Картина испанского живописца Эль Греко Благовещение, была написана в 1596-1600 годах. Картина Эль Греко «Благовещение» написана в 1576 году и стала своеобразным итогом его учебы в Риме. Живописец начал создавать ее в Италии и закончил в 1577 г. Тема Благовещения была очень близка Эль Греко, он не раз к ней обращался и умер в тот момент, когда рисовал Богородицу.
Эль Греко неоднократно возвращался к теме Благовещения, которая была близка его душе. Картина Эль Греко Благовещение: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина испанского живописца Эль Греко "Благовещение", была написана в 1596-1600 годах.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Сейчас он находится вТоледо. Что, вобщем-то, справедливо. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Темперная прописка пропитана уплотненным подсолнечным маслом с лаком ПБМА (Ред.
Картина рождает острое, почти щемящее чувство хрупкой неземной красоты. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. f. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27.
Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. Этим же цветом с разбелом, была сделана лепка формы. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Однако вряд ли это справедливо.
(Торговая аннотация). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Своеобразным контрастом ему должно служить изображение нищего с его обнаженным изможденным телом.
Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция).
После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ.
При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46.
Пропорции фигур вытянуты, они приобретают повышенную динамику, хотя сами по себе не наделены активным действием. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Образование он начал получать на Крите, продолжил вВенеции, позднее переехал вРим.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Свет и цвет неразделимы, ведь свет также, как и вся картина создан цветом. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Лучи света от летящего голубя озаряют стоящую фигуру Марии, сплетения облаков и головки херувимов подобны гирляндам из нераспустившихся бутонов.
Прекрасный юноша-всадник словно вознесен над далеким Толедо, рядом стоит нагой нищий, которому святой отдает половину своего плаща. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Ко времени приезда Эль Греко в Рим, Микеланджело и Рафаэль уже оставили этот мир, однако по-прежнему являлись примером для подражания молодых художников.
Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. В заметках, оставленных на полях издания античного трактата Витрувия об архитектуре, Эль Греко осуждает привязанность Витрувия к классическим пропорциям, перспективе и математике.
– Пентаэфирами здесь называется пентамасло, это подсолнечное масло, специальным образом обработанное (в заводских условиях), чтобы абсолютно избавить его от пожелтения. Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
Погружение в духовную атмосферу Толедо, средневекового города с древними монастырями, который являлся настоящим религиозным центром Испании, окончательно сформировало мировоззрение и своеобразный художественный язык Эль Греко. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. – Рекомендуется пользоваться капроном, как материалом, не оставляющем ворсинок (см. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65.
Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Но все неузнаваемо преображено художником.
В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Светлые, золотистые штрихи на складках одежд олицетворяют Божественный свет, коим пронизано все, причастное Богу. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
Эль Греко сделал Толедо своим домом. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Согласно Пачеко, беспокойность, неистовость и иногда кажущаяся небрежность манеры Эль Греко были связаны с обдуманными усилиями достичь свободы стиля50.
Уже сделанные куски казались пустыми, грубо лезла фактура холста. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. В филиале музея Casn del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Непонятно зачем оно использовалось в условиях спешки). АХристос пребывает как будто отдельно от них.
Особое место здесь принадлежит циклу картин для коллегии «обутых» августинцев в Мадриде, основанной придворной дамой Марией де Арагон. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Чуду, происходящему во время траурной церемонии, сопутствует чудо на небе, которое разверзается над головами присутствующих и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии.
Глаза его закрыты, но кажется, что он смотрит на грешную землю. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Многие приемы— игру света итени, мазки, тему истиль позднего маньеризма он взял уэтого итальянского художника.
Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною и она зачала сына в старости своей и ей уже шестой месяц ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Аргументы католических источников основаны на скудности архивных записей о православных крещениях и взаимопроникновении православных и католических обрядов в период юности Эль Греко119.
Здесь нет привычных эффектных мотивов. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. одухотворения и оцепенелости.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. По словам Дж. Почему так произошло. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. «Полибутилметакрилат (ПБМА) – представляет собой твердый кристаллический полимер, растворяется в (), уайт-спирите, пинене. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
При этом он был человеком Ренессанса. Как это возможно. – ПБМА это синтетический клей, который обычно используют реставраторы.
Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия».
c. Она охватывает период с XII века до начала XIX столетия и представляет 4800 бесценных произведений изобразительного искусства. Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел. Как это возможно.
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Он свободно владел четырьмя языками— греческим, латынью итальянским, позднее ииспанским. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
Она не гармонировала с первыми слоями живописи, не входила в живопись. – Сиккативы вредны для живописи. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. является обратимым материалом.
Вероятно, центральной композицией нижнего яруса алтаря было Благовещение (315х174). ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Изображенные святые, человеческая природа которых преобразилась через соединение с Божественным Светом, пребывают в мире ином, они уже не живут земной жизнью измеряемой временем и пространством.
Пребывание в Риме привнесло в стиль Эль Греко элементы маньеризма— причудливую перспективу, напряжённые позы и бурную жестикуляцию16. Контрастное, смелое соотношение цветов холодной и теплой палитры с неожиданными сочетаниями зеленого и розового, синего и желтого, коричневого и серовато-голубого цветов, с добавлениями белого и черного придает полотнам необычайную эмоциональную напряженность, вызывает почти мистические ощущения. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Город оказал на него огромное воздействие. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Ильдефонсо4. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. В его работах нет тщательно выписанных деталей. Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
Весь ушедший в себя изящный в своих сверкающих латах рыцарь Мартин подобен поэтическому видению, созданному воображением художника. — Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Слава Богу, что так.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. С течением времени многие из алтарных циклов оказались разрозненными. Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком. Приготовлен холст. Не осталось унего иучеников.
(Ред. – Лавандовое масло дает медленное просыхание, так как оно медленно испаряется. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. Колорит напоминает краски стеклянных витражей. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. «можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Но в дальнейшем оказалось, что фактура оказалась большим тормозом. Они не предназначены для поклонения.
И отошел от Нее Ангел. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Приемы необычных ракурсов создают впечатление сложного эллипсовидного движения идущего в стороны и одновременно словно плывущего в высоту. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Старались сразу дать холсту нужную нагрузку фактурную. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии.
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Исследователи пытались мысленно восстановить его состав из огромных шести полотен, пять из которых в настоящее время находятся в Прадо (Благовещение, Крещение Христа, Распятие, Воскресение Христа, Сошествие Святого Духа). Удивительно прозрачной изображена кружевная накидка Марии: она струится.
По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Как разбавитель мы использовали смесь пентаэфиров с ПБМА.
Он обращается к новому для себя сюжету. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Холст оказался тоже грубее, чем в оригинале, что также мешало работе.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Что, вобщем-то, справедливо.
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Но самое реальное в картине — образ самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки, которая развела руки в стороны жестом одновременно и изысканным (как все жесты персонажей Эль Греко) и полным внутренней непосредственности. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры.
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Ей одной дано сокровеннее и глубже всех почувствовать величие происходящего. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.
Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Ее скрытный иносказательный язык, возможно порожденный идеями неоплатонизма, вызвал немало разноречивых интерпретаций. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Евангелие от Луки 1:26-38. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Причины недовольства короля остались неизвестны. Сделана имприматура цвета сиены жженой, как в последствии оказалось – слишком активной. «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями». В том же собрании находится другая композиция для алтаря Сан Хосе — Святой Мартин и нищий (1597) поэтический шедевр мастера.
Но и кроткий юноша-нищий, напоминающий святых мучеников Эль Греко, столь же возвышен, как и главный герой. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире. В центре, по-видимому, находилось не столько трагическое, сколько необычайно величественное Распятие (312х169) на фоне почти черного бездонного неба, освещенного вспышками молний. i. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Нанесен синтетический грунт. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня да будет Мне по слову твоему. Изображение всадника Мартина и нищего, заполняя всю поверхность полотна, обладает своеобразной весомостью.
Облака также созданы как бы из блестящего, подсвеченного изнутри вещества. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Все необычайно сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко ощущением покоя. И вместе с тем, устремленное ввысь, оно возносится над городом с его призрачной жизнью. Зерно холста соответствует оригиналу.
Можно сказать, что цель художника – создание идеального образа – полностью достигнута. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Приметы реальности сохраняются здесь в некоторых деталях — высоком аналое с лежащей на нем книгой, ступеньке лестницы (с подписью художника) и традиционной корзинке для рукоделия, превращенной Эль Греко в магическое хранилище таинственного горящего кустика ежевики, символа библейской идеи Искупления. Ихотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Цвета картины – яркие, нарядные, по-южному щедрые. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего». Но многие приемы абсолютно необычны. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Изображение Христа лишено следов крестных мук, кровь, которая брызжет из его ран и которую собирают в раскрытые ладони летящие золотоволосые ангелы, — это скорее священный символ страданий, бесконечно далекий от тех реалий, которыми сопровождалось в искусстве Испании изображение распятого или мертвого Христа.
Как межслойный лак мы использовали ту же смесь с добавлением лавандового масла. Лекции М. М. Девятова). Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Кпримеру, когда он уже жил вТоледо, кнему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Но, к сожалению, этот разбавитель не давал такого оплывшего, сплавленного мазка. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету. Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия.
Доминирующие – красный и синий. Как и у Эль Греко, накидка Марии удивительно прозрачна и невесома. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Сейчас он находится вТоледо.
Он разбавляется пиненом и уайт-спиритом) и проскоблена бритвой (что явилось ошибкой, так как была снята значительная часть фактурной нагрузки). Излишки (масло лак) сняты бритвой и тряпкой. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
l. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
Для ускорения высыхания можно применять лак (даммарный). В своих поздних работах Эль Греко демонстрировал характерную тенденцию драматизировать, а не описывать4. Основные цвета картины: синий, золотисто-желтый, красный и белый.
Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. (Ред.
Чтобы быстро сохла живопись (мы были очень ограничены временем) мы использовали фламандский сиккатив. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
e. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. (Ред.
Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Взгляд коня полон человеческой выразительности. (Ред. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39.
Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Тому есть несколько причин.