Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Сначала Рафаэль опирался на опыт Перуджино, позднее поочерёдно— на находки Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Микеланджело. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела.
При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Конечно, наиболее торжественно праздновал этот день Рим. Тело Рафаэля было выставлено в зале его дома на катафалке, окруженном восковыми свечами.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Его отец, Джованни Санти, был художником при дворе Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино и несомненно обучал Рафаэля основным техникам.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. апостолов эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Однако это никак не сказалось на его творчестве. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта и останки Рафаэля найдены в полной целости. Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности.
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». После долгих хлопот и с помощью дипломатических влияний созван был наскоро совет министров, который, несмотря на разногласия, решил дозволить вывоз картины в Россию.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Могила была буквально засыпана фиалками, не говоря о массе других цветов. Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему используя множество техник других мастеров. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. Умер Рафаэль в ее постели. В 1513-1514 гг.
Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама.
Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове («Donna velata»), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Иеронима, св. Несметные толпы горожан приходили поклониться его праху.
К флорентийскому периоду принадлежат многие из его наиболее прославленных изображений Девы Марии и младенца Христа. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, — черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро.
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись.
Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности». Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Первые заказы начали поступать практически сразу. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. У ангела слева одно крыло.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Возможно он и был мягок, но также чрезвычайно талантлив, что было равносильно его стремлениям. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу — мадонне и ее недетски задумчивому младенцу. Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором.
Ярче всех из них сияет звезда Рафаэля. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме. Им были созданы и архитектурные проекты.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Хотя по описанию Вазари Рафаэль становится учеником Перуджино до смерти отца, вероятно вымысел. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Мавра и св. большое «Несение Креста», наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая «Сикстинская Мадонна» — произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор – между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем. Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Плацидия. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
Бенедикта, св. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Именно с этой провинциальной мастерской и начинается биография Рафаэля Санти как живописца. Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Среди лиц, несших знамена, были министры, посланники и так далее. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем.
По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж. Медичи (будущий папа Климент VII). Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер. Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло. Над головой покойного поместили неоконченную им картину «Преображение», как бы символ того, что и его гений должен остаться жить в мире, преображенный нетленною славой.
Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. Схватил ли он простуду в катакомбах Рима при раскопках или иначе – неизвестно.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Сын живописца Джованни Санти. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Работа датируется 1498 годом. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
Народ назвал ее «Мадонной дель Сассо», вероятно, в память прозвания Рафаэля, Санти. Из Капитолия утром на могилу в Пантеон отправилась огромная процессия с венками, городскими знаменами и музыкой.
1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Многие малые художники бессодержательно подражали ему, но он был основным источником вдохновения для великих классических художников, таких как Аннибале Карраччи, Никола Пуссен и Энгр. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. Петра, он, вернувшись домой, почувствовал озноб – и скоро его не стало.
«Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Микеланджело, чей могучий дух является воплощением грозного протеста истощил свой гений в усилиях создать нечто грандиозное. На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Но если учитывать большой объем работы, который выполнял художник, нравы тех времен, общее состояние здоровья населения того века и то, что тогда люди вообще жили недолго, можно предположить, что это все вместе, в общем и могло послужить причиной ранней смерти Рафаэля. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн.
Ф. Пенни. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Сикста в Пьяченце. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Молитвенник, который она держит в сторону от себя, вносит разнообразие в строго выдержанную схему.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Он даже обвинил художника в плагиате. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница».
Они окружены внимательными слушателями. Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа». Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики.
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Проведя два часа в холодной зале Ватикана в ожидании и в горячей беседе со Львом X о храме Св. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. «Форнарина» (прибл. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В собрании присутствовали король и королева. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы.
Пробыв у него два года, юноша переехал во Флоренцию, где в то время работали великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео. Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: » Архангел Михаил, поражающий сатану», «Три грации» и «Сон рыцаря». Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета.
В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Лаврентия, св. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Это оказалось, однако, не так просто.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515) палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью. После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Петра. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин.
Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. VI). Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны.
К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества.
Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Ф. Пенни. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Судьба изображений осталась неизвестна. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Петра). Свое первое сооружение — церковь Сан – Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509.
Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. да Сангалло по проекту Рафаэля. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника.
Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Об этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже фигуры, написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди, а именно вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос, внизу же вокруг гробницы – двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в мелко фигурной пределле, находящейся под образом, в разбитой на три сцены – Богоматерь, принимающая благую весть от ангела, волхвы, поклоняющиеся Христу и он же в храме на руках Симеона.
Иоанна Крестителя и св. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. После смерти Браманте Санти стал не только строителем собора Святого Петра, но и хранителем древностей.
В процессии участвовали 14 нотаблей, по числу округов. 1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Ромуальда, св. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли. Каждая тень была продумана. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения.
В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции.
Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.