Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни». Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове. Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах».
На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. Сцену, привычную его глазу с детства. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность.
Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте. Брейгель возвращается к этой теме. На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем». Брейгеля, казалось, не интересовало шумное празднество крестьян, ни отдельные из группы, а лишь крестьяне – их облик, характерные жесты и манеры.
На голове у Поста находится пчелиный улей – знак умеренности и верности церкви. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь. Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства.
В 1567 – 1569 гг. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца. Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду».
Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). Питер Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста» (1559) Дерево, масло. Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке. Он показывает лучшие и худшие черты.
Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. На переднем плане тучный и наглый король карнавала или просто Карнавал, вступает в сражение с тощей бесполой фигурой – олицетворением Поста.
Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». Люди одеты в карнавальные костюмы.
Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке. Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста. Вот таким образом так много на площади калек и убогих.
С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. «Крестьянский праздник». В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника.
У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу. Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые.
Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами. В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня. В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала». Колесницу с троном противника тащат две монахини.
В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица. Художник много и мучительно раздумывал о духовной слепоте – случае, судьбе, которые управляют человеком. Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан.
За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке. Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель. Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей. Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены. В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков.
Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем. Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т. е. Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор.
Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья. Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью.
Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности. Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. Вот он полыхает в верхней части картины.
Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. «Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя». Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов.
Возможно, вот таким образом мастер помещает в сюжеты символ веры – храм. Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится.
Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд» и в особом ряду стоит картина «Слепые». Он понуро завернулся в темный плащ.
Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа.
«Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста». Но значение произведения не ограничивается этим. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица.
У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом. Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам.
Затянутое грозовыми тучами небо. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее. Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. На ней сиротливо лежат две селедки.
В руках у Карнавала находится его «орудие» – вертел, на который нанизана мясная снедь. А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте. Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот.
В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста. Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи. Год напряженной работы. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец». Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал.
Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Центральная фигура праздника — король Карнавал. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Эта живая толпа, в которой человек, как и в других работах Брейгеля и деталь ландшафта и значимая единица некоего действа. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки).
Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. мастер создает произведения о жизни простого народа. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины.
Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом.
В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели. В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. «Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой. Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика.
Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы». Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями. В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию». Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе.
В последний день карнавала в нидерландских городах и селах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста.