А в 1606 году в биографии Микеланджело Меризи да Караваджо произошел переезд из Рима после убийства молодого человека на дуэли.
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Однако во многом его искусство можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации, поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего. Его музыка отличается концертным великолепием, динамическим и тембровым богатством. Наиболее известны так называемые «Священные симфонии» (1597), написанные для 6—19 голосов.
После ухода из мастерской дАрпино круг тем Караваджо значительно расширился. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Новую многоголосную музыку создавали для церкви, подчиняя творчество строгим правилам и многочисленным ограничениям в стремлении достичь высшей красоты и возвышенности звучания хора (например избегали диссонирующих созвучий). Веронезе как бы не замечал трагических сторон бытия. Здесь Караваджо истолковал традиционный сюжет «Успения Богородицы» не несущим радость, согласно церковным традициям, а как трагедию, погрузив апостолов, окруживших ложе Марии в скорбь. В октябре Караваджо подстерегли несколько вооруженных людей (возможно, это были рыцари ордена или их агенты) и сильно изуродовали ему лицо. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Нередко его хоровые композиции звучат вместе с органом.
Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Одна из них отчаянно кричит, вскинув руки. Несколько раз художника помещали в тюрьму.
До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано, около 1593 года уехал в Рим. Тогда художник написал новый вариант той же картины исполненный по принятым канонам. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. По той же причине были отклонены церковью еще два алтарных образа Караваджо, пополнив собой коллекции римских ценителей живописи.
История становления Караваджо связана с его «успехом у критики» и восходит к тем годам жизни художника, когда Цуккаро презрительно называл его имитатором Джорджоне, а сторонники превозносили его как художника, учителем которого бьиа сама природа. Та неева).
Родилась хоровая полифония строгого стиля или «строгого письма» (термин С. И. Действительно, картина «Христос в Эммаусе» (Лондон, Нац. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Первые творческие шаги в Риме давались ему с трудом: создавая непритязательные произведения коммерческого характера, он начинает писать и картины «для себя».
Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-88). Другие исследователи стремились доказать более широкие связи Караваджо так, В. Фридлендер (1955) обнаружил влияние венецианской школы, перенятое, вероятно, через миланских последователей Джорджоне, влияние, которое Лонги отрицал (1926). Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Так, его картина «Святой Матфей и ангел» была отвергнута служителями церкви как недостойная. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
Микеланджело обвиняли в убийстве. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Микеланджело Меризи да Караваджо родился в 1571 году в Италии в Ломбардии. Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с творческими устремлениями, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности из-за которых он был вынужден покинуть Милан».
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Эти черты характерны для таких произведений, как «Св. Караваджо противопоставляет индивидуальность и выразительность конкретной модели – «Маленький больной Вакх», аллегории толкования сюжета и непредвзятому изучению натуры в простоте бытового мотива – «Мальчик с корзиной фруктов». В 1602-1604 гг он пишет картину «Положение в гроб», предназначенную для церкви Санта-Мария дела Валичелла в Риме, после чего в 1603-16006 гг для алтаря римской церкви Санта-Мария дела Скала им была написана еще одна замечательная композиция «Смерть Марии». А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Скорее всего, Караваджо приехал в Рим между 1591 и 1592.
гал. ) своей более разработанной перспективой, строгостью и торжественностью как бы отвечает «maniera grande» Карраччи, в то время как композиция «Иоанн Креститель» (Рим, гал. Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения. Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный».
Картина называлась «Смерть Марии». Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Оно как будто неподвластно смерти и поражает гармонией пропорций. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века.
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме.
Религиозной же картине он придает интимно-психологическую интерпретацию – «Отдых на пути в Египет». Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг. ). Представители академического искусства, напротив, упрекали Караваджо в изображении бессюжетных сцен («senza historia» и «senza actione»), в представлении событий священной истории без соответствующей декорации, в неумении передавать движение и в обращении к религиозной иконографии и к предписанным церковью канонам.
Караваджо вихрем ворвался в культурную жизнь города. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Для него окружающий мир полон праздника и веселых зрелищ. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент— Федерико Цуккаро. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте.
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». Биограф художника Дж. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески).
По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Рыцари официально исключили художника из ордена. Современники Каравджо были поражены его талантом.
Оставшиеся 4 года своей жизни ему пришлось провести в изгнании. Это момент скорби и прощания. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана).
Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Осенью 1609 года он вернулся в Неаполь.
Через десять лет семья Караваджо после смерти отца от тифа вернется в родные места. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Среди работ художника следует упомянуть также «Экстаз св.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. Его имя появлялось более 10 раз в списке нарушающих закон своими неосторожными выходками. Он несколько раз попадал в тюрьму. Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Здесь его вновь арестовали — на этот раз по ошибке.
К 1604 году слух о нем распространился уже по всей Северной Европе — доказательством тому служит пассаж в «Книге художников» голландца Карла ван Мандера, где Караваджо назван «Микеланджело из Караваджо, пишущим в Риме удивительные картины». Не приходится удивляться тому, что все эти работы привлекли большое внимание. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ).
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. В коллекции Эрмитажа — полотно «Святой Себастьян» (ок. Но при этом и в голову не приходит мысли о простом заимствовании. Попав в больницу Санта-Мария делла Консолационе, он исполняет ряд работ, которые чуть позже будут отправлены в Севилью настоятелем больницы испанцем по происхождению. Многие современники Караваджо были очарованы мощью его таланта. Корсини), «Бичевание Христа» (Руан, Музей изящных искусств) и «Благовещение» (Нанси, Музей изящных искусств). «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника.
Молодого художника манил к себе Рим, где он вскоре и появился. Лучии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Его музыку сравнивают с полотнами Рафаэля и это не случайно. Первое время Караваджо сильно нуждался. Фридлендер, 1955), выразилось в картинах из капеллы Черази с предельной реалистичностью (так, например, публику того времени шокировал круп лошади на первом плане в «Обращении Павла») светотень, в свою очередь, стала глубоким мраком, сквозь который прорывается болезненно пронзительный свет.
Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. Впервые в истории живописи тема «Вакха» (Флоренция, Уффици) становится лишь предлогом для композиции из всевозможных даров природы и обиходных предметов, сосредоточенных вокруг фигуры мальчика, коронованного виноградной лозой, которого этот почти шутовской атрибут приближает к «Юноше с корзиной фруктов» (Рим, гал, Боргезе). На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни.
В 1573 году в селении Караваджо близ Милана родился Микеланджело да Караваджо. Все они искушенные коллекционеры в восторге от манеры Караваджо. Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528—1588), был автором грандиозных алтарных картин и декоративных росписей, в масштабности которых чувствуется влияние Тициана. Микеланджело пришлось податься в бегство. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную вырази- тельность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Биограф отмечает, что художник «поехал в Рим в возрасте примерно двадцати лет». Сегодня города Италии (Флоренция, Рим, Венеция, Милан, Падуя, всех не перечесть), представляются огромными музеями, хранителями античных и ренессансных ценностей. В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. В результате его арестовали.
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь.
Многие из этих картин не сохранились, но те, которые дошли до нас («Мадонна с четками», Вена, Музей истории искусств «Семь дел милосердия», Неаполь, ц. Пио Монте делла Мизерикордия «Саломея с головой Иоанна Крестителя», Лондон, Нац. Иероним» и «Давид» (Рим, гал. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Некоторые работы были столь популярны, что Караваджо был вынужден делать копии.
Каталог произведений Караваджо пополнился за последние годы новыми картинами – оригиналами известными прежде только по копиям или произведениями, которые до недавнего времени считались копиями и подлинность которых была подтверждена («Магдалина», Неаполь, собрание Клейна «Распятие апостола Андрея», Кливленд, музей «Марфа и Мария-Магдалина», Детройт, Институт искусств «Коронование тернием» (прежде – Флоренция, собрание Чеккони, ныне – Прато, Касса ди Риспанни э Депозити). В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-93, Уффици). Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Франциска» (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) «Концерт» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Св.
Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Караваджо приписывается также картина «Отречение апостола Петра» с тремя персонажами (Лондон, частное собрание) и поясной «Портрет Алофа де Виньякура» (Флоренция, Палаццо Питти). Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью.
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. После ухода из мастерской д39Арпино круг тем Караваджо значительно расширился. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. 1596, ранее в коллекции Скьярра). После убийства художник бежал из Рима в Неаполь.
Кульминация в развитии венецианской школы — творчество Джованни Габриели (ученика и племянника Андреа Габриели). Этот кризис подтверждают и результаты исследования двух картин из истории апостола Матфея в рентгеновских лучах, которое выявило изменения замысла художника – переписанные места доказывают тщательность, с которой Караваджо проверяет соответствие своей интерпретации любому событию, даже из Священной истории и ищет новый и убедительный художественный язык, способный оправдать вольности, которые – с точки зрения иконографии, узаконенной и признанной Церковью – возникают в результате подобной интерпретации. Судьба Микеланджело сложилась трагически.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Священную историю на «народный» язык и, по мнению некоторых исследователей, может быть соотнесено с проповедями св. Учился у Симоне Петерцано в Милане.
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. За его картинами выстраивались в очередь: если что-то не нравилось одному заказчику (в случае с Караваджо такое происходило часто, многие были шокированы реалистичностью его работ), картину тут же приобретал стоящий в очереди. Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием). Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Точной причины драки так никто и не узнал.
В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. "Смерть Марии", ок. Лючии» (Сиракузы, ц. СантаЛючия), «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов» (Мессина, Нац. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.
Филиппо I Колонна. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. Тогда его обвинили в убийстве. Беллори отмечал, что «страх гнал его с места на место» и Караваджо метался между большими городами, едва находя время для работы. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5.
Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Боргезе) и, особенно, «Смерть Марии» (Париж, Лувр), картины, являющей собой немую трагедию, освещенную красноватым светом, который выявляет жесты и выражения лиц персонажей, собравшихся вокруг тела Марии, тела «распухшего и с оголенными ногами» (Бальоне, 1642), реализм которого вновь вызвал бурную реакцию публики. Караваджо умудряется воплотить в античных сюжетах народное начало – «Вакх», отрицает господствующую систему жанров, внося таким образом новый вклад в создание живописи – бытового жанра – «Гадалка», «Шулера» и натюрморта – «Корзина с фруктами».
Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке пластических объёмов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект.
Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Игнатия Лойолы и Филиппе Нери (В. Поначалу он бедствовал, работал по найму. музей), «Рождество» (Палермо и. Сан-Лоренцо), «Саломея» (Эскориал, Казита дель Принципе) и «Иоанн Креститель» (Рим, гал.
В его лице застыли страдание и боль. В алтарных картинах «Мученичество св. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Позади — три Марии и три оттенка женского горя. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают чертания строений и фигуры действующих лиц. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Отвергнутое церковью полотно Микеланджело переписал.
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Например, Юдифь, молодая иудейка, которая обезглавила ассирийского полководца Олоферна и таким образом спасла свой город от порабощения, в эпоху Возрождения всегда изображалась как героиня, совершившая подвиг. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). В конце XVI в. здесь развивались традиции яркой и эмоционально выразительной венецианской живописи, а также маньеризма с его стремлением к творческой свободе.
Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Но критический анализ не всегда был однозначен. В 1592—1594 гг. Никодим и Иоанн Креститель переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу.
Микеланджело Меризи да Караваджо родился осенью 1573 года в Ломбардии, на севере Италии. Видимо, сразу после получения наследства он покинул родной город. Вскоре художник был выпущен на свободу, но заболел малярией и 18 июля 1610 года умер. Однако, заказчик эту картину отверг. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии.
На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Боргезе). Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя.
Судьба Микеланджело сложилась трагически. Оставшиеся четыре года своей жизни он провел в изгнании. Этот «люминизм», культурные истоки которого следует искать в живописи европейского маньеризма, лишен у Караваджо интеллектуальности последнего и приобретает антигуманистический пафос. На первый план он выносит реальность людей. В мае 1592 года наследство обоих родителей было поделено между их детьми (один брат умер в 1588 году). Третья картина — «Св.
До пяти лет Микеланджело, жил в Милане, но эпидемия чумы, разразившаяся в 1576 году, заставила семью вернуться в Караваджо. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Не менее выразительны образы Тициана, являющие мученичество, страдание, смерть. Но с именем Караваджо была связана и дурная слава, слава правонарушителя. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573-1610) итальянский художник.
Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Было ему всего 37 лет.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Они отличались смелостью художественного решения, драматизмом и оригинальностью. Вдействительности этот озорной Амур на смятой постели, недвусмысленно прославляя гомосексуальную любовь, торжествует надо всем: любовь прекрасней музыки (инструменты), сильнее войны (доспехи), долговечнее власти (корона). Весной 1610 года Караваджо перебрался в Порто-Эрколе.
В конце 1607 (. ) Караваджо приезжает на Мальту, где по заказу Мальтийского ордена пишет ряд картин, за которые получает звание рыцаря: два портрета Алофа де Виньякура (один из которых часто отождествляют с портретом великого магистра ордена из Лувра), «Казнь Иоанна Крестителя» и «Св. «Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Даже в религиозные по сюжетам полотна Веронезе вводит «посторонние персонажи», удовлетворяя тем самым свою неуемную творческую фантазию.
Наконец, «Корзина с фруктами» (Милан, пинакотека Амброзиана) поражает своей правдивостью и осязаемостью, натюрморт стал здесь самостоятельным и единственным сюжетом картины, которую считают первым и одним из самых красивых примеров этого жанра: здесь отсутствуют украшающие изыски, описательность и всякого рода мистицизм. Третья картина— «Св. гал., гал.
Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо.
Этот факт подтверждает биография Караваджо, написанная в 1620 году Джулио Манчини. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его.
Ему много раз приходилось драться на дуэлях, за что его неоднократно отправляли в тюрьму. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) – это монументальные полотна, обладающие исключит, драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пололо, Положение во гроб, 1602-04, Пинакотека, Ватикан, – все в Риме Смерть Марии, около 1605-06, Лувр). Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. (одна из них погибла в 1945 г. ).
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии. В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. Но тело. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Эрмитаж «Шулеры», Форт Уорт, музей Кимбел). Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Его аллегорические композиции воспевают аристократическую Венецию с ее склонностью к яркому маскарадному шуму, блеску и богатству. Судьба Микеланджело сложилась трагически.
Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. (маньеризм и академизм).
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Венецианская школа прославлена именами Андреа и Джованни Габриели. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Смело перемещенные в современную художнику эпоху (игорный стол перед кассой сбора пошлины в «Призвании апостола Матфея» или интерьер римской церкви в «Мученичестве апостола Матфея»), события священной истории схвачены Караваджо в их физической и духовной реальности, благодаря выявляющей роли света исходящего извне, от некоего бокового источника, который освещает лишь главные части композиции, подчиняясь не объективным законам оптики, а экспрессивным требованиям художника, запечатлевает мгновенной вспышкой жесты персонажей, наделяя их абсолютным смыслом и погружает сцену в игру светотени, молчаливой и исполненной драматизма. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Но плотское при этом тесно переплетено с духовным. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). 28 мая 1606 года Микеланджело Меризи да Караваджо убил человека.
В 1590 году умерла мать художника. Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. В небогатой семье Меризи, родом из маленького городка Караваджо, в праздник Архангела Михаила (29сентября), родился мальчик, которого назвали в честь святого.
Только В. Джустиниани, тонкий знаток искусства, увидел в натуралистической непосредственности Караваджо сознательное «возвращение к природе», явление, свойственное итальянской живописи рубежа веков par excellence. Екатерина» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Юдифь» (Рим, Нац. Вот таким образом Вакх на другой картине будет изображен как мальчик-слуга из таверны, голодный и болезненный («Больной Вакх», Рим, гал. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. В 1607 году перебрался на остров Мальта. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе.
Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям.
Боргезе). Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Во время своих странствий (трагически завершившихся 18 июля 1610) он исполнил такие шедевры, как «Погребение св. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). гал. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Караваджо вновь использует позу одного из обнаженных с потолка Сикстинской капеллы.
Лучии", 1608 г. ). Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта, Сицилия. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». «Бичевание Христа», Неаполь, ц. Сан-Доменико Маджоре), свидетельствуют о новом направлении творческих поисков Караваджо – его интересуют теперь пластические и монументальные эффекты, напоминающие и, одновременно, отрицающие классическую и маньеристическую традицию они созданы исключительно на отношениях света и тени и возвышают реальность в самых грубых ее проявлениях.
В «Успении Богоматери» (1605--1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Караваджо — уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. (одна из них погибла в 1945 г. ). Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл.
Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. 1593, там же), «Вакх» (ок. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Между ноябрем 1600 года и октябрем 1605 года его имя — в связи с различными выходками — одиннадцать раз появлялось в полицейском списке правонарушителей.
В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим.
В 1608 художник оказывается на Сицилии. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. гал., гал.
При этом явно проявлялись существенно новые черты. Таков же и его «Амур-победитель».
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. Так у художника появился сильный покровитель – кардинал Франческо Мария дель Монте.
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Авантюрный склад характера, «вульгарность» и брутальность Караваджо были отталкивающими далеко не для всех и у этого независимого и дерзкого гения находились порой свои ценители и поклонники. Дориа Памфили) Магдалина представлена не куртизанкой, а простолюдинкой в бедной обшарпанной комнате, оставшейся наедине со своим страданием вместе с тем римская куртизанка изображается Караваджо на аристократическом «Портрете молодой женщины» (картина погибла в Берлине в 1945). А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству.
Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века— Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Его картины вызывали к себе сложное отношение современников: восторги сочетались с яростны ми нападками.
В начале 1600-х годов Караваджо создает Иоанна Крестителя. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени.
Это – станковые картины небольших размеров, предназначенные для коллекционеров. После этого художник бежал из города. Облик Христа почти лишён следов физических страданий.
Корсини), «Голова Медузы» (Флоренция, Уффици), «Иоанн Креститель» (Канзас-Сити, музей и Рим, Нац. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. что ты гонишь Меня. ». Им написаны также «Экстаз св. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
Внёс большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. До сих пор неизвестно ни где родился этот выдающийся человек, ни дата его рождения. Иероним» для собора Сан-Джовани в Ла Валлетте. Одна из дуэлей закончилась смертью противника.
Благодаря ему сцены, представленные в сдержанной цветовой гамме и без описательных деталей, поражают своей достоверностью. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. 1605-1606 гг. ). Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века— Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Здесь он продолжает свои неаполитанские опыты. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. В алтарных картинах «Мученичество св.
Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Полифония (иначе контрапункт) — вид многоголосия, основанный на сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий. это, а также близость Караваджо таким художникам, как Савольдо, Моретто, Лотто и Кампи, особенно важно для понимания его творчества в целом.
Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: « Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною». По некоторым сведениям, этими «неприятностями» стал инцидент, приведший к тому, что художник то ли ранил, то ли убил человека. Создание картин для капеллы Контарелли в ц. Сан-Луиджи деи Франчези, датировка которых была недавно уточнена благодаря обнаружению новых документов (Рёттген, 1965: 1599-1600 – «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», 1600- 1602 – алтарная картина «Апостол Матфей с ангелом») ознаменовало собой решающий поворот в творчестве Караваджо. Караваджизм). Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств.
Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм.
В картине «Кающаяся Магдалина» (Рим, гал. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать.
1570).