– Это непростой вопрос. Знаменитая картина Брейгеля старшего «Битва Масленицы и Поста» 1559 года на эту тему— истинная фольклорная энциклопедия с драгоценными деталями, пространная «хроника» масленичных гуляний. Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов.
Это происходило потому, что в те времена было два представления о Пасхе: как о Пасхе страданий (Пасха крестная) и о Пасхе радости (Пасха воскресения). Кроме «столбов» и обязательных визитов, в некоторых отдаленных углах северных губерний уцелели еще остатки весьма своеобразного масленичного обычая, в котором также фигурируют молодые и происхождение которого восходит ко временам очень отдаленной старины. (Интересно, что средневековое латинское слово «карнавал» в буквальном переводе означает «прощай, мясо. ».
Но вот мяч неожиданно выскочил в сторону. Обыкновенно, очень сердобольные к своей скотине, крестьяне берегут и холят лошадей больше, чем собственных ребят, но на масленицу, под пьяную руку, всякая жалость к скотине пропадает. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду».
Она называется «веселой», «широкой», «пьяной», «обжорной», «разорительницей». Но по сути Масленица – это уже и есть постная неделя, так как некоторые традиции поста в это время уже начинают соблюдаться, то есть литургический институт уже работает. Но всех больше катаются «новожены», т. е. молодые супруги, обвенчавшиеся в предшествовавший мясоед, так как обычай налагает на них как бы обязанность выезжать в люди и отдавать визиты всем, кто пировал у них на свадьбе. Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тенниса» объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «киловниками» (очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения). В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня. Тогда противная партия делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч и пускает в ход кулаки.
А как литургический институт – это институт подготовки к крещению. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее. Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. В XVIII веке дворяне не соблюдали Великий пост – вообще никак.
Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. Судя по всему, он так и не смог вернуть займ, вот таким образом картины на долгие годы были скрыты в подвалах городского ломбарда. А еще есть шутовская свадьба, прокаженные с шутом и факелом, мужчина зачем-то украсивший голову вафлями. ред. ).
Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности. У костра «масленицу» ссаживают с саней и становят на снег, потом снимают с елки ленты и платки и делят их между девушками и поют масленичные песни. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины. В свою очередь, кум и кума отдают визит крестнику, причем оделяют его подарками: кроме «прощенника», кум приносит чашку с ложкой, а кума ситцу на рубашку, более же богатые кумовья дарят свинью, овцу, жеребенка. Возрождение.
Антитеза разгульному веселью— жизнь серьёзная и созерцательная. Сначала дерутся ребятишки (не моложе 10 лет), потом женихи и наконец мужики. Каждый занят своим делом, праздник совсем обыден, вокруг всё нищие да калеки. Урок тщательной прорисовки персонажей, внимания к деталям и нюансам Брейгель усвоил на отлично.
Центральная фигура праздника — король Карнавал. Когда же раздадутся слова песни: «Шли, прошли солдатушки из-за Дона, несли ружья заряжены, пускали пожар по дубраве, все елки, сосенки погорели и сама масленица опалилась» – парни зажигают «сударыню-масленицу». Но так как Питер Кук часто был в отъезде, то заниматься с его учениками приходилось его же супруге — Майкен Верхюльст. Сегодня найти католика, который бы строго соблюдал посты, очень сложно. «Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой.
Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. А часов в 8-9 к этому костру направляется печальная процессия, причем девушки жалобными голосами поют: «Сударыня-масленица, потянися». Это и есть «сударыня-масленица», героиня русского карнавала. Вместе с «сударыней» опять садится девушка, но уже не одна, а с парнем, причем у парня в руках четверть водки и закуска (и то и другое покупают в складчину).
Уже самое название этого выкупа – «на меч» показывает, что обычай возник еще в ту эпоху, когда и мирный земледелец нуждался в оружии, чтобы защищать свой очаг и свое достояние, т. е. приблизительно в эпоху удельных князей (а может быть и ранее, потому, что сам факт уплаты выкупа и притом не родителям невесты, а ее односельчанам, позволяет заключить, что возникновение обычая относится к родовому периоду). В это время уже не совершаются браки (до самой Красной горки – воскресенья после Пасхи). Участие в различных обрядах, как правило, происходило натощак. В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы. А если к этому прибавить еще расходы на обновки бабам и девушкам, то будет вполне понятно, почему масленица называется «разорительницей».
Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». Под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках Если под эгидой Карнавала опиваются хмельным зельем, объедаются мясной и жирной пищей, увлекаются азартными играми, предаются любовным радостям и т. д., то со стороны Поста в правой части картины царит совсем иное— «великопостное» настроение. На переднем плане тучный и наглый король карнавала или просто Карнавал, вступает в сражение с тощей бесполой фигурой— олицетворением Поста. Начинается настоящее побоище.
Вот таким образом так много на площади калек и убогих. Этот обряд обставляется со всей доступной для деревенской молодежи торжественностью. Так вот, одной из традиций армянской церкви было увеличивать пост на неделю. Проще говоря, за то, что искусство сегодня — это текст. Как время календарного года пост изначально возник как нехристианская традиция.
Катание обыкновенно продолжается до самого вечера, после чего «сударыня-масленица» снова водворяется в сарай. ред. ). – На самом деле никаких языческих традиций в Масленице нет. Родители новорожденных детей ходят к кумовьям «с отвязьем», т. е. приносят им пшеничный хлеб- «прощенник» (этот хлеб приготовляется специально для масленицы, он печется с изюмом и украшается вензелями). Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые.
Но чаще первый визит делают молодые. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. В воскресенье вечером «масленица» сжигается. В этот день тесть едет звать зятя «доедать барана». Но постепенно это все слилось в одну традицию и переросло в сорокадневный пост.
Нидерланды (Фландрия). А сейчас все это поменялось совсем в другую сторону. Сани с масленицей влекут три парня. Сцену, привычную его глазу с детства.
На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина.
Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. За сани же, как и прежде, привязывают салазки, на которых попарно сидят девушки и «игровые» парни. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. Кроме молодых, масленичные визиты считаются обязательными и для кумовьев. Одни катаются на тормазках и салазках или с хохотом «поздравляют блины», опрокидывая в снег пьяного мужика, другие с надсадой орут песни и, пошатываясь, плетутся вдоль деревенской улицы, третьи в новых нагольных тулупах сидят на заваленках и, вспоминая свою юность, глядят на оживленные группы, столпившиеся у качелей и на всю горластую шумную улицу, по которой взад и вперед снуют расфранченные девушки, подгулявшие бабы, полупьяные парни и совсем пьяные мужики. Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей.
В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала». – Расскажу вам одну замечательную вещь, которую вы, вероятно, не знаете. На следующий день, в субботу, «масленица» снова появляется на улице, но теперь уже в сани, вместо парней, впрягают лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста.
В церковном же календаре это время названо Сырной седмицей. Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. Состоит эта игра в следующем: в последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень сходятся куда-нибудь на ровное место (чаще всего на реку), разделяются на две толпы, человек в тридцать каждая и назначают места, до которых следует гнать мяч (обыкновенно сражающиеся становятся против средины деревни, причем одна партия должна гнать мяч вниз по реке, другая вверх). Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. Еще с утра из всех окрестных деревень съезжается сюда молодежь и останавливается или у родных или в тех домах, где есть «игровые» или знакомые девушки. В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста. До пятницы «сударыня-масленица» хранится где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки веселой гурьбой вывозят ее на улицу и начинают шествие.
Измождённый и унылый Пост, увенчанный пчелиным ульем (напоминание о чистой пище небесного происхождения— мёде постных дней улей— символ умеренности, прилежания и верности христианской церкви), выезжает на шутовской турнир с деревянной лопатой пекаря вместо копья, в другой руке он держит пучок сухих прутьев, образ бесплодия. Наш деревенский карнавал гораздо проще, беднее и первобытнее. Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. Так, в Вологодской губернии крестьяне собирают с молодых дань «на меч», т. е., попросту говоря, требуют выкуп за жену, взятую из другой деревни.
Справедливость требует, однако, заметить, что праздничное настроение подвыпивших зрителей создает иногда для «новоженей» (и в особенности для молодой) чрезвычайно затруднительное положение: иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеет, как маков цвет.
Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Но есть разные пути преодоления этого. В противовес этому, условно говоря, была придумана масленичная традиция. В нынешнее время, когда в оружии уже нет надобности, деньги, полученные с молодого идут конечно не «на меч», а на водку (которая распивается всем миром) и на чай-сахар для баб.
Эта традиция широко распространилась на Востоке, но соблюдалась везде немного по-разному к примеру, византийцы приурочили недельный пост к седмице перед Великим постом и ограничили его строгость, а у нехалкидонитов (к примеру, у тех же армян) он оказался приурочен к седмице за 10 или 9 недель до Пасхи и соблюдается так же строго, как и остальные посты. Дерутся, большею частью, стеной и «по мордам», как выражаются крестьяне, причем после часового, упорного боя, бывает передышка». Гуляет по Пестову Масленица.
Такие доски вместе с учениками Кук покупал на пристани, варил в льняном масле, грунтовал, шлифовал и только после этого позволял ставить клеймо гильдии. Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове. При нем селедка, четки из лука, постные лепешки и фиги в корзине — скромная пища времени воздержания. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке.
В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста. Бесконечные детали, в море которых приходится выискивать основной сюжет — собственно, поединок толстяка Карнавала и тощего Поста с ульем на голове. Это было довольно серьезное дело: его вызвали в полицейский участок, допрашивали, заставили участвовать в обрядах Он говорил: «Но положено же соблюдать пост. » – а ему отвечали: «Помещики постов не соблюдают, а ты, наверно, не православный». Обыкновенно в среду, на масленой, молодой с женой едет в деревню к тестю «с позывом» на праздник и, после обычных угощений, возвращается уже вместе с тестем и тещей. Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел.
Некоторым объяснением азарта служит и водка, которую на пари выставляют местные богачи, угощая потом победителей. И в этом смысле пост развивался из совсем небольшого «ядра» – поста длиной в несколько часов перед участием в пасхальной литургии, а потом разросся до большого, сорокадневного поста. на водку, рыбу, постное масло, гречневую муку и всякие сладости. В некоторых местностях (например, в Вологодской губернии) визиты начинаются еще в мясное (последнее перед масленицей) воскресенье.
Вот таким образом по крайней мере четверг, пятница и суббота на Страстной неделе в древности относились к пасхальному циклу – цветной Триоди (Триодь цветная или Пятидесятница, – богослужебная книга, содержащая песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых, то есть следующего воскресенья после Пятидесятницы название происходит от праздника Входа Господня во Иерусалим – Недели ваий, в переводе – «Цветная Неделя». Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. А часам к трем пополудни начинается катанье. До какой степени бывают велики эти «съездки», можно судить по тому, что, например, в селе Куденском (Вологодского и уезда) лошадей на кругу бывает от 600 до 800. Не менее оригинальный обычай сохранился и в Вятской губернии. Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. На ней сиротливо лежат две селедки.
Художник с тщательностью миниатюриста прорисовывает героев, прописывает мелочи, которые поначалу даже не улавливает глаз. 114 x 163 см. Во главе процессии следует, разумеется, «масленица», рядом с которой стоит самая красивая и нарядная девушка. В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника.
Заслышав пение, народ толпой высыпает на улицу: ребятишки, взрослые и даже пожилые крестьяне и крестьянки спешат присоединиться к шествию и сопровождают «масленицу» до самой катальной горы, где «сударыня-масленица» и открывает катание. Вот он полыхает в верхней части картины. «В последний день масленицы происходит ужасный бой.
Вена. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. На худых, заморенных кляченках делают десятки верст, чтобы попасть на, так называемые, «съездки», т. е. грандиозные катания, устраиваемые в каком-нибудь торговом селе. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках.
Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу. Неделю перед наступлением Великого поста в народе называют масленицей. В общем, как пел оруженосец в начале «Седьмой печати»: «Наверху сидит Господь, очень далеко он, а братца Сатану то и дело встретишь на улице».
Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. Иероним Кок не только выпускал гравюры по рисункам востребованного покупателями Босха, которого сам очень чтил. Затянутое грозовыми тучами небо.
Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. А у нас, наоборот, очень важна обрядовость. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно.
Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Катают, как водится, всего охотнее молодых девушек, причем девушки, если их катает кучер из чужой деревни, должны напоить его допьяна и угощать гостинцами. Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога.
Но не тут-то было. Но неловкость положения быстро тонет в общем праздничном веселье, тем более, что и самые «столбы» продолжаются недолго: час, другой постоят и едут кататься или делать визиты, которые точно так же входят в число ритуальных обязанностей молодых. Копчёная свиная голова— ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы». Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках. Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем. Никогда не достается так крестьянским лошадям, как в дни масленицы.
Художественно-исторический музей. Апогей настанет в Прощёное воскресенье, когда на городской площади, напротив кинотеатра «Россия», будут жарить и есть блины, кататься на лошадях, лазать на столб за петухом и т. д. В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. Известен он под именем «целовника» и состоит в том, что в субботу, на масленице, подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви.
Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи. Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. Начинается он обыкновенно в четверг на масленой неделе. Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями. Колесницу с троном противника тащат две монахини.
Здесь охотно подают милостыню нищим слепцам и убогим. Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей. Любой большой город выглядит, как муравейник и лишь при ближайшем рассмотрении он оказывается полным жизни и событий пространством. Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке.
Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. «Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя». Изможденный Пост в бесформенном балахоне протягивает свое оружие — лопату на длинном черенке с двумя сиротливыми селедками. Мечтая походить на итальянских живописцев, он занимался переводом архитектурных трактатов. На базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море.
Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом— паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. – Прим.
Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца. Дело в том, что соблюдение Великого поста (и строгое и нестрогое) – это перемежающаяся традиция. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. То есть так было не всегда. Есть и фигуры откровенно мрачные: вот из храма выходит процессия в черных одеяниях, две худые старухи волокут ящик на колесах с телом покойника. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты, разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости— отбросы «жирной кухни». Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены. В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков.
Год напряженной работы. Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится. Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица. Она была придумана для того, чтобы не дать и дальше увеличивать пост. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружён вертелом – «копьём».
Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа. Много катаются и бабы (причем из суетного желания похвастать, подвертывают сзади шубы, чтобы показать дорогой мех и никогда не надевают перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец). Она возникла еще во времена Средневековья. Пасха как такой институт была связана именно с подготовкой к пасхальному крещению. А детям тоже очень трудно объяснять суть древних традиций. Подвыпившие, неуклюжие персонажи, населяющие живые сцены Брейгеля, прямая противоположность итальянскому идеалу утонченного совершенства.
За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. Дерево, масло. В масленичную неделю более чем скромная физиономия русской деревни абсолютно преображается.
.