Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Она молчит, я тоже.
К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. «Всё покрылось тьмой».
Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Но запомни: денег у меня больше нет. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету.
В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
— я тоже. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). К этому моменту были готовы 66 эскизов. Однако продержался он не слишком долго. Счастье написано на лицах этих двоих.
Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Высылать ничего не буду.
Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов.
Прежде всего он отправляется в Лувр. Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала. С 1920 года, по протекции А. М. Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964).
Шагал приобрёл известность в Российской империи. В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Это единение с большой Вселенной.
— я тоже. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. В 1964 году художник разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект нового внутреннего оформления парижской Гранд-опера, а через два года завершил работу над фресками в нью-йоркской Метрополитен-опера. Это мои глаза, моя душа. Это всё, что я могу наскрести.
Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Чиновничья служба совсем не привлекала Шагала, но зато давала ему возможность периодически ездить в Витебск и проводить там немало времени. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.
В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Большие, выпуклые, чёрные. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. С тех пор «Моя жизнь» М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
Осенью 1945-го она узнаёт, что беременна. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма.
В них – неудержимое желание летать. На бледном лице сияют глаза.
Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности.
отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Им больше никто не нужен.
В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск.
Она молчит, я тоже. Картины Шагала наполнены радостной безмятежностью (Над городом, 1914 – 1918, Третьяковская галерея) или трагическим предчувствием беды, катастрофы (У времени нет берегов, 1930 – 1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Но запомни: денег у меня больше нет. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».
Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Первое полное издание мемуаров было осуществлено в 1931 году парижским издательством «Сток» в переводе на французский Беллы Шагал. Она смотрит — о, её глаза.
Возможно, этим влиянием объясняется появление в искусстве Шагала угловатых и линейных форм (Я и деревня, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также мерцающего, причудливого колорита. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В такой суматохе и появился гений. И я понял: это моя жена. Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов.
В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Марк говорил Дэвиду, что если лист зарисовать целиком, то картина научится летать. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. На русском языке она была впервые выпущена в 1994 году московской фирмой «Эллис Лак» и проиллюстрирована рисунками и офортами «Дом на Песковатиках», «Улица», «Дом на улице Покровской», «Витебск. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. Шагал снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руше, где и проживала местная богема. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Шагал больше не мог оставаться в оккупированной фашистами Франции, вот таким образом принимает приглашение руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в Америку в 1941-ом году. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.
Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. Он оказался в ловушке.
На бледном лице сияют глаза. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. У него был один брат и пять сестёр.
Осенью того же 1909 года витебская подруга Марка Шагала – Тея Брахман, которая тоже училась в Петербурге и была настолько современной девушкой, что даже несколько раз позировала Шагалу обнаженной – познакомила художника со своей подругой Беллой Розенфельд. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Ползал и подбирал.
Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Источник сюжетов большинства произведений Шагала – еврейский местечковый быт, трактованный в наивно-поэтическом и гротескно-символическом, фантастическом духе. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. С 1950-х гг. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы.
Она смотрит— о, её глаза. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Звягинцевой.
Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. В 1909—1911г. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки.
Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Большие, выпуклые, чёрные. Однако вскоре Марк Захарович продолжил работу и к 1945 году у него были завершены уже 105 эскизов. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья».
Париж Шагал полюбил сразу. Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Также Шагал учился в частной художественной школе Зайденберга, в школе Званцевой, директор которой Лев Бакст побудил Шагала ехать в Париж. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства.
Отец объяснял это тем, что жара мешает картинам взлететь. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.
Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война».
Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни.
В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Мотивы фольклора, народной фантазии, вроде летающих над родной деревней фигур или одиноких скрипачей, решены в насыщенном колорите, переводящем образы реальности в симультанный поток сновидения (Скрипка, 1912-1913, Государственный музей, Амстердам Акробатка, 1914, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало Раввин, 1914, Музей современного искусства Ка Пезаро, Венеция). Отец учил Дэвида рисовать и прививал любовь к искусству, они много раз бывали в Лувре. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Раскрывается извечная тема любви. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет.
Высылать ничего не буду. В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Париж Шагал полюбил сразу.
Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию.
Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. (1907-09). Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости.
К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. Скорее всего, своим произведением Шагал выразил свои надежды и желания соединить в своей жизни французскую деловую активность и русский уклад, воспоминания о жизни в Витебске и Москве. Единственный положительный момент он видел в том, что ему удалось избежать воинской повинности. Это всё, что я могу наскрести. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция».
Это мои глаза, моя душа. На бледном лице сияют глаза. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Но начинается Первая Мировая война и возвращение в Европу откладывается на неопределенный срок. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). У него был один брат и пять сестёр. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Художника постигло оглушительное горе – от сепсиса в Нью-Йоркской больнице скончалась его жена Белла. В 1911 году Шагал на полученную стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Чтят память о великом художнике и на его родине.
Иисус показан как символ страданий всего человечества. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Как жадно они рисовали. Его освещает яркий луч света. Набрасывались на краски, как звери на мясо.
Она смотрит— о, её глаза. Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто). Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников».
25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25.
Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др.
Это мои глаза, моя душа. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). В 1944 году умерла жена Шагала. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года.
Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд.
Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Это мои глаза, моя душа. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915).
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Между ней и Шагалом завязался роман.
Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал».
Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. И я понял: это моя жена. Ползал и подбирал. Сам знаешь. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин.
Опыт усвоения живописи фовистов (прежде всего Матисса), с одной стороны и кубизма — с другой, был полностью переосмыслен: картины 1910-х годов отличаются динамичной пространственной структурой и особой метафорической поэтикой, позволяющей видеть в нем предшественника сюрреализма (Поэт, Музей искусства, Филадельфия Я и моя деревня, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию.
В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Решено. Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика.
Его соперник, основоположник супрематизма Казимир Малевич, недавно прибывший в качестве учителя, фактически занял его место. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Марк Шагал – художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек.
Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую.
Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу.
В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
1-ый парижский период. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере.
25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Их переполняют эмоции.
В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). У художника появились последователи. С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». Шагал уехал с семьёй в Москву.
Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Около 1908 г. впервые заявил о себе как художник. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». И я понял: это моя жена. Шагал Марк Захарович (наст. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Марк Шагал (Витебск, 1887 — Сен-Поль де Ванс, 1985), родился в Беларуси в еврейской семье весьма скромного достатка. Сам знаешь. Они открывали настежь окна и рисовали.
Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку.
Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн. Кроме того, необходимо было искать средства. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии.
Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. На все оставшиеся годы Вирджиния переселяется в Бельгию. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Она смотрит— о, её глаза. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год).
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане.
Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. — я тоже. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Можешь не рассчитывать».
Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города.
Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». Люди в панике. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам.
С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). Осенью 1909г. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. И я не щадил ни себя, ни других. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь.
Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). С 1950-х гг. Затем следует Вторая мировая война. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. И я понял: это моя жена.
Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В Париж Шагал влюбился сразу. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза».
Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Она молчит, я тоже. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек.
С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. На бледном лице сияют глаза. Но постоянные идейные споры с местным руководством заставили Шагала в 1920 году переехать в Москву.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Лишь в 1986 году, уже после смерти художника Хаггард напомнила миру о своей роли в его жизни и творчестве, опубликовав книгу воспоминаний Моя жизнь с Шагалом. Можешь не рассчитывать». Его мобилизовали в армию.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Но его радость была недолгой. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). Железнодорожная станция» и др. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Большие, выпуклые, чёрные. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». И вот роженицу отнесли дальше от пожара. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи.
В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943).
вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. Шагал придумывал разные уловки, чтобы заинтересовать сына рисованием. В то время он был в Европе.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
Центральными работами первого парижского периода М. З. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Там было человек пятьдесят сирот. А. С. Пушкина свои работы. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Большие, выпуклые, чёрные.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России.
Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии.
В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.
В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству.
В 1966 году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы— Сен-Поль-де-Вансе. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Но планы в жизнь не воплотились. Решено.
Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр поспешно внёс Шагала в список ценнейших деятелей, которых необходимо эвакуировать. Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США).
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Он написал сотни полотен.
Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Отныне он – Марк Шагал.
Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Там он проучился 2 месяца.
И все же знатоки и ценители поражались. Она молчит, я тоже. Город стал для него воплощением радости и света.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. Не терпелось, чтобы все заработало. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет».
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите.
Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. И вот их-то я учил рисованию. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27.
Семь лет изобилия. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза».
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). — я тоже. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.