Анри Матисскраткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье. Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». В начале декабря 1947 г. Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье и с отцом Кутюрье. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
Холст, масло. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Таким для него явился Поль Гоген. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах.
260 х 389 см. Доминика и Девы Марии. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Занятия живописью требуют времени и денег.
Анри Матисс. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона.
Позднее Матисс называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета. Импрессионизм очень впечатлил Матисса. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. А. Матисс «Музыка» (1910). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Ж. Помпиду, Париж). С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). В 1930 году крупнейший американский коллекционер Альберт Барнс заказал Матиссу декоративное панно для собственного частного музея. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. fauves).
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке.
Вот таким образом очень скоро каждый приверженец этого направления пошёл своим путём и уже в 1907 году фовизм как феномен исчерпал себя, однако его влияние на современников трудно переоценить. Разумеется, это иллюзия. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Излюбленные темы Матисса – интерьеры с фруктами и цветами, танцующие и купающиеся фигуры, одалиски, чарующие своей красотой Атмосфера радости и праздника отличительная черта всего творчества мастера («Танец». За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
Так и случилось. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. С этой целью он вновь отправляется в Париж и поступает в Академию Жюлиана, где учится сначала у А. Бугро, а затем – в Школе изящных искусств у Г. Моро. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Мать увлекалась росписью керамики.
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Там начался его отход от техники дивизио-низма. художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу – керамическое панно с изображением св. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».
В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Интересно, что одноимённый балет – Послеполуденный отдых фавна – был поставлен Дягилевским балетом лишь в 1912. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом.
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Ж. Помпиду). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Но об этом уже сказано в других разделах. Холст, масло. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Зачем.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна.
Ж. Помпиду, Париж). Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин8. Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. В августе 1888 года, после окончания учёбы, 18-летний Анри получил право работать по этой специальности. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан.
для собственного дома в Москве. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. В 30-40-х гг. и вакханалии. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
В произведениях 20-х гг. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Летом 1904 Анри Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез художник начинает использовать технику дивизионизма — раздельных точечных мазков. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма.
Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Тема панно — танец. Изображение интерьера — жанр живописи.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. У Анри и Амели один за другим родились два сына. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Ж. Помпиду, Париж). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. «Мне стало неинтересно копировать предмет. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Он знакомился с художниками разных стран.
Там начался его отход от техники дивизионизма. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Amlie Noellie Parayre).
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В настоящее время существует в двух версиях. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Жил Матисс в это время трудно. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий).
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр.
1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
Со второй половины 1900-х гг. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Тема панно — танец. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Существуют лишь предположения искусствоведов. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции.
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Создавая картину, он забывал обо всем на свете. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В его мастерской появляются ученики из разных стран. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники.
1931-33 «Одалиска в красных шароварах», 1924-25). Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Ж. Помпиду). Другое название этой работы – «Десерт». К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца послеоперационного периода. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Доминика и Девы Марии. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д.
— раздельных точечных мазков. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар.
Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики. Матисс также копировал их манеру письма. Речь идет о фовизме. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Доминика и Девы Марии. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Создаёт несколько отличных картин, где модерн импрессионизм сочетался с точечной манерой письма.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Матисс очень любил персидскую миниатюру – с ее волнующими воображение спиралями, золотыми листьями, плоскими пятнами чистого цвета, но не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Французский художник, основатель фовизма. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В 1905-07 лидер фовизма.
В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии — воздух, огонь и землю. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Доминика и Девы Марии. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его.
В 40-х гг. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи».
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ).
Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски и он стал коротать время, копируя цветные открытки. Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира их можно увидеть и в России. Жил Матисс в это время трудно.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски).
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Исчезают стул и обои. Ж. Помпиду, Париж).
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Преподавание велось на некоммерческой основе. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило.
С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
Тема панно — танец. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Бурный колорит, сияющие цветовые пятна, в которых растворялась натура, представляли овеществленную фантазию художника («Женщина в шляпе», 1905).
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. 1901 год можно назвать годом становления художника. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Доминика и Девы Марии. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка.
Первая мировая война, оставившая глубокий след в душе Матисса изменила его художественную манеру. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма.
1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Все люди на картине находятся в неподвижности. Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. Дальше красочная точка и цветовая энергия увеличиваются, появляются красочные ореолы вокруг формы, цветовой рисунок внутри композиции, взаимодействие больших колористических масс.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Стайны подружились с художником.
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.