Картины и биография Диего Веласкеса. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин.
Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Их судьбы зачастую трагичны. Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале. В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения.
Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи». Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. В Риме он создает шедевр – портрет римского папы Иннокентия X. Даже сам папа с удивлением отметил его реалистичность. 1650-е годы можно считать самым плодотворным периодом творчества Веласкеса.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Сохранилось около десятка подобных работ. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам. Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали».
Подпись – своего рода оценка художником собственного труда. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи. 1631. Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво. » За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов. В возрасте неполных 19-ти лет Диего влюбился в дочь своего патрона 15-летнюю Хуану и вскоре обвенчался с ней.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В картине Сдача Бреды (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность.
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Художники – народ «проблемный». В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Талант к живописи мальчик смог обнаружить у себя в очень раннем возрасте, а уже в десятилетнем возрасте его отдали учиться сначала к известному художнику Франсиско Эррере Старшему. Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный около 1650 года.
Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов. Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией. В конце августа 1629 года Веласкес прибыл в Геную. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. 1608-1670). Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко. Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне». В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.
Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Менин часто называют картиной создания картины.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Оттуда он направился в Милан, а затем — в Венецию. Веласкес настолько преуспел в живописи искусстве рисования, что с 1623 года, когда ему было всего 24, уже стал придворным живописцем короля Филиппа IV. Картина «Непорочное зачатие», ок. Филипп IV женился дважды. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса.
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. 1620). По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес.
Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Картины «Завтрак» (ок. Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много.
В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Это произошло 6 августа 1660 года. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году).
Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Впрочем, не бывает правил без исключений. Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой.
Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства». Но они никак не проявили себя. От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II). Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV.
Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. Веласкес познакомился со скульпторами Дж. Л. Бернини и А. Альгарди, живописцами К. Лорреном, П. да Кортоной, Маттиа Прети и Сальватором Розой. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). И портрет удался. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские.
Им стал Франсиско Гойя. Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным. А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет.
Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. У майстерн Еррери Дго провчився недовго, вони з майстром не зйшлися в поглядах вн перейшов до ншого вчителя — Франсиско Пачеко, шанувальника академзму епохи Вдродження. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта.
Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Музыкальный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо. Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо).
На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644).
К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Впоследствии оно только увеличивалось. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Художник же как мог оттягивал отъезд.
На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук. Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Таким образом художник напоминает об их статусе. Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение.
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Они не просто передают черты лица позировавшего художнику человека, но, прежде всего, выражают его внутреннее состояние. Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием.
Веласкес Диего, великий испанский художник. 1625 год. В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»).
То же и портреты Веласкеса. Народився 6 червня 1599 року в невеликому мстечку Севлья в см вихдцв з Португал. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628 – 1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634).
«Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. После арагонского похода (1642-44), в котором художник сопровождал своего короля, Диего получил назначение на пост администратора королевского двора. Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). До 1623 работал в Севилье. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно Сдача Бреды, где его мастерство предстает во всем блеске. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Но сильнее всего его манила живопись. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Один из них представлен слева. Смысл произведения типичен для эпохи барокко: размышление об увядающей красоте, суетности и бренности человеческой жизни. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Это решение оспорил король Филипп IV.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Их можно увидеть в зеркале на заднем плане.
Он копировал картины Тинторетто, фрески Микеланджело изучал античную скульптуру, знакомился с произведениями современных ему итальянских художников. Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году. Отсюда появилось большое количество завистников. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости.
Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629) известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение). Вот таким образом полнее всего в музее представлены работы мастеров, бывших фаворитами Филиппа IV и его деда, Филиппа П. Здание Прадо – это не только собрание шедевров, но и шедевр само по себе. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
Героями трех из этих работ стали карлики. Иногда фон вообще выбирался условный. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание.
Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
Король благоволил мастеру, доверяя ему, помимо собственно живописной работы и исполнение массы других – в том числе и дипломатических – поручений. С 1622 года он возглавил правительство. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом». Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи.
В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах».
Портрет исключительно хорош в живописном отношении. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Именно в Венеции художник столкнулся с наиболее яростным неприятием итальянцами испанцев как таковых и в октябре 1629 года спешно покинул город и устремился в Рим, где, в случае чего, можно было рассчитывать на заступничество Папы. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса. К этому же времени относится создание Веласкесом серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV.
Художник проницательнее всматривался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, постигал проявления реальной жизни человека и природы искал пути к их живописному осмыслению и широкому обобщению. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью. Видимо, это был первый портрет короля, написанный Веласкесом после своего возвращения из Италии в 1631 году. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света.
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства». По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
В этом угадывается и влияние творчества Караваджо: реалистичность образов, затемненный фон и освщенные передние фигуры. Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия.
Рисует он опять же портреты. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. – все 1631-48, Прадо).
Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. А здавши успшно спит — отримав звання майстра.
Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона. В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Девятнадцатилетний король проникся симпатией к художнику, который был всего пятью годами старше его в октябре 1623 он назначил Веласкеса придворным художником и в течение всей жизни оставался его покровителем. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Под влиянием творчества итальянских и фламандских мастеров, с которым он смог познакомиться во Время поездки по Италии, Веласкес заинтересовался изображением обнажённой натуры – направлением, не свойственным чопорному испанскому обществу того времени. Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру.
Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velбsquez) (1599-1660) испанский художник.
Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней. Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
В начале своего творческого пути Веласкес, следуя господствовавшей традиции, часто обращался к религиозным сюжетам, но после переезда в 1623 году в Мадрид картины религиозного содержания стали для его творчества, в общем-то, не характерны, уступив пальму первенства портретной живописи. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни. Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса. «Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана». Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. В 1617 получил звание мастера.
Воспользовавшись связями Пачеко, он получает место при дворе короля Филиппа IV и возможность совершенствовать свое мастерство изучая собранные в королевском Эскориале произведения великих художников. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Они высказывали сомнения по поводу его таланта.
Он приобрел известность еще в юности. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился в Севилье в 1599 году в небогатой дворянской семье. Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов – о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы – в оригинальной авторской трактовке. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.
Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. Перш роки навчання вн провв у мсцевй монастирськй школ, як вс хлопчики його вку. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
В Лас Менинас, отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Примерно в это же время Филипп IV поручил живописцу руководство оформлением интерьера нового королевского дворца в Буэн Ретиро. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников.
Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела». Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Диего получил хорошее образование.
В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы». Изображена внутренность мастерской шпалер. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже).
25 мая 1651 года художник покинул Италию. В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635). Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. Лица обеих групп реальны. Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме. При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо). Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
Впоследствии оно только увеличивалось. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Веласкес – редкое исключение из этого правила. Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции. Полотно оригинально во всех своих качествах. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Но это была лишь одна сторона медали.
Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Веласкес подружился с ним и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (Хуан Матеос, около 1632, Картинная галерея, Дрезден Герцог Оливарес, около 1638, ГЭ Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи. С неё было сразу же сделано немало копий. Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623. Тут Веласкес опанував навички уявленнями про шедеври живопису в свтовому масштаб. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Однако отражение это темно и неясно. В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс. В картинах Вакх (Пьяницы до 1630), Кузница Вулкана (1630, обе – в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами (Кузница Вулкана).
Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов. Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь». Слева в беспорядке толпятся голландцы.
Картину невозможно смотреть вблизи. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели их образы пересекаются.
Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. У её босых ног лежит кошка. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Он не сразу преодолел каноны этого жанра. Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес. Работа настолько понравилась монарху, что тот решил заказать у живописца собственный портрет. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: Лас Менинас (Фрейлины 1656) и Пряхи (1657 – обе в Прадо. Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. Она была очень успешна. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов – эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Менины Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками. На переднем плане группа ткачих за работой. Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником». В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году). В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать».
Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе». Тот без раздумий принял это предложение. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Тот без раздумий принял это предложение. Однако и это не помогло. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. 1638 г. ). Впоследствии оно только увеличивалось.
Картины пропитаны большим психологическим смыслом. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. и о наличии вакансии на это место. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
В Вечном Городе художник пробыл до конца следующего года. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. В то же время в картине есть и интрига в виде нарочито затемнённого отражения богини в зеркале, что как бы провоцирует зрителя на вопрос: кто же она, Венера Веласкеса. Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок. Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ). Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки. Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру.
В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Звание мастера он получил в 1617 году.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В 1868 году в Испании произошла революция.
bodegon – трактир, харчевня). «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Это объяснимо. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо.
Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
и о наличии вакансии на это место. 1617), «Продавец воды» (ок.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал. Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства.
Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Там его избрали членом римской Академии св.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился). В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет.
Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха). По возвращении в Испанию в 1631 году Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 году художник получил почётное звание гардеробмейстера. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629).
Луки и общества виртуозов Пантеона. Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно Венера перед зеркалом (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа Вилла Медичи (1650-51, Прадо по другому мнению – около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
Вот они- то и являются главными персонажами полотна. В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую. Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. 1620), «Старая кухарка» (ок. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные.
Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Их позы и жесты живые, естественные.
После благосклонной аудиенции в Ватикане, Веласкес нарисовал портрет Иннокентия Х, главы папского престола. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела. После переезда в Мадрид Веласкес оставил бодегонес, сосредоточив свое внимание на портрете. Она изображала сцену придворного быта. Это не только было очень популярно, но и помогало подчеркивать могущество и выдающееся благородство правящей династии.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Антония-аббата со св. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. С 1622 года он возглавил правительство.
Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня).
Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа.
Веласкес акцентировал живость румяного лица использовав сочетание различных оттенков красного цвета. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок».