В статье «Караваджо: биография и творчество художника» — о жизни и произведениях великого итальянского живописца. А в 1606 году в биографии Микеланджело Меризи да Караваджо произошел переезд из Рима после убийства молодого человека на дуэли. 1603, 29 августа — судебная тяжба, затеянная будущим биографом Бальоне из-за которой Караваджо оказывается в тюрьме, но 25 сентября обретает свободу по ходатайству французского посла. Караваджо Картины и биография Караваджо Микеланджело Караваджо Микеланджело (Caravaggio) (1573–1610). Биографы Караваджо утверждают, что не было обнаружено ни одного рисунка или эскиза.
Некоторое время в своей биографии Караваджо обучался в Милане.
Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. Кстати, за один из таких сонетов он даже отсидел в тюрьме половину сентября 1603 года. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
Картина называлась «Смерть Марии». Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг.
Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Петерцано все рассчитал.
Она была властна и упряма, ссоры между любовниками вспыхивали постоянно. Лена великодушия не оценила. 1.
Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. Романино, Л. Лотто). В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его.
В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. С ним и другими братьями Лючии Караваджо не раз сталкивался в злачных местах.
Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Они долго беседовали. Любопытно, что убийство, по всей видимости, существенно изменило мировоззрение Караваджо – все картины, созданные им после бегства, содержат мысль об искуплении абсолютного греха и полны религиозности. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Религиозное чувство, которым проникнуты произведения Караваджо, близко по духу житиям святых Филиппо Нери и Игнатия Лойолы. Около 1590 приехал в Рим. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: « Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною».
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. В Неаполе он тоже усиленно работал, за восемь месяцев создав около десяти картин. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Одна из дуэлей закончилась смертью противника.
Судьба Микеланджело сложилась трагически. В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). В январе 1571 года он обвенчался с дочерью местного землевладельца Лючии Аратори – это был второй брак Фермо. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Сильное впечатление произвела на окружающих картина «Юноша с корзиной фруктов». Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. В 1593 году друг Онорио посоветовал Караваджо переселиться к академическому художнику Джузеппе Чезари имевшему прозвище «Кавалер дАрпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
2. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Первое время Караваджо сильно нуждался.
В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Бруно оказал на него большое влияние. Впоследствии эту манеру письма назовут «кьяроскуро» – противопоставление света и тени, а сам Караваджо получит посмертную славу крупнейшего мастера барокко и реформатора живописи. Уже в ранних творениях Караваджо видна рука непревзойденного мастера жанровой живописи. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Третья картина— «Св. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Девица скрывала его в приюте для сирот под Римом. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Именно в больнице он написал «Больного Вакха», одну из самых известных своих картин, которая считается автопортретом Караваджо. Третья картина— «Св. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Успех вскружил Караваджо голову. Три из них погибли через двести лет при землетрясении, вместе с церковью SantAnna dei Lombardi (сохранилась лишь копия фламандского художника с картины «Воскрешение»).
В мальтийский город Ла Валетта Караваджо прибыл, очевидно, в середине 1607 года. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). По счастью, покровители и друзья не бросили художника в беде.
Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. Напряжённый драматизм, присущий искусству художника, приобретает в его поздних работах характер эпической трагедии. Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов").
Но этот роман принесет Караваджо лишь страдания. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков.
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Он рисовал уличных мальчишек, жалких бродяг, завсегдатаев трактиров.
Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Художник запечатлел Христа в момент тяжелейших страданий сильным и пре красным не только духовно, но и физически. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Филиппо I Колонна. Фоном для полотна «Погребение святой Лючии» художнику послужил вход в знаменитые местные пещеры Латомии, выбитые еще древними греками.
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Тогда его обвинили в убийстве.
Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». 1605-1606 гг. ). В госпитале им объявили, что надежды нет. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. В результате его арестовали. Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме.
Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Состоялась дуэль, на которой художник получил тяжелое ранение в голову, а Томассони был убит. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Флоренция). Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв Спасителя.
Им написаны также «Экстаз св. Караваджо тут же предложил ей поселиться с ним на Сан-Бьяджо. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. И все же их встречи участились и Караваджо снял для нее флигель в переулке Сан-Бьяджо.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». К счастью, приор госпиталя оказался ценителем живописи. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Но она была опытной женщиной: отвергала знаки внимания, наотрез отказывалась позировать. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба» Им написаны также «Экстаз св.
Караваджизм). Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Микеланджело обвиняли в убийстве. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. В Неаполе Караваджо создал один из самых знаменитых своих шедевров – «Семь дел милосердия», картину иллюстрирующую эпизод из Евангелия, в котором Иисус перечисляет «дела для милосердия». Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же).
Здесь же Караваджо написал и «Мадонну дель Розарио». Считается, что жанр натюрморта начался в итальянской живописи с Караваджо. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Судьба Караваджо была поистине непростой. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Так называемые «картины для мольберта», ценимые римскими коллекционерами, практически отсутствовали и именно их начал писать Караваджо.
День за днем он открывал потрясенному ученику шедевры, которые хранила Венеция. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. Печальное событие произошло в конце весны 1606 года.
Оказалось, что у нее есть ребенок, о существовании которого никто не знал. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Больше того – масло, в сравнении с темперой, усиливало эффекты светотени.
что ты гонишь Меня. ». Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1596, ранее в коллекции Скьярра).
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Это оказались братья Томассони, которые поделили между собой Рим на сферы влияния и наводили в нем «порядок». Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
Некоторые биографы Караваджо считают, что эту картину художник предложил самому римскому папе, а его «Саломея» была послана на Мальту Алофу де Виньякуру, дабы тот восстановил Караваджо в Ордене. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Художника арестовывали еще не один раз – за дебоши в тавернах, за драки, за нелегальное ношение оружия, за избиение собственной натурщицы Созданный легендами образ Караваджо практически исключает его близость с женщинами – гораздо больше художника интересовали юные «вакхи», да и в его картинах очень заметно восхищение мужским телом, даже на самых религиозных и трагических полотнах.
Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Он долго скитался, болел, раскаивался. Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием).
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Она свела Микеланджело с ума. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп.
Но при этом он успевал создавать великолепные произведения. В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень. В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией.
Теперь его картины очень высоко ценились среди любителей живописи. Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. Караваджо и Рануччо Томассони, молодой человек из известной семьи, не поделили римскую куртизанку Филлиду Меландрони.
(Сегодня она находится в знаменитой римской картинной галерее Дориа-Памфили. ) В мастерски воссозданную атмосферу поэтичности и покоя верный себе автор внес бытовые нотки. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней).
Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». О нем мало известно. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа.
Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Она была настолько непохожа на официальное искусство, что казалось, бросала вызов.
В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Снова жизнь понесла его по кабакам и притонам. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Это удивительный сплав портрета и натюрморта. Как-то перед Пасхой Петерцано взял его с собой в Венецию.
Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник.
Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Савольдо, А. Моретто, Дж.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio). И продолжал много работать. Микеланджело Меризи да Караваджо родился осенью 1573 года в Ломбардии, на севере Италии.
После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать.
Быстро заметили и Караваджо – и даже сам хозяин мастерской, оценивший несомненный талант своего нового ученика, купил у него несколько картин. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо». Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей.
Его слава росла, хотя далеко не все воспринимали творчество Караваджо с однозначным одобрением. Произведения художника Караваджо и в самом деле существенно отличались от общепринятых в то время образцов живописи. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. В числе этих художников были Ян Брюгель, Франс Поурбус и Рубенс.
По легенде, он скрывался в одном из поместий, принадлежавших семье Колонна. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Дело в том, что любили и почитали его главным образом простолюдины, а вот сильным мира сего работы художника совсем не нравились.
Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. После окончания работы для Крещенци на Караваджо буквально посыпались заказы. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. "Смерть Марии", ок.
В алтарных картинах «Мученичество св. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Непонятно, был ли Микеланджело Меризи виновен или оказался просто очевидцем.
Итальянский художник.
Из этой смеси родились такие шедевры, как «Отдых на пути в Египет» и «Магдалина», поставившие провинциального художника в один ряд с именитыми римскими мастерами. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». 1593, там же), «Вакх» (ок. Он отучился в художественной школе в Милане. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом.
Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Прожив там несколько месяцев, художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован.
На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
После ухода из мастерской д39Арпино круг тем Караваджо значительно расширился. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Ни один крупный художник того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. В июле 1593 года кардинал рекомендовал Караваджо семейству Крещенци и художник получил заказ росписи капеллы в церкви под названием «San Luigi dei Francesi».
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Но в эту минуту на пороге палаты показался разъяренный брат девушки. КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
Родился 28 сентября 1573 года. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
(маньеризм и академизм). В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. И тем не менее разлука с ней становилась для него невыносимой. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и неволь но отвлекает зрителя от фигуры Савла, от этого ещё острее чувствуется его беспомощность. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Но осенью 1591 года во время очередного скандала произошло убийство.
Им написаны также «Экстаз св. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). На этом процессе Караваджо выступал свидетелем. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
(одна из них погибла в 1945 г. ). После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ).
Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Судьба Микеланджело сложилась трагически. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Теперь картины заказывали, за них платили.
Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
Лучии", 1608 г. ). Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. Надо заметить, что Караваджо «задевал» не только чувства своих заказчиков, но и абсолютно конкретных людей, не имеющих отношения к его творчеству. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Так, крылья ангела имеют грязно-серый оттенок, явно подсмотренный художником у голубей с римских улиц. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан).
Поначалу дела молодого художника складывались неплохо. Одна из сестер-монахинь, Лючия, приглянулась молодому художнику. Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. В эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства, которым должен был следовать каждый мастер. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. Творчество Караваджо Примечание. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. После ухода из мастерской дАрпино круг тем Караваджо значительно расширился.
«Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие.
Учился в Милане (с 1584). Нарцисс у ручья 1599-1600Юпитер, Нептун и Плутон 1597-1600Мадонна дель Розарио (Мадонна четок), 1607Алоф де Виньякурт 1607-1608Маффео Барберини (папа Урбан VIII), 1606 Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж.
Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. Вместо идеализации образа, привычной для религиозных сюжетов, Караваджо рисовал героев своих полотен с максимальным натурализмом.
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Точной причины драки так никто и не узнал.
Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим). Рыцари официально исключили художника из ордена. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи— маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море).
1593, там же), «Вакх» (ок. Караваджо — уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. После драки, в которой Караваджо убил человека, Папа Римский объявил Микеле вне закона. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Картина «Бичевание Христа» предназначалась для семейной капеллы (церковь San Domenico Maggiore) и тоже была оплачена огромной суммой. Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг. ). История умалчивает о мотивах его переезда.
Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Впервые увидев Лену, Караваджо был сражен ее красотой. В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Он несколько раз попадал в тюрьму. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. И если бы не страсть Караваджо к кабакам и играм, жить было бы не так уж и плохо.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
В 1607 году перебрался на остров Мальта. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Герой Караваджо— человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. Правда, титул, дарованный художнику, звучал как «кавалер за заслуги» и давался тем, кто не имел знатного происхождения.
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. В общей сложности он написал четыре полотна, но два первых наследники Черази (к тому времени умершего) отвергли, сочтя картины чересчур смелыми. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 – начала 17 вв.
Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году.
Одну из работ — «Отдых на пути в Египет» — купил восхищенный кардинал дель Монте. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли.
Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором художник изобразит его пару лет спустя на картине, о которой мы рассказывали выше, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески).
Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Но если Вакх на полотне из Уффици изображен здоровым, цветущим и призывно играет концом своего кушака, то этот слаб и не думает никого дразнить или веселить.
(одна из них погибла в 1945 г. ). Спустя некоторое время модный художник Чезари дАрпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Однако после работы над «Бичеванием Христа» Караваджо покинул Неаполь, не проведя в этом гостеприимном городе и года и отправился на Мальту. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. Именно Сципионе Боргезе купил у него картину «Давид с головой Голиафа», на которой в виде отрубленной головы художник изобразил самого себя – в надежде, что римские власти оценят это, как полное раскаяние.
1593, Уффици), «Гадание» (ок.