Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне.
Они во всех видят русофобов и врагов народа. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу.
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. У них в голове есть некий мифичекий "образ народа", который ".
Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады». Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.
Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Такого рода сцены природы воспринимались как живопись, предназначенная лишь для иллюстраций журналов и репортажей.
Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков.
По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: "Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Веласкес, который был величайшим примером для Мане, копировал многие полотна Тициана. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Они одинаково ненавидят и власть и оппозицию. Скандал был полным.
Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. В конце концов победила его приверженность к искусству. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером.
В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Полковник Фурье не настаивал, но тут же повидался с м-сье Дефоконпре и сказал ему, что готов оплатить из своего кармана уроки рисования, которые будут даны Эдуарду. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными.
Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. В конце концов победила его приверженность к искусству. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Однако через некоторое время восстает против его обучения ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции «школы здравого смысла» или «золотой середины», которая находила Энграслишком холодным, а Делакруа «слишком горячим» и самодовольно мнила себя способной соединить в себе все достоинства классиков и романтиков. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ).
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон).
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков.
Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. В работе видны характерные для Мане тенденции: стремление к мгновенной фиксации увиденного и, в то же время, к статичной манере письма.
В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. В эти же годы художник впервые достиг общественного признания.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Они не воспринимают окружающий мир как нечто многообразное и непрерывно изменчивое. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника.
Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» – своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Уроки рисования, как ни странно, не вызывают у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитает рисовать портреты своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.
Именно он познакомил Сезанна с Мане. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя». Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Одна из таких работ «Балкон». Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя.
Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой.
восторга за рашу. Он посоветовал своему шурину позволить сыну посещать факультативный курс рисунка в коллеже Роллен. В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».
Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах «L39Artiste».
В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения).
Рисовать он начал еще в коллеже. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть». Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. Такова была его художественная программа. Эти испытывают экстаз от любой беды в государстве. Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже.
Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Художника не случайно называли живописцем современной жизни.
В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру.
Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. И тем не менее, ничто не прошло даром.
В 1874 году открылась первая выставка художников – импрессионистов. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля «Гавр-и-Гваделупа». Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта.
Шардена,, П. -П. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством.
М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. При этом из страны они не валят и революцию делать не спешат.
Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.
Тематическая и техническая новизна картины снова вызвала удивление и непонимание близких Мане. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет – картинам «Аржантей» и «В лодке». Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Их признание имело значение. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. нужно неизменно. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет).
Правда, не обошлось и без казусов: упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, которая и состоялась, приведя к ранению обидчика. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.
Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Тень фигуры не соответствует её положению. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане.
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862).
В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию». Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине.
Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Да, теперь было слишком поздно. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета.
Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Сколько же идиотов на свете. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Но в 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отходит от них, оставляя место главы движения заКлодом Моне. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868) и Мопассана: «Нана» (1877), «Официантка в пивной» (1878), «В кабачке папаши Латюиля» (1879), Бар в «Фоли-Бержер» (1881 – 1882). Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».
Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Мане был поражен и оскорблен реакцией на свое произведение. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине.
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Тень фигуры не соответствует её положению.
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. поднять с колен", ага чтобы он тут же опролкинулся на задницу от ". Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
Хотя Мане отвергал учебные каноны своего наставника, Кутюр научил его использовать опыт великих колористов прошлого, выразительность фактуры и светотени. Благодаря дядюшке Эдмунду, регулярно водившего мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Но не тут-то было. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами.
Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
перешёл к пленэрной живописи. В декабре 1881 года по рекомендации Антонена Пруста, друга детства художника и нового министра культуры, Мане был награждён орденом Почётного легиона. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ).
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию.
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
Луи Наполеон под давлением Соединенных Штатов бросил затем Максимилиана на произвол судьбы. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. В этом рисовальном классе, который был расположен по соседству с гимнастическим залом, учитель заставлял Эдуарда рисовать с гравюр и изредка – с орнаментальных рельефов. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862).
Любитель абсентаПервое значительное произведение – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). На чем бы она ни паразитировала. ". Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового – с иными целями и языком.
В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. ". Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом.
Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Среди них были: писатель Золя, художники Фантен-Латур, Ренуар, Сезанн, Моне, Сислей, Гис, некоторые критики. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению.
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Желая получить в лице учителя художественного революционера, Эдуард был сильно разочарован скучными уроками откровенно не любившего Мане живописца. Копировал их и Мане и не только в Лувре. Но его тянуло к большим полотнам и он все-таки взялся, превозмогая болезнь, за свою последнюю композицию. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.
Этим двум картинам сильно досталось от критиков. В 1850 году жизнь Мане ознаменовалась знакомством и последующим бурным романом с некой пианисткой Сюзанной, вскоре родившей ему внебрачного сына, которому официально художник приходился крестным отцом. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Конфликт усугубился с появлением следующего произведения Мане – знаменитой Олимпии, которая также стала своего рода пощёчиной общественному вкусу. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Уроки у известного живописца-академиста Тома Кутюра не приносили творческого удовлетворения и Мане многое постигал сам, путешествуя по Европе и копируя работы видных мастеров. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.
Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке.
«Портрет Золя» – дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Мане лишь превратил героев древнего мифа в современников. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
Ибо смысл их существования – нытье и все те же Инет-сопли. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Композиция группы восходит к гравюре М. Раймонди по картону Рафаэля, но трактовка образов получила более живой и конкретный характер, а неприкрытая мифологическим сюжетом нагота модели вызвала бурное негодование публики и прессы. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Еще одна категория идиотов, больных на всю голову, это оппозиционеры-отрицалы. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей.
Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника.
В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
Весь Париж стоял на голове. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом.
Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Их образы символизируют муз. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри.
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане Эдуард (Manet), французский художник. возродить" и ". Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».
Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра.
В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Юношу привлекла эта скандальная слава. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства.
Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
Часто используются контрастные переходы от светлого к темному без усложнения восприятия множеством оттенков.