Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.
Какое время года отражено в полотне. он был для нас превосходным учителем. Крамским, И. И.
Даже ей стало скользко. Не многие бы не испугались той огромной цели, которую я решил либо достигнуть, либо умереть, – писал он Григоровичу. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.
Большие кисти художник не признавал. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели.
В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось». У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы.
Получал 3 рубля и отдавал их матери. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Барки» и «Волжские лагуны».
Барки». Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком.
Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Барки» и «Волжские лагуны». В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург.
Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др.
Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). На картине изображена уходящая к горизонту извивающаяся змеею разбитая сельская дорога изъезженная санями и телегами.
в Лондоне. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Это увлечение в последствии определило его судьбу. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.
Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева.
В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. в Лондоне.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Оформились его основные эстетические воззрения. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Васильев работал у реставратора Академии художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Он работал много и вдумчиво. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».
Еще большую трудность представляет собой его творческая биография. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.
Даже Репин, будучи на семь лет старше Васильева и, конечно, опытнее его, находился под влиянием младшего товарища. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В 1872 г. этот сияющий серебристо-жемчужным светом вариант национального бездорожья поехал на всемирную выставку в Лондон, где был премирован и признан. Взошла короткая, но изумительная заря абсолютно нового, ярчайшего явления в русской пейзажной живописи. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало., М., 1977.
В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. (1868).
– воскликнул он. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано. Посылая в столицу картину-воспоминание Мокрый луг, в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь.
Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно.
Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки.
К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях.
Соколову. Такой родной всем нам пейзаж. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника.
Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).
Картина «Вид на Волге. Картины эти написаны по старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом севере. Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника.
Камни. Заброшенность видна в окружающей обстановке. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики.
Она дала ему большой опыт в работе над натурой. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».
Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. А позже еще часть полотен приобрел у наследников.
Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Шишкин, принявший близкое участие в судьбе Федора Васильева, пригласил его на все лето на остров Валаам, который был излюбленным местом работы многих учеников Академии художеств.
Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Все картины с этой выставки были раскуплены.
Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Картину купил для своей галереи П. М. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871).
В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Но левый верхний угол слегка светлее.
Это было в конце мая. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.
Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник.
Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых— «Вид на Волге. В жизни Крамского васильевский опыт и сама личность художника оставили глубокий след, повлияв и на живопись и на самого мастера. Барки» и «Волжские лагуны»., М., 1937 Федоров-А. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.
Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Васильев много писал писем в Москву. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. На крыше еще лежит снег.
Когда Фёдору Васильеву исполнилось 15, после смерти отца, он становится единственным кормильцем матери, сестры и двух младших братьев. Атмосфера товарищества, споры, горячие обсуждения всех новых явлений искусства и жизни и, главное, повседневная напряженная работа – все это увлекло молодого художника. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. У Федора рано проявилась способность рисовать. Однажды зимой в 1871 году, разгорячившись от катания на коньках, он по-мальчишески съедает несколько пригоршней снега, которые в дальнейшем сократили его жизнь на десятки лет. Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошло детство будущего художника.
Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). В этот период Васильев активно общается с И. Н. Шишкиным.
Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге.
Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.
В этом пробуждении нет радости. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Барки». При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. В ней есть что-то сказочное.
Далеко внизу мы видим ещё одну группу высоких сосен, звучащую как бы эхом сосен переднего плана. Был близок с И. Н. Крамским. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд.
В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). В 1867 году он заканчивает обучение. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам.
Несколько позже Васильев сближается с И. И. Шишкиным, который становится авторитетным наставником начинающего художника. Васильев был признан профессиональным художником. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы.
Родители художника жили в невенчанном браке. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником.
Картина Вид на Волге. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. По какой причине, неизвестно.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). В вышине перед глазами зрителя развертывается величественная картина жизни стихийных сил природы, уже связанных не только с горами, но с облаками и небом. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Чем бы тут особенно огорчаться.
Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Основная вертикаль композиции картины задаётся могучими деревьями, как бы подпирающими своими ветвями небо.
Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. В картине очевидны украинские черты. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Третьяков. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Его лучшей Валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Требовалось срочное лечение и смена климата. Лит. : Ф. Васильев.
Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Но для художника природа – прежде всего обитель людей.
«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Осень, о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме, если не считать упоминания о начатой им в 1872 году картине под общим названием Болото большое. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.
в Лондоне. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Барки» и «Волжские лагуны». Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Были в нем и болезненное самолюбие и желание скрыть свою бедность, а более всего – трепетная любовь к искусству. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. Федору удивительно везло на хороших людей.
.