Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Микеланджело Меризи да Караваджо родился осенью 1573 года в Ломбардии, на севере Италии. Он долго скитался, болел, раскаивался.
Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Поначалу он бедствовал, работал по найму. «Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки.
Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. После ухода из мастерской дАрпино круг тем Караваджо значительно расширился. Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись.
Художник запечатлел Христа в момент тяжелейших страданий сильным и пре красным не только духовно, но и физически. Им написаны также «Экстаз св. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
В 1593 году друг Онорио посоветовал Караваджо переселиться к академическому художнику Джузеппе Чезари имевшему прозвище «Кавалер дАрпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать.
XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс междудраматической патетикой и вызывающиминатуралистическими деталями. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ).
Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600- 1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. что ты гонишь Меня. ». Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. В июле 1593 года кардинал рекомендовал Караваджо семейству Крещенци и художник получил заказ росписи капеллы в церкви под названием «San Luigi dei Francesi».
В первом и самом значительном из них160— «Призвание апостола Матфея», 160— перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160— вторжения света Истины в самые низы жизни. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Фоном для полотна «Погребение святой Лючии» художнику послужил вход в знаменитые местные пещеры Латомии, выбитые еще древними греками.
Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник. Филиппо I Колонна.
Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Теперь его картины очень высоко ценились среди любителей живописи. Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом».
Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. Согласно церковной традиции изображение усния (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. И продолжал много работать. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Они долго беседовали. Правда, титул, дарованный художнику, звучал как «кавалер за заслуги» и давался тем, кто не имел знатного происхождения. В 1592—1594гг. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Картина «Бичевание Христа» предназначалась для семейной капеллы (церковь San Domenico Maggiore) и тоже была оплачена огромной суммой. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Надо заметить, что Караваджо «задевал» не только чувства своих заказчиков, но и абсолютно конкретных людей, не имеющих отношения к его творчеству. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Из этой смеси родились такие шедевры, как «Отдых на пути в Египет» и «Магдалина», поставившие провинциального художника в один ряд с именитыми римскими мастерами.
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. В Неаполе он тоже усиленно работал, за восемь месяцев создав около десяти картин. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.
Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
В 1592—1594 гг. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок.
Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: « Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною».
Внёс большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Именно Сципионе Боргезе купил у него картину «Давид с головой Голиафа», на которой в виде отрубленной головы художник изобразил самого себя – в надежде, что римские власти оценят это, как полное раскаяние. Картины Караваджоотличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. 1.
Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. Но картина не понравилась и ее не приняли. В 1605 г. папа Павел V заказал художнику написать изображение Девы Марии для собора святого Петра. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинскомМузее императора Фридриха и погибла вовремя Второй мировой войны) — былаотвергнута заказчиками, шокированнымигрубым, простонародным обликом апостола.
Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо». Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо врвые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Герои его картин далеки от античных идеалов их можно было встретить на улицах итальянских селений. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок.
ОбликХриста почти лишён следов физических страданий. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. Прожив там несколько месяцев, художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Печальное событие произошло в конце весны 1606 года. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
(маньеризм и академизм). Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что рсонажи картины редают тело Христа тому, кто в данный момент стоит ред ней).
Это заставляло его браться за любую работу. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573-1610) итальянский художник. Еще болееорганично соединяет он подчеркнутоплебейский облик персонажей и глубинудраматического пафоса в скорбно-торжественныхалтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и«Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавшихвосхищение молодых художников, в томчисле Рубенса (по его настоянию «УспениеМарии», отвергнутое заказчиками, былокуплено герцогом Мантуи).
Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Учился в Милане (с 1584). переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Тогда его обвинили в убийстве. Впоследствии эту манеру письма назовут «кьяроскуро» – противопоставление света и тени, а сам Караваджо получит посмертную славу крупнейшего мастера барокко и реформатора живописи. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. В числе этих художников были Ян Брюгель, Франс Поурбус и Рубенс.
Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Микеланджело да Караваджо (итал.
Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Все большеопределяется круг его последователей, благодаря которым караваджизм широкораспространился как в Италии, так и в других европейских странах: Испании, Франции, Голландии, Фландрии Судьба Микеланджело сложиласьтрагически. Судьба Микеланджело сложилась трагически.
В ней особенно ярко видны основные приёмыживописи Караваджо. Так называемые «картины для мольберта», ценимые римскими коллекционерами, практически отсутствовали и именно их начал писать Караваджо. На этом процессе Караваджо выступал свидетелем.
Итальянский художник. Лучии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг. ). 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище).
Микеланджело обвиняли в убийстве. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. В любом случае осенью 1608 года он ухитрился бежать с Мальты, а из Ордена его, разумеется изгнали.
Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. Именно в больнице он написал «Больного Вакха», одну из самых известных своих картин, которая считается автопортретом Караваджо. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца.
Биограф художника Дж. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). В середине осени 1606 года художник перебрался в Неаполь и жизнь его, в общем, наладилась.
Местом его рождения называют городок Караваджо, но возможно и то, что итальянский мастер появился на свет в Милане. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Античные боги, христианские святые и мученики на его картинах становились реальными людьми, являющими собой ярко выраженную индивидуальность и демократическую простоту личности. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Согласноцерковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себерадость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христомна небесах.
Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Караваджо — уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. (одна из них погибла в 1945 г. ). Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Некоторые биографы Караваджо считают, что эту картину художник предложил самому римскому папе, а его «Саломея» была послана на Мальту Алофу де Виньякуру, дабы тот восстановил Караваджо в Ордене. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Но при этом он успевал создавать великолепные произведения. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски).
Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл нарекор сложившимся представлениям. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio). В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. А корабль, тем временем, продолжал свой путь.
Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. В алтарных картинах «Мученичество св. После окончания работы для Крещенци на Караваджо буквально посыпались заказы. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века— Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
В Неаполе Караваджо создал один из самых знаменитых своих шедевров – «Семь дел милосердия», картину иллюстрирующую эпизод из Евангелия, в котором Иисус перечисляет «дела для милосердия». Первое время Караваджо сильно нуждался. Родился 28 сентября 1573 года.
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Он несколько раз попадал в тюрьму. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». В «Уснии Богоматери» (1605--1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета.
Иисус называл его величайшим из пророков. Этот несомненный гений живописи по характеру был натуральным бандитом – вспыльчивым, наглым, местами подлым, местами обаятельным. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. В 1607 году перебрался на остров Мальта. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море).
Караваджизм).
Рыцари официально исключили художника из ордена. 1593, там же), «Вакх» (ок. и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-88).
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. После драки, в которой Караваджо убил человека, Папа Римский объявил Микеле вне закона. Лучии, 1608 г. ). Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною».
Облик Христа почти лишён следов физических страданий. В общей сложности он написал четыре полотна, но два первых наследники Черази (к тому времени умершего) отвергли, сочтя картины чересчур смелыми.
Учился у Симоне Петерцано в Милане. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Оставшиеся четыре года своей жизни он провел в изгнании. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-93, Уффици). На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
Кстати, за один из таких сонетов он даже отсидел в тюрьме половину сентября 1603 года. Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с творческими устремлениями, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности из-за которых он был вынужден покинуть Милан». Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную вырази- тельность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. (одна из них погибла в 1945 г. ).
Было ему всего 37 лет.
Нарцисс у ручья 1599-1600Юпитер, Нептун и Плутон 1597-1600Мадонна дель Розарио (Мадонна четок), 1607Алоф де Виньякурт 1607-1608Маффео Барберини (папа Урбан VIII), 1606 Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям.
На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень. Три из них погибли через двести лет при землетрясении, вместе с церковью SantAnna dei Lombardi (сохранилась лишь копия фламандского художника с картины «Воскрешение»). Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием). Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. В Милане онвоспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Художника арестовывали еще не один раз – за дебоши в тавернах, за драки, за нелегальное ношение оружия, за избиение собственной натурщицы Созданный легендами образ Караваджо практически исключает его близость с женщинами – гораздо больше художника интересовали юные «вакхи», да и в его картинах очень заметно восхищение мужским телом, даже на самых религиозных и трагических полотнах. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
2. Умер отец Караваджо от чумы, когда сыну было всего пять лет, но, по некоторым источникам, оставил семье неплохое наследство. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены.
1596, Уффици «Юдифь и Олоферн», ок. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. 1595), либо насыщал традиционные религиозные сюжеты жизненными чертами, почерпнутыми из реальных житейских ситуаций. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) – это монументальные полотна, обладающие исключит, драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пололо, Положение во гроб, 1602-04, Пинакотека, Ватикан, – все в Риме Смерть Марии, около 1605-06, Лувр). Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале.
В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит. Здесь же Караваджо написал и «Мадонну дель Розарио». Одна из дуэлей закончиласьсмертью противника.
Свод этой капеллы расписывал Джузеппе Чезари, а дальнейшая роспись – алтарь и боковые стены – досталась его ученику. В мальтийский город Ла Валетта Караваджо прибыл, очевидно, в середине 1607 года. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году.
Больше того – масло, в сравнении с темперой, усиливало эффекты светотени. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба» Им написаны также «Экстаз св.
В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервыесосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторонусобытия. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) -- встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены.
В 1608 он переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный». Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Точной причины драки так никто и не узнал. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта, Сицилия. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью.
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены какнезатейливые бытовые сцены. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его.
Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. По легенде, он скрывался в одном из поместий, принадлежавших семье Колонна.
На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо.
Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески).
Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе.
Композиции его стали лаконичными, мощные сильные фигуры приобрели особую выразительность благодаря энергичному применению светотени многоцветность уступает место сдержанной палитре. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками.
К последним произведениям Караваджо относится также картина Давид с головой Голиафа, на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. 1596, ранее в коллекции Скьярра).
Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. Это полотно было заказано Пио Монте, управляющим церковью Santa Maria della Misericordia и принесло художнику почти пятьсот дукатов – деньги, по тем временам просто огромные. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. 1593, там же), «Вакх» (ок. Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Около 1590 приехал в Рим.
Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Караваджо представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а Её облик заставляет думать не о блаженном вознесении на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединённых родственной близостью и душевным теплом (Погребение св. В алтарных картинах «Мученичество св. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим.
1594, Лувр), «Лютнист» (ок. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь.
Третья картина— «Св. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Здесь художник провел следующие три года.
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Картина называлась «Смерть Марии».
John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Творчество Караваджо Примечание. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Давида возмутили пренебрежительный тон в адрес израильтян и их Бога и он сразил гордеца в лоб камнем из пращи.
1596, галерея Дория-Памфили, Рим). Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.
Бруно оказал на него большое влияние. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Однако после работы над «Бичеванием Христа» Караваджо покинул Неаполь, не проведя в этом гостеприимном городе и года и отправился на Мальту. В результате его арестовали.
Уже в ранних творениях Караваджо видна рука непревзойденного мастера жанровой живописи. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». История умалчивает о мотивах его переезда. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). По счастью, покровители и друзья не бросили художника в беде.