Кроме того исследователи предполагают, что Кампен мог встречаться с еще одним знаменитым современником – Яном ван Эйком, который в тот момент жил в Лилле. В брюссельском музее хранятся два портрета его работы. Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников, среди которых был известный впоследствии Рогир ван дер Вейден.
Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок.
Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Кампен был одним из первых европейских портретистов. Из документально подтверждённых произведений Кампена сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406-07, Музей истории и археологии, Турне).
В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. Вероника5229398e9074e7ab5f2db1ca2f2d6a2cf1a7189 (420x700, 280kb)Распятие Христа5229398nc0013044descentfromthecrossbyrobertcampinandassistantdetail (600x600, 101kb)52293981103636 (590x509, 81kb)Алтарь чуда о процветшем посохе и обручения Марии, оборотная сторона св. Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
В нем чувствуется величественный дух, отличавший картины ренессансных мастеров. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Merode), отсюда его распространённое название. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы.
Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. (нидерл. Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху.
В этом небольшом триптихе вкратце излагается вся новозаветная история. 1379—1444), который был учителем Рогира ван дер Вейдена. Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка. Мастер проявляет огромный интерес к перспективной передаче пространства. В документах городского архива сохранились данные о том, что ему принадлежало несколько домов в Турне, что свидетельствует об определенном материальном благополучии Кампена.
Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Было предположено, что обе эти работы принадлежат руке Флемальского мастера, личность которого в то время ещё не была установлена. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера. Флемальский алтарь. Copy after robert campin5229398default2 (475x700, 228kb)Портрет мужчины, 1430-еНациональная галерея, Лондон5229398default4 (469x700, 282kb)Портрет толстого мужчиныВотан из первых портретистов в европейской живописи (Мужской портрет, Картинная галерея, Берлин-Далем, парные портреты супругов, Национальная галерея, Лондон).
Позднее его личность соотнесли с Робером Кампеном (ок. Около 1427-1432. Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица.
Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. 52293981415198vi (491x700, 360kb)Св Иоанн Креститель (ок 1415) (Кливленд, Музей художества)5229398default26 (584x700, 155kb)Рождество 1420. Произведения Робера Кампена (Алтарь Верля, 1438, Прадо, Мадрид триптих Благовещение, Метрополитен-музей) более архаичны, чем работы его современника Яна ван Эйка, но выделяются демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов.
В чисshyле учеshyниshyков Кампена быshyли Ж. Даshyре и Роshyгир ван дер Вейshyден. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Флемальский алтарь.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Он родился в Турне в 1399 или 1400 году и умер в Брюсселе в 1464 году. В творении видимы индивидуальности художества позднего Средневековья – яркие краски, некая условность изображения и частично уплощенное место, но оно уже принадлежит Возрождению: священные персонажи, хоть и разделены от людей, но размещены с ними вблизи и Дева горькая, ангел Гавриил и Иосиф смотрятся не наименее реалистично, чем донаторы в левой створке.
(Campin) (около 1380 – 1444), нидерландский художник. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418160году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432160годы. Произведения Робера Кампена (Алтарь Верля, 1438, Прадо, Мадрид триптих Благовещение, Метрополитен-музей) наиболее архаичны, чем работы его современника Яна ван Эйка, но выделяются демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428 годом.
Мадонна изображена в уютном интерьере бюргерского дома и всецело поглощена обычными материнскими заботами – собираясь пеленать ребенка, она протянула руку к камину, чтобы согреть ее. Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428годом. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.
В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности. Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов.
Все детали изображены очень подробно городской пейзаж, видимый через окно, столь же ясен и точен, как и фигуры на первом плане, а страницы книги, украшение на подоле платья Мадонны и тростниковый экран камина старательно прописаны. В бытовых деталях заметна демократичность, подчас имеет место бытовая трактовка религиозных сюжетов, которая и позднее будет свойственна нидерландской живописи. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Первоначально создателя диптиха условно называли Мастером с мышеловкой, затем Мастером алтаря Мероде и, наконец, Мастером Флемальского алтаря или просто Флемальским мастером.
Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Таким образом, атрибуция всех произведений, приписываемых в настоящий момент Кампену, спорна. 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена.
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Последнее название возникло из ошибочного предположения, что главная работа художника была написана для аббатства Флемаль. Христофора, одно из самых ранних свидетельств существования в то время гравюры на дереве. Изображения святых в его картинах (триптих Благовещение, Метрополитен-музей диптих Мадонна с младенцем, ГЭ Алтарь Верля, 1438, Прадо), как правило, помещены в уютных городских интерьерах с любовно воспроизведёнными деталями обстановки.
Другая версия гласит, что данный триптих был написан ван дер Вейденом, когда ему не было и тридцати. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.
н. «Алтарь Мероде»), а также т. н.
Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. Таким образом, можно предположить, что они оба были учениками флемальского мастера, то есть Робера Кампена. Один из основоположников искусства Северного Возрождения. Центральная панель – 64, 1x63, 2, боковые – 64, 5x27, 3 Алтарь Мероде, вышеназванный так по фамилии продолжительно владевшего им семейства, поначалу приписывался Рогиру ван дер Вейдену, позже – мастеру из Флемаля, которого позднее отождествили с Робером Кампеном (1378/ 1379-1444).
Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418 году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432 годы. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал ещё один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т. н. Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. «Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.
Скончался Кампен в 1444 году в Турне. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. Однако ответить на все вопросы, связанные с авторством картин, удалось не сразу. Действие происходит в комнате бюргерского дома. Его учителем был Робер Кампен из Турне.
Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. К сожалению, большинство диптихов ныне разобщено. Показательна картина "Рождество" (ок.
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Изображения святых в его картинах помещены, как правило, в уютные городские интерьеры с любовно воспроизведенными деталями обстановки. Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Иосиф в виде плотника (правая панель триптиха -Благовещение-)5229398231vi (700x613, 174kb)Жизнь Св Иосифа Деталь 1 (слева) Обручение с Девой Марией5229398000018 (511x700, 315kb)the nativity (detail) 15229398default16 (700x448, 62kb)Благословение5229398default17 (540x700, 315kb)Благословение (отрывок)5229398default18 (549x700, 302kb)Благословение (отрывок)5229398default25 (485x700, 318kb)Распятый вор5229398cthief1artfond (616x700, 110kb)Распятый вор (отрывок)5229398default20 (502x700, 258kb)Мадонна5229398default21 (700x614, 127kb)Обручение Девы Марии522939814101491x5831vi (512x700, 372kb)Мадонна с младенцем (ок 1410) (149 1 x 58 3) мелочь 15229398c1e078aba486d746ef6471d444a0a59d (546x700, 61kb)Дева с младенцем в апсиде с 2-мя ангелами52293982277785900 (457x700, 117kb) Мадонна с младенцем во Славе со святым Петром, Августином и донатором, 1430-е.
Флемальский алтарь. Клара5229398default28 (686x700, 240kb)Кампен, Робер (ок1375-1444) – Месть Томирис522939803ce0c561c568eorig (478x76, 12kb)Рубрики: Культура, художествоКлассическая живописьХудожникиМетки: о живописце портреты верующие и мифологические сюжеты фотоподборка картин Смотрите также8 ПримечанияЭта страница была создана в 1996 году Последнее изменение 4 августа 2015 года., . Творчество Робера Кампена приходится на первую четверть XV века. Но осмысление религиозных тем становится иным. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438 году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Толстое обрюзгшее лицо модели предстает во всей своей не слишком приглядной выразительности, убеждая в желании мастера быть верным натуре. Тем самым зритель лишен возможности рассматривать композицию в целом.
н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена. Выполнял заказы городского муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи).
Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flemalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др. Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра. Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Левая створка»). Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря (Святая Троица Дева Мария с младенцем Святая Вероника, две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), Портрет мужчины в красном тюрбане (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Некоторые искусствоведы до сих пор считают произведения Флемальского мастера ранними работами ван дер Вейдена. Robert Campin ок. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Музей изящных искусств, Дижон5229398default7 (454x700, 264kb)Святая Троицаcampin14 (540x700, 294kb)campin13 (548x700, 296kb)mourning trinity5229398default6 (521x700, 312kb)Мадонна с Младенцем (левая панель диптиха)Картина Робера Кампена Мадонна с младенцем. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен — некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау).
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. «триптих Мероде»), а также т. н. Но главное – при малых размерах триптих производит впечатление большого. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели.
Интересна деталь, прямо заимствованная у Ван Эйка: выпуклое круглое зеркало на стенке в левой створке, подобное тому, что можно видеть в Ван Эйковском Портрете четы Арнольфини исполненном четырьмя годами ранее. Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру. В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден. В 1450 году Рогир совершает путешествие в Рим.
В период с 1418 по 1432 год Кампен руководил в Турне художественной мастерской, в которой среди прочих учились выдающиеся нидерландские художники Рогир ван дер Вейден и Жак Даре. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века. В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. Рогир был тесно связан с придворным кругом герцогов бургундских. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438160году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь.
КАМПЕН (Campin) Робер (около 1375-79, Валансьен – 26. 4. 1445, Турне), нидерландский художник. Флемальский алтарь. «Благовещение» брюссельского музея считается авторским повторением алтаря Мерод в Нью-Йорке. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года.
Оказал сильное влияние на последующих нидерландских живописцев, в том числе на своего ученика Робер КампенРобер КампенКАМПЕН РОБЕР (campin robert) (1380-1444)Среда, 08 Июня 2016 г. 20: 47 в цитатникКампен Робер (campin robert) (1380-1444)Нидерландский художник. За решетчатым окном видны дома городка. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года.
Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. «»), а также т. н. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Один из них представляет собой правую часть диптиха с изображением Лорана Фруамона, заказчика картины (левая створка с изображением богоматери находится в музее города Кан). Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру.
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. 5229398default8 (700x352, 57kb)Святая Троица5229398default24 (627x700, 407kb)Благовещение5229398default11 (700x373, 62kb)Благовещение (триптих)Благовещение (Алтарь Мероде) – Робер Кампен. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название.
Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее. Есть мнение, что это было вызвано политическими симпатиями Кампена к французскому королю в эпоху острого соперничества между бургундским герцогством и французским королевством. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
Дальнейшие разыскания и кропотливый стилистический анализ привели к тому, что ныне эта гипотеза принята большинством современных искусствоведов. 1375–1444), влиятельным живописцем своего времени, работавшим в Турне. Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке.
1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»). Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет). Его искусство продолжает быть преимущественно церковным: он пишет как большие створчатые алтари, так и камерные складни для домашнего поклонения. Создавая диптих, Робер Кампен успешно использовал введенную в употребление Яном фан Эйком технику масляной живописи. Еще в XIX веке исследователям удалось выделить группу картин, близких друг другу по стилю.