Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь».
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Лошадь изображена очень сильной и могущественной.
В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Что видишь, смотря на изображение на переднем плане. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Конь богатырский под стать хозяину. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался.
Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи.
По совету И. Е. Врубель сочинил композиции на европейский — «Принцесса Греза» (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Э. Ростана) и национальный («Микула Селянинович») сюжеты. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Картина Богатырь раньше называлась по-другому. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины.
Это не было случайностью в его творчестве. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Или же у персонажа русских сказок — лешего, который охраняет леса и болота, но не вредит людям. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Врубель сочинил композиции на европейский — «Принцесса Греза» (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Э. Ростана) и национальный («Микула Селянинович») сюжеты. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Он искал правильный ракурс поворота. «Пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Булава, колчан со стрелами и лук составляют его вооружение, за спиной виден щит. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Конь богатырский под стать хозяину.
После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Неаполитанская ночь», эскиз театрального занавеса). Большая часть иллюстраций посвящены поэме Лермонтова «Демон».
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Картина, написанная в 1898 году, сначала и называлась по-былинному: «Илья Муромец». Существо из русской сказки, стойко охраняющее природные богатства. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Тогда Мамонтов решил показать, кто настоящий хозяин на выставке. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Эта лошадь получилась грациозной, мощной и ломовой, такая, какая нужна была этому богатырю. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге.
Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Тогда художник написал ее без рабочих набросков. Чистякова (курс не окончил).
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Звериные головы, как капители, венчают несущие столбы арки.
Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.
Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:Обул Илья лапотки шелковые, Подсумок одел он черна бархата, На головушку надел шляпку земли Греческой. После врубелевского витязя васнецовские богатыри, пожалуй, покажутся и легковесными и несколько прозаическими. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. Оба панно Вубеля стали основой для последующих воплощений в керамике. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено.
Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. На следующий день Врубель приступил к писанию красками. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Пространство как бы спрессовано. (5 марта 1856, город Омск— 1 апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.
Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. Его богатырь — могучий исполин.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. А партию Царевны-Лебеди спела жена художника.
Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. Майолика – такой вид керамики, в котором объединены обожжённая глина с расписной глазурью.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. В этом павильоне они и экспонировались (панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза»). А может быть этим автор работы хотел сказать, что лошадь, как символ земли, которая питается силой и мощью из самых недр.
Картина демона представляет сидящего печального демона, который трагически сцепил руки. В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу. С Рерихом все поменялось. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Это помогло художнику стать более известным. Пан согнулся от старости и устал от жизни.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Но это совсем другая история, расскажу её отдельно. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника.
Первоначально она называлась «Илья Муромец». Через несколько дней он полностью ослеп155. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». На арендованном им участке вблизи входа был в короткий срок сооружен павильон или «балаган», как выразился К. Коровин, с громадными буквами на крыше «Панно Врубеля». Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске.
Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. На богатыре надеты защитные латы. В 5 лет Михаил начал рисовать. В этом павильоне они и экспонировались (панно Микула Селянинович и Принцесса Греза). Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Что это за существо. Преувеличив все: и размеры самого богатыря и размеры его лошади (сестра жены художника – Е. Ге записала в дневнике: «Лошадь у него больше в ширину, чем в длину»). Савву похоронили на Байковой горе. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Он зорко следит за всем, что происходит вокруг. За спиной виднеются лук и стрелы. Таким изобразил своего «Богатыря» Михаил Врубель. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Леший не леший.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Возникает ощущение цельности и сопричастности. В основу сюжета панно легла русская былина о Вольге и Микуле. Эта музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного дифференцированного и бледного Запада». «Музыку цельного человека» художник находит в русском фольклоре, к образам которого постоянно обращается в 90-е годы. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Его глаза очень печальны, они смотрят вдаль, они окружены невидимыми цветами. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Он показывал свое видение и представление данного мира. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Кряжистый, огромный, восседающий на таком же огромном коне-битюге, «мужичище-деревенщина» – ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени». Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.
После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Оно, заостренное вверху. Такой «мужичище-деревенщина» может сражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине, ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени», но едет он «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» — на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Но все же Врубель, если можно так сказать, переборщил в изображении земной мощи героя.
Михаи л Алекса ндрович Вру бель. В центре — с арфой в руках умирающий рыцарь. Прошение было удовлетворено157. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. А ее облик заставлял только восхищаться. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
Настроение загадочности усилено композицией. Человек не человек. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Событие это наделало много шума в прессе.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Тем более необычно видеть его на фоне русского пейзажа.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. «Царевна Лебедь» 1900 г. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Есть какая-то искусственная раздутость в фигуре витязя и, особенно, его лошади (сестра жены художника записала в дневнике: «лошадь у него больше в ширину, чем в длину»).
В самом верху поселились птицы сирины, зреет блестящий виноград на верхних ушках. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Врубель, познакомившись с картиной Васнецова «Три богатыря», сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающем на коне-битюге. Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер- панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. В 1906 художник ослеп. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировалось восемь картин Врубеля и его скульптура, в это же время проходили гастроли Мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль «Гензель и Гретель» в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес «Неаполитанская ночь» («Италия. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Видно, что копыта лошади от груза усели в землю.
Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Весь его образ очень смелый и боевой. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Его богатырь — могучий исполин. Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств.
На богатыре надеты защитные латы. Свадебное торжество проходило в Женеве. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. «Принцесса Греза» 1895 г. Сюжет «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Различно направленные волны движений сталкиваются и застывают в причудливом клубке.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Начал он с головы лошади.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Замысел картины сложился быстро, вот таким образом и само полотно было создано в несколько дней. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Издалека кажется, что это просто яркий орнамент. Холст не был разделён на клетки.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В панно Врубеля корабль взлетает над волнами, похожими на крылья.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Тем более, что в это время мастер находился под влиянием идей о поиске национальной души.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.
Камин стоит на столбах – по три с каждой стороны. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Став наставником Врубеля, Павел Петрович открыл в воспитаннике новые, доселе никак не проявлявшие себя грани, пополнив тем самым свою преподавательскую копилку, в которой на тот момент уже находились Суриков, Васнецов и Репин, еще одним талантливым учеником. Из воспоминаний Н. А. Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Представители рода Врубелей (от польск.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. После того, как он написал эту картину, художник писал такие слова о своей работе: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». Лучшего патриотического образа и не создать. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Событие это наделало много шума в прессе. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Пан подобен лукавому лешему. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Курировавший художественно-оформительские работы на выставке С. И. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Врубелю удалось воплотить в своем сказочном герое дух природы, сделать его ее неотъемлемой частью. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Сильное, грозное произведение.
Эти панно были отвергнуты специально присланной из Петербургской Академии художеств комиссией «как нехудожественные». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». 1898 – 1899. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Сюжет этой картины был создан Врубелем после того, как он прочел «Демона» Лермонтова. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником.
Предложение я принял, конечно, охотно. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. В панно Врубель изображает момент диалога двух героев.
Эти панно были отвергнуты специально присланной из Петербургской Академии художеств комиссией «как нехудожественные». Такой эффект художник смог достичь благодаря использованию плоских мазков мастихином. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Художник Русской частной оперы С. И. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента.
Первый эскиз картины под названием «Демон сидящий» был нарисован в 1890. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Неаполитанская ночь», эскиз театрального занавеса). Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель был уверен, что творчество подобно направляющему человека магическому кристаллу, который в зависимости от личных устремлений и пристрастий может привести заблудшего в лабиринтах искусства путника либо в рай, либо в ад.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Участники интригуют друга — переглядываются, делают тайные знаки. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Работа не привела к улучшению. Демон сидит один посреди гор, его окутывает алый закат.
В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Странное существо. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. Мамонтова.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна.
За спиной виднеются лук и стрелы. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Врубель по заказу С. И. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Весь его образ очень смелый и боевой. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце.
Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».
В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Афанасий» и «Христос Спаситель». По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Писать своего «Богатыря» Врубель начал с головы лошади, для которой искал нужный ракурс поворота. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Но глаза у него голубые добрые, немного лукавые.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест.
Тогда Мамонтов решил показать, кто настоящий хозяин на выставке. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь». «Демон сидящий» 1890 г. Все картины М. Врубеля созданы в таинственной и сказочной атмосфере. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. Холст, масло.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Богатырь облачён в рельефную кольчугу, шлем и расшитый узорами плащ. Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля. Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Яркое пятно солнца над головой Микулы, с одной стороны, украшают панно, а с другой – подчёркивает преимущество Микулы перед князем. Тут есть ещё двойная арка (каминный портал). Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. Кирилле», «Св. С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Мамонтов заказал Врубелю выполнить для этих тимпанов панно на темы, представленные на усмотрение художника. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича проявилась атрофия зрительного нерва149.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.
В эти годы он вновь писал демонов. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. Из воспоминаний Б. К.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами. Его вид совсем не вызывает страха.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Картина была написана в Москве в доме С. Мамонтова. Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. На арендованном им участке вблизи входа был в короткий срок сооружен павильон или «балаган», как выразился К. Коровин, с громадными буквами на крыше «Панно Врубеля».
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Противоположный подход был у Николая Рериха.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. «Венеция» 1893 г. В панно «Венеция» угол Дворца дожей, мост Вздохов, виднеющаяся перспектива улицы достоверны до подробностей и даже написаны с использованием фотографий (Врубель вообще охотно прибегал к помощи фотографий местностей, считая, что глупо было бы не утилизировать такой превосходный подсобный материал). На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава». Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Верхняя часть рамы обрамлена тоже двойной аркой. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировалось восемь картин Врубеля и его скульптура, в это же время проходили гастроли Мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль «Гензель и Гретель» в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес «Неаполитанская ночь» («Италия.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. История создания керамического камина Микула Селянинович и Вольга (1898-1900, ГТГ) восходит ко второй половине 1890-х годов, когда М. А. И название картина имела совсем другое. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
По замыслу Врубеля именно Микула олицетворял силу всей земли Русской. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Произведение удалось. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Репина занимался акварелью. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Но обо всём по порядку. Такие глаза могут быть у старого дедушки, рассказывающего сказочные истории внукам.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. В принципе, как следствие, картина получила массовое признание, а задачи и цели художника были решены.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Прахова, сына архитектора А. В. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
«Богатырь» 1898 г. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Врубелем невероятно быстро, в течение пары недель, практически без предварительных эскизов и набросков. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Впрочем преувеличено здесь все, как в сказке: вот и верхушки елей виднеются у ног коня, так как едет он, согласно былине, «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего». Панно не было принято из-за непривычности изобразительного языка ни академическим жюри, ни публикой. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.