Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Год напряженной работы.
Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты, разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости— отбросы «жирной кухни». «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни».
В общем, как пел оруженосец в начале «Седьмой печати»: «Наверху сидит Господь, очень далеко он, а братца Сатану то и дело встретишь на улице». На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем.
Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию». Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках Если под эгидой Карнавала опиваются хмельным зельем, объедаются мясной и жирной пищей, увлекаются азартными играми, предаются любовным радостям и т. д., то со стороны Поста в правой части картины царит совсем иное— «великопостное» настроение. Мечтая походить на итальянских живописцев, он занимался переводом архитектурных трактатов.
Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. Знаменитая картина Брейгеля старшего «Битва Масленицы и Поста» 1559 года на эту тему— истинная фольклорная энциклопедия с драгоценными деталями, пространная «хроника» масленичных гуляний.
Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам.
В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели. Проще говоря, за то, что искусство сегодня — это текст. Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста.
Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями. Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих.
Измождённый и унылый Пост, увенчанный пчелиным ульем (напоминание о чистой пище небесного происхождения— мёде постных дней улей— символ умеренности, прилежания и верности христианской церкви), выезжает на шутовской турнир с деревянной лопатой пекаря вместо копья, в другой руке он держит пучок сухих прутьев, образ бесплодия. Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые. На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца.
Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье.
Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца. У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем».
Эта живая толпа, в которой человек, как и в других работах Брейгеля и деталь ландшафта и значимая единица некоего действа. На ней сиротливо лежат две селедки. В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел.
Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины. Центральная фигура праздника — король Карнавал. Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены. В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков. За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке.
В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы. Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи.
Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица. «Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя». Сцену, привычную его глазу с детства.
«Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния.
Здесь охотно подают милостыню нищим слепцам и убогим. Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке. А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста.
У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан. Антитеза разгульному веселью— жизнь серьёзная и созерцательная. Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов.
Иероним Кок не только выпускал гравюры по рисункам востребованного покупателями Босха, которого сам очень чтил. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала». Среди пёстрой сумятицы, напоминающей то ли карнавальное гуляние, то ли сумасшедший дом, выделяются две фигуры — обе на первом плане. Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится.
Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». «Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом.
Здесь кроют крышу блинами, пускают стрелы в пустоту, стригут свиней, согреваются пламенем горящего дома и исповедуются чёрту. Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. Копчёная свиная голова— ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т. е. Колесницу с троном противника тащат две монахини.
Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. Он понуро завернулся в темный плащ.
Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы». Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружён вертелом – «копьём». Интересно, что на картине Брейгеля сторонники Масленицы – сплошь тучные и объемные люди, а из свиты Поста – худые. Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами. Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником.
Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом— паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее. довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки). Вот таким образом так много на площади калек и убогих.
Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья. Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение.
Глупость, ставшая повседневной привычкой и безумие, возведённое в ранг разумного начала, — вот стихия «Пословиц». Затянутое грозовыми тучами небо.
В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника.
Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно. Каждый занят своим делом, праздник совсем обыден, вокруг всё нищие да калеки. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа. Вот он полыхает в верхней части картины. Церковь противостоит кабаку, умерщвление плоти, молитвы и труды милосердия не вяжутся с грешными удовольствиями глупцов. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду». Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства.
Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине.