В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение. По деревянным церквам», «Иллюстрированные автобиографии незамечательных русских людей», «Детство и отрочество художника В. В. Верещагина». Верещагин был замечательным художником, он стал записным литератором им были изданы несколько книг, документальных и автобиографических, публиковал статьи теории живописи, проповедуя «жёсткий» реализм.
Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). Каталоги к моим выставкам все более или менее литературно отделаны.
Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. И это привело в шок его современников.
Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. На русском языке было начало этого трактата в «Художнике» – дальнейшее печатание было невозможно вследствие свободного языка. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.
Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Успех был неимоверным. Его полотно «Побежденные.
Мира в действительности на Земле никогда не было. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВасилий ВерещагинГоды жизни: 26 октября 1842 — 31 марта 1904Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникСамый прославленный русский художник-баталист родился вЧереповце всемье предводителя дворянства.
Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. музей русского искусства, Киев), Побежденные. и бессвязность, отрывочность сообщенного мною. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи.
Их обстреляли турки и шальная пуля пробила ему насквозь бедро. Ранение оказалось серьёзным из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признакигангрены. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. На многих из них видны следы от сабельных ударов.
В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Мы живем в цивилизации войны. К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником.
Военное ведомство предоставило художнику трехгодичный отпуск и назначило содержание в размере трех тысяч рублей в год, чтобы он мог спокойно писать свои картины. Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться».
Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ). Мы много знаем о войнах. Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.
Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ.
Семья Верещагиных перебралась жить под Москву, в Нижние Котлы, где художник выстроил большой дом с просторной мастерской. Он должен был стать военным или дипломатом. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще.
Извиняюсь за скверное письмо. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством.
Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно». В «Голосе» – очерки Средней Азии. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. Приехав в Самарканд после взятия него русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися местными жителями.
После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Он был на палубе броненосца «Петропавловск», когда корабль взорвался на мине. Участвовал в некоторых сражениях. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Картины «Победители» (1878—1879, Гос. Государственные музеи покупать их не собирались. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига.
Так и произошла встреча этих двух людей. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников».
Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос. Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие. исторический музей).
Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Он бросает всё и мчится в Россию. Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением.
В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Далеко не сразу Лидочка стала его официальной женой. Верещагин решил поехать туда для того чтобы написать морское сражение. Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег.
В «Инвалиде» – «Религиозная процессия шиитов». В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Никто не выразил желания ее приобрести. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.
Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны.
В «Голос» же я толкался едва ли не с первою литературного попыткою. музей русского искусства, Киев), «Побежденные. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время.
Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. Какие прихоти пригрезятся ему. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку.
Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера. Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах – живописном и литературном. В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам.
На этой войне художник и погиб. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником.
Полотно «Побеждённые. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». При большом воображении все личности тотчас же воплощались у меня во что-либо виденное. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Все годы в корпусе Василий учился отлично.
Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры.
Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Жизнь Верещагина полна авантюр. С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств. Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос. Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Верещагин приехал туда, чтобы организовать выставку своих работ. Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус.
ГТГ), Опиумоеды (Гос. К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ). Два полотна – Победители и Побежденные. Получил домашние образование.
Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Много читал популярных книг, усвоил в них более, чем в корпусе. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. Художника упрекали в обобщённости письма, отсутствии цельности колорита и других чисто технических упущениях.
Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Вопросов ранее положительно не получал. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом».
Во Франции и др странах название «художника-философа» давалось мне без той глупой иронии, которую пускают в ход «Новые времени» и их приспешники в литературе и искусстве. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты. Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы». Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен».
Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Картины Победители (1878-1879, Гос. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Вернувшись в Мюнхен, художник привёз с собой около ста пятидесяти этюдов, написанных в основном на пленэре и начал создавать полномасштабные полотна. Художник старался передать свои чувства через многочисленные персонажи, наполняющие сюжетную линию картины.
Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом.
Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно).
И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. Вся та парадная, увлекательная обстановка, которую человечество измыслило для прикрытия пагубнейшего из своих деяний, чужда кисти г. Верещагина перед вами голая действительность». В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени.
Однако весной 1877-го, узнав о начале русско-турецкой войны, тотчас отправился в действующую армию, оставив свою парижскую мастерскую. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи.
В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Говоря современным языком, в своих полотнах Верещагин показал впечатляющие результаты военного столкновения двух культур, мирный диалог которых, в силу общих предубеждений, пока ещё невозможен. Сначала ее отдушиной стали дети, но и они выросли, а она так и оставалась одна.
Сам художник делил ее на две части. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет.
Вот кажется все, что имею сообщить, в общих чертах. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Он решил отойти от классицизма. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. Это действительно одно из самых впечатляющих полотен художника, процитированное кинорежиссером Н. Михалковым в изобразительном ряду фильма «Утомленные солнцем. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны., 1887-95, ГИМ).
Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Он стал приверженцем критического реализма. Не меньше, чем бытовые темы, художника интересовали военные баталии, среди которых живут и трудятся простые люди. Среди преподавателей у него были А. Т. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей.
Произошло это так. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ). Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе.
Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873). Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В.
носящий мундир и ружье. Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865). И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна.
Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое».
В доме Верещагиных также воспитывался младший брат Лидии Васильевны – Павел Андреевский, оставивший небезынтересные воспоминания о подробностях московской жизни семейства Верещагиных в эти годы. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой.
Картина «Побеждённые. Будет ли он принимать мессианскую позу, выйдет ли просто одетым или в дорогой вышитой рубахе. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. Такая спокойная, в общем-то, жизнь продолжалась 16 лет, вплоть до 1904 года. Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли».
Моллер, А. Е. Написал «Путешествие по Кавказу и Закавказью» для французского журнала «Le Tour du Monde». Александр II назвал его «нигилистом» и в «правой» прессе началась травля. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к.
Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
Тургеневым, следовательно, не дурной, был мною снесен, кажется, в 1862 г. в эту газету. Русские тогда потеряли 1300 человек. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. исторический музей).
Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке самыми популярными из этих полотен являются Шипка Шейново. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть».
Примечательно, что художник построил по собственному проекту на окраине Москвы в Нижних Котлах дом-мастерскую в виде русской избы. В том же году весь цикл был представлен на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне. Под Плевной» и «После атаки. Целиком нельзя ничего брать, мне кажется, да этого беспорядочного наброска.
Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально.
В «Русской старине» 1889 и 1890 (. ) было много статей: Самарканд, Набег, Адрианополь, Переход через Балканы, Скобелев, Тургенев, Богомолец Шадрин, Анекдоты, Статья о кавалерии, Поездка по Унже («Новости»), там же несколько других статей. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой.
В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. Всего в нее вошли 13 картин. Она стала провокационной, что возмутило правительство. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи.
Это одна из самых известных картин балканской серии. Деревня Нижние котлы. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В.
После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида». Все просто смотрят и бездействуют. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ).
Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам. Отец будущего художника был небогатым помещиком. В Мюнхене он работает с натурщиками, сверяет каждую подробность с подлинными костюмами, оружием, утварью, привезёнными из Туркестана, однако очень многое делает по памяти. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Самые разнообразные стороны народной жизни были одинаково доступны и драгоценны Верещагину для его изображений».
К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. Летом 1894 года художник предпринимает с семьёй путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ).
Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. Кроме того, как художник-баталист он написал большое количество полотен на военную тематику, но однажды он воскликнул, что больше не будет писать такие сцены, так как слишком глубоко переживает всё, что пишет. – «Какой рассказ. » – «Рассказ старого охотника. » Толстый господин ушел и, воротясь, передал мне мою рукопись со словами: «Извольте, это такая гадость. » Я давай бог ноги. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей.
Под Плевной», «После атаки. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Он даже написал несколько писем царю Николаю II, в которых делился своими впечатлениями о японской армии и давал советы. В 1869г. Что принесет очередное его появление пред народом.
Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
За полотно «Побеждённые. В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. На вопросы знакомых о том, что толкает его в гущу военных событий, Верещагин отвечал, что необходимо самому прочувствовать то же, что чувствуют люди в сражениях иначе картины будут ненастоящими.
Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. Путешествие признаю великою школою – много видел и слышал и имею сказать много. Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Первое впечатление литературное было журнал «Звездочка» и в нем особенно рассказы Чистякова из времен татарского ига.
Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем. Нельзя сказать, что это была любовь с первого взгляда.
Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Верещагин словно открывает для себя Россию, которой практически не знал и не видел, проведя детство и юность в Петербурге и на Кавказе. 6) Не знаю сам рода, но навел справку и, когда получу, – извещу.
В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Mme Адан, поместившая эту статью в «Nouvelle Revue», отзывалась о ней восторженно. В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана.
потехами. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина.
Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос. В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73). Благодаря высокому уровню произведений самого В. В.
Примерно в этом же возрасте у Верещагина возникает интерес к репродукции картин и гравюрам, которые были у них в доме. Смертельно раненный. Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. В своих записках Верещагин рассказывал современникам, что турки, взяв укрепления, обычно раненых русских в плен не брали: резали их, уродовали, раздевали и грабили. Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля».
Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин.
Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. «Рассказ старого охотника», впоследствии одобренный И. С. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы.
Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Кауфмана состоять при нем художником. Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов.
Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Во время учёбы он стремился быть первым, был самолюбив, храбр, обо всём имел своё собственное мнение.
Книжка, написанная мною, «Очерки, наброски, воспоминания», наполовину урезана цензурой с дополнениями переведена на многие языки: французский, немецкий, английский, датский. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Василий Верещагин выезжает на русский север. Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). «О прогрессе в искусстве» на французском, английском и немецком языках. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве.
В то время художник много работает над психологическими портретами. Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, .
Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Две картины – «Победители» и «Побежденные. Однако он иначе не мыслил своего творчества. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой».
Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Ей было 46 лет – ровно столько, сколько ее погибшему мужу в момент их знакомства. Его уговаривали остаться в порту, не садиться на корабль – это было реально опасно. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт.
Бейдеман. продаваемость его картин. Лидия Васильевна осталась одна с тремя детьми на руках и без денег. Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В.
Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке. Как-то раз он увидел на ее платке изображение тройки лошадей и тут же скопировал рисунок. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. За Серпуховской заставой.
Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили – преследуют», «Забытый солдат». музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). Но она была вовремя остановлена.
И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки.
В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. Сразу после этого он поступил в Академию художеств. Начались трудные годы жизни. В Балканскую серию входит около тридцати картин.
Она продала дом, продала все картины мужа (покупателем стал Николай II), но средств все равно не хватало. Начались трудные годы жизни. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Баталист. И наступил момент, когда жизнь вообще потеряла всякий смысл.
В 1899 году, организуя выставки в городах США, художник хотел сделать музыкальное сопровождение. К услугам, если нужно сообщить еще что-нибудь. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест.
музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. В 1911 году, семь лет спустя после гибели мужа, Лидия Васильевна решилась на самоубийство.
Сейчас, помимо экспозиции малоизвестных полотен Верещагина, здесь хранятся подлинники произведений ярких русских художников, таких как Ф. Рокотов, И. Айвазовский, В. Суриков, И. Репин, Н. Рерих, И. Левитан, В. Серов, К. Коровин и многих других. Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость». На тот момент, когда он все-таки решился на этот шаг, в семье было уже трое детей (был еще один ребенок, но он умер в младенчестве). Писал в «Петербургских ведомостях» : «Духоборцы», «Молоканы», очень понравившиеся Коршу, – туда же писал из Средней Азии. ».
Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от втором его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевшей колоссальный успех в Европе и России. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова.
Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». В июне 1877 он получает тяжёлое ранение.
В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство.
Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие.
Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876).
Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию. Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. Не с желанием славы – это второстепенное, так же как и деньги.
В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Однако, родители и не задумывались развивать талант у сына.
Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Индийское путешествие длилось два года. Что, в конце концов, привело к идее бросить военную службу и поступать в Петербургскую Академию художеств. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Мастер изобразил огромное поле, сплошь усеянное телами убитых воинов, над которыми нависает серое дождливое небо.
Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Перечень всего написанного решительно не могу представить. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Туда же – «Поездку по Средней Азии», тоже с иллюстрациями.
С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». Из семисот с лишним человек команды подоспевшие корабли подобрали лишь семерых офицеров и пятьдесят два матроса. В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию.
Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. В феврале того года Япония напала на русскую эскадру у Порт-Артура.
В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. историческом музее) и другие. Не дождавшись полного выздоровления, уже осенью 1877 года отбыл в Плевну, где стал участником третьего штурма Плевны, в котором русские войска понесли большие потери. «Можно узнать, будет ли напечатан мой рассказ. » – спросил я толстого господина (Бильбасова. ), вышедшего ко мне из редакции. Марков, Ф. А.
Верещагин приехал вСамарканд вскоре после взятия его русскими, однако практически сразу город оказался восаде, которую Верещагин вытерпел вместе срусскими солдатами и получил орден Святого Георгия 4-го класса, которым гордился доконца жизни. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов.
Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Написал воспоминания об отце. музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. Вскоре о нём заговорила вся Европа. он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы.
И это не удивительно. Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ).
Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну.
Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами., – писал художник. «Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье». В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций.
Эта картина связана с обороной Самарканды. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение.
Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Всех ошеломил неожиданный подход к теме.
Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». Здесь Верещагин отучился чуть больше года.
На картине не ощущается никакого движения. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. Старший брат Николай, успевший в качестве мичмана принять участие в Крымской войне, к тому времени уже подал в отставку, обосновался в деревне и, вопреки скептическому, даже презрительному отношению отца к этому делу, занялся сыроварением. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», – заявил о Верещагине Репин. Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Но была в его судьбе и счастливая встреча, которая стала для него поворотным моментом.
Особенно впечатляет полотно Побежденные. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии.
Вот где открылось буйство красок, цвета. Из-за этого толки о картине шли самые разные. Весной 1876 художник возвращается в Париж. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные.
Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. Оно производит на него глубокое впечатление. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось.
Более двадцати полотен создано им на эту тему. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. Руины, черепа, пустыня во все времена воспринимались как символ смерти и разрушения и Верещагин делает надпись на раме: Посвящается всем великим завоевателям-прошедшим, настоящим и будущим.
Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Его даже бросают проводники, но вопреки всему, страшным головным болям, морозу, он, как одержимый, пишет открывающиеся перед ним величественные, девственные, никем не виданные картины. Художник участвует в некоторых сражениях. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет.
Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. И вдруг, в 1864 году, словно в награду за все его злоключения и полуголодное существование, на Верещагина неожиданно свалилось наследство. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
А три картины посвящены партизанской войне. 17 рублей. О конкретных причинах развода с Е. К. В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге.
Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. При этом художник ничего не привносит «от себя».
Несмотря на возмущение начальства, он шёл в самые горячие точки, старался участвовать во всех атаках и штурмах, чтобы самому увидеть всё и всё ощутить. Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен. Книгу «Путешествие в Гималайи» – дневник, веден моею женою. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Два полотна – «Победители» и «Побежденные.
Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. «Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Перевязочный пункт под Плевной» (1881). Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен.
Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. «О реализме» на английском и немецком языках. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника.
В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. «Верещагин кистью старался показать людям, что война – самая ужасная, самая нелепая вещь на свете. соображения руководили, вероятно, родителем. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва.
Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями.