В известной эрмитажной картине «Святой Лаврентий молится перед смертью» (1636). Лицо умершего контрастирует с лицами людей вокруг него. После смерти первой жены Франсиско снова женился в 1625 году на Беатрис де Моралес. В 1633 он закончил картины главного престола Картезианцев в Хересе. Доротея", "Св.
Картина полна спокойного величия, сквозь легкие облака струится рассеянный золотистый свет. Белое одеяние мученика занимает большую часть полотна и демонстрирует предсмертную агонию. Оба изображения объединяет легенда, восходящая к кругу бродячих сюжетов о превращении тайно приносимого хлеба узникам в цветы. В «Отрочестве Мадонны» образ маленькой Богоматери притягивает своей необычайной чистотой и невинностью.
Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 года) и, возможно, у Ф. Пачеко. СУРБАРАН, ФРАНСИСКО ДЕ (Zurbarn, Francisco de) (1598–1664) испанский художник крещен 7 ноября 1598 в Фуэнте-де-Кантос в провинции Бадахос. Отдельные картины, как, например, Молитва св. Франсиско Сурбаран (Zurbaran) (крещен 7. 11. 1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, — 27. 8. 1664, Мадрид) испанский художник.
Бонавентуры Фомой Аквинским" (погибла в Берлине во время Второй мировой войны), "Бонавентура, председательствующий на соборе в Лионе" (Париж, Лувр), "Молитва св. Знамениты его циклы для монастыря в Херес де ла Фронтерра (1638-1639), картины: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Обрезание» — ныне в Гренобле, Музее изящных искусств изображения ангела с кадилом, святых ордена картезианцев — ныне Кадис, Музей изящных искусств для ордена иеронимитов в санкристии и капелле монастыря в Гваделупе близ Касереса в Эстремадуре (1638-1639, все на месте), картины «Чудо с падре Сальмероном», «Молитва падре Кабанюэласа», «Гонсалес Ильескас, архиепископ Кордовы», «Видение Педро де Саламанка», «Энрике III и падре Яньес», «Искушение св.
Вместе с тем каждое событие обладает повышенной, хотя и сдержанной духовностью. За последние годы традиционное название изменилось: легендарная дочь мавританского правителя Толедо уступила место реальному историческому лицу королеве Елизавете (Изабелле) Португальской. Торжественно представленный на небесах в окружении Отцов церкви св.
В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Так же, вероятно, портретны и изображенные на переднем плане лица: император Карл V, доминиканские монахи, священник и двое в черных одеждах (в одном из них предполагают автопортрет художника). К 1636 году Сурбаран расширил экспорт в Южную Америку. Период расцвета.
Предполагается, что они не достигли места назначения из-за пиратской атаки. Славу живописца составили и его прекрасные женские образы. Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи.
Ранние произведения Сурбарана проникнуты сильным влиянием Караваджо (ретабло капеллы св. Сурбарану принадлежат четыре известные картины: «Посещение св. На левой стороне полотна стоят король Арагона, папа Григорий Х и епископ Лионский. Бонавентуре, профессору теологии Парижского университета 12 века. Он смог увидеть картины итальянских художников, которые работали в Испании, например, Анджело Нарди и Гвидо Рени.
Во время своего пребывания в Мадриде в 1634 Сурбаран получил должность придворного художника и написал ряд композиций для королевского дворца, в том числе несколько батальных сцен. Массивные, словно отрешенные от мира фигуры в тяжелых рясах суровы их лица замкнуты, полны внутренней силы (ученые монахи ордена мерседариев Иеронимо Перес, Франсиско Сумьель, Педро Мачадо, около 1633, Мадрид, Академия Сан Фернандо монахи – картезианцы из монастыря в Херес де ла Фронтерра в Музее Кадиса портрет доктора права Саламанкского университета (1630 или 1658, Бостон, Музей изящных искусств). Их он создавал в основном в свои лучшие годы (1630-1640-е), раскрывая сильнейшие стороны своего дарования именно в изображении предметного мира. Родригеса (1630, Прадо, Мадрид), написанное по окончании обоих циклов, подводит итоги раннему творчеству художника и знаменует собой начало творческой зрелости. В это время Сурбаран пишет не только суровых монахов, но также нежные женские образы (Непорочное зачатие, 1616, Бильбао, частное собрание Рождество Богоматери, конец 1620-х годов, Флоренция, частное собрание). Педро Ноласко небесного Иерусалима" и "Видение св.
Его творческая эволюция не отличалась большим разнообразием исканий. Создавая «отвлечённый» образ Девы Марии, великий испанец Франсиско де Сурбаран, будучи истинным католиком, стремился к простоте и выразительности, естественности и недвусмысленности, не забывая об эстетической составляющей. Эти образы составляют славу мастера. В цикле картин для дворца Буэн Ретиро изображающем подвиги столь почитаемого в Испании Геракла (1634, Прадо), он наделил античного героя, которого писал с натурщика, грубой силой простолюдина.
Его творческая эволюция не отличалась большим разнообразием исканий. Поездка в Мадрид. В первом крупном заказе ордена доминиканцев для севильского монастыря Сан Пабло (1627) сказалась зависимость молодого художника от резких контрастов света и тени в искусстве Караваджо пресная вылепленность форм (Распятие, Чикаго, Институт искусств) давала повод сравнивать эти работы с раскрашенной скульптурой.
Произведение написано маслом на холсте. Ей было двадцать восемь лет, а Сурбарану сорок шесть. Петра в соборе в Севилье, 1625). Одни натюрморты более причастны миру каждодневности (Натюрморт с четырьмя сосудами, 1634, Прадо), в других язык пластических форм и звучность ярких цветовых оттенков создают образ почти ритуальной торжественности (Натюрморт с апельсинами и лимонами, 1633, ранее – Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, ныне – Музей Нортон Саймон, Пасадена, штат Калифорния).
Сурбарану принадлежат четыре известные картины: Посещение св. У них родилось шестеро детей. Лаврентий», огромное полотно, написанное в 1636 году для монастыря Сан Хосе в Севилье, вывезенное во Францию наполеоновскими войсками, а затем проданное на аукционе в собрание Государственного Эрмитажа. Пику творческого расцвета Сурбарана принадлежат и его великолепные натюрморты.
В галерее Сурбарана образ не самой молодой и привлекательной дамы уступает другим, юным изящным, элегантным (Св. Аполлония, Париж, Лувр).
Маргарита, Лондон, Национальная галерея Св. Поздний период творчества. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617—1628), с 1628 года — в Севилье.
Здесь находят четкое воплощение многие существенные черты искусства мастера. Самым известным считается изображение св.
Беатрис являлась вдовой торговца, который оставил ей хорошее наследство. Инесса" из севильского госпиталя де ла Сангре, ныне в Севилье, Музей изящных искусств "Св. Сурбаран Франсиско де (Zurbaran) (1598-1664) испанский художник.
Вместе с тем каждое событие обладает повышенной, хотя и сдержанной духовностью. Бонавентуры перед избранием римского папы" (Дрезден, Картинная галерея) и "Погребение св. Стиль более зарезервирован и наказан, чем Караваджо, тон цвета, часто довольно синеватого. Молодые годы в Севилье.
Марина, Св. Иногда коллекции полотен изображавшие святых, содержали более десяти работ. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.
Педро Ноласко небесного Иерусалима» и «Видение св. Сурбарану принадлежат четыре известные картины: "Посещение св. В 1622 году он уже был признанным и влиятельным художником. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617 – 1628), с 1628 года – в Севилье. Двое из них молятся, двое разговаривают, а другие размышляют. В середине 1630-х годов Сурбаран посещает Мадрид.
Петра в соборе в Севилье, 1625). Первая подписанная работа Сурбарана – "Непорочное зачатие" (1616). В 50-х гг. Эта грандиозная композиция (4, 75х3, 75 м) демонстрирует всю мощь таланта Сурбарана.
Исключительным примером произведений Франсиско Сурбарана, написанных им для Америки, является серия из двенадцати картин «Племена Израиля». Об эмоциональной силе и мощной пластике образов Сурбарана позволяет судить Св. Инесса из севильского госпиталя де ла Сангре, ныне в Севилье, Музей изящных искусств Св. 7 февраля 1644 Франсиско женился в третий раз с другой богатой вдовой, Leonor de Torder. Один из них – украшение монастыря Ла Картуха в Херес-де-ла-Фронтера (1638-1639, разные музеи), для которого художник написал картины в разнообразных жанрах. Назначение этой серии до сих пор неясно.
Строгая обстановка кельи ученого-монаха — деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Его наняли, чтобы разрисовать церковный алтарь в родном городе. В конце 1630-х годов Сурбаран вновь получает монастырские заказы.
В первом крупном заказе ордена доминиканцев для севильского монастыря Сан Пабло (1627) сказалась зависимость молодого художника от резких контрастов света и тени в искусстве Караваджо пресная вылепленность форм («Распятие», Чикаго, Институт искусств) давала повод сравнивать эти работы с раскрашенной скульптурой. Славу живописца составили и его прекрасные женские образы. Создается впечатление, что все действующие лица написаны с натуры и несут в себе, конечно, в разной степени, черты портретного сходства.
За восемь месяцев ему пришлось нарисовать двадцать одну картину. Сурбаран — мастер монументальной композиции — отразил характерные черты ведущей для Испании 17 века темы «монастырской жизни».
1630-1640. Фома написан мастером со своего друга, эконома коллегии Нуньеса де Эскобара. Мать звали Исавелья Маркес.
Иеронима», «Бичевание Св. Документальные данные об этом цикле не сохранились. Доротея», «Св. В 1634 году он совершил поездку в Мадрид.
Фома написан мастером со своего друга, эконома коллегии Нуньеса де Эскобара. Король Испании был поражен творчеством Франсиско Сурбарана.
Следующий период жизни и творчества менее счастлив. Иеронима». Марина", "Св. Бонавентуры" (Париж, Лувр). В 1644 году он женился в третий раз на Леоноре де Тордера, дочери ювелира.
Ниже представлено фото данной картины Франсиско Сурбарана. В галерее святых женщин Сурбарана это единственный, хотя и вымышленный, портретный образ. Испанский художник эпохи Барокко. Сурбаран писал также религиозные картины для испанских колоний в Америке. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.
Святой Бонавентура умер приблизительно в 1237 году. Вторая поездка в Мадрид. Массивные, словно отрешенные от мира фигуры в тяжелых рясах суровы их лица замкнуты, полны внутренней силы (ученые монахи ордена мерседариев Иеронимо Перес, Франсиско Сумьель, Педро Мачадо, около 1633, Мадрид, Академия Сан Фернандо монахи — картезианцы из монастыря в Херес де ла Фронтерра в Музее Кадиса портрет доктора права Саламанкского университета (1630 или 1658, Бостон, Музей изящных искусств).
1630-1640. В галерее святых женщин Сурбарана это единственный, хотя и вымышленный, портретный образ. Бонавентуры Фомой Аквинским» (погибла в Берлине во время Второй мировой войны), «Бонавентура, председательствующий на соборе в Лионе» (Париж, Лувр), «Молитва св. Бонавентуры перед избранием римского папы (Дрезден, Картинная галерея) и Погребение св. Произведения художника кажутся подчас для своего времени архаичными, упрощенными, фигуры застывшими, мало связанными друг с другом изображение пространства нередко условно.
Историко-монументальный жанр не стал творческим призванием Сурбарана. Все, что происходит в сфере потустороннего, приобретает черты реальности. Касильды в богатом одеянии и с цветами в руках (Прадо). Его отцом был зажиточный торговец Луис де Сурбаран (по национальности баск).
Еще более чуждым Сурбарану оказался мифологический жанр. Размер картины составляет два с половиной метра в высоту и два метра в ширину. Написанная в Мадриде в 1634 году серия картин Подвиги Геракла (Прадо, Мадрид) не характерна для творчества мастера и свидетельствует о влиянии Риберы, под воздействием которого Сурбаран, возможно и обратился к мифологии. Это дело тогда была очень выгодной экономически.
Однако в композициях Подвигов есть излишняя искусственность и натурность поз и движений. Знамениты его циклы для монастыря в Херес де ла Фронтерра (1638-1639), картины: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Обрезание – ныне в Гренобле, Музее изящных искусств изображения ангела с кадилом, святых ордена картезианцев – ныне Кадис, Музей изящных искусств для ордена иеронимитов в санкристии и капелле монастыря в Гваделупе близ Касереса в Эстремадуре (1638-1639, все на месте), картины Чудо с падре Сальмероном, Молитва падре Кабанюэласа, Гонсалес Ильескас, архиепископ Кордовы, Видение Педро де Саламанка, Энрике III и падре Яньес, Искушение св. Однообразный обиход монастырской жизни протекает размеренно и чинно, действующие лица написаны с натуры, предельно скупо и материально воспроизведены обстановка и предметы повседневного быта. В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр. В период творческого расцвета (1630 – 40-е годы) Сурбаран создавал суровые, монументальные и лаконичные образы, драматически-напряженные и вместе с тем благородно сдержанные в своих чувствах.
В 1639 году умирает вторая жена художника. Иеронима. Пику творческого расцвета Сурбарана принадлежат и его великолепные натюрморты. Марина», «Св. С аскетичными образами святых и мучеников резко диссонируют нарядные и веселые изображения женщин и детей, сцены, посвященные детству Христа, очень лирические и набожные.
Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности исполненная строгой грации гордая знатная дама она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках. Вторая поездка в Мадрид. Стиль и характер творчества Сурбарана определились уже в его ранней юности. Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы.
Еще более чуждым Сурбарану оказался мифологический жанр. Иеронима, Бичевание Св. Почти за тридцать лет работы в Севилье Сурбаран так и не стал настоящим андалусцем, он навсегда сохранил черты своей патриархальной созерцательной натуры, сдержанного темперамента. Но картина Оборона Кадеса от англичан (1634, Прадо) сохранила традиционную для этого типа схему изображения – широкую, напоминающую театральный задник панораму морского побережья Кадиса с множеством испанских судов и расположенные как на авансцене портретно достоверные фигуры испанского губернатора города, командующего флотом и других исторических персонажей.
Были также заказы от ряда других церквей и монастырей Севильи. Картина покоряет величием, мощью сияющего золотисто-красного колорита со смелыми акцентами черного, ослепительно белого, голубовато-серого, голубого, розового и оранжевого. Самая известная из них – изображение Святой Касильды в богатом туалете, с цветами в руках (1630 – 1635, Мадрид, Прадо). Бонавентуре, профессору теологии Парижского университета 12 века.
Педро Ноласко небесного Иерусалима и Видение св. Поздний период творчества.
Лаврентий из Государственного Эрмитажа и алтарные картины – многофигурные композиции на евангельские темы (Гренобль, музей). В 1634 году Сурбаран по приглашению королевского двора совершил поездку в Мадрид. Петра в соборе в Севилье, 1625). Вокруг одра художник изобразил шесть францисканских монахов. Сюжет известный так же как «Юность Марии», взят художником не из Евангелия, а заимствован из апокрифических сказаний о жизни Мадонны. Эти образы составляют славу мастера. Назначение этой серии до сих пор неясно.
Рождались образы, овеянные романтикой. Торжественно представленный на небесах в окружении Отцов церкви св. Первая подписанная работа Сурбарана – Непорочное зачатие (1616).
Учился сначала у П. де Вильянуэве, затем, возможно, у Ф. Пачеко, работал в Мадриде, Севилье и Льерене. Все, что происходит в сфере потустороннего, приобретает черты реальности.
Простое, на первый взгляд, решение натюрмортов Сурбарана связано тонким ритмом, созвучием очертаний и красок предметов. Маргарита», Лондон, Национальная галерея «Св. Арагонская принцесса, супруга Диниша I известная в Португалии как Раинья Санта, т. е. Святая королева, была причислена к лику святых за свое безграничное милосердие. Учился в Севилье и окончательно там обосновался в 1628.
Бонавентуры (Дрезденская галерея), поражают не только благородством своего живописного строя, но и умением наделить поразительные по своему реализму предметы и фигуры глубокой внутренней жизнью. Самая известная из них — изображение Святой Касильды в богатом туалете, с цветами в руках (1630—1635, Мадрид, Прадо). Инесса» из севильского госпиталя де ла Сангре, ныне в Севилье, Музей изящных искусств «Св.
Первая подписанная работа Сурбарана — «Непорочное зачатие» (1616). Фото картины представлено ниже. Фомы Аквинского" (1631, Севилья, Музей Изящных искусств). Касильды в богатом одеянии и с цветами в руках (Прадо).
в его произведениях появились черты лирической созерцательности и эмоциональности взволнованности, а порой и экстатизма (Отрочество Марии, около 1660, Распятие, начало 60-х гг., – оба в ГЭ). Аполлония», Париж, Лувр). Массивные, словно отрешенные от мира фигуры в тяжелых рясах суровы их лица замкнуты, полны внутренней силы (ученые монахи ордена мерседариев Иеронимо Перес, Франсиско Сумьель, Педро Мачадо, около 1633, Мадрид, Академия Сан Фернандо монахи – картезианцы из монастыря в Херес де ла Фронтерра в Музее Кадиса портрет доктора права Саламанкского университета (1630 или 1658, Бостон, Музей изящных искусств). Торжественно представленный на небесах в окружении Отцов церкви св.
На картине изображено тело покойника, лежащее диагонально на золотистой драпировке. Натюрморты его реалистичны. В 30-е и 40-е годы XVII века Сурбаран создает свои лучшие произведения, 1631-м годом датировано его полотно – Апофеоз Фомы Аквинского (Севилья, музей). Типаж их крайне разнообразен как по внешнему, так и по внутреннему складу. В его натюрмортах предметы выстраиваются в один ряд, ни один не закрывает другого.
В мае 1639 его вторая жена, Беатрис де Моралес, умерла. Доротея, Св. Тот занимался разрисовкой деревянных скульптур для монастырей. Самая значительная картина цикла — «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским». Написанная для Зала Королевств дворца в серии полотен, посвященных победам испанского оружия, картина «Оборона Кадиса от англичан» (1634, Мадрид, Прадо) следовала общей традиционной схеме изображения, в которой широкая, напоминающая театральный задник панорама морского побережья Кадиса со множеством испанских судов составляла фон для расположенных как на авансцене портретов военачальников и офицеров.
Ранние произведения Сурбарана проникнуты сильным влиянием Караваджо (ретабло капеллы св. Его творческая эволюция не отличалась большим разнообразием исканий. Бонавентуры перед избранием римского папы» (Дрезден, Картинная галерея) и «Погребение св.
Пребывание в столице было решающим для его творческого роста. В период творческого расцвета (30-40-е гг. ) Сурбаран создавал суровые, монументально-лаконичные и вместе с тем жизненно убедительные образы, драматически напряжённые и благородно сдержанные в проявлениях чувств, отличающиеся смелой обобщённостью и материальностью пластической лепки, строгой гаммой серых и коричневых тонов, оттенённой пятнами насыщенного красного цвета (цикл картин для монастыря Ла Картуха в Херес-де-ла-Фронтера, 1638-39 ныне в Провинциальном Музее, Кадис). Самым известным считается изображение св. Все эти произведения удивляют неизменным высоким уровнем живописного мастерства.
В первом крупном заказе ордена доминиканцев для севильского монастыря Сан Пабло (1627) сказалась зависимость молодого художника от резких контрастов света и тени в искусстве Караваджо пресная вылепленность форм ("Распятие", Чикаго, Институт искусств) давала повод сравнивать эти работы с раскрашенной скульптурой. Она была на десять лет старше Франсиско Сурбарана, как и его первая жена. С 1628 жил и работал в Севилье. О разнообразии цветовых решений Сурбарана свидетельствует написанное несколькими годами позже «Чудо Святого Гуго Гренобльского» (Севилья, Музей изящных искусств) с его холодновато-изысканной гаммой красок. Эта комиссия установила Сурбарана как живописца. Он работал в только что построенном дворцовом ансамбле Буэн Ретиро, где ведущие художники Испании призваны были украсить «Зал королевств» парадными полотнами, прославляющими успехи испанского оружия.
Об эмоциональной силе и мощной пластике образов Сурбарана позволяет судить «Св. В период творческого расцвета (1630—40-е годы) Сурбаран создавал суровые, монументальные и лаконичные образы, драматически-напряженные и вместе с тем благородно сдержанные в своих чувствах. Полотно Видение св. Период расцвета. Аполлония", Париж, Лувр). Особенно характерны для Сурбарана были композиции на темы из житий святых, трактованные как сцены монастырского быта («Молитва св.
Бонавентуры Фомой Аквинским (погибла в Берлине во время Второй мировой войны), Бонавентура, председательствующий на соборе в Лионе (Париж, Лувр), Молитва св. В этих работах заметно влияние живописи Хусепе Риберы. Это неизвестно, была ли у Zurbarn возможность скопировать картины Караваджо во всяком случае он принял реалистическое использование Караваджо светотени и tenebrism.
Сурбаран был великим колористом, но он обладал и виртуозной кистью. Сильным акцентом в картине является красная шляпа кардинала, лежащая в ногах Бонавентуры. Маргарита", Лондон, Национальная галерея "Св. Уже сейчас он проявляет себя как выдающийся колорист. В первой половине XVII века испанская живопись вступает на путь реалистических завоеваний.
Бонавентуры при выборе папы Григория Х»). Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама, — хлеб внезапно превращается в роскошные цветы.
Фома написан мастером со своего друга, эконома коллегии Нуньеса де Эскобара. Педро Ноласко распятого апостола Петра", находятся в Прадо) и совместно с известным севильским живописцем Франсиско Эррерой Старшим в 1624 году в цикле для монастыря францисканцев, посвященном св. Ранние произведения Сурбарана отмечены влиянием М. Караваджо (ретабло капеллы св. Бонавентуры (Париж, Лувр). Славу живописца составили и его прекрасные женские образы. За последние годы традиционное название изменилось: легендарная дочь мавританского правителя Толедо уступила место реальному историческому лицу королеве Елизавете (Изабелле) Португальской.
В женских образах святых, которых художник писал с красивых севильянок, преобладала иная, более декоративная и светская тональность. Фомы Аквинского (1631, Севилья, Музей Изящных искусств). Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы.
В 1650-х годах в его произведениях появились черты эмоциональной взволнованности, экстатического или смягчённо-лирического толка (Распятие, начало 1660-х годов, Эрмитаж, Ленинград). Художнику удалось соединить монументальность и масштабность с удивительной точностью деталей и правдивостью образов. Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью. Бонавентуры при выборе папы Григория Х).
