Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий.
«Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия».
Церковь, самый крупный заказчик работ Эль Греко, часто была недовольна работой художника, считая, что работы его недостаточно строги и ортодоксальны. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Маврикия, 1580-1582 гг. ). О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
Мы знаем об этом человеке мало. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». В отличие от других критских художников, приехавших в Венецию, Эль Греко существенно изменил свой стиль и пытался выразить себя изобретая новые и необычные интерпретации традиционных религиозных сюжетов20.
Судя по всему, проучился в Венеции он относительно недолго, примерно в 1570 году, возможно, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма.
Тициан к тому времени уже умер, Тинторетто, Паоло Веронезе и Антонис Мор отказались ехать в Испанию. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Августин и св.
Огромное пятно винно. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. К итальянскому периоду его творчества относятся картины: «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570).
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса", 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо "Святое Семейство", около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Грек по происхождению. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить.
Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Не избежал этой участи и Эль Греко. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.
К концу жизни художник был практически разорен. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом. Поступали ему заказы и из других мест.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Это стало ударом для Эль Греко, подкосило физически, душевно и финансово. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Что, вобщем-то, справедливо. Из дошедших до нас документов видно, что с 1585 года он арендовал у герцогов Эскалона 24-комнатный комплекс, который служил ему жилищем и мастерской до конца жизни46. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее.
Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях. 1576) и др. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Один из них стал для Эль Греко роковым. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны.
В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
При этом он был человеком Ренессанса. Так или иначе, недовольство Филиппа положило конец всем надеждам Эль Греко на королевское покровительство29. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа.
Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда.
На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
Однако он сранних лет, как только взял вруки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, возникшей внутри греческой православной культуры. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Огромной выразительностью психологической характеристики обладают портреты Эль Греко: надменного Родриго Васкеса, президента Кастильского совета (ок. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он)К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) и выработал свой оригинальный стиль. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Сейчас он находится вТоледо. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
Грек по происхождению. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570).
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
данным – ок. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Там он знакомится с деканом собора Диего де Кастилья и по его просьбе расписывает алтарь. Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами.
Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Такова, например, торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса (1586-1588 гг. ). К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Но, похоже, художник работал и в скульптуре. l.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании. В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
Но каждый из них вэтот момент находится внутри себя, они видят Христа— но вто же время не видят. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. С помощью такого контраста Эль Греко удается создать тонкую характеристику этой неординарной личности. Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул». Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля — мягкие контуры и экзальтация в мимике.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. К сожалению, получившиеся работы королю не понравились больше заказов от короны художник не получал. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения.
Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Как пишет Т. П.
Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью).
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Але впливи католицьких схем значно бльш композиця Ель Греко набагато ближче до церковних образв схем католицтва (Про делла Франческа — «Мадонна дель Парто», «Мадонна милосердя» Доменко Грляндайо та нш). Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.
В Толедо же Эль Греко обзавелся семьей, правда, так и не смог сделать это официально. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. Уэтей и другие ученые отвергли мнение о том, что Крит принял какое-либо участие в его формировании и поддержали исключение ряда произведений из списка работ Эль Греко110. Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ.
Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи).
В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром». Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. В заметках, оставленных на полях издания античного трактата Витрувия об архитектуре, Эль Греко осуждает привязанность Витрувия к классическим пропорциям, перспективе и математике. Не сохранилось и личных писем живописца. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Эмоциональность свойственна и портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью.
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. f. 1. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей.
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90.
В правом верхнем углу помещен еще один рельеф. 1600). Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
Однако вряд ли это справедливо. Причины недовольства короля остались неизвестны.
Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Подобных путешественников в то время было множество.
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. (Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»).
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах».
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку. Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера (Снятие пятой печати, Лаокоон, 1610-1614 гг. ). Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-1614 гг. ). Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Бассано, Якопо Тинторетто).
Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Эль Греко не является исключением из этого правила. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Художник и сам полюбил этот город. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними.
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97.
Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел. Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана.
Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку.
Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Он не воспринимал манеру римско. Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino).
Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». i.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
В 1570 году, по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело. Каждая его работа на рынке— событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция история написания, провенанс и пр. С 1577 жил и работал в Испании. Всочетании сокружающим мраком это выглядит — наверное, правильно будет сказать— мистически.
А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. «Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Лица их настолько характерны, что среди них можно различить современников Эль Греко: Антонио, Каваррубиаса, Педро Бонавенте -- эконома церкви Святого Фомы, графа Бонавенте и других.
В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Дата предположительна, точных записей о рождении художника нет. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы».
Маврикия, 1580-82, Эскориал). Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Он заинтересовался радостными сюжетами Спасения.
К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Город оказал на него огромное воздействие.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее. Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
Впоследствии он неоднократно перестраивался. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок.
Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Документ от 2 июля 1577 года, подтверждающий размер предварительной платы за работу, является первым письменным упоминанием имени Эль Греко в Испании.
Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Как это возможно. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях. Однако, это не совсем так.
Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. Родился он (опять же, предположительно) в состоятельной семье сборщика податей и вполне мог получить хорошее образование. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Это стало характерной чертой его зрелого стиля. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами.
Крит в те времена был владением Венеции. Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях. Это тоже плод его фантазии. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Почему так произошло. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Правая рука выглядит расслабленной.
c. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Доменико Теотокопули (Эль Греко для простоты, этот испанский художник стал называть себя так гораздо позже) родился в 1541 году на Крите. XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая. Композиция резко делится на две части. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста.
Слава Богу, что так. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Maurice).
После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Зеничев). Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Скажем пару слов о деталях данной картины.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. После этого он становится известным в дворянских кругах. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. Главной темой этого периода стали страдания Христа. Эль Греко отличался независимым нравом, гордостью и собственным оригинальным стилем.
Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Скажем пару слов о деталях данной картины.
Испанские комментаторы XVII-начала XVIII веков хвалили его мастерство, но критиковали антинатуралистический стиль и сложную иконографию. e. Терезы и других испанских мистиков XVI века.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14). Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Православному досить побачити цей твр, щоб одразу пригадати кону «Покров Богородиц». Тогда же делался и полный расчет.
И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Известно, например, что он любил музыку, говорил на нескольких языках, писал тексты о живописи, скульптуре, архитектуре. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество.
Желание постигать новое Эль Греко пронес через всю жизнь: в биографии этого испанского художника можно прочесть, что он был знаком с крупнейшими учеными своего времени, а после себя оставил крупную (для своего времени) библиотеку из книг на нескольких языках. В возрасте 26 лет, в 1567 году, он отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Джексон Поллок, один из основоположников абстрактного экспрессионизма, также находился под влиянием Эль Греко. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес».
Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. Он изображает жертвоприношение Исаака.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). На вершине холма справа расположен дворец Алькасар. Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело.
Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). 1572). Особливо це помтно у церковному образ «Мадонна милосердя» (1605, льскас, шпиталь де ла Кардад). Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микельанджело. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Эта тема была близка Эль Греко. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св.
В Толедо им была написана известная работа «Погребение графа Оргаса». Творческий почерк его живописи сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Тому есть несколько причин. Зеничев). Друзья покойного -- это в большинстве своем гордые, полные собственного достоинства испанские идальго.
Эль Греко это удалось. Эту картину художник писал почти два года. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также.
Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. В 1577 году он уезжает в Толедо, где обретёт успех и напишет свои шедевры. Перш витвори мистецтва, що побачив хлопець, — це кони. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. С 1570 работал в Риме.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Ильдефонсо4. С одной стороны, он восхищался несравненным мастерством Микеланджело-рисовальщика с другой, считал его слабым колористом. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин).
Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и вырабатывал свой оригинальный стиль. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. В период 1570-х гг король Испании Филипп II строил монастырь-дворец Эскориал и, подыскивая мастеров для работы над внутренним убранством, столкнулся с немалыми трудностями.
Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св. По крайней мере, записей о том, что Иеронима де лас Куэвас стала женой Эль Греко, нет. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Не осталось унего иучеников.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Стефан и Св. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Луки.
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Для этого монастыря Эль Греко написал Мученичество святого Маврикия. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия».
Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив артикль «эль» к итальянскому прозвищу «Греко». На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность. И по крупицам восстанавливать биографию художника.
Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Свдчення про навчання в конописця потребують уточнень, але впливи конописних схем православя мають деяк твори Доменко Теотокопулоса. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. В этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта— и как светского портретиста и как мастера религиозных полотен. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
Согласно преданию, граф Оргас пожертвовал этой церкви большие сокровища и желал быть погребенным именно в церкви Святого Фомы. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55.
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
По словам Дж. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ).