Верещагин был замечательным художником, он стал записным литератором им были изданы несколько книг, документальных и автобиографических, публиковал статьи теории живописи, проповедуя «жёсткий» реализм. В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение.
Вошли. Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин – Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами.
Между тем, в Балканских картинах художник стремился, прежде всего, показать грандиозный масштаб происходящих военных событий и его художественные достижения в какой-то мере предвосхитили возможности будущего кинематографа. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Однако Академию он не закончил.
И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига.
Однако Верещагин так и не принял школы академического искусства и до окончания полного курса оставил учебу в Академии. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Начались трудные годы жизни. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально.
Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. Она стала провокационной, что возмутило правительство. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности.
Картины Победители (1878-1879, Гос. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. В 1869г. Известен как художник-баталист, художник-путешественник.
В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова.
Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873). Среди преподавателей у него были А. Т. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны.
Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа. На многих из них видны следы от сабельных ударов. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Отец будущего художника был небогатым помещиком. Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом.
Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно).
Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Василий Верещагин выезжает на русский север. Весной 1876 художник возвращается в Париж.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ).
Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. При этом художник ничего не привносит «от себя».
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Никто не выразил желания ее приобрести. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Мы много знаем о войнах. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
Успех был неимоверным. К концу шестидесятых годов он уже вполне сформировавшийся художник. Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург.
Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Она состояла из тринадцати картин, более восьмидесяти этюдов и ста тридцати карандашных рисунков. Вероятно, вот таким образом в русском искусстве он стоит особняком: не имеет непосредственных учителей и прямых последователей не принадлежит ни к какому художественному объединению стоит вне партий и кружков не ищет и не принимает ничьих наград.
Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Баталист. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами. В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от втором его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевшей колоссальный успех в Европе и России. ». В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени.
Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне.
Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Деревня Нижние котлы.
., 1887-95, ГИМ). «Правы были те, которые возмущались плохой живописью и другими техническими и формальными недостатками Верещагина. На картине не ощущается никакого движения.
Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. Картины «Победители» (1878—1879, Гос. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры.
Александр II назвал его «нигилистом» и в «правой» прессе началась травля. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Но она была вовремя остановлена. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой.
Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Вскоре о нём заговорила вся Европа.
Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. В «балканскую» серию входит около тридцати картин.
Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии.
Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос. Купил ее П. Третьяков, который сделал специальную пристройку к своей галерее и представил картины всем желающим. Пусто и мертво там, где прошла война.
К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны.
Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.
Верещагин словно открывает для себя Россию, которой практически не знал и не видел, проведя детство и юность в Петербурге и на Кавказе. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным.
Изображен двор самаркандской крепости. Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита.
У Василия Васильевича из-за этих событий случилось серьёзное нервное расстройство, но ни на врачей, ни на обратную дорогу домой не было денег. Он был во многих странах Европы, в Китае, Турции, Индии, Киргизии, Палестине, Сирии, Кубе, Японии, на Филиппинских островах, США и многих других. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года.
В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73). Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». Картина «Побеждённые.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ). К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. Наряду с захватом материальных ценностей есть еще и другое, потребность к убедительному лидерству, к тому, чтобы быть выше, сильнее того, кто рядом и даже того, кто дальше, властно утвердить себя над другими.
Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Эта картина связана с обороной Самарканды. За Серпуховской заставой.
Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Сразу после этого он поступил в Академию художеств. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. «Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье».
Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. Более двадцати полотен создано им на эту тему. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981).
Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос.
Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Орден Святого Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора Академии художеств. И только в 1902 году правительство под давлением общественности ее купило и разместило в Русском музее.
Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость». Его полотно «Побежденные. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося).
Там он три года занимается в академии Жерома. Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения.
Полотно «Побеждённые. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. (1878-79) и другие.
По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. музей русского искусства, Киев), Побежденные. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку.
Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Только за последние десять лет жизни у него было более тридцати персональных выставок из них половина за границей.
Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос.
Верещагин Василий Васильевич глубоко заинтересуется Индией и он посетит ее повторно в 1882-1883 г. Он живет и в крупных городах – в Бомбее, Агре, Дели. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем.
Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Жизнь Верещагина полна авантюр. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Русские тогда потеряли 1300 человек.
Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Очевидно, первый брак Верещагина не был даже официально зарегистрирован иначе он не смог бы без проблем, словно холостой человек, обвенчаться с Андреевской. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — Забытый (1871), Панихида по убитым (1877-79), На Шипке все спокойно.
Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности вида, что заметно также и в его пейзажных работах (Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76). Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих.
Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Это одна из самых известных картин балканской серии. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий.
Но русско-японская война разрушила далеко идущие планы баталиста, погибшего 31 марта 1904 года вместе с командой затонувшего броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на вражеских минах в печально известном Порт-Артуре. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. На этой войне художник и погиб.
Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет.
Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Сегодня они как нельзя более актуальны в современном обществе, а от их разрешения зависят судьбы не только отдельных народов или цивилизаций, но и всего человечества в целом.
исторический музей). Этот истинный скромный героизм и стойкость русского солдата составляют главное содержание картины. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди.
На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет.
До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. Как-то раз он увидел на ее платке изображение тройки лошадей и тут же скопировал рисунок. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.
Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной.
В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Кауфмана состоять при нем художником.
Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Два полотна: «Победители» и «Побежденные. продаваемость его картин. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце.
До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. ГТГ), Опиумоеды (Гос. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Однако его намерение отказаться от карьеры офицера и желание после выпуска поступать в Академию художеств не были поняты родителями.
Примерно в этом же возрасте у Верещагина возникает интерес к репродукции картин и гравюрам, которые были у них в доме. Вэпоху, когда фотография была еще неразвита, арепортажной съемки вообще несуществовало, Верещагин превратился всвоего рода военного репортера, разделявшего все тяготы походной жизни сосвоей армией. К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ).
Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством».
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». И это не удивительно.
Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. Так, центральная вещь туркестанской серии — Апофеоз войны (1871) — наделена текстом: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. А три картины посвящены партизанской войне. Оставив Академию, художник вновь едет в Грузию, где создаёт целую серию кавказских сюжетов.
Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже.
Бейдеман. Под Плевной» и «После атаки. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом».
Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Однако он иначе не мыслил своего творчества. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876).
Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Картины часто создавались им как парные — После удачи (Победители) и После неудачи (Побежденные), У крепостной стены. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск.
Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе.
Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Здесь Верещагин отучился чуть больше года. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества.
Дружным Ура. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. И это привело в шок его современников. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно).
Но радость победы испытывают не все. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», – заявил о Верещагине Репин. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. музей русского искусства, Киев), «Побежденные. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884).
Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Творческий путь Василия Васильевича Верещагина той поры ознаменован «индийским» циклом живописных полотен и «балканской» серией картин, весьма неоднозначной и скандальной, восторженно принятой демократически настроенным обществом, но не императором. Написал воспоминания об отце. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили – преследуют», «Забытый солдат». К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником.
В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно). Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом».
В июне 1877 он получает тяжёлое ранение. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). Оно производит на него глубокое впечатление.
В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. За полотно «Побеждённые. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом.
Как всегда, Верещагин стремился передать все, что видел, с максимальной точностью, вот таким образом уже после войны снова ездил в Болгарию, побывал под Плевной и на Шипке, чтобы обновить свои прежние впечатления. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). Художник участвует в некоторых сражениях. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык.
он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели и сам он мечтал стать художником.
Из-за этого толки о картине шли самые разные. Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей.
Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек».
С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться Апофеоз Тамерлана) и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще.
историческом музее) и другие. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.
Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. В доме Верещагиных также воспитывался младший брат Лидии Васильевны – Павел Андреевский, оставивший небезынтересные воспоминания о подробностях московской жизни семейства Верещагиных в эти годы. Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России.
Спустя три года академической науки, оцененной Верещагиным метким словцом «чепуха», талантливый парень оставил Петербург и целый год провел на Кавказе, беспрестанно рисуя с натуры. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций. Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем.
В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург.
В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен». Два полотна – Победители и Побежденные. Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать.
Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. Предвзятое отношение властей к «революционному» художнику негативно отразилось не только на психологическом состоянии Верещагина, перенесшего нервный срыв, но и на его желании продолжать заниматься батальной живописью. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна.
Он бросает всё и мчится в Россию. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.
На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности.
Отсюда многочисленные запреты на его картины., – писал художник. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Марков, Ф. А. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет.
Получил домашние образование. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. Все просто смотрят и бездействуют.
исторический музей). Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.
Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Однако, родители и не задумывались развивать талант у сына.
Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества.
Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Особенно впечатляет полотно Побежденные. носящий мундир и ружье. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным».
Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами.
Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы.
За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Антимилитаристский характер произведений – результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Перевязочный пункт под Плевной» (1881).
Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Государственные музеи покупать их не собирались. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть».
Шипка, Плевна – везде побывал Верещагин Василий Васильевич и отовсюду привез зарисовки и предметы, которые могли дополнить его впечатления. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. Для европейцев открылся новый, удивительный мир Востока, в котором они увидели вовсе не сказочную страну с похожими на реальность сюжетами, а настоящих, реальных людей Средней Азии с их богатой историей, своеобразной красотой и жестокими нравами.
Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. Он должен был стать военным или дипломатом. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию.
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ).
Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно».
Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. Под Плевной», «После атаки. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник.
Начались трудные годы жизни. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Для Верещагина характерна работа сериями, каждая из которых представлялась ему в виде некоей эпической поэмы. Важнейшая черта живописи 19 века — стремление к актуальности сюжета, к публицистической заостренности позиции художника — проявилась у Верещагина чуть ли не в крайней своей форме. Он решил отойти от классицизма.
Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Все годы в корпусе Василий учился отлично. Душевное страдание и ужас обессилили его. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок. В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге.
Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Произошло это так. С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств. Пусть войдут и У крепостной стены. В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры.
Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Мира в действительности на Земле никогда не было. Мы живем в цивилизации войны.
Он был против коллективных форм творчества, не хотел связывать себя какими-либо обязательствами в искусстве, тем более – принимать чей-либо устав или программу. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865). И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.
Верещагин присутствовал при Плевенском сражении, во время набега на Адрианополь исполнял должность начальника штаба. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида». Индийское путешествие длилось два года. Моллер, А. Е. Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи.
Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос.
Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Всего в нее вошли 13 картин.
О конкретных причинах развода с Е. К. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. В то время художник много работает над психологическими портретами. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек.
Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями.
Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Однако в качестве условия выплаты он выдвигал возможность устроить выставки картин в ряде городов Америки ещё до их официальной продажи.
Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Сам художник делил ее на две части.