Иван Иванович Шишкин – биография. Биография и эпизоды жизни Ивана Шишкина. Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина.
Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения.
Богато нюансирован цвет. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Ничуть не бывало. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. В окрестностях Москвы. Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Картина Полдень. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Что впереди. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. У работы было очень много положительных отзывов. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Воробьева.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Чувствуется глубина оврага, глушь. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Васильева. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. В январе 1856 годаИван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса.
Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Воробьев.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Весной 1862 года вместе с В. И. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна.
Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. В 90-е гг.
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Так писались и «Сосновый бор. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Мастер смело экспериментировал.
«Утро» полностью лишено всего этого. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Эту картину приобрёл П. Третьяков. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. — Ср. В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Их он стремился передать как можно конкретнее. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Сосновый бор».
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. организованы две выставки работ художника.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Она станет первой картиной художника, которую приобрел известный собиратель русской живописи П. М. Третьяков.
Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работИвана Шишкина, написанных за сорок лет.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Случайность. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Густые кроны бросают на них тень. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Кроме этого увлекался археологоией историей.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. У него были какие-то свои трения с Савицким. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Шишкин сдержан и величественен. После того как было создано Товарищество передвижных выставок, он по большей части выставлял свои начерки пером.
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Но чтобы написать эту кажущуюся простоту, от художника требовался как сильный темперамент, тек и виртуозное владение техникой живописи. Шишкин Иван Иванович – известный русский художник-пейзажист гравёр-аквафортист академик и руководитель пейзажной мастерской.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Это дерево давно должны были спилить на дрова.
На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга».
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Это была ювелирная работа. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Каждое дерево обладает своим «характером».
То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. Лес выглядит небольшим и просторным. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
90-е годы Шишкин встретил полный сил. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В них нет политики и социальной направленности. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.
Ему уже сопутствовала известность. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Чувствуется глубина оврага, глушь.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Его репутация была безупречной.
Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Это очевидно. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
А их было немало. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Мрачное настроение. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Это несомненно.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Лесная глушь (1872). В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В 1860-х гг.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. География работ Шишкина чрезвычайно широка. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Примером таких работ является картина Рубка леса. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. В течение всей жизни Шишкин писал лес. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Много работал Шишкин и за границей. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Отец не стал настаивать. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2).
Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
Первое место занимает Шишкина Рожь. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней». Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ).
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Характерна в этом смысле «Рожь». Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Лесной пейзаж кажется необъятным.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Ее иногда называют картиной-завещанием. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Все сковано морозом и погружено в тень.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Эту технику художник освоил еще за границей. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Шишкин стремился к другому.
Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Медведей написал Савицкий в самой картине.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. К ним относятся Уголок заросшего сада. Его картина поет. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции.
В академии его картины одна за другой награждались медалями. Крамским. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. Среди всех русских пейзажистов, Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Здесь исчезла всякая таинственность. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Биография художника зашифрована в его творениях. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь».
Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь».
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Вместе с группой коренных передвижников – учредителей и руководителей Товарищества – Шишкин прошел большой и славный путь.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Там будущий художник скучал. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Окрестности Москвы. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса».
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию.
Так в реальной жизни не бывает. Здесь его творчество расцвело. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Это было выступление против мёртвого академизма. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан).
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). В окрестностях Москвы» (1869).
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь и это мешает целостности образа.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Лучшая работа этих лет – Полдень.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Крамским. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Не закончив учёбу, он вернулся домой.