Успех картины был значителен, а сам Репин получил за нее 1500 рублей. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников.
Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Каждый бурлак – портретная индивидуальность.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Вся центральная часть написана самим Репиным. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Она была закончена только в 1891 году. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
В 1870 году Илья Ефимович отправляется в путешествие на Волгу. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Третьяков»109.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В 1873 году Репин впервые пишет портрет своего близкого друга известного художественного критика В. В. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В 1899 году Репин женится во второй раз. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
В сентябре 1877 художник переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. С 1870 года Репин отправляется на пароходе вниз по реке Волга. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Рассмотрим "ближний круг". Общение с прежними друзьями было только заочным.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование.
Восстановлен в 1962 году. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Широко известное и признанное произведение И. Е. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. После «Бурлаков» Репин окончательно в своем творчестве выбрал путь реалистического искусства.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины. Евреинов и художник Ю. Анненков. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Репин был способен в одно и то же время вести работу над картинами совершено различных жанров. Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Время, отведенное для этого путешествия, художник использует с пользой для творчества. В конечном варианте оно одухотворённое. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Имя Репина стало широко известным.
На что получил насмешливое письмо. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. Однако в Советской России он оставался «своим». Позднее некоторые из них легли в основу одного из самых важных в творчестве мастера полотен – «Бурлаки на Волге».
Сказывается практический опыт, приобретённый в Чугуеве. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Умер русский художник в Пенатах. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Учился будущий автор картины «Бурлаки на Волге» очень хорошо и в 1869 его старание и усердие были отмечены малой золотой медалью, которую художник получил за картину «Иов и его друзья». В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Обучение началось в 1863 году. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Наставником Репина был иконописец и портретист Иван Михайлович Бунаков, который тоже проживал в Чугуеве.
И это не скрывает Репин. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. О картине появилось много статей в периодической печати. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом.
А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. Что и говорить, а жизнь, Репин прожил очень интересную и удачную. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Отец его был военным.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны.
Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
С 13 лет начал учиться живописи в своём родном городе у иконописца И. М. Бунакова. В 1869 году получает свою первую серьёзную награду – Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Незадолго до этого, в том же году, умерла в Швейцарии Наталья Борисовна Нордман и Репин остался в Пенатах один. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Над письмом склонился предводитель казаков. Родился в начале августа 1844 года, на Украине, в небольшом городке Чугуево.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Такой подход к творчеству оценил не каждый. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Репин запечатлел момент написания письма. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Мальчик рано начал увлекаться искусством. Публике картина понравилась. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития. Первый факт. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Настали трудные времена.
Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Шевцову, которая впоследствии стала его женой.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Однако не только у него эта картина вызвала неподдельные эмоции. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон», «По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В его взгляде осуждение и тревога. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В 1873 году он закончил написание своей, пожалуй, самой знаменитой картины – «Бурлаки на Волге». В 1905 оставил учебу в ВХУ, не получив звания художника. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Пятый факт. Уже в возрасте тринадцати лет он занялся живописью. Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств.
Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Принимал участие в Весенних выставках в залах ИАХ, выставках Союза русских художников. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Илье Ефимовичу даже приписывают такие слова: «Иван Михайлович был поистине невероятным художником и занимал место в одном ряду с Гольбейном». Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Глаза ясные и добрые. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Внимание художника тяготит их.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Пенаты были превращены в мемориальный музей. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Одна из наиболее известных картин Репина «Бурлаки на Волге», которую он писал с 1870 по 1873 год. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Среди учителей присутствовал Р. К. Жуковский. Рассмотрим картину ближе.
Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В поездке копилка мастера пополняется многочисленными зарисовками и эскизами. Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Стасова. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Шевцовой.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Репин встречал их по средам.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Америка—Франция—Россия. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Родом из семьи военного поселенца. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Они словно противопоставлены друг другу.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. художественный музей им. Однако сам он называл себя – «посредственным тружеником» и не верил в свою исключительность, талант и индивидуальность.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса. Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. В 1869 году художник запечатлел молодую В. А. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
С 1894 регулярно занимался живописью и рисованием под руководством отца, сначала в усадьбе Здравнево Витебской губернии, затем — в Рисовальной школе княгини М. К. Тенишевой в Петербурге (1894–1899). Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. К обоим Репин относился сочувственно. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Параллельно занимался на Высших художественно-педагогических курсах ИАХ (1898–1903). Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. В его глазах читается печаль, тоска. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. М. Бунакову. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Это делает картину более убедительной и натуральной. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением. Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Возвращается в Россию летом 1876 года. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин неоднократно называл Бунакова самым лучшим из чугуевских мастеров. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Критики хорошо отозвались о проделанной работе. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Пятый факт. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Зритель становится участником происходящего. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. У него он получил первые навыки владению карандашом и кистью.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. я работал завороженный.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Л. Н. Толстого». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Репин, был гениальным художником, заслужившим народное признание. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Ещё в юношеском возрасте Репин стал наибольшее внимание уделять портретам.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Мне минутами становилось страшно». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Стоит заметить, что его создание осуществлялось на заказ самого князя В. Александровича.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Путешествие произвело на него большое впечатление, которое отразилось на холсте. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Прахова. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Репин продумывал композицию картины до мелочей. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам.