Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь». Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Кроме этого он известен всем как уникальный художник, также можно увидеть его произведения в скульптуре и графике.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Есть какая-то искусственная раздутость в фигуре витязя и, особенно, его лошади (сестра жены художника записала в дневнике: «лошадь у него больше в ширину, чем в длину»).
В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену.
Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. К этому образу Михаил Александрович обращается и в керамике, кажется, что он одержим им. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Нарядно облачение богатыря, его доспехи.
Созданный художником образ ярко выражает представление мастера о поэте как о пророке и носителе истины. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Изображение Демона – становится одной из ключевых тем в творчестве художника.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В эти годы он вновь писал демонов. Неаполитанская ночь», эскиз театрального занавеса). Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Абсолютным новшеством в творчестве художника-керамиста появляется камин «Микула Селянинович и Вольга», который Врубель создаёт по заказу Саввы Ивановича Мамонтова. Курировавший художественно-оформительские работы на выставке С. И.
Эта музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного дифференцированного и бледного Запада». «Музыку цельного человека» художник находит в русском фольклоре, к образам которого постоянно обращается в 90-е годы. Через несколько дней он полностью ослеп155. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь.
Из воспоминаний Б. К. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В первом рисунке, выполненном акварелью, всеми средствами подчеркнут стремительный бег коня с мертвым всадником в седле. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Пан подобен лукавому лешему. Это не было случайностью в его творчестве. Его вид совсем не вызывает страха.
Сотрудникам Третьяковской галереи было предложено срочно забрать ненужное произведение искусства. Такой «мужичище-деревенщина» может сражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине, ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени», но едет он «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» — на картине верхушки елей виднеются у ног коня. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры.
Врубелю удалось воплотить в своем сказочном герое дух природы, сделать его ее неотъемлемой частью. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам.
Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Как художник Врубель сформировался стремительно. Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом.
Оба панно Вубеля стали основой для последующих воплощений в керамике. В 1906 художник ослеп. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Художник Русской частной оперы С. И. Это состояние неподвижности может продлиться долго. Камин стоит на столбах – по три с каждой стороны. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В одном из писем к сестре художник сообщает: Сейчас я в Абрамцеве и опять меня обдает нет не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Врубель, познакомившись с картиной Васнецова «Три богатыря», сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающем на коне-битюге. Из воспоминаний Н. А. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля.
Сам Врубель называл свою картину иконой. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. Тогда Мамонтов решил показать, кто настоящий хозяин на выставке.
Это черта исконно присущая романтической личности. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. И всю дальнейшую жизнь он посвящает познанию прекрасного и созиданию. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве.
Весь его образ очень смелый и боевой. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной.
Но Демон художника олицетворяет не чёрную силу, воплощение дьявольского, а скорее образ человеческого духа. Панно славится большим количеством полутонов и глубиной цвета. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В 5 лет Михаил начал рисовать.
Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. Яркое пятно солнца над головой Микулы, с одной стороны, украшают панно, а с другой – подчёркивает преимущество Микулы перед князем. Тут есть ещё двойная арка (каминный портал). Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108.
Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Афанасий» и «Христос Спаситель». Образ не может быть исчерпан, он остается открытым.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля. В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Это не борьба добра и зла.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. Самой известной работой Врубеля в области облицовки фасадов является панно «Принцесса Грёза», украшающее гостиницу Метрополь. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. В этих рисунках была заключена целая программа.
«Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова.
Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Свадебное торжество проходило в Женеве.
Врубель черпает свою творческую энергию в классическом искусстве итальянского Ренессанса, но при этом художника постоянно манит экзотический Восток. Неаполитанская ночь», эскиз театрального занавеса). Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины.
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».
Гарин-Михайловский был поражен страшно мощной и в то же время инертной фигурой с детски голубыми глазами, меньше всего сознающими эту свою силу и так поразительно выражающими ее. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует.
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Он искал правильный ракурс поворота. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера.
Булава, колчан со стрелами и лук составляют его вооружение, за спиной виден щит. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Полный чувственности и трагизма изображён короткий миг единения двух влюблённых.
