Он, как и Гор, считается главой объединенного Египта. В Куше (древней Нубии) Исида считалась покровительницей царской власти, она оберегала царицу-мать. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям.
Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Изначально был очень положительным и популярным богом и даже защищал и помогал богу Ра, но ближе к VII веку до н. э. Предлагаю Вашему вниманию подборку основных египетских богов. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. Ка нередко считают одной из душ человека. «небо») – богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце.
Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, «царь всех богов», небесный заступник, защитник угнетенных («везир для бедных»). Их пантеон весьма обширный. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании.
Сехмет («могучая»), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Фараоны являлись «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов.
Анубис считался богом мёртвых, его называли «владыкой царства мёртвых», «стоящим впереди чертога богов». Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов.
Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Появление местной власти стало причиной возникновения статуй и гробниц номархов. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. Себек доволен. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике.
Позже состоялась вторя битва и Гор смог одолеть Сета. Его имя обозначает «высоту», «небо». В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест.
Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира. Палестине, на Синае. Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») – бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу. Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой.
Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Согласно богословских произведений мемфисских жрецов (т. н. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей.
Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. БАСТ, богиня-кошка. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Чтобы развеять обманчивое впечатление всезнания, хотелось бы привести несколько из них.
Наряду с отмеченным сходством, пантеон египетских богов обладал и ярко выраженными особенностями, резко отличающими его от пантеона богов «царства Шумера и Аккада». Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.
Он изменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону» или «полезный Атону»). Шу разъединил супругов. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости).
Узкая с выступающим затылком голова, тонкая шея, тонкие руки, голени. И тот и другой покровитель царской власти. Анубис. Изначально был повелителем царства мёртвых, но с усилением культа Осириса (отца Анубиса) передал ему эту должность, став проводником в царстве мертвых.
Бог Тот пожалел ее. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. В древности Атон выступает как воплощение всех главных богов солнца. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. По всему древнему миру было создано много святилищ Исиды.
Праздники были двух видов: процессии и мистерии. Символизировала собой закон и божественный порядок. В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра. Теперь пришло время рассмотреть богов египетских. Был чудесным образом, с помощью магии, зачат Исидой от уже от мертвого Осириса. «небо») — богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце.
В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт – богов ночи и тьмы. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. Этот древнейший текст, считался таковым уже во время правления Семти, фараона I династии. Культы местных божеств зародились с доисторической древности в форме тотемизма и существовали в Древнем Египте на протяжении тысячелетий исчезнув вместе с исчезновением древнеегипетской религии. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа.
Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор – сын Исиды и Осириса. Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного.
В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон. Позже появляется "поза писца" – человека, сидящего на скрещенных ногах. Числились и вообще так называемые второстепенные боги.
Сет (Сетх, Сутех) – в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. Сын Баст – Махес, бог грозы и бури.
Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра.
"Памятник мемфисской теологии"), Птах – демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей – Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) "языком и сердцем", задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис. Но откуда людям известно то, как выглядели боги Египта имена и их значения. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф).
С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Тут же стояли сфинксы, увенчанные красно-белыми царскими коронами. Центром ее культа был город Бубастис (греческое название), расположенный в восточной части Дельты, на восточном берегу Дамиеттского рукава Нила, несколько севернее Гелиополя. Надо было как можно скорей создать землю, хоть какой-нибудь островок.
Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. Сын первобытного хаоса Нуна. Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. «чужеземных стран», олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. И древнеегипетская не является исключением.
Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Эти пирамидки отражали солнечные лучи, рассыпая вокруг дворца сияющие искры зайчиков. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.
Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») – один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда – крылатого солнца. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый – с Гором. Его называют Великой Живой Душой, которая стоит над всеми богами.
Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т. е. После смерти быка торжественно хоронили. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Ра – один из важнейших богов египетского пантеона имя которого переводится как «скрытый», «сокровенный». И всё же «Книга мертвых» может сообщить нам важные культурно-исторические сведения. Первоначальные места почитания Сета – г. Омбос, а также северо-восточная часть Дельты (недалеко от Гераклеополя). Но люди, уверенные в своем могуществе, забывают про множество неразгаданных тайн.
Атона изображали в виде солнечного диска. В реальной жизни воплощением Аписа являлись чёрные быки с особыми белыми отметинами. Ба осуществляет все физические функции человека: ест, пьёт и т. д. По словам Гораполлона, египетского писателя 4 века, написавшего трактат о египетских иероглифах, ба – это «душа».
Ему отводили наиболее важную роль в жизни каждого человека. За первый переходный период между Древнем и Средним царством народ Египта частично утратил веру во всемогущество фараонов из-за множества войн, по этой причине зарождается культ Осириса – покровителя загробной жизни. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Изображалась со страусиным пером на голове.
дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. У них могло быть несколько ба (бау – множ. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. В 4 в. до н. э. храм Исиды был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. – на острове Делос. Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») – один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда – крылатого солнца.
Фараоны являются «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Обычно изображался в виде человека, облаченного в скрывающие его одежды и держащего в руке посох «уас». Так богов стало девять и они смогли заняться сотворением людей.
Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Папирус Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Ба имели не только люди, но и многие города: Гермополь, Буто, Иераконополь и др. Затем поля Иару стали считатся местом пребывания всех «блаженных», всех, кто оправдан на суде Осириса эти поля находятся под землей, считаются плодороднейшими, на них нет ничего нечистого, много еды и напитков.
Обитая в гробнице, ка могло покидать её и устремляться в загробный мир. Имя Геба писали иероглифом утки, хотя она и не была его священной птицей. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то. Изображалось в виде птицы с головой, а иногда и руками человека.
Он был самым главным богом плодородия. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. Такое дробление сильно ослабило центральную власть. Изображался человеком с головой сокола. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Существует еще и другой миф, в котором Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу под священной сикоморой (древом жизни) города Гелиополя.
Другие боги отбрасывались как возможно существующие. В одном тексте дочь Геба Исида названа «яйцом утки». Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Ка определяет судьбу человека.
Не так давно я публиковал информацию по Древнегреческим богам. Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. до н. э. ). Стал воплощать собой дикость, злость, свирепость, зависть.
При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Шу – бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Он дарует победы войску фараона. Тефнут – женское дополнение Шу.
Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. В тот год страна получила прекрасный урожай. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.
Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Маат. Богиня правосудия истины, справедливости и гармонии. Равновесие означало, что покойный оправдан и достоин блаженства на полях Иару.
Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами.
Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося его сыном во плоти (считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе её мужа). Правила обязательные для скульптуры: голова, расположенная фронтально, атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного).
В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца. Душа-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра и ее вступление в брак с Шу. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом.
Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. В споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Геб возглавляет судей. Шу разъединил супругов.
который оживал подобно богу). Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Бастет – богиня любви, радости, праздников женщина с головой кошки или львица с корзинкой в руках. Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, ба может отделиться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днем» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире.
Ба — в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека. В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Когда Гор вырос, он победил Сета. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.
В его честь строятся статуи и многие предметы в гробницах подписываются. Изображалась с грифом на голове и двумя египетскими коронами. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. МААТ, богиня мудрости истины и порядка. Ах – это загробное воплощение человека, переводится как «блаженный, просветлённый». После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый — с Гором.
Его символом была Луна. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. По рассказам фиванцев и всех тех, кто по их побуждению воздерживается от баранины (баран считался у египтян воплощением Хнума), обычай этот установлен вот почему.
В мемфисской космогонической системе Птах почитался как бог-демиург, породивший «языком и сердцем» восемь остальных богов, а также гелиопольского бога-творца Атума, т. е. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться.
АПОП, олицетворение мрака и зла извечный враг бога солнца Ра. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Ведь они не везде почитают одних и тех же богов.
Редко его изображали в виде змея иногда – ихневмона. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. В гробницу клали все привычные вещи, а также миниатюрные фигурки обслуги. Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта.
После того как Гермонт уступил свою гегемонию соседним Фивам, Монту ушёл в тень перед фиванским богом Амоном. Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса. После анализа самой мумии было установлено, что в саркофаг она попала в 10500 г. до н. э. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов (см.
Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Это так называемая Великая Восьмёрка. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну.
Покровитель фараонов. Когда-то Осирис, по легенде, был царем. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор — сын Исиды и Осириса.
Священное животное Баст – кошка. Этот древнейший текст, считался таковым уже во время правления Семти, фараона I династии. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие.
Нут называли «огромной матерью звезд, рождающей богов». Из-за таких верований физический аспект (тело) мумифицировали и закрывали в гробнице. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.
В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.
Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Дочь Анубиса – Кебхут. Про него пели: «Атум в своём Атоне», то есть Атум в солнечном диске – и: «Тело Ра – Атон», то есть тело Ра – это солнечный диск.
Он, посвящён загробной жизни и тому, как к ней подготовиться. Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Гор — сын Исиды, действует прежде всего как мститель своего отца Осириса. Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту.
ГОР, был сыном Исиды и Осириса. Со временем функции других богов стали приписывать Мину. Атон присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе. Почитание ее самым сильным было в Фиванском некрополе. Так же активно строились храмы этого бога.
Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Основные принципы: симметрия и фронтальность, четкость и спокойствие. С объединением Египта все эти боги вошли в единый пантеон. Жрецом Маат был везир. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном.
Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Имеются памятники, свидетельствующие о культе Исиды в Галлии, Испании, Британии. Вместе с тем Сехмет – богиня-целительница, которая покровительствовала врачам. Амон и фараон едины как владыки мира, его заботливые правители. Ведь были же у мифических божеств такие же выдуманные семьи, родственники. По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека.
С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Как воздух и ветер, душа невидима. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. Книга мёртвых может дать ключ к пониманию того, как египтяне получили своё первоначальное «мистическое» знание.
Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Когда на территории Египта существовало несколько небольших государств, в каждом из них было свое божество. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Один из эпитетов Мина – «поднимающий оружие».
Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Амон считался также духом оживляющим. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. Это подтверждают и научные находки: не найдено ни одной мумии того времени. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. С ним связана одна из самых извесных в истории религии попыток реформации сверху. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести.
Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества. Каждый из богов считался выражением одного из элементов сущности человека: Амсет – ка, Дуамутеф – ба, Кебексенуф – сах (то есть мумия), Хапи – сердце. Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа.
Исида изображалась с троном на голове. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже «замыслили против него злые дела», Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Египетская мифология очень развитая и интересная, очень часто боги Египта встречаются в кроссвордах, телевизионных программах, книгах и так далее. «небо») – богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце.
ниже) и демиург (творец вселенной). Наследником Геба был Осирис, от которого трон перешёл к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями. Некоторые из местных богов в разные эпохи развития древнеегипетского царства переходили в ранг общегосударственных, например, богини Амаунет, Аментет, Маат, бог Бех (Бухис). А постаменты обвивали гирлянды живых цветов.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Их пантеон весьма обширный. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е.
Атон («диск солнца»), в египетской мифологии бог — олицетворение солнечного диска. Он изменил свое имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону или полезный Атону). Претерпевая со временем существенные изменения (очеловечивание исконных тотемистических и фетишистских представлений), они оставались для подавляющей массы жителей данной местности определяющим культом, порождая исконно местный религиозный сепаратизм1. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата.
И не зря это сделали заблаговременно. Поскольку Гор родился, когда Осирис уже погиб от козней Сета, который захватил власть Осириса, то основной задачей Гора стало восстановление справедливости. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.
Кроме одного: мужчина в гробу был очень молодым. правители Египта поклонялись Мут, которая давала прав на управление страной. Большая ее часть является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих её испытаний и её существованию в более тонких измерениях. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. АТУМ, глава гелиопольской девятки богов (Атум, Шу, Теф-нут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида), бог солнца, демиург.
Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. В «Книге мёртвых» Геб принимает участие в суде Осириса над умершими. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) «языком и сердцем». Тельхины занимались также вредоносным колдовством. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»). Некоторые из местных богов в разные эпохи развития древнеегипетского царства переходили в ранг общегосударственных, например, богини Амаунет, Аментет, Маат, бог Бех (Бухис).
Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Поскольку священным животным богини Нехбет был коршун, ее изображали в виде женщины с хохолком на голове или в облике змееголового коршуна в белой короне Верхнего Египта.
Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Иногда Амон также предстает в облике своих священных животных — овна и гуся. Геб – это бог Земли или, по сути, сама Земля. Гор, Хор (высота, небо), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил.
Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Первоначально отождествлялась с Нуанет из «Восьмерки богов». Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца.
Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном – Нефертум, бог растительности. Одни из них так и остались местными, другие превратились в общегосударственных. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Это период объединения Нижнего и Верхнего Египта под властью единого правителя. Ра.
Вспомните русскую народную сказку про Бабу Ягу. Самым родным для всех египтян был Осирис. Мин близок также повелителю вод Себеку, Исида в некоторых мифах одновременно считается матерью Мина (отсюда его эпитет «телец своей матери») и его женой. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы.
Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. Таким образом, древние боги получали в новых образах иное воплощение, а процессы синкретизма способствовали возвышению тех или иных религиозных центров Египта.
Аписа считали душой бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Атон (диск солнца), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска.
Жена бога Пта.
Брат Осириса, который убил его, позарившись на престол и жену фараона. (во времена XXVI династии) превратился в воплощение вселенского зла, близкое по своим повадкам к дьяволу.
Особо ее почитали в городе Бубастисе. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Он известен в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). Их еще называли демонами. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту.
Именно по этой причине невозможно выстроить стройную иерархию божеств. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет.
Исида – одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по супругу (с Исидой отождествляли Сопдет, существовало представление о связи воскресения Осириса с разливами Нила). С тех пор она претерпела существенные изменения. Некоторые ученые заявляли, что погребение принадлежало Эхнатону. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности.
В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Хнум («творец»), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Аху (множ. Эти черты статуй продиктованы расположением их у стены или в нише. Его создал Хнум. Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты.
Священное животное Сехмет — львица. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Анубис Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут. А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. Перо это не обычное – это перо истины.
Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы. У входа высились два обелиска, врезавшиеся в самое небо верхушками с золотыми пирамидками. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле. То есть «Книга мертвых» является отправной религиозной и отчасти культурной точкой для Древнего Египта. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Сехмет – (букв.
По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. В отличие от других солнечных богов, Атум называется вечерним, заходящим солнцем.
Нут – богиня Неба или также само Небо. Хор (Гор) – (букв. Реформа Эхнатона. Глаза часто инкрустировали бронзой или камнями. У Гора были сыновья: Амсет, Хапи, Кебексе-нуф, Дуамутеф.
Насчитывалось около ста двадцати божеств. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. За нею последовало воинство куретов аргейских, пеласге-ких и ахейских. Вместе с покойным фараоном Ра совершает утреннее омовение в озере, расположенном в Иару, куда их перевозит на лодке «перевозчик Иару».
Изображали ка в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях. Во время суда в загробном мире на одну чашу весов клали перо Маат, а на другую сердце умершего (единственный внутренний орган который оставляли в мумии). Позднее Птах объединен с богом плодородия и покровителем умерших Сокаром, а затем и с Осирисом (Птах-Сокар-Осирис). В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора.
Маат иногда называлась «Маати» (двойственное число), так как существовало представление о двух сестрах Маат зал суда назывался «залой двух правд». Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Геракл захотел однажды непременно увидеть Зевса, а тот вовсе не пожелал, чтобы Геракл его видел. Приняв образ коровы, она усадила Ра себе на спину и стала подниматься в небо.
По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта. Она была олицетворением радости и веселья. АНУБИС, греческое имя египетского бога Инпу, который покровительствовал умершим. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия.
Ка сосредотачивает в себе жизненную силу человека. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум.
Своими крыльями Гор охраняет царя. Культовый центр – г. Кинополь. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных (везир для бедных).
Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба).
Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Солнечный бог осветил темный мир, а когда увидел Атума, Шу и Тефнут, у него покатились слезы радости. становятся «героями одного романа», в Древнем Египте такого «романа» не возникает, точнее, этот роман распадается на несколько не связанных друг с другом фрагментов. Он один из древнейших богов, он ни от кого не родился, он, «создавший сам себя», возник из первобытного хаоса – Нуна (иногда Нуна все же образно называют отцом Атума) вместе с первозданным холмом Бенбеном. На известных изображениях между его рогов часто помещён солнечный диск.
В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Тем не менее, ничего похожего на знания обнаружено в ней не было. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них. Список даёт персонажи в алфавитном порядке.
Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Древнего Египта: фетишизма (например, поклонение камню бен-бен, связанное позднее с культом бога Ра), обожествления растений (например, священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Религия Древнего Египта представляет собой развивающееся, а не стабильное явление. Например, Дуамутеф – астральное божество. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. число). Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.
Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. К местным богам относились божества локальные, связанные с определённой местностью, они имелись не только у областей-номов или их главных городов, но присутствовали во всех более или менее значительных населённых пунктах и местностях. Ра выходит победителем и Апоп возвращает воду обратно. Он обманом заманил Осириса в сундук и, забив его гвоздями, выбросил его в море.
Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Сохранились изображения Исиды с лодкой в руках. После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Бог Анубис, считавшийся сыном Нефтиды, упоминается иногда как сын Бастет.
Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. МИН имя переводится как «производитель урожаев», бог плодородия. Атон даже был составной частью богов солнца: Ра и Атума. Иногда изображалась просто в виде большой сидящей кошки.
Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову.
Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Эти пришельцы и передали землянам часть своих знаний. Боги и цари имели несколько ах, обычно семь. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша.
Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. В своих надгробных надписях они именовал себя «Осирис такой-то» и рассчитывали разделить судьбу этого бога в загробном мире. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. Входил в гелио-польскую эннеаду богов. Потом из воды появился белый лотос из цветка вышел Ра. Нехбет или Нехебт, в египетской мифологии богиня царской власти.
Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»). – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. Ассоциировался с мужской сексуальной силой. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах.
Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. По окончанию эпохи эллинизма и установления господства Рима (Римский Египет), сложившаяся в Египте религиозная система не претерпела изменений, а процессы синкретизма греческой (а вместе с ней римской) и египетской религии продолжались наряду с параллельным развитием традиционных верований древних египтян1.
Основные принципы: симметрия и фронтальность, четкость и спокойствие. Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» – «судья»). Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным.
Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Лишь очень не большие фрагменты книги повествуют о магических ритуалах. ДЕТИ ГОРА. Считалось, что его магическая сила – источник плодородия земли. В тот год страна получила прекрасный урожай. Правила обязательные для скульптуры: голова, расположенная фронтально, атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного).
Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Крупнейший и наиболее древний храм Амона – Карнакский (в Фивах), во время праздника Амона, называемого «прекрасным праздником долины» из этого храма при огромном стечении народа выносили на ладье статую Амона.
Культовый центр – г. Дендера. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом.
По «Текстам пирамид» обладание ба приписывалось только богам и фараонам и мыслилось как воплощение их силы и могущества. В «Книге мёртвых» говорится, что Иару окружает стена из бронзы, ячмень там растёт высотой в 4 локтя, полба высотой в 9 локтей. Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном.
Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Статуэтки Исиды сохранялись как реликвии в некоторых европейских средневековых храмах (в Сен-Жермене, Кёльне). Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов.
Там Посейдон вырос и возмужал, воспитанный и обученный тельхинами. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. Сет (Сетх, Сутех) – в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Не фтиды. Ее зооморфное изображение – корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы.
Амон близок богу солнца Ра, у которого есть имя Амон-Ра, он почитается как «царь всех богов», считается богом-творцом, создавшим всё сущее. Покровительствовал кладбищам и некрополям. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями.
Была женой бога мудрости Тота. Это были праздники с пением и плясками.
Это подтверждают и научные находки: не найдено ни одной мумии того времени. Осирис — одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Гор, Хор («высота», «небо»), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил.
Священными животными Сета считались свинья (отвращение для богов), антилопа, жираф, а главным был осел. И это по-истине было творение, достойное великого бога. Рука Атума – богиня Иусат. Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. "Книга мёртвых" может дать ключ к пониманию того, как египтяне получили своё первоначальное «мистическое» знание.
Имя Гора входит в пяти-членную титулатуру фараона. Древние греки столкнулись с египетской религией в VI—Vвв. В древних «Текстах пирамид» Анубис выступал главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших. АПИС, бог в облике быка, считался быком Осириса. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). Главной и самой большой комнатой в Чертоге был тронный зал.
Все совпадало и все объяснялось. Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение.
до н. э. ). Он решил, что Атон – единый бог, который создал мир. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить.
По представлениям египтян, умершие выполняют в Иару все сельскохозяйственные работы. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т. е. Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см.
И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли. Его почитание пошло из города Кинополя, «города собаки» и очень рано распространилось по всему Египту. Затем он создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут. Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. Управляла звездами, закатами и восходами, временами года. Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. Хоть есть много рисунков информации о силах и предназначениях Геба не там много.
И всё же «Книга мертвых» может сообщить нам важные культурно-исторические сведения. Он, посвящён загробной жизни и тому, как к ней подготовиться. Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. В Риме почитание Исиды распространяется, начиная со 2 в. до н. э. там воздвигаются храмы Исиды, а также в Помпеях, Беневенте и других городах. Гору покланялся весь Египет – его культ был очень популярен среди всех слоев общества. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей – Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем.
Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим. до н. э. ). Изображался в виде человека с головой сокола, на которой водружен солнечный диск. У древних греков была похожая богиня Артемида.
Астарта играла большую роль в борьбе богов с Йамму, властелином моря. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне. Эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди.
Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Аписа почитали с глубокой древности, центром его культа был Мемфис. Сехмет (могучая), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума.
Затем они приносят к ней другую статую Геракла. Его брат Сетх завидовал Осирису и решил убить его. Считалось, что его магическая сила – источник плодородия земли. Египтянам были необычайно близки страдающие боги. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены.
Сет. Бог войны, смерти, ярости и хаоса. Гермес убил Арга камнем и отсек его голову с целью похитить Ио для Зевса. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.
Он был огромным змеем. Осирис являлся богом растительности. Насчитывалось около ста двадцати божеств. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри. Сражение с Апопом повторяется каждую ночь. Как указывается в «Текстах пирамид», ка первоначально было олицетворением жизненной силы богов и царей, воплощением их могущества.
В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт. У него на человеческой голове двойная корона, его называют «владыкой обеих земель», (то есть Верхнего и Нижнего Египта). Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. Наиболее распространено было сопоставление с Гором – Ра-Горахти.
Сам бог Итах, покровитель ремесел, зодчества и живописи, воздвиг этот Чертог. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Птах (Пта) – главный бог Мемфиса, однако его культ был связан не только с Мемфисом, но и распространен как по всему Египту, так и за его пределами. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов.
Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») – бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу. Его воспринимали как собирательный образ всех врагов солнца.
В египетской мифологии бог-покровитель умерших почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). КА. Хнум (творец), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь.
Эти боги и стали столпами небесными. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Эти черты статуй продиктованы расположением их у стены или в нише.
Изображалась женщиной, сидящей на земле, с прижатыми к туловищу коленями. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. «Душой» Птаха считался священый бык Апис, языком – бог Тот. Потом ка стали иметь все люди. Он создал коня изобрел колесницу и упряжку, а также учредил конные состязания в бегах, отмерив первое поприще (oiaSiov).
Культ Мина был распространён в Хеммисе, Коптосе, Омбосе, Нубии. Особое место в религии Египта занимал заупокойный культ. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора. Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Согласно легенде, он появился из хаоса. Символ Маат – страусовое перо, прикреплённое на голове («маат» обозначает страусовое перо). ИАРУ, загробный мир, где пребывают умершие, поля рая.
Ка не только жизненная сила, но и двойник, «второе я», рождающееся вместе с человеком, духовно и физически существующее нераздельно с ним как при жизни, так и после смерти. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. В связи с этим Баст также приобрела функции солнечного Ока. Легенда говорит, что где-то захоронены большие богатства. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху).
Нехбет являлась хранительницей царского рода. Анубис-Саб считался судьей богов. Образ Нехбет восходит к древнейшим представлениям египтян о небе как о крыльях коршуна. Изида – богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Боги могли иметь несколько ка, например Ра – 14. Священное животное Сехмет – львица. Вот такое вот разнообразие.
Являясь дочерью творца мира бога Ра, она при создании мира сотворила гармонию из хаоса. Тельхины — девять собакоголовых и ластору-ких детей моря — появились на острове Офиусу и были известными колдунами и чародеями, первыми научившимися выделывать медь и железо. В некоторых текстах Гор называется его сыном.
В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Оно изображалось в виде человека или животного, а иногда и человека с головой животного. Таким образом, власть фараона рассматривалась восходящей к Гебу.
Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. Душой (ба) Геба представлялся Хнум. Например, Дуамутеф – астральное божество. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. Священное животное Амона – баран и гусь (оба – символы мудрости). Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию.
как творец гелиопольской эннеады. Спасение от гибели было только в этом. Во времена возвышения культа бога Амона она становитсяматерью, супругой и дочерью Амона. Бог солнца. Известны также святилища Исиды в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. Из них местных (отдельные города, относительно небольшие территории), по разным подсчетам, — двадцать пять. Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). А на двух из них четко прочитывается имя Аменхотепа IV (Эхнатона).
Из них местных (отдельные города, относительно небольшие территории), по разным подсчетам, — двадцать пять. Ра был повелителем всего мира, а фараоны были его земным воплощением. По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов. То есть «Книга мертвых» является отправной религиозной и отчасти культурной точкой для Древнего Египта. Обычно бог «вел» скрытный «образ жизни» и никуда «не выходил» из наоса, простые люди были лишены возможности лицезреть его, но в египетском календаре существовало множество праздников, во время которых привычный распорядок нарушался и идол покидал место своего обитания. Священным животным Тота был ибис и вот таким образом бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Они состояли в свите Осириса и считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса.
После падения на землю слезинки превратились в людей. Божество представляли в виде человека, который в отличие от других не носил короны, а его голова была покрыта головным убором, который похож на шлем. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела.
Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Глаза часто инкрустировали бронзой или камнями. Сестра и верная жена Осириса. Изображался также в виде шакала или дикой собаки Саб. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице (имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана)». Понять их посредством холодного разума практически невозможно.
Ее зооморфное изображение – корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. число ах) – низшие божества, посредники между богами и людьми. Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Даже не будучи историком, любой человек осознаёт, что мифология любой древней цивилизации основана на мировосприятии конкретного народа. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4.
Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Согласно мифу. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др. По-моему и свое имя аммонии заимствовали от Зевса ведь в Египте Зевса называют Амоном.
Они должны были охранять Осириса от его врагов: Сета и его свиты. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е. Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих.
С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, абсолютном Сетом и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Маат упоминается в «Текстах пирамид». Согласно легенде, некогда он был земным царем. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Анубис считался судьей богов.
Легенда гласит, что Осирис жил среди людей, умер и был похоронен. Амон («сокрытый», «потаенный»), в египетской мифологии бог солнца. Атум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис.
Являлась одной из судей загробного мира. ЗОЛОТОЙ ЧЕРТОГ, земной дворец богов. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. После смерти Эхнатона почитание Атона как единого бога Египта прекратилось.
Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы.
Изображался с головой шакала. Когда Геракл стал настойчиво добиваться (свидания), Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один.
Завоевание Египта Александром Македонским и основание Александрии (Эллинистический Египет) привело к некоторому слиянию и значительному взаимопроникновению двух мифологических систем1. В египетской мифологии бог города Мемфиса. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын. Активно начинает развиваться портретная скульптура.
Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Тефнут). Его называют «могучий Гор», «мститель за отца».
Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. Амон — изначально бог неба и грозы, позже — «великая сокровенная душа, что над всеми богами», предвечный и непознаваемый владыка вселенной, который, согласно некоторым текстам, произнесший в момент творения изначальное слово, поднявшись в облике птицы над водами хаоса. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Когда Гор вырос, он сразился с Сетом, но проиграл и победитель отнял у него волшебное Око. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона.
В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба. В период Древнего царства Египет был разделен на 42 нома во главе которых стояли номархи, они наблюдали за сбором налогов, после чего возвращались в столицу (Мемфис). Ревнивая Гера приставила к ней всевидящего Арга (сына Инаха/Арестора/ Арга и Исмены). Позже появляется поза писца – человека, сидящего на скрещенных ногах.
Амон играет ведущую роль в коронационных представлениях. В «Текстах пирамид» сказано, что Иару находится на восточном небе, откуда восходит солнце Ра.
Центром культа Аписа был Мемфис. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. Мог свободно перемещаться между миром мёртвых и живых.
На голове Мина корона, увенчанная двумя перьями. АТОН, представлялся как солнечный диск, что видно из его названия, которое переводится как «диск солнца». Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Было принято считать, что человек являет собой некий синтез трех субстанций – тела физического, духовного двойника (ка), души (ба). Однако, прибегнув к более детальному переводу, можно понять, что речь идет не о материальных сокровищах, а о знаниях.
Фараон Аменхотеп объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам и изменил своё имя Аменхотеп – «Амон доволен» на Эхнатон – «Угодный Атону» или «Полезный Атону». АХ. Она научила людей жать, растирать зёрна. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом. Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора. В качестве ба богов нередко фигурируют священные животные (например, ба Себека – крокодил, Осириса – баран, ба многих богов – змея) или другие божества. Ка являлся одним из таких элементов. Вот таким образом-то египтяне и изображают Зевса с ликом барана, а от египтян переняли такой способ изображения аммонии (они происходят от египтян и эфиопов, а язык у них смешанный из языков этих народов).
Титул Геба – «князь князей», он считался правителем Египта. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. В этом, многих убеждало то, что телосложением Эхнатон как раз подходил под описываемый скелет. Верховным жрецом Атона стал сам фараон, считавший себя его сыном.
Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Как и его отец, Гор покровительствует власти фараона. Осирис был убит своим завистливым братом Сетом, который расчленил его труп и бросил в Нил.
Он близок богу-волку Упуату. Ученые все больше задумывались над находкой. Считалось, что ритуальный бег быка-Аписа оплодотворяет поля. В Фивах сопоставлялся с Амоном (Амон–Ра), в Элефантине – с Хнумом (Хнума-Ра). У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ.
Считалось, что возле тела всегда будут присутствовать ка и ба. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона.
Виньетка одной из глав «Книги мёртвых» изображает поля Иару прорезанными полноводными каналами. Она такой же антропоморф, как и древнеегипетские боги. Символизировала объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери.
Мут, египетская богиня (собственно «мать») — древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства. Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Вот таким образом о. Родос назывался некоторое время Стадией.
Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Числились и вообще так называемые второстепенные боги. Изида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Затем все боги кроме Осириса улетели. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все.
Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Ах в виде хохлатого ибиса встречается на многих изображениях. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.
Тот – бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Как это следует из гелиопольской теогонии, Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма и затем, оплодотворив себя, породил бога Шу и его женское дополнение Тефнут, от которых затем произошли остальные боги эннеады.
Ее зооморфное изображение — корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Зевс сошелся с Ио, обратил ее в белую телицу и приказал Гермесу похитить ее у Геры.
От Геба и Нут произошли две пары – Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Ах упоминается в «Текстах пирамид», в него превращается фараон после смерти. Геб был связан с царством мёртвых. Амон почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых.
В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. К примеру, статуя Сенусерта 3. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Затем стало считаться, что они защищают и любого умершего человека. Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах.
Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды.
Его женой и женским воплощением души была богиня Амаунет. Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») — один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда — крылатого солнца. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Сын Осириса и Исиды. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Бог Тот пожалел ее. Свое волшебное Око Гор дал проглотить мертвому отцу.
Фараон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед статуей Мина. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Его символ – солнечный диск с распростёртыми крыльями. Разумеется, сотрудников КГБ очень заинтересовала эта легенда. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина.
Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут («небом»), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Будучи правителем, Эхнатон выдвинул более конкретную концепцию единого божества. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.
Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. Начало эпохи среднего царства положили конец войнам и междоусобным распрям. Они-то и изготовили зубчатый серп (артщу) из седого железа для Крона, которым он оскопил Урана. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил.
В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. В Амоне невидимо существуют все боги, люди, предметы. У древних греков был схожий бог – Гермес.
Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом. Так было не только в незапамятные времена и на заре истории, но и в греко-римское время. Крокодилополь), столица Фаюма. Священными животными Сета считались свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф, а главным был осел. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского.
Победитель убийцы своего отца и по совместительству своего родного дяди, Сета. В дни процессий божество путешествовало, посещая различные «святые места» за пределами родного храма, во время мистерий разыгрывались сцены из жизни божества, также имеющие сакральное значение. Лишь очень не большие фрагменты книги повествуют о магических ритуалах. Многие дизайнеры создают интерьеры для дома и ресторанов в египетском стиле. Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря.
О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта.
«Главной» женой Птаха была Сехмет, однако иногда его женами называли также Маат, Тефнут, Хат хор. БА. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом.
Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту.
Почему так произошло, ученым не удалось установить. Боги провозгласили Гора наследником Осириса и он занял трон отца. В этот период особенно почитали бога солнца Ра. Согласно мифу. Атум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии1. ниже).
Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем. Гор. Бог неба и солнца.
Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Культовый центр – г. Гермополь. Священное животное Амона — баран и гусь (оба — символы мудрости). Ежегодно происходили торжества в честь Баст.