Картина «House of the Hanged Man» (1873-1874, Лувр) характеризует данный период в биографии Сезанна. Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье. В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов. Биография Сезанна известна как история лидера революции абстракционизма в современной живописи.
К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.
Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких. Ей нравилось одеваться по последней моде. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи». Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Важным же в этот период для Сезанна было стремление увидеть, как устроен мир в своих пространственных «эйдосах».
Представитель постимпрессионизма. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Ежемесячное содержание рассчитывалось впритык, причем дважды — сначала отцом, затем сыном: ее супруг сам был беден как церковная мышь и находился под отцовской пятой, о чем она прекрасно знала. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе.
Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс.
Золя, пораженный угнетенным состоянием Сезанна, решается на хитрость и предлагает ему написать свой портрет. О его жизни можно судить по творчеству. Он получает премию за живописные этюды фигур.
В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Зримо или незримо, она оставалась данностью. Как видно, акварель, по мнению Сезанна, должна позволить художнику столь же хорошо передать объем плода, как и свет, омывающий этот объем, — показать среду, которая есть изменчивость и предмет, являющий постоянство (Бернар Дориваль).
Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. В 1861 году, когда Сезанн впервые приехал учиться в Париж, французская живопись была представлена тремя сильными противоборствующими течениями: неоклассицизмом, романтизмом и реализмом. В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье.
Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Но влияние Писарро не привело к появлению в живописи Сезанна сферы главных интересов импрессионистов: света и воздушной среды. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. У Ревалда был воинственный нрав. В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника).
Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. Долго выдержать такое напряжение было невозможно. В Девушке у пианино (ок.
После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» — надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл раскрашенными китайскими картинками.
Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Он обожал Тинторетто, Веронезе и отвел Сезанна в Лувр смотреть их картины, а также произведения Рубенса, Тициана и Джорджоне. Обстоятельства кончины неоднократно пересказывались и не всеми воспринимались как пустая сплетня история заняла заметное место в мартирологе художника и стала сущим наказанием для Ортанс — платой за вероломство или никчемность, кому как нравится. Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну.
После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года.
С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее. Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства.
Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Ярлык был готов. Живописные создания Сезанна полны огрехов: фигуры неуклюжи и непропорциональны, пространство изображено недостоверно.
Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне. Это не случайно, но никак при этом не граничит с лежащей для постороннего наблюдателя на поверхности идеей людей-марионеток.
Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Когда-то в школьные годы, получив от Эмиля Золя в подарок корзинку с яблоками, он произнес фразу: Яблоками я покорю Париж. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались.
В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Впервые Сезанн привлек внимание публики весной 1874 года. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра.
1880, частное собрание, Винтертур). Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. складывается собственно живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг. Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Вместе с Писсарро Сезанн с перерывами работал в течение 1872, 1873 и первой половины 1874 года.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св.
Рисунок Пуссена, строгий и выдержанный, уравновешенные и гармоничные композиции были родственны тому, что искал в природе и живописи сам Сезанн. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами. Ортанс стала шаблонным персонажем: пустая, вздорная, угрюмая натурщица — не яблоко, а какой-то кусок теста, паразит. До этого любой «маленький каприз» вызывал трения.
Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Участвовал (с 1874) в нескольких их выставках. Луи Огюст был оскорблен. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. И вот правда вскрылась.
Прожив в Париже пять месяцев, Сезанн все же вернулся в Экс. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. В костюме Арлекина Сезанну позировал его сын Поль, в костюме Пьеро— приятель сына Луи Гийом. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение.
Он ставил перед собой задачи не только формальные, но и содержательные и решить их было не просто. По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей.
Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). Приличия превыше всего.
Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Сезанн так долго работал над «Масленицей» лишь потому, что хотел ощутить и чувственно воспринять нечто важное для себя. Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя.
Найти писарровские мотивы можно в поздних работах Сезанна. типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Посещал Академию Сюиса в Париже (1861-65). Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен. Ему нравились персики, груши, апельсины, лимоны и лук: Рядом с ними он ставил одиночные предметы: чайники, кувшины, бутылки, блюда, стаканы, тарелки. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Дома раскладывала пасьянс.
Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж). Однако вопреки ожиданиям в картинах сложно встретить воздушность и свет. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Он снова и снова писал яблоки.
Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга.
3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Герань была одним из любимых цветов Сезанна. Но Сезанн существует как бы вне этого мира страстей.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Он продолжал учиться на примерах своих кумиров – Пуссенна, Энгра, ног и творчество импрессионистов не было ему безразлично.
Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. Эта протяженность мазков придает живописи Сезанна сходство с тканой или даже ковровой поверхностью и ощущение ритмического движения, свойственное таким работам, как Замок в Медане.
Виктории. Сезанна интересовала не динамика среды и изменчивость цветов в атмосфере, а устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, материальная предметность природы (Дом повешенного в Овере, 1872-73, Музей импрессионизма, Париж). Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе.
Его подозрения подтвердились. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было.
После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Он сделал это по настоянию отца. Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста.
Рисование стало всем для Поля. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан». Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях в глубь страны от Марселя. В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой.
Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Несмотря на некоторое непонимание и здесь, работал он настойчиво и с большим напряжением. Вместе с ними он участвовал в первой выставке импрессионистов в 1874году в фотографическом ателье Надара в Париже. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу.
Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец. Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история».
«Разговоры об искусстве почти бесполезны. До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. Говорят— работала швеей. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого. В начале 1870-х гг.
От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Произведения Сезанна 60-х гг., с их тяжеловатой вещественностью письма и тёмными тонами палитры, отмечены воздействием Г. Курбе (Печка в мастерской, 1865-68). Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки».
После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника и его художественным устремлениям. старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж).
И души не чаял в сыне. Все случилось по писанному. У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом.
В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
А. С. Пушкина в Москве). Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. ) и других европейских странах. Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие. Критики уверены, что он стал импрессионистом наоборот.
Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней. Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)». Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Развивая мысли Сезанна о геометризации природных тел, они приходили порой к отвлеченным схемам (кубизм). Луи-Огюст пошел на компромисс, разрешив сыну оборудовать в Жа-де-Буффан мастерскую.
поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Антония» (1870), «Дом повешенного в Овере» (1872—1873) и «Хижина среди деревьев» (1873). Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное. Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи.
На первом этапе творчества, продолжавшемся до начала 1870-х годов, Сезанн стремился выразить свои напряженные внутренние переживания. Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника.
Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Ее место не занял никто. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
«Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного». Школьный друг Эмиль Золя познакомил Поля Сезанна с будущими импрессионистами Мане, Ренуаром, Моне, Писсаро и несколькими другими художниками. Он стал как бы импрессионистом наоборот. В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом.
Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). Пейзажи пронизаны решимостью и значимостью. Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски Обиталище ветров. Таковы главные герои сезанновских композиций. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи.
В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние. Она любила поговорить — причем не о живописи. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
Реализацией теоретических воззрений Сезанна стали его знаменитые «Купальщицы». Сезанн работал над ней два года, что отнюдь не было для художника редким случаем.
Он искал спасения в живописи. Эта картина Сезанна имеет и другое традиционное название— «Пьеро и Арлекин». Упорно постигая натуру, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках устойчивых структурных закономерностей (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар и др. ). В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги. Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника.
«Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Ее звали Ортанс Фике.
И сам назвал рисунок «Швея». И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде. Прочитав это письмо, Бернар неожиданно заметил, как, в соответствии с этой концепцией, один из его натюрмортов — три черепа — почти ежедневно меняет свой цвет и форму. Виктории (1890 г. ).
Реакция критики на творчество Сезанна в 1874 году по сути дела только один пример почти истерической неприязни, преследовавшей художника в течение всей его жизни и даже после смерти. Утренние часы были посвящены зарисовкам обнаженной натуры в Ателье Сюисс, днем Сезанн работал в Лувре или в мастерской, где и жил, как вспоминает Золя, среди множества тюбиков со старой краской, разодранных холстов и грязных кастрюль и тарелок.
В этот период он увлекся натюрмортом. Других подобных «неосторожностей» замечено не было. Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями». На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. Никаких слухов о ее прошлом до нас не дошло, хотя подобное положение молодой девушки могло навести на любые мысли.
Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает. Работал Сезанн настойчиво и с большим напряжением.
Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях в глубь страны от Марселя. Сезанн начинает работать на пленэре, палитра его светлеет. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения.
Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Если так, то это вполне естественно.
Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесёнными корпусными мазками, Сезанн обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещённости. Но кубизм, даже в лице Пикассо, оказался беднее по своему содержанию живописи Сезанна, так как утратил те чисто живописные качества, богатство цвета, многослойное письмо, которого добился Сезанн в результате упорного труда. жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого.
«Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую».
Нравилось путешествовать. Он вечно твердил о неспособности осуществить собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. На рубеже 1880-90 гг. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.
Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Но они всегда — некий разговор художника с самим собой. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Поль Сезанн (фр.
Могучая творческая индивидуальность Сезанна соседствовала с неустойчивостью его натуры. Сезанн никогда не вкладывал в своё творчество такие прямые, символические смыслы. Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. С этой точки зрения у Сезанна в принципе не может быть законченных работ, так что и «Масленица» лишь не выходит за рамки общего для Сезанна правила.
Сезанн Поль (Cezanne) (1839-1906), французский художник. Но при одном только взгляде на такие его монументальные картины, как автопортрет (1879—1885), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1980), кажется, что художник все заранее просчитал и продумал. Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе. Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж).
Сезанн, как всегда, пытался в «Масленице» найти ответы на чисто художественные, чувственнные вопросы, ответы, которые не могут быть сформулированы в словах. Это восклицание ребенка стало пророческим. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей.
Знак зодиака — Козерог. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников— новаторов, таких, как Гоген, Ван Гог, Сёра и другие именно потому, что видел в их работах перевес произвольности индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений и временное, мгновенное в их работах заняло ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени и остаётся всегда таким же. на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. Вопреки сильной поддержке со стороны других более успешных у публики постимпрессионистов, художник оставался в тени. Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. С 70-х гг.
Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле». Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства.
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила.
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. И все-таки это невоспитанность. В середине 1890-гг. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку.
Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой. Список можно было бы продолжить.
Дальнейшее оказалось более хрупким. Портреты словно ничего не значили. «Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд. Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе.
Здесь изображен уголок мастерской художника. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку.
Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом. За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока. Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, ловили на крючок. Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним.
И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено. Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5.
В ранних работах, часто имеющих вид экспрессивных фантасмагорических сцен (Оргия, 1864-68), Сезанн обращался к приёмам живописи старых мастеров (Веронезе, Тинторетто), а также Э. Делакруа и О. Домье. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Ортанс наверняка тоже присутствовала. В своем добровольном изгнании Сезанн превратился в великого художника. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни.
Подчёркивая структуру предмета, утяжеляя его форму красочной фактурой и чистым цветом, Сезанн выявлял в натюрмортах материальную вещественность и строгую пластическую построенность предметного мира (Натюрморт с драпировкой, 1898-99, ГЭ). Пока его современники Писсарро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей. Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна малая столица импрессионизма тут работают Писсарро и Гийомен. После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать.
В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. Определенного успеха Сезанн добился лишь на Салоне 1882 года.
Учеба у старых мастеров, начатая под влиянием Амперера, для Сезанна, в сущности, никогда и не заканчивалась. Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга.
Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Писсарро распознал самобытность сезанновского таланта. Ему исполнилось 23 года и он был в самом начале пути. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом.
Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Он стремился к созданию классического искусства (лишённого всего преходящего и незначительного), раскрытию неизменного величия и гармонической уравновешенности природы, органического единства её форм как в портрете (автопортрет, 1879-85, ГМИИ) и фигурной композиции (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ), так и в пейзаже (Гора Сент-Виктуар, 1900, ГЭ) и натюрморте (Персики и груши, 1888-90, ГМИИ).
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. «Поль — моя жемчужина», — говорил художник. «Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн.
Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс.
Сезанн, —пишет Бернар в своих Воспоминаниях, — был прав. В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой». На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.
Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна.
В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ).
В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем. В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Добившись успеха, старший Сезанн сначала взял в аренду, а затем купил 37 акров земли с помещичьим домом XVIII века.
Здесь все транспонировано—выцветшая стена фона, раздвинутые занавески с их желтыми, красными и зелеными тонами, едва намеченный пол. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать.
Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Как отметил Лионелло Вентури, они то предшествуют картине, то появляются вслед за ней.
Ортанс обрела бессмертие. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен.
Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731). Он утверждал, что Сезанн обладает уникальным видением. В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет. Сезанн женился на девушке и впоследствии она послужила ему моделью для более чем сорока картин.
Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца).
Надо было действовать. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная.
В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Ее находчивость была под стать амбициям. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Сезанн, отличный ученик, с несомненной склонностью к древним языкам, часто сочиняет стихи на латыни. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро.
Так уж вышло, что их совместная жизнь началась с испытания терпением: в тесной парижской квартирке они учились уживаться и растили Поля. Через год они уже жили вместе.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией.
Ортанс осталась одна. Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят. Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие. Но ничего этого здесь на самом деле нет. Подступила бедность.
Это единое пространство-время удивительно напоминает описание континуума Вселенной, созданное через несколько десятилетий в работах Альберта Эйнштейна по теории относительности. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж. В качестве натуры он использовал своего сына и его товарища. Как она сводила концы с концами, не вполне ясно.
В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно». На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция. На рубеже 1860-70 гг. Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году.
Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья.
Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни. Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В начале XX века Сезанн создает свою знаменитую теорию, по которой во многом пойдет развитие авангардного искусства. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей дОрсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его.
Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс.
Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва).
Несмотря на необычную манеру исполнения отдаленно напоминавшую реализм, Сезанн был яростным противником декоративного изображения реально существующих предметов. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Его внимание устремилось к постоянству сочетания формы и цвета в естественной природе.
Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
Работа была для него единственным, что приносило полное душевное удовлетворение.