Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь». Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Иллюстративный материал: В. М. Васнецов «Богатыри», М. А. Врубель «Богатырь», Н. К. Рерих «Русская сила богатырская», К. Васильев «Микула и Вольга».
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. Прошение было удовлетворено157. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». За спиной виднеются лук и стрелы. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Богатырь врубельВ разделе Живопись, Графика на вопрос Помогите описать картину. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже.
Начал он с головы лошади. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Русский фольклор занимает очень большое место в творчестве Врубеля, где его привлекала именно цельность мировосприятия, здесь он находил опору своей вечно мятущейся душе.
В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Кстати, писать свою картину художник начал с головы коня, которая была выверена до миллиметра. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. Ее копыта погрузли в земле и создается впечатление, будто бы она появляется из недр земли.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Нарядно облачение богатыря, его доспехи.
Первоначально она называлась «Илья Муромец». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Представители рода Врубелей (от польск. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Его фигура занимает всю поверхность холста: Чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. Н. Г.
Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Савву похоронили на Байковой горе. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Картина Богатырь раньше называлась по-другому.
Лучшего патриотического образа и не создать. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. Репина занимался акварелью. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Весь его образ очень смелый и боевой.
Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Он показывал свое видение и представление данного мира. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Холст не был разделён на клетки. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В 5 лет Михаил начал рисовать. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича проявилась атрофия зрительного нерва149. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Пан подобен лукавому лешему.
Возникает ощущение цельности и сопричастности. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной.
Чистякова (курс не окончил). Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Художник Русской частной оперы С. И.
заданный автором Анти лучший ответ это М. А. Врубель. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. Немного дополняют плотно маленькие ели и сосны, которые почти дотягиваются до колен коня и темный заколдованный лес на заднем плане.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Кирилле», «Св. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
Богатырь порожден самой природой: его доспехи сплетены из трав и ветвей, пальцы рук узловаты, как сучья, борода – серебристый мох, в глазах – синь бездонных озер. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. Его вид совсем не вызывает страха. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру.
Но когда смотришь на массивную фигуру богатыря, то кажется, что это под силой его веса она погрузла в землю. Леший – и душа и тело этих перелесков и топкой равнины завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый из земли, мха, древесной коры и корней. Он неотделим от мира, его окружающего, – мрачного, озаренного лучами закатного солнца лилово-зеленого леса, обильно населенного доброй и зловещей живностью. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Это не было случайностью в его творчестве. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Оно, заостренное вверху. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Холст, масло. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». По совету И. Е. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. Картину, вызвавшую сильное неприятие многих современников, называют теперь шедевром живописца наряду с Паном, Царевной-Лебедью и другими работами. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Он искал правильный ракурс поворота.
Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Работа не привела к улучшению. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. 1898 – 1899. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Сам Рерих поначалу не обожествлял богатырей, хотя с юности писал проникновенные былины о возрождении святой Руси. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». На богатыре надеты защитные латы. Тогда художник написал ее без рабочих набросков. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Огромного коня с толстыми ногами и широко раздутыми боками он отыскал где-то на извозчичьем дворе, где стояли так называемые ломовики, а богатыря одел, поверх кольчуги, в стёганный ватник, защищающий от вражеских стрел.
Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу.
Из воспоминаний Н. А. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Противоположный подход был у Николая Рериха.
Сильное, грозное произведение. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность. Прахова, сына архитектора А. В. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь».
В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Весь его образ очень смелый и боевой. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой фаюмские портреты Фаюмские портреты – серия погребальных портретов в Римском Египте I – III веков.
В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. Предложение я принял, конечно, охотно.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике.
Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Врубеля. Конь богатырский под стать хозяину.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. И название картина имела совсем другое. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. На богатыре надеты защитные латы. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Из воспоминаний Б. К. Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Через несколько дней он полностью ослеп155. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным.
В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно.
И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Мамонтова. Богатырь. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Его богатырь — могучий исполин. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. С Рерихом все поменялось. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Вначале это был обычный традиционный прямоугольник, а свою форму произведение получило немного позже.
Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). По форме картина была обычным традиционным прямоугольником.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Пан согнулся от старости и устал от жизни. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. За спиной виднеются лук и стрелы. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей.
Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца.