Эдвард Мунк биография и интересные факты из жизни норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложенные в этой статье. Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.
С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В 1900-х гг.
Один из первых представителей экспрессионизма. Они свободны от излишней повествовательности. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Также совершалась кража картины Мунка «Вампир».
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.
Но всего пару лет спустя молодой художник вышел из-под влияния академизма и решительно порвал с реализмом. Художник страдал бессонницей и паранойей. Он не успевает на похороны и впадает в длительную депрессию.
В произведениях Мунка боль личных утрат ощущается столь остро, что зритель видит в них отнюдь не сколки с реальности, но именно состояния страдающей души. Здесь посещал уроки Леона Бонна, ходил на выставки. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Биография Эдварда Мунка с детства имеет темные пятна: в 5 лет он потерял свою мать, которая умерла от туберкулеза.
В 1930 году произошло непоправимое: у Мунка случилось кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза из-за которого он был вынужден на время оставить живопись. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло).
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. На смену приходит пафос утверждения жизни. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её23. Большое значение художник придает ритмической структуре гравюры или картины: резкому звучанию линий, силуэтов, пятен. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
Картины Мунка все так же участвовали в выставках. Преступники плохо продумали кражу, вот таким образом через пару месяцев картина была возращена.
Он издает вопль. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. «Я почувствовал крик Природы»). Уже через два года он заболевает «испанкой», но быстро выздоравливает. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Также совершалась кража картины Мунка «Вампир». Через портрет он всегда исследовал душу человека. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Шел он не как все. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Его произведения искусства очень часто становились предметом дележки злоумышленников. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Картины художника получают множество положительных отзывов, он впервые чувствует настоящее признание.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
В них запечатлен духовный путь мастера. Реставраторы сделали все, что могли, но некоторые пятна остались видны. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. После вступления немцев в Норвегию в 1940 году его картины были выдворены также из Национальной Галлереи в Осло. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь. Умер художник в 1944 году, через месяц после 80-летия. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения.
Так, его часто мучали галлюцинации, которые он описывал в своем дневнике. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер42. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». В нем многое привлекало внимание.
Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Правы все. В конце 1880-1900-х гг.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Благодаря Кристиану Крогу, Эдвард знакомится с писателем-анархистом Хансом Егером.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет14, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние15. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30.
В него вошло около трехсот листов. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение.
Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Последние годы он жил со страхом, что его картины конфискуют из собственного дома. Из последней картины вскоре вырастет знаменитый «Крик». Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. В 2004 году группа воров вынесла из Музея Мунка вариации картин «Мадонна» и «Крик». Вскоре семья переселилась в столицу.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». В 1883 году случился публичный дебют Эдварда – он презентовал картину «Этюд головы». По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. История зарубежного искусства. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Он считается представителем экспрессионизма, причем одним из первых.
При этом обе картины были повреждены. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. В 1890 биография Эдварда Мунка немного светлеет: в Христиании проходит выставка его картин, где он получает более доброжелательные отклики. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Смелая независимость Мунка, перешагнувшего узкие рамки натурализма, вызвала бурю негодования. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Портреты художника – исследование человеческой души.
Его отец, Кристиан, был военным врачом. Что за чертовщину они там плетут. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Хотя Мунки жили небогато, даже бедно, они происходили из влиятельной в культурном отношении семьи: их дальним родственником был известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи Давида Якоб Мунк, отец Кристиана был прославленным проповедником, брат, Петер Андреас Мунк— выдающимся историком4. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Любовников как будто скрывает мгла. Когда Норвегия была оккупирована, Мунка называли «истинно нордическим» художником. Поиски заняли целых два года. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.
Мунк также верил, что когда-то лун было две. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»).
Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. В конце следующего года он получил стипендию, на которую отправился во Францию.
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна.
В течение всего детства Эдварда его семья часто переезжала с места на место. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В 1889 Мунк уехал в Париж, где познакомился с новыми направлениями в живописи – постимпрессионизмом и зарождающимся модерном. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Преступники плохо продумали кражу, вот таким образом через пару месяцев картина была возращена. Неприятие смутило Мунка и следующие его картины были консервативны. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч. Работа приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В 2006 году они были возращены в Музей, а злоумышленники получили свое наказание.
Получается лучшая гармония красок. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Предполагается, что на становление его нового стиля повлияли работы Поля Гогена, которые он мог видеть во Франции. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Реставраторы сделали все, что могли, но некоторые пятна остались видны. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
В 1881 он поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка.
Его произведения искусства очень часто становились предметом дележки злоумышленников. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Эдвард Мунк, творчество которого переживало времена застоя, вышел из депрессии и создает одну из самых известных картин – «Ночь в Сен-Клу». Мунк обладал даром психолога, вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Скупое, достоверное описание, напряженный язык черно-белой гравюры помогают художнику создать некий универсальный, вневременной образ природы. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Чаще всего семья находилась в Христиании, Норвегия (ныне Осло). А сам художник после небольшого перерыва отправился во Францию. В 1994 году была похищена его знаменитая картина «Крик» из Национальной галереи.
Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Но и этот роман заканчивается трудным расставанием из-за странного поведения Мунка. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». В 1916 он покупает виллу, где занимается садоводством. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Картины Мунка все так же участвовали в выставках. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Картина становится символом вечного возрождения жизни. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Он быстро познакомил молодого человека со столичной богемой. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Благодаря Кристиану Крогу, Эдвард знакомится с писателем-анархистом Хансом Егером. И ровно через 10 лет от этого же заболевания умерла старшая сестра Софи. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Уже в середине 80-х гг.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Проект остался нереализованным. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Останавливался, думая о чем-то.
Живое побеждает смерть. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Создана картина в Берлине. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Всего он провёл там более полугода. Э. Мунк – это настоящий талант и мастер своего дела.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. В 80-е гг. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. В сущности его картины 80-х гг.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28. Умер художник в 1944 году, через месяц после 80-летия. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Он называл это «лошадиным лечением».
В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Вернувшись в Норвегию, он пишет картины «Меланхолия» и «Фриз жизни». В 1886 году Мунк представил свою картину «Больная девочка», критики восприняли её очень негативно. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
В 1994 году была похищена его знаменитая картина «Крик» из Национальной галереи. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Его наставником становится художник-натуралист Кристиан Крог. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Делал несколько шагов.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Пластический язык обретает исключительную силу. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Осенью он едет в Париж. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.
Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на лице и психологической характеристике. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции.
Это были первые опыты художника. Мунк упорно учился. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Хрен редьки не слаще. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В 1886 году Мунк представил свою картину «Больная девочка», критики восприняли её очень негативно.
От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. В 2006 году они были возращены в Музей, а злоумышленники получили свое наказание. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Богатый покровитель устраивает Мунку персональные выставки в Берлине. В основе языка этих работ – лаконичная композиция, лишенная многословности, локальный цвет, решенный нередко на столкновении тонов. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Вернувшись в Норвегию, он пишет картины «Меланхолия» и «Фриз жизни».
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу.
Его картины изобилуют темами одиночества и смерти, а также жаждой жизни. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Лицо человека – застывшая безликая маска. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Он не успевает на похороны и впадает в длительную депрессию. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. Он поступает в технический колледж, где отлично изучает точные науки.
Здесь посещал уроки Леона Бонна, ходил на выставки. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Семья жила довольно скромно, можно даже сказать бедно.
Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов. Постепенное развитие темы, поиски ее различных решений, вариации одного и того же мотива являются неотъемлемой частью творческого метода художника. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов12.
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Его наставником становится художник-натуралист Кристиан Крог. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Парень часто болеет, но старается не пропускать занятия. В конце следующего года он получил стипендию, на которую отправился во Францию.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Вскоре Эдвард узнает о смерти отца и это известие наносит ему сильный удар. В 1881 он поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. При этом обе картины были повреждены.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Биография Эдварда Мунка продолжается годами становления. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Он поступает в технический колледж, где отлично изучает точные науки. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей.
