Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. Бернини сильно переживал и перестал есть. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад.
По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии». Официальное папское расследование в 1680 году окончательно реабилитировало Бернини, возложив всю вину на Карло Мадерно, который заложил недостаточно мощные фундаменты для башен.
Они много разговаривали. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Взлохмаченные волосы Плутона, податливая плоть Прозерпины, листья, начинающие покрывать Дафну, — всё это демонстрирует, с каким восторгом и точностью Бернини переносил реальные формы в мрамор.
Кажется, что созданные Бернини Лоренцо персонажи живут, разговаривают, дышат, жестикулируют, а порой и выходят из своих обрамлений. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура.
Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». Достаточно рано проявил он себя и в качестве мастера скульптурного портрета. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона.
Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву. Сохранилось порядка 300 рисунков, но это лишь малая часть того количества, которое он, предположительно, создал за всю жизнь. И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем».
Лаврентий Римский (лат. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов. ) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть. Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции.
Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Однако вскоре всё испортилось. Об исключительном даровании художника свидетельствуют даже самые ранние его работы – скульптуры Похищение Прозерпины (1621-1622), Давид (1623-1624), Аполлон и Дафна (1624). Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк). Через два месяца появились трещины.
Петра. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини.
Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все — 1619—1625) Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и линий отражающей эмоциональное напряжение персонажей и почти иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор.
Называется она Экстаз св. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ. Бернини и его современники, архитектор Франческо Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона, сыграли ведущую роль в возникновении римской архитектуры барокко. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника.
По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело. ». Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. Годы ее создания – 1656-1665.
Петра, 1657-63 и церковь Сант-Андреа аль Квиринале, 1653-58, в Риме). Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству. Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).
Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды. Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности».
«Давид» Бернини еще один пример этого. Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки.
Доказательство тому — Рим. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа изображающая экстаз испанской монахини Терезы Авильской. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)67.
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна.
Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Плутон видел, как резвилась Прозерпина и решил её тут же похитить. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры». Впрочем, не привыкать. Все они вскоре были отвергнуты. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу.
Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод». драгоценнейшее наследство. И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона.
Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Просвечивающий в глубине площади и замкнутого трапециевидного пространства, по-разному освещаемый лучами солнца, фасад храма вдруг вырастает во всем величии, зрительно подчеркнутом расходящимися в перспективе галереями. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор.
Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность.
Петра. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. В 1605 году семья уехала жить в Рим.
barocco, буквально – причудливый, странный) один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII вв. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа. ». Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).
В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Петра. Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII.
Часто можно услышать историю, о том, что Бернини специально изваял одного из речных богов неодобрительно взирающим на близ расположенную церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, фасад которой был спроектирован Франческо Борромини извечным соперником Бернини. Он представляет собой большую чашу, символизирующую море, посередине которой возвышается утес, сложенный из травертина и по бокам своим снабженный просветами, через которые со всех четырех сторон открывается вид на площадь. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). В «Экстазе св. Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город».
Он еще молод и только пробует сочетать разные традиции, стили, манеры, приемы, но подобное сочетание станет одной из главных отличительных черт барокко. Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. Годы их создания – 1619-1625.
Посередине створок три пчелы, символ папской власти. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. С одной стороны его творчество – отражение требований церкви (не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту), с другой – оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации.
Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Терезы. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии».
Бернини переехал в Рим в 1605 году. При всей живописной риторике, эти произведения имеют последовательно нарастающие черты, полные глубокого внутреннего драматизма, который сумел достичь своей кульминации в последнем скульптурном произведении Бернини – оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (1674). После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Другие проекты постигла та же судьба46.
Скульптурное убранство тоже минимально. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).
В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve).
Отцы Церкви – почётный титул используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона – списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) иерархической организации и богослужения Церкви. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады.
Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. В 1636 году, папа Урбан VIII, торопясь закончить с внешним убранством собора Святого Петра, велел Бернини, главному архитектору собора, построить две давно задуманные колокольни на фасаде. Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры». Бернини ответил уклончиво. Скульптура решена многозначно, Бернини использовал живой, даже, философичные приемы для того, чтобы показать божественное начало Плутона, его величие и мощь и незащищенность и открытость Презернины. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам».
Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Он является автором множества портретов. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. В июле 1641 года он представил свою первую башню.
С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости.
Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. Петра для римского собора св. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.
Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века). Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости. Донателло, Верроккио, Микеланджело и наконец Бернини.
Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении. Петра. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска.
Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории.
Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Бернини Джованни (Джан) Лоренцо (Bernini) (1598-1680) итальянский архитектор и скульптор. Однако вскоре всё испортилось. 43 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра.
И все произошло как и было предсказано. 225, Оска, Римская Испания – 10 августа 258, Рим). И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж47. Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов.
В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Драматичный натурализм мастера обычно связывают с мотивами греческой эллинистической скульптуры. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII). Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese).
Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Расцвет искусства Бернини был связан с более высоким — по сравнению с Боргезе — покровительством кардинала Маффео Барберини, который в 1623 году становится папой Урбаном VIII. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи.
Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было.
В одной из ниш собора была установлена гробница Урбана Восьмого, продолжая, таким образом, традицию возведения ренессансного «триумфального надгробия». Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела.
Питая добрые чувства к Папе, Бернини именно для него устроил эффектную постановку на открытии фонтана. И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом». «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане.
Бернини также начал работы над усыпальницей Урбана VIII, законченной только после смерти Урбана в 1644 году, одной из длинной и примечательной серии усыпальниц и надгробных памятников, которой известен Бернини и которую часто копировали последующие мастера из-за сильного влияния Бернини на этот жанр. Но Деметра была богиней плодородия и без неё всякий рост на земле прекратился. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Со временем истина была открыта. Все они вскоре были отвергнуты. Также, Бернини умерил количество цвета и украшений в здании, фокусируя зрителей на простоте.
Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. И это чуть не стоило ему карьеры. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила.
Все эти работы находятся в Риме в галерее Боргезе. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Вопрос решился сам собою. Популярность Бернини была так велика, что во время его прогулок на улицах буквально собирались толпы.
За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Другие проекты постигла та же судьба45. Трещины увеличивались. Петра, 1657-66).
Если Буонаротти был одиноким и замкнутым мастером, Бернини, несмотря на неприязнь своих конкурентов, был увлеченным учителем, который делегировал некоторые задачи своим помощникам и ученикам. Единственная надежно датированная работа — это изображение апостолов Андрея и Фомы, хранящаяся ныне в Лондонской национальной галерее. Сюда же можно отнести церковь СантАндреа аль Квиринале (1658), которая не может не впечатлять своим мощным пульсирующим ритмом, «Королевскую лестницу» Ватикана (1663-1666) в которой посредством использования абсолютно хитроумного трюка удалось добиться представления спускающейся сверху фигуры более высокой, чем это есть на самом деле. Теперь он не только ваял скульптуры для частных резиденций, но и играл весьма значительную роль в масштабах города, как скульптор, архитектор и градостроитель.
Спрашивала подруг, но никто не видел её. Выходит, это всего лишь копия. Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект.
Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Они много разговаривали.
Уже позже Лоренцо смог вернуться к монументальным работам, создав бронзовую «кафедру Св. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного». Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов».
Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. Ансамбли Бернини сумели вовлечь любого зрителя в довольно сложную постановочную игру, усиливая тем самым праздничность и авантюрность облика «вечного города».
Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны. В 1606 г. отец взял Джана с собой в Рим, где работал над несколькими проектами в папских залах Ватикана. Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу.
В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Учителем Джованни стал его родной отец, но особое влияние на юного художника было оказано скульптурой поздней античности и живописью болонской школы. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto).
Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» (БСЭ). Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены».
После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. По мнению архитектора Борромини, Лоренцо получал лучшие заказы, например, невероятно притягательный по красоте и величию, пышно отделанный скульптурами, позолотой, живописно сочетающий различные материалы внутренний интерьер Базилики Святого Петра. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. На другой высечено имя Урбана VIII. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века.
После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Интересно, что размах крыльев голубя, который кажется зрителю относительно небольшим, составляет около 3 метров.
Портретные бюсты в его исполнении относятся к шедеврам именно данного вида искусства, которые не могли не впечатлять своим полнокровием эмоций и характеров – К. Буонарелли – возлюбленная художника (1635, Национальный музей во Флоренции), кардинала Ш. Боргезе, (1632), герцога Франческо д Эсте (1650-1651, Музей Эсте в Модене), Людовика Четрынадцатого (1665, Национальные Музеи Версаля). Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Внутри собора авторству Бернини принадлежат (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Другие проекты постигла та же судьба. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение.
Место перед статуей становится частью концепции. Так, на площади св. В 1568 г. папа св. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
Наша справка. Барокко (итал. Интерес к Бернини вновь вырос. Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Во время полного драматических событий путешествия Эней попадает в Карфаген, где его надолго задерживает гостеприимный прием и вспыхнувшая к нему любовь царицы Дидоны.
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан.
Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями).
Также, Бернини автор скульптуры Мавра для (1653) на Пьяцца Навона. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной. архитекторов и всех тех, кто был связан с архитектурой по ведомству Кольбера, возглавившего в качестве верховного администратора всю строительную деятельность государства.
Замерла жизнь на земле. Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный. Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери.
Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности». Тем не менее, репутация Бернини была серьёзно подорвана и в феврале 1646 года его противники убедили папу отдать приказ о сносе башен, что навлекло на Бернини большое унижение и серьезный финансовый ущерб. Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде.
Несмотря на разногласия с папой Иннокентием X испытывавшим к скульптору явную неприязнь, Бернини все-таки удалось получить от него крупный заказ в 1651 году. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам.
Кафедра Святого Петра была реконструирована в монументальное бронзовое сооружение и стала соответствовать по великолепию балдахину Святого Петра, построенному в соборе ранее. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Впрочем, Франко Мормандо отмечает, что это всего лишь одна из многочисленных легенд вокруг Бернини и решительно отвергает саму возможность реальных оснований под ней60. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670).
Было проведено расследование причин ошибки Бернини. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. После Лоренцо осталось очень много экспрессивных автопортретов, – графических, скульптурных и живописных, выполненных в различном возрасте, – поздний бюст в Петербургском Эрмитаже, картина в галерее Боргезе (1622).
Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало. Не было плодов в садах и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья.
На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте – «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора» ср. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Для решения стоявших перед ним многообразных задач Бернини как будто недоставало природных свойств материала и выразительных средств скульптуры.
И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды.
Среди произведений того периода стоит упомянуть бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и особенно два бюста Шипионе Боргезе— второй из которых был изваян Бернини, когда в мраморе первого обнаружился изъян. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного». Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св.
Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св.
Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои – сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия.
«Давид» Бернини еще один пример этого. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. В это время вне Ватикана им было создано известное сегодня скульптурное произведение «Экстаз Святой Терезы (1645-1652)», которое располагалось в капеллеКорнаро римской церкви Санта Мария дела Виттория.
Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет.
Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы.
Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини.
Деятельность Бернини этого времени сосредоточилась на проектировании зданий и их окружения. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини.
Петра» (1656—1665). Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью39. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.
Он прославлял и абсолютизм и католицизм. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Но вот в одном он оплошал.
Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. Адольф пытался спрятать Копье.
В 1646 году Джан Лоренцо окончательно впал в немилость папы Иннокентия X, когда были обнаружены трещины у подножия южной колокольни базилики Святого Петра. Петра с кафедрой св. Все они вскоре были отвергнуты. Эта точка зрения разделяется и другими учёными. Laurentius – «увенчанный лавром» ок.
Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое».
Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Борромини представил все улики против Бернини. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном.
Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652). В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения.
Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Кроме того, в этот период он занимался церковью Санта-Мария дель Ассунцьоне в Аричче, с круглыми куполами и трёхарочным портиком40. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность.
Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее.
Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам. «Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни. Скульптурное убранство тоже минимально. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер.
Петра» в соборе святого Петра (1656-1665), которая была украшена статуями ангелов и церкви и еще одно триумфальное надгробие для папы Александра Седьмого (1671-1678). По обе стороны от скульптуры расположены своего рода театральные ложи, с рельефными изображениями членов семьи Корнаро— венецианской семьи, в честь которой сооружена капелла, включая кардинала Федерико Корнаро, который и заказал капеллу Бернини— погружённых в разговор между собой, предположительно, о событии, происходящем перед ними.
Петра «Кафедре св. Кроме того, будучи глубоко верующим человеком и работая в Риме периода Контрреформации, Бернини применял свет как театральный и метафорический инструмент в своих религиозных сооружениях, часто используя скрытые источники света, которые могли бы усилить эффект богослужений или повысить драматизм скульптурного повествования. Петра.
Они-то и вернули его в Вену. Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII-XVIII вв. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви.
О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Но в то же время они полны особой энергии, приподымающей их над обыденной жизнью.
Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)45. В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе.
Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных). Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Амалфея, Амалтея, Амальтея (др. -греч.
Высоту балдахина — двадцать девять метров — многие современники считали чрезмерной. Как «светский» скульптор Бернини – прежде всего автор многочисленных портретов.
Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Единственное произведение, оставшееся от его недолгого пребывания в Париже, это бюст Людовика XIV.
Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой.
Современники его были поражены ощущением живой плоти и необыкновенной иллюзией жизненности, присущими его скульптуре. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы.
Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Лаврентия». Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города.
Скульптурная группа включает в себя коленопреклонённого Александра, четыре женские фигуры изображающие добродетели, свойственные усопшему при жизни и Смерть с песочными часами в руках50. И тут по тайному знаку Бернини забили струи. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер.
Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно». Скульптурное убранство тоже минимально.
В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро в церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в двести восемьдесят метров, архитектор загородил прямой путь к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси — два фонтана С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате».
Пылкий темперамент скульптора можно наблюдать и в его графических саркастических шаржах на современников из-за которых в итальянском языке появилось слово «карикатура». Уничтожение заняло 11 месяцев. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди.
С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне.
Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. В них также воплощена концепция барокко. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Папа принял решение уничтожить башни.
Это, разумеется, ошибочно, фонтан был построен за несколько лет до окончания работ над фасадом. А говорить о них можно очень долго.
Эти четыре скульптора имели абсолютно различные цели. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века).
Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре). Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине.
Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре.
Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим. Петра в Риме по проекту Бернини. История об этом умалчивает. Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век.
За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы».
Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Гибель грозила всему людскому роду. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини57. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием.
По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. В творчестве Бернини сформировался тип парадного портрета барокко с его реалистической достоверностью, психологической остротой и бравурной декоративной пышностью (Людовик XIV, мрамор, Национальный музей Версаля и Трианонов).
А мои колокольни будут выше купола Микеланджело. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого. Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж.
В результате образовалась овальной формы арена, на которой граждане, гости города и паломники могли стать очевидцами публичного появления папы в лоджии на фасаде собора святого Петра или на балконах соседних дворцов Ватикана. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома.
При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Эта точка зрения разделяется и другими учёными. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Результатом стала сложная, но тонко организованная среда, обеспечивающая возвышенную духовную обстановку для максимальной передачи зрителю ощущения чудесного события.
1598, Неаполь, – 12. 11. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных. Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Художник вернул себе славу. Услыхала крик Прозерпины Деметра.
В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Просто посмотрите на кровать Людовики. В 1930-е гг. Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы.
Иннокентий X стал дружить с ним. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи.
Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом». Бернини переехал в Рим в 1605 году. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15.
Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины.
Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. В июле 1641 года он представил публике первую башню, а через два месяца на ней появились трещины, с каждым годом они разрастались и в феврале 1646 года, по решению комиссии, колокольни работы Бернини были снесены.
Виртуоз обработки мрамора и бронзы, он создавал на них имитацию блеска, придавал эффект мягкой кожи, копировал структуру тканей. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Лаврентия». Соединив классическое великолепие скульптур Ренессанса и динамичную энергию периода маньеризма, Бернини создал новую концепцию для религиозных и исторических скульптур, наполненных драматическим реализмом, волнующими эмоциями и с динамичной сценической композицией. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь.
Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. Так где же сегодня находится чудо-Копье. Его авторитет был непререкаем. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос. По эскизам Лоренцо впоследствии были возведены пышные фонтаны, которые олицетворяли монументальные и в то же время поражавшие своей живостью природные стихии – это и Тритон на площади Барберини (1642-1643) и фонтан Четырех рек на площади Навона (1648-1651) и «ватиканский форум» – знаменитая площадь, расположенная перед собором Святого Петра (1656-1665), которая, как считает сам мастер, заключает в свои объятия, делая собор главным храмом всего католического мира. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе.
Родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и к восемнадцати лет создал замечательную группу Аполлон и Дафна, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Вот уже много лет их творение кружит голову каждому, кто входит в собор Св. Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Последней крупной работой мастера, законченной до его смерти, стала гробница папы Александра VII в соборе Святого Петра.
А у меня дом. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса.
В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652). Реконструкция (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона». Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).
Только вскрикнуть успела Прозерпина. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).
римское предание о Корнелии).
Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра.
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др. ). Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Но выполнить его задание не успели. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Один из самых знаменитых фонтанов Рима.
В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)63. Находится в римской Галерее Боргезе.
Но оно ли это, так и остается загадкой. Но не тут-то было. Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. То же самое можно было сказать и о его скульптурных произведениях. В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини.
Порой кажется, что герои живут, дышат, разговаривают, жестикулируют иногда даже «выходят» из своих обрамлений и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шелк рубашек, материю плащей. Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе.
Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна.
Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Крупнейший представитель барокко. Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра.
Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св.