Историко-монументальный жанр не стал творческим призванием Сурбарана. Самым известным считается изображение св. Одни натюрморты более причастны миру каждодневности ("Натюрморт с четырьмя сосудами", 1634, Прадо), в других язык пластических форм и звучность ярких цветовых оттенков создают образ почти ритуальной торжественности ("Натюрморт с апельсинами и лимонами", 1633, ранее – Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, ныне – Музей Нортон Саймон, Пасадена, штат Калифорния).
После 1640 его строгий, резкий, бескомпромиссный стиль был неблагоприятно по сравнению с сентиментальной религиозностью уменьшенной репутации Мурилло и Зербэрана. Zurbarn умер в бедности и мраке.
Исключительные эффекты достигнуты точно законченными передними планами, сосредоточенными в основном в свете и оттенке. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 года) и, возможно, у Ф. Пачеко. Обычно его полотнам характерна простота расположения элементов, показанных на картине. Уже в 1616 году Франсиско нарисовал первую картину Непорочное зачатие. Как и портрет, натюрморт стал для Сурбарана выражением его подхода к натуре.
Все, что происходит в сфере потустороннего, приобретает черты реальности. В 1634 году Сурбаран по приглашению королевского двора совершил поездку в Мадрид. Замысел мастера прост и многозначен одновременно — перед нами Мария, будущая мать Христа Спасителя, но с внешним обликом простой испанской девочки, немного угловатой и скромной. Касильды в богатом одеянии и с цветами в руках (Прадо).
Франсиско Сурбаран (Zurbaran) (крещен 7. 11. 1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, – 27. 8. 1664, Мадрид) испанский художник. Эти образы составляют славу мастера. Три произведения из нее в настоящее время находятся в Окленде, графство Дарем (Англия). Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614) и, возможно, у Ф. Пачеко. Бонавентуры» (Париж, Лувр).
В 1650-х годах в его произведениях появились черты эмоциональной взволнованности, экстатического или смягчённо-лирического толка («Распятие», начало 1660-х годов, Эрмитаж, Ленинград). Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Одни натюрморты более причастны миру каждодневности («Натюрморт с четырьмя сосудами», 1634, Прадо), в других язык пластических форм и звучность ярких цветовых оттенков создают образ почти ритуальной торжественности («Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633, ранее — Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, ныне — Музей Нортон Саймон, Пасадена, штат Калифорния). Вместе с тем каждое событие обладает повышенной, хотя и сдержанной духовностью.
Но картина «Оборона Кадеса от англичан» (1634, Прадо) сохранила традиционную для этого типа схему изображения — широкую, напоминающую театральный задник панораму морского побережья Кадиса с множеством испанских судов и расположенные как на авансцене портретно достоверные фигуры испанского губернатора города, командующего флотом и других исторических персонажей. Zurbarn также поехал в Южную Америку. Бонавентуре, профессору теологии Парижского университета 12 века. Фомы Аквинского» (1631, Севилья, Музей Изящных искусств). Отвлеченному образу Небесной девы Сурбаран придал черты угловатой и некрасивой испанской девочки. Об эмоциональной силе и мощной пластике образов Сурбарана позволяет судить "Св.
Поездка в Мадрид. К 1630 он был назначен живописцем на Филиппа IV и есть история, что в одном случае суверен положил руку на плече художника, говоря «Живописца королю, королю живописцев». Пику творческого расцвета Сурбарана принадлежат и его великолепные натюрморты. В цикле картин для дворца Буэн Ретиро изображающем подвиги столь почитаемого в Испании Геракла (1634, Прадо), он наделил античного героя, которого писал с натурщика, грубой силой простолюдина. Документальные данные об этом цикле не сохранились.
Как и в сюжетной картине, они сочетают принцип решенной в одной плоскости статичной композиции с предельной объемностью и четкостью форм. В Мадриде он становится придворным художником.