Биография Рафаэля Санти, так же как и его творчество, делится на три основных периода. Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг. ) и остаток жизни мастера (Рим 1508 – 1520 гг. ). Однако анатомические знания в биографии Рафаэля были получены не сразу. Первое обучение художественному мастерству в биографии Рафаэля проводил его отец — Джованни Санти.
Екатерину. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина). На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Подобно тому как он никогда не ссорился ни со своими заказчиками, ни со своими помощниками, а, приноравливаясь исполнял и давал приказы, так и в его искусстве нет никаких диссонансов. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Первая уполномоченная работа Рафаэля в Риме, была его самым большим и самым высокооплачиваемым заказом, чем когда-либо.
1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Однако это никак не сказалось на его творчестве.
Лаврентия, св. Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. В дальнейшем искусствоведы объясняли это его пристрастие желанием найти идеал чистоты и непорочности. В этой картине изображён усопший Христос, которого вносят в усыпальницу.
А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличии папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515) палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии.
Один из его автопортретов покрыт дымкой тайны так как человек, с которым он себя изобразил никому никому не известен. Прошло немного лет и Рафаэль, будучи ещё совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба».
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. А когда певец вернулся к концертной деятельности, оказалось, что достойной замены ему найти не смогли и мюзикл пришлось закрыть на неопределенное время.
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Он даже обвинил художника в плагиате. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. В 1513-1514 гг.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. да Сангалло). Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. У ангела слева одно крыло.
Все были уверены, что картина была написана Перуджо. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности.
Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами.
Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В этом произведении имеется перспективное изображение. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Миру известны более 200 картин с изображением Мадонны, принадлежащих кисти Рафаэля, хотя это далеко не точное их число. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Антония падуанского поручили ему написать на дереве Богоматерь, держащую на коленях не обнажённого, а одетого младенца Иисуса Христа и по обе стороны от Мадонны — св. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В одной из них уже можно было видеть законченную историю.
В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина). При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. По указанию Браманте, в 1508 г. Рафаэль Санти был вызван в Рим папою Юлием II для украшения некоторых зал Ватикана фресками.
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Целых 6 лет влюбленные жили вместе. Таковы, чтобы откуда-нибудь начать, Овидий, Вергилий, Энний, Тибулл, Катулл, Проперций и слепой Гомер с закинутой головой, распевающий свои стихи, которые записывает человек, расположившийся у его ног. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. В 2000 году в творческой биографии Рафаэля произошло еще одно важное событие – он полгода играл в музыкальном спектакле «Доктор Джекилл и Мистер Хайд», на главную роль в котором его пригласил испанский режиссер Луис Рамирес. Он прожил остаток своей жизни здесь. Бенедикта, св.
Картина им (Лоренцо Нази) бережно хранилась всю жизнь, но чуть не погибла 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джорджо обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Однако Батиста, сын Лоренцо и величайший ценитель искусства, «обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Рафаэль изобразил св. Там же портреты кардинала Сан Джордже и многих других.
На стене, обращенной к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона он написал портреты наиболее прославленных поэтов как древних, так и новых, уже умерших или еще живших во времена Рафаэля, портреты, написанные частью со статуй, частью с медалей, многие со старых картин, а также с натуры при жизни самим художником. Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях. Иеронима, св.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Ее отец за 50 золотых позволил дочери позировать Рафаэлю для картины «Амур и Психея», а еще за 3000 золотых разрешил ему забрать Маргариту с собой. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Ф. Пенни.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Мавра и св.
По правую сторону алтаря Рафаэль изобразил папу Юлия, слушающего эту мессу. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. В более чем десяти картинах варьируется один и тот же мотив: юная мать и маленькие дети, организующие, так называемую, пирамиду, которой часто пользовались мастера Возрождения.
В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа». Петра, св. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
да Сангалло по проекту Рафаэля. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Петра.
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. В том же помещении на противоположной стене написана история изображающая св. Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы).
Мавра и св. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Им были созданы и архитектурные проекты. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
За свою жизнь, Рафаэль Санти совершил еще и такие архитектурные работы — капеллу Киджи, церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, церковь Санта-Mария-дель-Пополо, дворец Видони-Каффарелли, дворец Бранконио дель Aквила (ныне разрушенный). Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Но именно потому, что их в нем нет именно потому, что он парит над своими картинами, как почти бесплотный дух, они как будто отличаются тем же, что когда-то сообщало произведениям безымянного религиозного искусства их силу и мощь: словно они созданы не отдельной личностью, словно в них воплотился дух прекрасного века. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Рафаэль приступил к работе в покое, где подписываются папские указы.
Он обещал ей, что по возвращении из Флоренции, он непременно исполнит её просьбу. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Здесь он знакомится с величайшими художниками того времени Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и другими флорентийскими мастерами и их работы производят на него глубочайшее впечатление.
Первые заказы начали поступать практически сразу. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
Сикста в Пьяченце. По одной из версий, девушка умерла, так и не дождавшись выполнения Рафаэлем обещания жениться, по другой версии, художник уже был тайно женат на куртизанке Форнарине. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Ромуальда, св. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы».
Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. большое «Несение Креста», наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая «Сикстинская Мадонна» — произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: » Архангел Михаил, поражающий сатану», «Три грации» и «Сон рыцаря». Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор.
Исполнение было настолько мастерски исполнено что у смотрящего невольно возникает ощущение реальности происходящего. Несколько месяцев спектакль шел при аншлаге. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. После выпуска нескольких пластинок, сорокадневного концертного турне по крупным городам республик и оглушительной популярности, в СССР Рафаэль оказался почти под полным запретом.
Это по праву считается его лучшим произведением. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Иеронима в кардинальском облачении.
Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни. Основная часть его произведений в это время, алтарные изображения и лишь несколько небольших полотен.
Он поехал во Флоренцию и некоторое время жил там. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Павла, св.
Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды им получаемые. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове («Donna velata»), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.
Назначение комнаты отражается в сюжетах фрески на потолке — богословие, поэзия, философия и право, которые соответствуют классификации книг в соответствии с дисциплинами. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Цецилию и св.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Он старается добиться своего максимума развивая исполнение.
Видны на картине и Богоматерь и полные грации фигуры и лица всех остальных, особенно св. Это прослеживается даже в небольших его картинах: Мадонна Конестабиле, Сон рыцаря, Три грации Огромную роль в жизни Рафаэля Санти и в его искусстве сыграл переезд в Рим, где он стал перенимать мастерство Леонардо да Винчи.
Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. В этом произведении Рафаэль под влиянием увиденных им творений Микеланджело безмерно укрупнил свою манеру, придав ей большее величие. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Лаврентия, св.
Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Джованни умер, когда сыну было 11 лет. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. Работа датируется 1498 годом.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. А над проемом окна он очень удачно изобразил лестницу, объединяющую всю историю.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер. Художник познакомился дочкой булочника, 19-летней Маргаритой Лути.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». VI). Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Плацидия.
Петра). Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей. В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности». Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). Мастер выполнил заказ по оформлению одного из коридоров Ватикана — Лоджии использовав содержание своей тетради с античными этюдами. Волна «рафаэлизма» буквально накрыла страну Советов, фильм стал самым кассовым из зарубежных, а в каждом доме звучали его песни. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.
В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись. Ромуальда, св. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Бенедикта, св. Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
А св. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Вот таким образом художник никогда не испытывал недостатка средств. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Монахини св.
В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы.
Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком. Плацидия. После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св. Иоанна Крестителя и св.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Картина эта настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной. Судьба изображений осталась неизвестна. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа».
Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему используя множество техник других мастеров. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро.
Но случилось чудо. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514). В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Первый учитель – Перуджино.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02). Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Иоанна, который скрестив руки склоняет печальную голову. Каждая тень была продумана. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж.
Четыре года, проведенные под влиянием Флорентийского искусства, помогли ему достичь индивидуального стиля и уникальной техники живописи. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Франциска и св.
Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Место прежних кротких существ заняли более героические женские образы могучего телосложения, со смелыми движениями.
Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания).
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр). В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
Иеронима, св. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Свое первое сооружение — церковь Сан – Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, — черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Иоанна, св. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим). Иоанна Крестителя и св. Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. Медичи (будущий папа Климент VII). Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера.
Они окружены внимательными слушателями. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком.
«Форнарина» (прибл. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла.
Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей.