Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком.
Река делает крутой изгиб и открывает широкое пространство с холмами, поросшими лесом, с полянами, просвечивающими сквозь массу деревьев. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Остроухов пользовался непререкаемым авторитетом знатока живописи у художников и собирателей. Очерки понравились, понравился и юный автор. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
1888Холст, масло., 71 x 105Государственная Третьяковская галерея" (1887-88) – "пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Члены коллегии отметили, что Остроухов, несмотря на национализацию своего собрания, продолжал пополнять его. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Кроме Остроухова, музеем управляли В. А. Серов, А. П. Боткина – дочь Третьякова, пожизненный член совета известный коллекционер И. Е. Цветков и В. М. Голицын. Из купеческой семьи.
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. совет приобрел картины Боровиковского, Левицкого, Тропинина, Сурикова, Репина, Васнецова, Левитана, работы более спорных в то время художников Сарьяна, Кончаловского, Борисова-Мусатова, Грабаря, Сомова, Бенуа. Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. В 1889 году И. С.
Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Собрал собственную значительную коллекцию русской иконописи и живописи новейшего времени (в 1918 г. национализирована, хранителем оставался Остроухов, после его смерти передана в Третьяковскую галерею). Остроухов собирал иконы, живопись. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях.
Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Остроухова – художника, собирателя искусствоведа, эксперта, общественного деятеля и чудака – знали в Москве все. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
Зимой 1882-1883 гг. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.
В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Шишкина Шишкин Иван Иванович Великий русский художник. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Наиболее известна картина «Сиверко» (1890). В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Остроухов собирал живопись ради живописи. Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Ему исполнился тогда двадцать один год и он пока только мечтал о живописи, но стал уже полноправным членом кружка. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. И только в 1916 году, когда Остроухов две с половиной недели жил на даче Гучковых в Крыму, находящейся на территории нынешнего лагеря «Артек», он вернулся к живописи вернувшись в Москву он сообщал: «Я сделал шесть удачных этюдов, не выходя за пределы владения.
Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Лучшие работы художника – пейзажи изображающие природу средней полосы России («Золотая осень», 1886-1887, «Первая зелень», 1887-1888 – оба в Третьяковской галерее). Создает он также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв. попечителем Третьяковской галерее.
Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Остроухов пишет этюд свободно, уверенно, красота Венеции как бы заставила художника отрешиться от некоторой вялости излишне тщательной детализации и суховатости рисунка, свойственных его более ранним работам. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве.
учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Такие демарши жестоко карались.
Первоначально его увлекали естественные науки. В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Сначала работал самостоятельно, потом пользовался советами И. Е. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Но потом его в 1929 году, больного и полуослепшего, как бывшего купца и чаеторговца, лишили избирательных прав.
Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909).
В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.
К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой».
Среди его учеников, . Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. произведений. Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. Остроухов, по видимому, не ставил перед собой больших композиционных задач, ограничиваясь передачей определенного состояния природы, заостряя внимание на колорите.
Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Систематического художественного образования не получил. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ.
Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре.
Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В более ранних этюдах Остроухов предпочитал серенькие осенние либо весенние дни, что давало ему возможность строить колорит в этюдах на тончайших отношениях теплых коричневатых и холодных сероватых тонов. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906). Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве.
Этому способствовала его женитьба в июле 1889 года на дочери богатого чаеторговца Н. П. Боткиной. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. 1880-е гг. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Ублать.
Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Киселев, И. Е. Чистякова. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Остроухов уже добивается успеха.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Оно бледное, серовато-голубое.
Однако со второй половины 1890-х гг. Однако копившийся опыт оказался благотворным – в коллекции Остроухова стали появляться полотна Коро, Жерико, Дега, Мане, Кипренского и Щедрина, Венецианова и Александра Иванова, а также рисунки и акварели художников-друзей по мамонтовскому кружку – Серова, Коровина, Врубеля. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Саввинская слобода».
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Ни ветерка. Их листва – желтовато-зеленоватая. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца).
Служил в Торговом доме Боткиных. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). П. М.
В библиотеку Остроухова допускались немногие. Его декорация к Кармен очень понравилась». Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Это было худшее время за всю историю музея.
В 1906 году И. С. Остроухов был избран действительным членом Академии художеств. Все работы Остроухова 1880-х гг. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу.
В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. было подлинным откровением. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Это непосредственный показ переходного состояния природы, когда сам воздух кажется окрашенным в оттенки сероватого, голубоватого, коричневатого тонов и когда все тона неба, деревьев, земли, снега кажутся сближенными, тонко и сложно переходящими друг в друга.
Черногубова. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. Нет, не уступает. Его центральное произведение – отличающийся широким обобщением образа, полный динамики и силы пейзаж «Сиверко» (1890, Третьяковская галерея), близкий своим эмоциональным строем «пейзажам настроения» И. И. Левитана.
Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Остроухов происходил из очень богатой купеческой семьи, получил прекрасное образование, знал три иностранных языка играл на рояле. Со второй половины 1890-х гг. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
С 1901— гласный Московской городской думы. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Его декорация к Кармен очень понравилась». Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Академик. Фигуры людей придают пейзажу динамичность.
Из богатой купеческой семьи. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. В середине 1880-х гг.
Чистяков. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья.
Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания.
Работал в Торговом доме Боткиных. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Его картины "Золотая осеньЗолотая осень.
Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Саввинская слобода».
Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. И из битков жил не блызжет. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». В январе 1918 года на выставке Союза русских художников в Москве экспонировались его последние натурные пейзажи: «Крымский полдень» (1916), «Утро в Гурзуфе» (1916), «Слива-персик в цвету» (1917). В дальнейшем из-за болезни ноги, пейзажи он писал в мастерской по прежним этюдам: в 1921 году были созданы «Не дрожат листы» и «Березовая осень».
Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. В середине 1880-х гг. И. Е. Репина представляли в коллекции Остроухова портреты: этюд к портрету Л. Н. Толстого, сделанный в Ясной Поляне, акварельный портрет Л. Н. Толстого, портрет дочери художника, все работы очень высокого уровня.
Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Друг и советчик П. М. Третьякова, был в 1898-1903 гг. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи.
Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. 1886 – 1887Холст, масло, 48, 2 x 66Государственная Третьяковская галерея" (1886-87), "Первая зеленьПервая зелень. российский художник и художественный деятель. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903).
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Молодой художник был замечен критиками. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других., И. И. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея.
Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Друг П. М. Третьякова. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Под влиянием импрессионистов у русских пейзажистов выработался новый взгляд на этюд как на самостоятельное произведение искусства. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). Был знаком с А. Матиссом.
Серов Серов Валентин Александрович Великий русский художник, мастер портрета, автор исторических полотен. Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись.
В лесу тишина. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. В картине нет рассказа.
Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Третьяков считал "СиверкоСиверко. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба.
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил., в начале 1880-х гг.
Гравер. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени.
Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С.
Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем.
членом Совета и фактическим руководителем, а в 1905-1913 гг. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. С 1905 по 1913 гг. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей).
Пополнение музея снова пошло планомерно. Остроухов уже добивается успеха. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.
представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Саврасова. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела.
Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Родился 13 января 1831 года. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Почти все его время занимало коллекционирование.
Известный русский художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Остроухов вел активную общественную деятельность. и уникальная подборка древнерусских икон. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Остроухова». Купил длянь.
Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. не имевшую себе равных. Под его руководством Остроухов скопировал и пейзаж любимого им Поленова, который он выбрал сам в мастерской художника.
Шедевры и несравненная красота Венеции, ее дворцы, соборы, каналы – все это заставляло художников с раннего утра до позднего вечера ходить по городу, любоваться, наслаждаться. Наиболее известна картина Сиверко (1890). Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
В середине 1880-х гг. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Оказал огромное влияние.
В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Наиболее известна картина "СиверкоСиверко. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Шишкин, Саврасов, Васильев, Перов, Крамской выглядели в его собрании чаще всего великолепными колористами и превосходными рисовальщиками.
Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. И. С. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
Действительный член петербургской Академии Художеств (1906). Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Рост коллекции побудил Остроухова в 1905 сделать для её размещения специальную одноэтажную пристройку к дому, в 1914 её дополнили вторым этажом, где разместилась коллекция древнерусской живописи. Саввинская слобода».
В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Действительный член Академии художеств с 1903.
Остроухов уже добивается успеха. Остроухов детально выписывает листья деревьев, стволы, сучья, траву переднего плана, уводит взгляд в глубину диагоналями берегов реки, пригорков оврагов. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. А. Серов). С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. ). С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Поначалу бестолково. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. и С. М. Третьяковых (1905–1913). Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета.
и уникальная подборка древнерусских икон. Толгует подделками.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Учился под руководством А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым.
Об остроуховском собрании Александр Бенуа сказал, что благодаря ему Запад приравнял древнерусских художников к мастерам итальянского раннего Возрождения. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи.
Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Служил в Торговом доме Боткиных.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
Репин, П. П. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам.
Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.
Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Однако при всей классической строгости построения картина близка к натурному этюду в главном – в передаче настроения, в ощущении радости пробуждающейся природы. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).
Остроухов, наоборот, часто даже подчеркивает контуры, чтобы таким образом точнее выразить пластическую структуру пейзажа. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале.
Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея" (1890). Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.
Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Чудачества Ильи Семёновича – как полезные, так и не очень – множились, что привело в конечном счёте к его смене на посту главы галереи Игорем Грабарём, уравновешенным искусствоведом и таким же художником. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей их создающих.
Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. В этюдах конца 1890-х гг. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды.