Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье. В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов. Картина «House of the Hanged Man» (1873-1874, Лувр) характеризует данный период в биографии Сезанна.
Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе.
картины Поля Сезанна, проданные на Sothebys и Christies с 2002 г. по 2017 г. Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним. Сезанн учился хорошо, если не блестяще и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей.
Его живопись вдохновляет Брака на фовистские штудии и под его же влиянием он переходит к кубизму. жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.
Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Портреты словно ничего не значили. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался.
Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья. Критики уверены, что он стал импрессионистом наоборот. При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет. Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие.
Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года. Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя. В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией.
Золя, пораженный угнетенным состоянием Сезанна, решается на хитрость и предлагает ему написать свой портрет. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Разговоры об искусстве почти бесполезны.
Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Если так, то это вполне естественно. Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно». Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе. В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. Нравилось путешествовать.
Ранние работы связаны с увлечением Караваджо, Эль Греко, Делакруа (1860–1872) следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром. До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм.
Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. Однако вопреки ожиданиям в картинах сложно встретить воздушность и свет.
Он получает премию за живописные этюды фигур. Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде. Принцип второй: художник должен наносить краски на бумагу уверенно и быстро и никогда не накладывать их одну на другую. Виктории (1890 г. ).
Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан». Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого.
Суть своего подхода он как раз и определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок.
Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает. Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. Зримо или незримо, она оставалась данностью. Он сделал это по настоянию отца.
«Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн. Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике.
Там же можно увидеть, как выглядел Поль Сезанн – Автопортрет в каскетке, написанный художником между 1873-1875 гг., тоже находится в Эрмитаже. «Разговоры об искусстве почти бесполезны. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Антония» (1870), «Дом повешенного в Овере» (1872—1873) и «Хижина среди деревьев» (1873). Там он начал посещать студию Сюиса, где за доступную цену можно было работать с обнаженной натурой.
Сезанн, —пишет Бернар в своих Воспоминаниях, — был прав. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание.
Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Классицизм нёс в себе законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали реальной природе вещей, законам существующего мира.
В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ). Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Когда Сезанна не стало — он заболел, простудившись во время грозы, которая застигла его, когда он работал sur le motif, — Ортанс и Поль были в Париже. До этого любой «маленький каприз» вызывал трения.
Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги. В попытке привести свою жизнь в порядок художник приобрел небольшой домик в Эксе, который он использовал как студию и школу в которой обучал своих учеников. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей дОрсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней.
«Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства. «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи». Живописцачасто мучили противоречивые чувства. У Ревалда был воинственный нрав.
Последующие поколения безоговорочно признали, что Сезанн, подобно ветхозаветному Моисею, открыл дорогу в мир нового искусства. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность — с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.
Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия. 70 картин, созданные Полем Сезанном в 1880-1890 г. г. Раздел 3. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь — рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Ее звали Ортанс Фике.
В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь. Но они всегда — некий разговор художника с самим собой.
В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Но Сезанн существует как бы вне этого мира страстей. «Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. Как видно, акварель, по мнению Сезанна, должна позволить художнику столь же хорошо передать объем плода, как и свет, омывающий этот объем, — показать среду, которая есть изменчивость и предмет, являющий постоянство (Бернар Дориваль). Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались. Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Он не замечает ничего вокруг себя, для него стороной проходят и события франко-прусской войны 1870—1871 годов. Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях в глубь страны от Марселя.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн.
В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна. Это был сложный период для французской живописи. Пушкина. В четырех разделах коллекции представлено 245 произведений Поля Сезанна.
Его подозрения подтвердились. Как отметил Лионелло Вентури, они то предшествуют картине, то появляются вслед за ней. Ярлык был готов. И все-таки это невоспитанность. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна.
Сезанн часто использует обратную и сферическую перспективу, чтобы как бы заглянуть в пространство извне, откуда-то из другого измерения. И души не чаял в сыне.
Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом. Луи-Огюст пошел на компромисс, разрешив сыну оборудовать в Жа-де-Буффан мастерскую.
Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Найти писарровские мотивы можно в поздних работах Сезанна. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. В том числе 35 работ, проданных на аукционах Sothebys и Christies с 2002 г. по 2017 г. Раздел 1. Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж.
С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен.
В своем добровольном изгнании Сезанн превратился в великого художника. Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Герань была одним из любимых цветов Сезанна.
Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру).
Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку. Прожив в Париже пять месяцев, Сезанн все же вернулся в Экс.
Сейчас его картины стоят миллионы долларов и их стоимость с каждым годом стремительно возрастает.
Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец. В 1899 г., 1901 г. и 1902 г. художник вновь начинает выставлять свои работы в Салоне Независимых, а в 1904 г. в Осеннем салоне была организована большая выставка его картин. Поль Сезанн умер 22 октября 1906 г. На Осеннем салоне 1907 г. с успехом прошел ретроспективный показ работ художника. Картины живописца есть во многих самых знаменитых музеях мира: Вашингтонской Национальной галерее искусства, Нью-Йоркском музее современного искусства, Фонде Барнса, Метрополтен музее, Чикагском художественном институте, Собрании Бюрле, Художественной галерее Йельского университета, Музее Орсе, Лондонской Национальной галерее, Галерее Тейт Британ, Музее Фицуильяма, Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). Сезанн хорошо учился и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам.
Пейзажи пронизаны решимостью и значимостью. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. Произведения Поля Сезанна содержат в себе частички его внутреннего мира.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. В начале 1900-х раньше других его признали молодые художники, для которых всегда жива и актуальна проблема синтеза внутреннего субъективного состояния и внешнего мира – объективной реальности.
Сам же Сезанн верил, что формы природы образуют в конечном счёте органическое единство и в конечном счёте в основе всего существующего лежит некое ограниченное количество основных форм. То же стремление проявляется и в отношении к цвету.
Приличия превыше всего. За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами.
картины, созданные Полем Сезанном в 1890-1906 г. г. Раздел 4. Ортанс обрела бессмертие. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Но при одном только взгляде на такие его монументальные картины, как автопортрет (1879—1885), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1980), кажется, что художник все заранее просчитал и продумал.
На листе большого формата, редко встречающегося в акварели, Сезанн старался выявить эффекты света на предметах и передать свои впечатления посредством неожиданных красок. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Реализацией теоретических воззрений Сезанна стали его знаменитые «Купальщицы». Луи Огюст был оскорблен. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». «Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года. В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писсарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки— раздельными. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. И вот правда вскрылась.
И сам назвал рисунок «Швея». Однако Парижская жизнь его угнетает и он периодически возвращается в Экс, где может работать уединенно и спокойно. Несмотря на то, что художника поддерживают Камиль Писсарро и ряд импрессионистов, свои работы в ежегодных Салонах выставить ему не удается. В 1872 г. Поль Сезанн селится в Понтуазе, где в это время живет и работает Камиль Писсарро. Может, облик, манеры и траты Ортанс и не были королевскими, но она отличалась своенравием и бережливость не была сильной ее стороной.
В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей. Долго выдержать такое напряжение было невозможно.
В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника и его художественным устремлениям.
Только после смерти отца в 1886 году Сезанн стал по-настоящему свободен и мог распоряжаться значительным доходом. Работа помогала ему обрести себя. Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом.
Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности. В период становления художника особенно остро ощущается коллизия между свежим непосредственным восприятием мира и стремлением его структурировать, упорядочить исходя из теоретических предпосылок. 63 картины, созданные Полем Сезанном в 1861-1879 г. г. Раздел 2. «Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного». Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс. Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
Ей нравилось одеваться по последней моде. В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. С явным наслаждением упражняются они в поэзии.
Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Картины притягивают к себе, но в то же времяи отталкивают.
На рубеже 1880-90 гг. В том же году на проходящей в Париже Выставке века три картины Сезанна помещены на почетном месте. «Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд. Совсем юной умерла сестра Ортанс Эжени, а затем и ее мать — 23 июля 1867 года Ортанс было семнадцать. В середине 1890-гг.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Через год они уже жили вместе. В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Список можно было бы продолжить. Если Гоген считал свои лависы и гуаши подготовительными этюдами к большим композициям, то Сезанн несомненно рассматривал большую часть своей водяной живописи как законченные, самоценные произведения. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами. Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка.
А. С. Пушкина в Москве). Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников— новаторов, таких, как Гоген, Ван Гог, Сёра и другие именно потому, что видел в их работах перевес произвольности индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Ему часто приходилось оставаться в одиночестве в поместье и изучать науки или различные виды искусства. Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история». В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие.
Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна. Здесь изображен уголок мастерской художника. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости».
Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать.
Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился.
Выбор его направления был типичным для тех времен, обязательное наличие религиозных предметов не смущало юношу, но особого интереса тоже не вызывало. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия.
В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни. Других подобных «неосторожностей» замечено не было. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. Ее место не занял никто. После 1879 отходит от импрессионизма.
Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Выбранный нами и являющийся гордостью коллекции Рев натюрморт, бесспорно, одно из самых великолепных достижений художника как по размаху построения, богатству колорита, так и по глубине ощущения скрытой жизни вещей.
Таковы главные герои сезанновских композиций. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. Он снова и снова писал яблоки. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было.
В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса. типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж).
Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей его многочисленные пейзажи исполненные в Понтуазе, пустынны более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Несмотря на некоторое непонимание и здесь, работал он настойчиво и с большим напряжением. Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде.
Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать. Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. «Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую». Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
Она любила поговорить — причем не о живописи. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен.
старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). Живопись помогала ему обрести спокойствие. По этой же причине Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, так как декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности.
Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь». Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством.
На рубеже 1860-70 гг. Говорят— работала швеей. Вскоре Сезанн знакомится с ведущими импрессионистами того времени Мане, Писсарро, Моне, Ренуаром и др. Как она сводила концы с концами, не вполне ясно. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни.
Надо было действовать. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5.
Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В качестве натуры он использовал своего сына и его товарища. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника.
Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж). Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак. Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника. Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение.
Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Эта выставка была первой из восьми выставок импрессионистов, прошедших в период 1874 г. по 1886 г. Кроме первой, Сезанн принимал участие только в третьей (1877 г. ), на которой экспонировались шестнадцать его картин. После 1877 г. Сезанн постепенно перестает общаться с импрессионистами и работает уединенно в своем доме в Эксе, что объясняется двумя причинами: во-первых стилистически он все сильнее отдаляется от импрессионистов, а во-вторых он удручен неприятием его творчества арт-критиками и публикой.
В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)». Виктории. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам.
Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». У Сюиса он знакомится с Камилем Писсаро, который старше его на девять лет, а также с Арманом Гийоменом, Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Поль Сезанн (1839-1906) родился во французском городе Экс-ан-Прованс. С 1852 г. Поль учится в колледже Бурбон (Collge Bourbon), где встречает Эмилем Золя и заводит с ним дружбу. В 1856 г. Сезанн поступает в местную школу изящных искусств.
Его внимание устремилось к постоянству сочетания формы и цвета в естественной природе. Супруги были довольно разными людьми по мировосприятию и жизненной философии, зачастую даже жили отдельно друг от друга (он в прованском имении, она в Париже), но их отношения всегда оставались доверительными и проникновенными.
К счастью талант молодого живописца заметил один из основоположников импрессионизма Камиль Писсарро, поддержавший Поля в трудный момент становления и поисков. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. В центре картины, которая называется Похвала Сезанну, на мольберте натюрморт Сезанна вокруг него кроме самого Дени и его супруги О. Редон, Э. Вюйар, П. Серюзье, а также Воллар и др. В будущем в работах художников, работающих в кубизме хоть и была схожесть с его манерой исполнения, но не было той яркой и живописно классической передачи формы и чувств.
Молодая жена сделалась постоянной моделью живописца и в 1872-м родила ему чудесного сына. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле». В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями».
Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние.
Сезанн в этом отношении уникален. живописью, Поль переносил отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, писал на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становился у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Ему исполнилось 23 года и он был в самом начале пути.
Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой. Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). Ортанс наверняка тоже присутствовала. 1880, частное собрание, Винтертур). А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре.
Здесь еще отсутствуют характерные сезанновские удлиненные мазки, но уже появляются означенные цветовыми пятнами вертикали, строящие перспективу, создающие глубину картины. Шли годы и его противоречивость сменилась на мысли о загадочности и непостижимости мира.
В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом.
Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. О его жизни можно судить по творчеству. За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс.
Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз. ».
В конце 1858 года, сдав со второй попытки экзамены на бакалавра, Сезанн поступил в юридическую школу при университете Экса. Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж.
Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Он ставил перед собой задачи не только формальные, но и содержательные и решить их было не просто. Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Дома раскладывала пасьянс.
Ее находчивость была под стать амбициям. Знак зодиака — Козерог.
С малого возраста художник был заинтересован искусством, но ничего не умел. В начале 1870-х гг. Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. Поль имел шаткие нервы и постоянно чего-то страшился. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.
Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца.
Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением. После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами.
Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году. Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731). Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Поль Сезанн (фр. Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн.
Противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. В Девушке у пианино (ок. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне. Это восклицание ребенка стало пророческим. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце.
Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения. В этот период он увлекся натюрмортом. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Рисование стало всем для Поля.
Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Дальнейшее оказалось более хрупким. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж).
Ортанс осталась одна. Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась. «Поль — моя жемчужина», — говорил художник. Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими.
В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе.