Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Бондурянского.
Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Князю понравилась акварель и он наградил гвардейца бриллиантовым перстнем.
Федотов много бродил по Москве, наблюдал жизнь. В Москве его ожидает теплый прием. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. — писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена.
И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Глядя на рисунки Федотова, кажется, что интимный мир художника помещён им под лупу.
«Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Началась замкнутая одинокая жизнь. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». В феврале 1850 года семья Федотова в Москве оказывается в бедственном финансовом положении художник бросает все дела и едет к родным.
Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою Женитьбу, опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников.
Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.
После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова.
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). Утро. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Заказ оказался роковым. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Но основным увлечением было все же рисование.
Художник полностью отдал себя искусству. Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью.
Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Такая принципиальность художника.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Федотова называют Гоголем в русской живописи. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень.
Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Анкор, еще анкор.
Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными.
Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Наконец, однажды у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. В бедности, постоянной нужде протекало его детство.
В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Положение усугубилось-скончался отец. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Но отказаться от обеспеченного положения, обречь себя на полуголодное существование — решиться на это мог лишь человек, обладавший большим мужеством и, главное, уверенностью в себе.
Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер.
Поначалу он много над собой работал, переучивался и привыкал к правильному рисунку, ведь за долгие годы рука художника изломалась на постоянных карикатурах. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Вскоре последовал высочайший Указ, разрешавший художнику бросить военную службу для обучения живописи с назначением содержания от казны. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график.
(1851—52). Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Да и герой картины не очень достоин насмешки. понимаешь. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Рисовать начал ещё в кадетах, веселя однокашников забавными шаржами. Он остается без средств к существованию. Всё было естественно и натурально. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. Наступил самый тяжелый период в его жизни. Ему было всего 37 лет.
Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Георгий Васильевич Гринев заказывает Павлу Федотову портрет своей жены, небольшой, для своего кабинета. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России.
Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора.
Нет чувств, нет желания. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. К десяти годам он – кадет, в пятнадцать – унтер-офицер, в семнадцать – фельдфебель. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
ассигнациями в месяц». Многие картины остались незавершенными. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график.
Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя».
еще анкор. ». Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. В прессе началась травля художника.
1851).
Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Художник Федотов рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский.
Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848). Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России.
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ).
При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Приятели считали Федотова убеждённым холостяком. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Застали и что. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Однако клетка не пустовала в его рисунках.
В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Русский художник, представитель бытового жанра. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. Художник предпочитал холст или бумагу.
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Да так, что он за три месяца создал шедевр. Все знали его обычную отговорку: Птичка дорожит веткой, а не золотой клеткой.
Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. Картина эта называлась Свежий кавалер. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких.
На первый взгляд картина как картина. Они не похожи на все предыдущие работы художника.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Через год большой князь ещё посетил полк. В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей.
Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Творческий метод художника – ни шагу без натуры.
Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое.
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Александра огромное внимание уделяет камерному музицированию. Так он прослужил десять лет.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. «Взгляните этому чиновнику в лицо.
В свободное от службы время упражнялся дома, рисуяакварельные икарандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Такая мысля возникала, видимо и у самого Федотова. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ).
Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. На следующий день его не стало. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили одной семьей и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой.
Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Федотов шутил над собой в рисунках и не стеснялся являть их друзьям и знакомым. Разборчивая невеста, 1847. Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить.
Но не мог найти того, что мне хотелось. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно.
Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории и все они заканчивались расставанием. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию.
Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения.
Федотов происходил из семьи отставного прапорщика. Нет помощи семьи. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. То есть эта картина является визитной карточкой художника.
«Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Однако Федотов не торопился в отставку. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой.
В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. В конце 40-х гг.
Картина была создана в год трагической смерти художника. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись.
В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Решение далось не просто. Павел стал задумчивым и молчаливым.
На возникновение замысла картины Вдовушка повлияла судьба овдовевшей сестры Федотова, оставшейся после смерти мужа с двумя маленькими детьми, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании явиться на свет еще одного ребенка. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма.
Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Но когда его сатирические бытовые сценки попались на глаза баснописцу И. С. Крылову и тот написал ему письмо, в котором советовал развивать эту сторону дарования, художник окончательно выбрал бытовой жанр. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». Идиллию брачной серии нарушал набросок, намекавший на связь супруга на стороне.
Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки.
«Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Почти сразу Гренев умирает. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Он сочинял романсы и песни исполнял их под аккомпанемент семиструнной гитары, переиначивал на шутливый лад сцены и арии из оперы Руслан и Людмила и разыгрывал представление перед друзьями. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Чтоб поздравление было. «Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется.
А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.