Михаил Александрович, родившийся в семье военного, с самого детства увлекается книгами и живописью. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Звериные головы, как капители, венчают несущие столбы арки. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. В этом павильоне они и экспонировались (панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза»). По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Савву похоронили на Байковой горе.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
В основу сюжета панно легла русская былина о Вольге и Микуле. Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». Персонажи приобретают свой характер с помощью множества приёмов, начиная от мимики и позы героев и заканчивая характерной для автора цветовой образностью. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. На арендованном им участке вблизи входа был в короткий срок сооружен павильон или «балаган», как выразился К. Коровин, с громадными буквами на крыше «Панно Врубеля». Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Противоположный подход был у Николая Рериха.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Мамонтова. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Его богатырь — могучий исполин. Тогда художник написал ее без рабочих набросков.
В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Персонажи врубелевской «Принцессы Грёзы» также наполнены «до краёв», как и их прототипы из пьесы. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Сюжеты его произведений зачастую навеяны музыкой, театром и литературой. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Издалека кажется, что это просто яркий орнамент. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». В его даровании раскрылись универсальные возможности. В панно Врубель изображает момент диалога двух героев. В этом павильоне они и экспонировались (панно Микула Селянинович и Принцесса Греза). Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
На арендованном им участке вблизи входа был в короткий срок сооружен павильон или «балаган», как выразился К. Коровин, с громадными буквами на крыше «Панно Врубеля». Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113. На богатыре надеты защитные латы.
Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Прахова, сына архитектора А. В. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком.
Врубель сочинил композиции на европейский — «Принцесса Греза» (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Э. Ростана) и национальный («Микула Селянинович») сюжеты. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). По совету И. Е.
Богатыри русские, рожденные на славной земле, питаются ее водами, берут силы от великой Природы. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Картина Богатырь раньше называлась по-другому.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям.
Когда не было моделей, он рисовал себя. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142.
И название картина имела совсем другое. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским.
Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. Богатырь облачён в рельефную кольчугу, шлем и расшитый узорами плащ. За спиной виднеются лук и стрелы. Он чрезвычайно сложен и многогранен. Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Врубель одушевляет природу, он наделяет волей цветы, сообщая им способность чувствовать, воздействовать на людей своей завораживающей магией. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Произведение удалось.
Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. История создания керамического камина Микула Селянинович и Вольга (1898-1900, ГТГ) восходит ко второй половине 1890-х годов, когда М. А. Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
1898 – 1899. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. С Рерихом все поменялось. Конь богатырский под стать хозяину.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
«Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Когда входишь в зал Врубеля в Третьяковке через боковой вход, то первым делом в глаза бросается сверкающий всеми красками на фоне жемчужно-голубых стен камин. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
Весь его образ очень смелый и боевой. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. За спиной виднеются лук и стрелы. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Эти панно были отвергнуты специально присланной из Петербургской Академии художеств комиссией «как нехудожественные».
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
В облике богатырском органично сконцентрирована сила и мощь земли и народа исполненные величавого спокойствия и мудрости. Черты лица не выписаны под конкретного героя одной из былин имеют общие, обобщенные очертания, носят скорее символический, нежели индивидуальный характер. Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Майолика – такой вид керамики, в котором объединены обожжённая глина с расписной глазурью. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм.
Но обо всём по порядку. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Вессели принадлежали к интеллигенции, сестра Елизаветы Христиановны— Александра— окончила Петербургскую консерваторию и очень много сделала для приобщения племянника к миру музыки.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Он тяготеет к орнаментальной структуре своих произведений, что проявляется как в живописи, так и в графике.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Эти панно были отвергнуты специально присланной из Петербургской Академии художеств комиссией «как нехудожественные». Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Холст, масло. Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году.
Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет его. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировалось восемь картин Врубеля и его скульптура, в это же время проходили гастроли Мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль «Гензель и Гретель» в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес «Неаполитанская ночь» («Италия.
Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день.
Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. И это символично, ведь по сюжету былины именно богатырь-пахарь – победитель во всех состязаниях между ним и богатырём-воином Вольгой. Напротив Микулы – суровый воин Вольга Святославович на своём могучем коне. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). Видно, что копыта лошади от груза усели в землю.
На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Оно, заостренное вверху. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Гдето далеко внизу, не дотягиваясь до колен, растут сосны и ели, темным фоном, причудливо изгибаясь, виднеется на втором плане заколдованный лес. Огромной глыбой, словно массивная великангора, очерчена фигура русского богатыря, составляющая единое целое с телом коня и далее – с лесами, полями, землей и небом. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров».
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Начал он с головы лошади. Но в целом, говоря современным языком, русский эпос в интерпретации Рябушкина предстает русским фэнтези, где есть и богатырь-гном Микула Селянинович и богатырь-эльф Алеша Попович и царящий над миром маг Святогор.
Горят прекрасные цветы чертополоха. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий.
Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру.
Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями.
Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Сильное, грозное произведение.
По замыслу Врубеля именно Микула олицетворял силу всей земли Русской. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Врубель выполняет иллюстрации к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон», но не останавливает своё внимание на уже созданном герое, а ищет свой образ. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: Лель, Волхова, Купава. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Оно как бы входит в замысел художника избавляет его от описания конкретных условий пространства и времени.
Эта музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного дифференцированного и бледного Запада. Возникает ощущение цельности и сопричастности. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировалось восемь картин Врубеля и его скульптура, в это же время проходили гастроли Мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль «Гензель и Гретель» в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес «Неаполитанская ночь» («Италия.
Присутствует всё тот же задумчивый и тоскливый взгляд, печать вечного одиночества, но при этом в определённых чертах чувствуется внутренняя сила и мощь. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Его Демон в майолике также глубок и многогранен, как и на холсте. На богатыре надеты защитные латы. Врубель сочинил композиции на европейский — «Принцесса Греза» (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Э. Ростана) и национальный («Микула Селянинович») сюжеты.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью.
Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. Работа не привела к улучшению. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Сюжет панно изображает восточную принцессу, склонившуюся над умирающим рыцарем. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит.
Холст не был разделён на клетки. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Репина занимался акварелью. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Часто художник изображал окружающие предметы и тогда возникали натюрморты: графин, стакан, простыня, платок и т. д. Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами.
Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Лучшего патриотического образа и не создать. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Он показывал свое видение и представление данного мира. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Событие это наделало много шума в прессе. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора.
Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Гиперболичность выражена в самом подходе к воплощению богатырского начала, в одухотворенности природы и народного творческого духа. Однако это лишь внешняя сторона: Врубель в возрасте 24 лет несомненно ощущал себя гением, а в теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией— работы в сфере между природой и свободой— признавалась только в области искусства. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника.
Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. В самом верху поселились птицы сирины, зреет блестящий виноград на верхних ушках.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых).
В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. Герой сопротивляется до конца.
Прошение было удовлетворено157. Врубель по заказу С. И. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала.
Верхняя часть рамы обрамлена тоже двойной аркой. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Тогда Мамонтов решил показать, кто настоящий хозяин на выставке. Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Предложение я принял, конечно, охотно. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Кирилле», «Св. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:Обул Илья лапотки шелковые, Подсумок одел он черна бархата, На головушку надел шляпку земли Греческой. После врубелевского витязя васнецовские богатыри, пожалуй, покажутся и легковесными и несколько прозаическими. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства.
В 80-е гг. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости.
В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Событие это наделало много шума в прессе. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Все здесь подвержено метаморфозам. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но все же Врубель, если можно так сказать, переборщил в изображении земной мощи героя.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Чистякова (курс не окончил).
Представители рода Врубелей (от польск. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. В основе сюжета – встреча двух героев былины, столкновение двух характеров. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Но это совсем другая история, расскажу её отдельно. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Впоследствии этот камин был не раз повторён автором и другими художниками-керамистами мастерской Абрамцево по эскизу Михаила Александровича. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка.
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Демон замер в позе ожидания и созерцания. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава».
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75. Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.