В последние годы творчества его картины приобрели более грубые черты, но более мирные сюжеты. Из последней картины вскоре вырастет знаменитый «Крик». В 1883 году случился публичный дебют Эдварда – он презентовал картину «Этюд головы». Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Вскоре отношение нацистов к Эдварду изменилось и его заклеймили. Рядом с ней – мать.
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Ей 26 лет и она замужем. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Его портреты превосходно отражали характер человека. В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению9. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Осенью он едет в Париж.
За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). В 1921-1922 гг. Всего он провёл там более полугода.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Всего он провёл там более полугода. Он казался странным. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Уже через два года он заболевает «испанкой», но быстро выздоравливает.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Всего он провёл там более полугода. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов.
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
В течение 1909-1916 гг. Вскоре у него завязываются еще одни отношения с виолончелисткой. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них. Осенью он едет в Париж.
Он оставил после себя огромный архив. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.
В Германии у Мунка было много друзей. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание.
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Неприятие смутило Мунка и следующие его картины были консервативны. Богатый покровитель устраивает Мунку персональные выставки в Берлине. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
Здесь он проживёт остаток жизни. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Последние годы он жил со страхом, что его картины конфискуют из собственного дома. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Вопросы любви, женственности, взаимоотношений мужчины и женщины были для художника центральной темой. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог.
Биография Эдварда Мунка продолжается и сегодня, ведь в его картинах есть он сам. Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую – офорт, в основном занимавший его вначале. В 1930 у него случились проблемы со зрением из-за чего он почти прекратил писать. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. В 1930 у него случились проблемы со зрением из-за чего он почти прекратил писать.
Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Также считается, что он боялся рыжеволосых женщин. Биография Эдварда Мунка продолжается и сегодня, ведь в его картинах есть он сам.
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Его творчество оказывает большое влияние на современников по сей день. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.
Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Эдвард Мунк, творчество которого переживало времена застоя, вышел из депрессии и создает одну из самых известных картин – «Ночь в Сен-Клу». Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены. Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Он быстро познакомил молодого человека со столичной богемой. Вскоре отношение нацистов к Эдварду изменилось и его заклеймили. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Парень часто болеет, но старается не пропускать занятия. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
В 1890 биография Эдварда Мунка немного светлеет: в Христиании проходит выставка его картин, где он получает более доброжелательные отклики. Он проводит там полгода, активно занимаясь творчеством. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Достоевского «Преступление и наказание». Грин позаимствовал наименование для своего романа. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Когда Норвегия была оккупирована, Мунка называли «истинно нордическим» художником. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг.
В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста имевшего репутацию консерватора. Также считается, что он боялся рыжеволосых женщин. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Правда правоохранительным органам удалось провести успешное расследование, благодаря чему «Вампир» был найден.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад.
По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
А сам художник после небольшого перерыва отправился во Францию. В 1916 он покупает виллу, где занимается садоводством. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка.
De gustibus non est disputandum. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Но больше всего его раздражали пальцы.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. ориентация норвежского искусства меняется. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. На первом варианте небо написано в багряных тонах. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В его судьбу вторглась война. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. В 2004 году группа воров вынесла из Музея Мунка вариации картин «Мадонна» и «Крик». Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. В это время окончательно формируется стиль Мунка – четкие линии, символичные сюжеты и простые формы.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В 1892 художник участвовал в большой выставке в Берлине, но его картины были встречены враждебно. Правда правоохранительным органам удалось провести успешное расследование, благодаря чему «Вампир» был найден.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Она называлась «Дорога никуда».
Так, его часто мучали галлюцинации, которые он описывал в своем дневнике. Он начинает все чаще проявлять агрессивность и подозрительность.
носят пейзажный характер. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Вскоре Эдвард узнает о смерти отца и это известие наносит ему сильный удар. Берлинский периодВ 1892 году Мунк принял участие в совместной выставке немецких символистов в Берлине. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Биография Эдварда Мунка продолжается годами становления. Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами.