В 1874г. Мальчик с детства любил рисовать. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Архип рисовал еще в детстве, на стенах, заборах, обрывках бумаги. Тем не менее художник продолжал заниматься с учениками в частном порядке и даже организовал им за свой счет поездку за границу.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Рылов, К. Б. Последняя самая популярная. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре — ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Член ТПХВ (1875-79 смотри Передвижники).
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Летом 1872 года Куинджи был на острове Валаам, что на Ладожском озере, где была нарисованы картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валаам».
Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи. Несмотря на то, что с 1882 г. Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников. Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило. Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
При написании этих полотен художник стремился выразить свои гражданские чувства, был движим социальной идеей. С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Крым», «Морской берег.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов — тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Куинджи – по татарски означает «золотых дел мастер», дана была по прозвищу деда. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Был членом "Товарищества передвижников".
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена.
Самая известная картина мастера – "Ночь на Днепре" – вызывала сенсацию на выставке передвижников. Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Парижская художественная критика чрезвычайно сочувственно встретила картины Куинджи. Позднее Куинджи стал заниматься ретушерством.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы» — картине «Снежные вершины. Цвет в этих работах становится ярче, естественней. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Кавказ». Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Однако дважды проваливается на экзаменах. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции.
Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как "Вечер на Украине" (1878-1901), "Дубы" (1900-03) и др., но и абсолютно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы ("Лунные пятна на снегу", "Цветник" и др. ). Этот прием позаимствовал Р. Судаковский.
Крым» и многое другое. Сын сапожника, художник самоучка. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре.
Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Рерих, А. А. Для русского искусства это стало новаторством — ранее подобное средство не применялось. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму.
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. А передвижничество не предполагает романтизма. По-настоящему народная, показавшая отчаянную, безнадежную бедность российской глубинки, Осенняя распутица (1872) написана в тусклых серо-коричневатых тонах. В 1894 г. он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в АХ. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. В метрике он значился под фамилией Еменджи — «трудовой человек».
Картина или действительность. Наиболее вероятная дата рождения Архипа Куинджи – 27 января 1842 года.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины — «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Айвазовского в это время в Феодосии не было. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году — «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Это был взрыв.
Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все — Государственная Третьяковская галерея, Москва).
А. И. Куинджи для ежегодных премий. В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий». Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Хотя Куинджи и нельзя назвать учеником Айвазовского, но последний имел на него, несомненно, некоторое влияние в первый период его деятельности от него он заимствовал многое в манере писать, в выборе тем, в любви к широким пространствам. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. В 1872 г. за картину "Осенняя распутица" он получает звание классного художника. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Спустя некоторое время стало известно имя критика — им оказался Клодт. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Это, видимо, результат недоразумения.
Голову прикрывала соломенная шляпа. Поверивший в свои силы художник постепенно прекратил посещение академических занятий. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.
Видимо, врожденное чувство прекрасного в натуре великого русского художника противилось изображению натуральных видов унылой действительности. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Свой талант знаменитый пейзажист не унёс с собой в могилу, а передал по художественной линии и отдал его в надёжные руки своих последователей.
Например "Украинская ночь", "Ночь на Днепре". Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины — законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия.
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». О художнике снова заговорили.
В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
В родном городе это было невозможно. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. Отец Куинджи был сапожником. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров.
Сенсационные Березовая роща (1879), Ночь на Днепре (1881) и другие принесли А. Куинджи славу первого художника-импрессиониста в России. Яйла», «Горный склон. Архип стал сиротой. Среди его учеников были Н. К. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин — «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
«Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. Однако учеником Академии он так и не стал. Юному Архипу не довелось получить образование. По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». В том же 1873г. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь. Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо.
В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ. По совету знакомых, восхищавшихся его работами, русский художник Куинджи в 1855 году отправляется на обучение к Айвазовскому. Мать и отец рано умерли, сироту приютили родственники, еле сводившие концы с концами. Богаевский, А. Борисов.
Неведомский и И. Е. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Крамской пишет, что картины Куинджи "ошеломляюще новы". В 1875 году его зачисляют в члены Товарищества передвижников.
В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской. На выставки с участием полотен живописца собирались огромные очереди посетителей, которые, проведя долгое время в созерцании, выходили из зала глубоко взволнованные и очарованные. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Как художник-реалист, он ищет в природе такие мотивы и образы, которые наиболее полно выразили бы его замысел, не теряя своей жизненной правды. В 1873г. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Куинджи обвинил друга в плагиате, а петербургские художники разделились на два лагеря – одни поддерживали Судаковского, другие встали на сторону Куинджи. Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. О нем говорили, как о маге и чародее.
Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей.
Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления — Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Он много рисовал, когда учился в городской школе, рисовал в приходных книгах у подрядчика, рисовал на чем придется — на обрывках бумаги, на стенах — карандашом, печным углем, мелом — всем чем попало, лишь бы рисовать.
И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. получает звание классного художника. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). При жизни художник не любил рассказывать о себе, вот таким образом о его детстве и юности известно очень немногое. Затем Архип служил богатому зерноторговцу.
на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». В 1873г. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках.
Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи». За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование.
Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Вид на гору Демерджи.
Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Полотно экспонировалось на академической выставке, затем— в Вене и в конце концов стала первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В картине явно просматривается влияние Айвазовского.
Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Пейзажист. Реалистическая природа с использованием романтических элементов.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В городе имелось Общество изящных искусств. "Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
Манера письма – легкая, свободная. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля» за которую получил звание неклассного художника и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. И неустанно рисовал. Поэт Я. Полонский писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили такое невероятное впечатление. получает звание классного художника.
Вместо уроков он все время что-то рисовал на любых подходящих поверхностях. М. П. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. Куинджи не стал затворником.
Он продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. В 1874г. Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение. В 1872 году созданная картина «Осенняя распутица» очень близка картинам художников передвижников.
Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор. Инициатор создания Общества художников (1909 позже – Общество имени А. И. Куинджи). В 1860 – 1861 годах Архип едет в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Еще несколько работ, примыкавших к "Осенней распутице", в том числе "Забытая деревня" (1874) и "Чумацкий шлях в Мариуполе" (1875), принесли ему новый успех.
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Архип Куинджи (в переводе с тюркского урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Жена Репина Н. Б. Отныне Вера считалась невестой Архипа.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Этой работой начался т. н. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице.
Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Ученики любили и уважали Куинджи. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. Современники рассказывали о нем следующее. Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: для того, чтобы полнее передать красоту и эффекты изображённые на картине, он задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.
Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи. под влиянием искусства передвижников насыщал пейзажные мотивы социальными ассоциациями (Чумацкий тракт, 1875, ГТГ). Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.
на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г.
В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». переняло на себя максимум общественного внимания. Однако, только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома.
«романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Такие непритязательные малороссийские мотивы были очень популярны в 70-х годах XIX века. Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь».
Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах.
Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении». Петербург жил открытием выставки.
Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Куинджи Архип Иванович (1841-1910), русский художник. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Вера Елевфериевна Кетчерджи, дочь состоятельного купца, стала женой Архипа Куинджи.
Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Крым», «Крым. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В том же году картина была выставлена в Париже. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Они по-детски просты и естественны. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам.
Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников.
В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. В то время он опять работал ретушером.
он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». А. И. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Что это такое. В итоге победа осталась за последним.
Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Например в картине «Забытая деревня», отодвинутая на задний план деревня усиливает впечатление заброшенности среди пустынной равнины, а изображение осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей дороги, вызывает ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной природы. Упорство, трудолюбие, целенаправленность движения к выбранной цели, постоянство в любви и дружбе – именно эти черты личности Архипа Ивановича в первую очередь подчеркиваются описывавшими его коллегами и современниками. Мальчик, ставший в трехлетнем возрасте сиротой, начавший в десять лет самостоятельную трудовую жизнь, не получивший никакого систематического образования, он шаг за шагом смело шел туда, куда вела его путеводная звезда любви к искусству.
В 1866 году художник самоучка пытается выдержать испытания в Петербургскую Академию художеств, но проваливает экзамены. Его очень интересовала проблема в живописи передачи света цветом. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Петровская, 82).
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Биография художника Архипа Куинджи начинается в небольшом южном городишке. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек». Баснословные гонорары, получаемые художником за гениальные картины, были направлены на покупку недвижимости в Петербурге, доход от аренды которой Архип Иванович жертвовал на развитие пейзажного творчества и стипендии одаренным, но бедным дарованиям. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро».
Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Фесслер давал некоторые указания в живописи. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы — «Море ночью» и «Забытая деревня». И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи.
Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. В 1876 году он представляет на суд публики картину Украинская ночь, которая перевернула все представления о красках как инструменте в искусстве. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. В конце концов победа осталась за Куинджи. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. После поездки в Париж и женитьбы в 1875 году художник Архип Куинджи вдруг резко меняет манеру письма. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы.
Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Успех картины превзошел все ожидания. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Куинджи преподавал в Академии Художеств, руководил пейзажной мастерской. Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Центральное место среди них заняла "Осенняя распутица" (1872). Имел звание "классного художника первой степени". В ранний период Куинджи испытал воздействие И. К. Айвазовского, в середине 70-х гг. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.
Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В том же 1873г.
С. Р-ва. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение.
– См. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
Архип Иванович один из самых любимых моих художников. В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. В конце концов победа осталась за Куинджи. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Весной 1874 года художник поехал в Мариуполь. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно».
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. В 1865 году при нем основана была рисовальная школа.
Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. В произведениях зрелого периода, стремясь передать наиболее выразительные по освещению состояния природы, Куинджи прибегал к острым композиционным приёмам (высокий горизонт и тому подобное) использовал световые эффекты и интенсивные, сведённые к нескольким главным тонам цвета (Украинская ночь, 1876, Берёзовая роща, 1879, – оба в ГТГ Ночь на Днепре, 1880, ГРМ). В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая и занимались хлебопашеством. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов.
Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Уныло-реалистичные полотна На острове Валаам (1873), Забытая деревня (1874) и более светлый Чумацкий шлях в Мариуполе (1875) прочно укрепляют положение великого художника Куинджи как реалиста. Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. Это я – человек и потому все могу понять. » Куинджи потребовал дать ему условия задачи и формулы.
Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Аскетическая жизнь Куинджи А. И. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Его просто-напросто не принимали в Академию.
Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). На сей раз очевидцы выставки попытались объяснить такой поступок испугом художника перед скептическим отношением некоторых посетителей к выставленным произведениям, однако это объяснение мало кого удовлетворило.
Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868) преподавал там же (1892-97), среди учеников – К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Суворовым.
Супруга пережила Архипа Ивановича на десять лет и умерла от голода в мятежном Петрограде. Куинджи Архип Иванович – известный художник. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес — 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Архип даже не успел окончить начальную городскую школу. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу.