Богиэннеадысчитались первыми царями Египта. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. Населив свое творение людьми и божествами, Ра стал жертвой злого заговора, который готовили против него его же творения.
Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом — океаном Нуна.
Позднее возникают представления о том, что умершие (т. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра.
Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Его считали богом Луны и, подобно другим лунным богам, волшебником и знатоком магии. Как везир и писец богов, присутствовал Тот на суде Осириса и записывал результаты души взвешивания покойника.
Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Порой это приводило к столкновениям между жителями и даже убийствам на религиозной почве. до н. э. )— знаменательный эпизод в истории распространения культа бога Амона. «Нет ничего», — говорят они. Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты. Впоследствии (с конца Нового царства) Осирис был связан с Ра и стал изображаться с солнечным диском на голове.
В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Смотрите: тот, который не имел тени опахала, стал теперь собственником тени.
е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Вот таким образом царица Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду и ещё при Тутмосе II, своем отце, считалась главной жрицей, то есть женой бога. Он – бескрайний, неподвижный, окутанный непроглядной тьмой Океан. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. миром греки отождествляли Ра с Гелиосом.
Бывшие же собственники тени охлаждаются только дуновением ветра. Вот такое вот разнообразие. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы.
Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. Ремесленники не работают.
Настала очередь Осириса. О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта. Боги провозгласили Гора наследником Осириса и он занял трон отца. Плодородием полей ведала богиня — владычица закромов и амбаровРененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. А так как фараон в Египте был воплощением Гора, он мог быть только мужчиной.
Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. см. Жатва созревает, а о ней никто не заботится. Тот оставляет его, чтобы спасти себя.
В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт – богов ночи и тьмы. Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек. Воистину: смех забыт. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Но не всякому разрешат жить в том царстве после смерти.
Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. Тоту приписывалось создание интеллектуальной всей жизни Египта. Миф об Осирисе (егип. Далее мы рассмотрим один из вариантов мифа о сотворении мира, он изложен в папирусе «Книга познания развития Ра и о низвержении Апопа». Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости).
Тот, который не пахал для себя, получает жатву. Но было и много загадок, где одной из главных оказалась письменность древних египтян. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Нет больше нигде египтян. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту.
Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Больше сблизили мифологию и религию этнографы эволюционистской школы.
Его символ — солнечный распростертыми с диск крыльями. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. Смотрите: скот разбегается.
Смотрите: все приближается к гибели. Все стремятся разжечь гражданскую войну. Оно готово проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло. Страна в бессилии своем, подобно сжатому льняному полю. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу.
Бог Тот, как считают египтологи, получил имя от названия одного из мест его культа. Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек, где впоследствии появились и пирамиды. Это обеспечивало хороший урожай в будущем.
Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. И наконец, в пятый день появилась дочь Геба Нефтида.
Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Не различается сын мужа от такого, который не имеет отца. мифов Ряд о Ра связан с представлениями египтян о смене года времен.
Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Там есть свет и тепло, в каналах течет голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. О как сладостно, когда она приходит. », - говорится в гимне.
Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амон-Ра. После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Исида изображалась с троном на голове.
В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Смотрите: вельможи ютятся в закромах. до н. э. ). Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.
Воскресший Осирис свой передал трон в Египте Гору, а сам царем стал загробного мира. до н. э. ), «Книга мертвых» (см. Чем богаче был человек, тем дороже была ткань, покрывавшая его усопшее тело. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями.
В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. Смотрите: тот, который брал в долг зерно, теперь сам дает его. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Без фараона, так без Солнца, невозможна жизнь на Земле. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Смотрите: огонь поднялся высоко его пламя исходит от врагов страны. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. Так она стала фараоном.
Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Он отражён в мифах. В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охотыОнурис. Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Осирис для египтян — олицетворение самой природы, всей растительности. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых.
Это был бог в виде человека со звериной мордой с красными волосами (цвет пустыни), повелитель стихийных бедствий, засухи, мрака, войны и других бедствий. Гимн написан в то время, когда египтяне владели захваченными ими частями Сирии и Нубии. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен.
В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. Население Египта встречало богиню песнями и плясками. От союза этой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. Хнум (творец), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге.
Истинный же собственник взирает на них, но они уже не принадлежат ему. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку).
Победив Сета, Гор воскрешает отца. Исида произнесла известные от бога Тота «слова власти», с помощью которых, – как повествует «Папирус Хунефера», – «Она побудила его, распростёртого, чьё сердце было недвижно и взяла от существа его и зачала и родила от него ребёнка». Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. 10).
В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. И невежде кажется прекрасным все совершающееся на его глазах. Урожай винограда зависел от бога винограднойлозыШаи.
И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии. Крокодилополь), столица Фаюма. Там Ра, как и любой душе после смерти, приходилось преодолевать на своём пути всевозможные препятствия и опасности, подстерегавшие путешествующих по загробному миру, чтобы в пятом часу ночи попасть в «Великий Чертог Двух Истин». Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч.
В тот год страна получила прекрасный урожай. Исиде в создании этой первой на земле мумии помогали Нефтида, Тот и Анубис, который был знатоком секретов бальзамирования. Смотрите: тот, который никогда не строил себе даже лодки, стал теперь владельцем кораблей. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты).
Позднее египтяне провели параллель между ними и «четырьмя сыновьями Гора», защитниками сосудов-каноп, за которыми божественные плакальщицы тоже постоянно присматривали. Более 90 территории Древнего Египта занимает пустыня "Красная земля" – так называли её древние. Стивенсона. На ладьях тело переправляли в нижний храм.
Входил в гелиопольскую эннеаду богов. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Теперь, когда ты со мной, незачем тебе бледнеть от страха. Сет олицетворял злое начало.
Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. В подчинения знак он положил Сету на голову сандалию Свое. Египетский миф о сотворении мира для местных жрецов строился на его культе. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», то есть был чист и безгрешен, то он оживал для счастливой жизни на полях рая. Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») – бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу.
Владычица расправилась с людьми, положив конец неудачному созданию вселенной. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. Каждый приводит его к себе, клеймя своим именем. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Я не убивал. Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. Себек доволен.
Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян — «Я не совершал несправедливостей против людей я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло я никого не заставлял рыдать» и о религиозных предписаниях — «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня» и о правилах общежития — «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды». Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. Я не был причиной слез.
Сет (Сетх, Сутех) – в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Именно он и еще восемь его потомков составляли так называемую эннеаду Гелиополиса. Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию.
Очень рано Осирис был отождествлен с богом того же города Анджети и заимствовал его атрибуты (два пера на голове, посох и плеть). Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Вопрос о соотношении религии и мифологии по-разному решался учеными разных направлений.
Его изображали в крокодила виде либо в виде человека с головой Центр. Именно в них заложен смысл существования древних египтян и взаимодействие их с окружающим миром. Атон рассматривается как божество, благодетельствующее не один Египет, а все человечество. На этом Тот основании идентифицируется с греческим вестником богов который, гермесом считался психопомпом ("ведущим души"). Старая, так называемая мифологическая (астрально-мифологическая, натуристическая), школа, которая впервые начала систематически исследовать мифологический материал главным образом индоевропейских, но отчасти и других народов, не ставила этого вопроса в прямой форме, так как религиями в то время считались лишь сложные вероучения – христианство ислам иудаизм и др., мифология же рассматривалась как древняя поэзия. древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвыхХентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т.
Она была сестра и жена Сета, как и Исида, – покровительница умерших людей. Смотрите: начальники страны спасаются бегством, они не находят даже милостыни. В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»). Вера в мифы не была обязательной. Номы разгромлены.
Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). бога Собека искавшие его защиты, воду пили из озера и кормили крокодила деликатесами. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Тот – бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое».
Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Известны и религии, в которых мифологическая сторона играла совсем неприметную роль и даже почти отсутствовала (например, в конфуцианстве). Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом.
Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности.