В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества. За 10 лет до своей смерти Тициан написал свой последний автопортрет. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост.
Тициана хоронили очень пышно, невзирая на эпидемию чумы. Тициан родился в семье Грегорио Вечелли, государственного и военного деятеля. В семье Вечеллио было четверо детей – два мальчика и две девочки. По слухам. А ведь ему было уже за сорок. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления.
Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия дЭсте в Ферраре несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Тициан прожил долгую жизнь. После этой картины, тридцати лет от роду, он становится официальным художником Венеции. Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Возможно, что художник родился около 1488-1490 годов. Год рождения художника точно не известен. Тициан Вечеллио -- величайший художник всех времен и народов, являющийся наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело одним из четырех титанов итальянского Возрождения. Однако в 1511 году Тициан создал фрески для падуанской оратории Скуола дель Санто на сюжеты о святом Антонии и в этих работах уже ясно проступает его собственная монументальная манера. Все домочадцы без труда узнали в запечатленном образе черты Лючии. В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого. Это время начала творческой зрелости мастера.
Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Около 1500 года Тициана и его младшего брата Франческо послали в Венецию учиться живописи. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми.
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Он много работал, а в свободные часы общался с детьми.
И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Слава его начинается с 1516 года, когда он написал на двери старого шкафа так называемое «Кристо делла Монета» — картину известную ныне под названием «Динарий кесаря». Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей. Точная дата его рождения неизвестна. Семья его родителей, Грегорио и Луччи Вечелио, была не только обеспеченной, но и знатной, а ее родословную можно проследить почти на 250 лет, минувших до рождения Тициана.
Несмотря на все старания спасти женщину неудалось, 5 августа 1530 она умерла. Император Германии Карл Пятый пожаловал художнику титул «графа Палатинского», а также высший сан «Рыцаря золотой шпоры со знаком Меча и Цепи» и звание государственного советника. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. Выбирая для работы время суток, он отдавал предпочтение часам перед закатом, когда небо озарено густым цветом, а любимым временем года для него была осень с буйством и многоцветием красок. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. В этом городе художник проводит почти два года. Согласно биографам именно слово матери оказалось тогда решающим. Художник много путешествовал в компании сына императора Филиппа II, с которым он был дружен, правда, скупость живописца часто пошатывала теплые отношения между ними.
Тициан мчался к ней изо всех сил, но елва успел. Чечилия изменилась до неузнаваемости. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Вскоре Тициан подтвердил свою репутацию ведущего художника Венецианской республики поражающим размерами и мастерством алтарным образом «Ассунта (Вознесение Марии)», написанным в 1516-18 годах для церкви Сайта Мария деи Фрари. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. спустя пять лет она умерла, после чего он прожил до конца жизни в одиночестве. Слава о его творчестве к тому времени уже далеко распространилась за пределы Венеции.
Особенно значительной предстает фреска Чудо с новорождённым. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. После тщательного изучения творчества Макеланджело и Рафаэля, Тициану удается выработать свой собственный стиль («Динарий Кесаря», «Флора»). Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом.
Впрочем, его смерть могла объясняться и просто старостью. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Все его святые просто земные люди. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр).
Затем Микеланджело. Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте. одно время служил начальником народного ополчения и инспектором шахт (добыча руды и производство древесины составляли основу промышленности области Кадора). Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Этот величественный старец далёк от покорности судьбе.
Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. В 1575 году один из современников отметил, что «кисть Тициана по-прежнему остается несравненной». Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию.
Кроме этого, в 1520-е годы Тициан получил несколько престижных частных заказов. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. В этот период времени в творческий путь Тициана Вечеллио добавились картины-портреты, в которых автор с удивительной прозорливостью отражал противоречивость характеров своих современников. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту.
А Тициан непременно находил в кармане своей куртки немного денег, вложенных матерью, о чем свидетельствует их двоюродный брат нотариус Винченцо Вечеллио. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Осыпаемый золотом жаждущих его кисти, он мог вести жизнь вельможи и предаваться утехам, которые так любил Рафаэль, нои Не ищите в реальной жизни Тициана сказочной романтики и невероятных поворотов. Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры.
Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. В 1525 году он женился на Цецилии, которая имела от него двоих детей. Тициан происходил из зажиточной и знатной семьи. После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение. В 1538 году закончена картина Венера.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Этому предшествовала достаточно долгая (и безуспешная) борьба провинции за независимость. Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами.
В этот день не было никого из его родных. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». – время расцвета портретного искусства Тициана. В конном портрете, находящемся в мадридском музее Прадо, где Карл V изображен в утро битвы при Мюльберге, целеустремленное движение всадника, закованного в латы, обнаруживает его решимость, волю и отвагу. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. Две любви: небесную и земную. Точная дата его рождения неизвестна.
Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Отец Тициана, Грегорио Вечеллио. Тициан прожил достаточно долгую жизнь, которую можно условно разделить на четыре этапа. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности.
Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. Крупнейший представитель венецианской школы. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Тицианан провел бессонную ночь в ее постели. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.
Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии. в Венеции. Художник слыл человеком очень алчным, но в личной жизни слыл человеком высоконравственным. Художник изобразил юную невесту герцога Гвидобальдо, расположившуюся на ложе в ожидании главного события своей жизни – замужества. Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр).
Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. В начале 1500-х годов Вечеллио (в компании младшего брата) отправился в Венецию учиться живописи в мастерской именитого на то время художника Джованни Беллини. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой. Вечелли Тициан (1488 (1490) – 27. 08. 1576). Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами2. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. И оказался прав.
Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. Вернувшись из Падуи в Венецию, он обнаружил, что из всех подававших наибольшие надежды живописцев остался в родном городе один.
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года3. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Художник не успевал выполнять нескончаемые заказы, которыми его засыпали представители королевского двора и Ватикана, среди его постоянных клиентов были кардиналы и герцоги, знатные дамы и римские вельможи.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. «Персей и Андромеда» исполненные по заказу Филиппа II. За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. Фрески Джотто и росписи Мантеньи приобщили Тициана к лаконической собранности языка великих монументалистов 14-15 веков, всему духу их потрясающего искусства.
Джорджоне вскоре начинает поручать Тициану работу по завершению своих заказов и вместе с ним расписывает своды дворца немецкого подворья в Венеции. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю.
С 1551 года художник работал для венецианских заказчиков все меньше и меньше, предоставив это поле деятельности молодым художникам. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Тем временем подросло новое поколение венецианских художников.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. И она отвечает ему любовью. И вспомним, что он прежде всего художник.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Новые заказы не заставили себя ждать. Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности.
Вскоре Тициан становится известным не только в Италии, но и за ее пределами. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Среди них мы найдем и Джордже да Кастельфранко, прославившегося под именем Джорджоне. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. До последних дней он не прекращал работать.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Потом Тициан.
Этот жанр пользовался большой популярностью в ту эпоху, но фрески плохо сохранялись в сыром венецианском климате – в результате до нас дошли лишь фрагменты этой работы Тициана. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. Свою последнюю картину, Оплакивание Христа, Тициан написал для собственного надгробия.
Тициану покровительствовали влиятельные лица Италии и других европейских стран. Сотрудничество с герцогом Феррарским вывело Тициана в высокие круги. Но вскоре появился старший сын художника, обнаруживший, что дом отца на Бири разграблен. Две из них находятся в музее Прадо в Мадриде, а третья (очень любимая самим автором) – знаменитое полотно «Вакх и Ариадна» (1520-23) – в Национальной галерее в Лондоне.
В декабре 1511 года Тициан завершил работу над тремя фресками в помещении братства св. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Вот таким образом художник вместе со своим сыном Горацио покидает Италию и по приглашению императора Карла V приезжает в Аугсбург.
Написанный им портрет герцога заинтересовал представителей знатнейших семей. Было предпринято мнжество попыток, чтобы расшифровать сюжет картины. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Главный же интерес этого двухлетнего визита в Рим для биографов Тициана заключался во встрече венецианского мастера с Микеланджело.
Этот портрет--исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Тициан был поражен ее непосредственностью, скромностью и благородством. Работая в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан противостоял нарастающей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения.
После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Антония. Семья Вечелли была одной из самых старинных и известных у себя в городе.
Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Тициан поистине мыслил краской. И королей и святых. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. А это всегда драма.
Здесь, в Падуе, перед Тицианом раскрылся новый мир искусства. Разумеется, помимо пенсий от королей и правительства Венеции были и иные доходы, ведь заказов Тициан получал неимоверно много. К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». В 1525 году Тициан женился.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Но даже принадлежащие к нему Тинторетто и Веронезе были не в силах соперничать с Тицианом (а тому уже было за восемьдесят). Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной.
Ее родословная прослеживается с начала XIII века. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Могущественнейшие государи Европы осыпают его заказами и почестями. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись.
Первым учителем Тициана стал мозаист Себастьяно Дольче. Да, он был творец.
«Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. В основном это были заснеженные пики Альп, освещенные первыми лучами солнца, леса и речные долины, на всю жизнь запечатлевшиеся в памяти будущего художника. Но в 1516 году и Беллини отправился в мир иной. Не на шутку разгулявшаяся в Италии чума унесла и жизнь Тициана, скончавшегося в 1576 году в родной Венеции.
Умер Тициан Вечелли 27 августа 1576г. Новорожденную назвали Лавинией. В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ).
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Так Тициан оказался в атмосфере большого искусства. А Тициан – дает. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка. С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Теплота тела, легкость волос, переливчатость шелка и бархата, мерцание драгоценностей, сочность листвы, прозрачность стеклянного сосуда передавались Тицианом так, как будто его цвет проникал в самую суть вещей. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума.
Сначала явился Леонардо. Письма же за него писали под диктовку. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Также художника интересует пышная женская красота, которая проявлена в картине этого периода «Любовь земная и небесная».
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. В это время была написана самая ранняя картина Тициана-Бегство в Египет. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Тициана больше всего привлекали люди с богатым и сложным внутренним миром. Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах Любовь небесная и Любовь земная, Молодая женщина с зеркалом, Портрет молодой женщины (Прелестная кошечка), Саломея и других.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил.
В 1518 году Тициан пишет картину Вознесение Богоматери (Assunta), в 1515 году — Саломею с головой Иоанна Крестителя. Он прожил ровно век. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника.
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. «Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением.
Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне Флора (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана.
В 1520 году он находится в зените славы. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Конец 30-х – 40-е гг. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Тициан же, будучи человеком порядка и класса, обладал еще и третьим качеством: кого бы он ни писал в своей жизни – простых смертных, героев или богов, – он всех опускал на землю. Карл V приглашает его к своему двору в Болонье и Аугсбурге.
Венеция, с именем которой была связана вся долгая жизнь Тициана, была в то время центром яркой и весьма своеобразной культуры. Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе».
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Когда он отправляется к чужеземным дворам писать картины, ему придается княжеская свита.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
На ней предстают полные величия, но в то же время почти портретные фигуры монахов, нарядных людей.