Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В 1873 году художник вернулся в Париж.
Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи. Открытая дверь слева и отражения предметов в большом зеркале над каминной полкой расширяют комнату – хотя она не идет ни в какое сравнение с грандиозностью дворцов, которые принадлежат позирующим Беллелли в Неаполе. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом. Хюттингер). Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты.
Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. В 1854-59 в Италии изучал искусство Раннего Возрождения. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города («Площадь Согласия», около 1875 «Абсент», 1876). «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства — линия, быстрая, точная, стремительная.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Когда-то, Антуан Ватто, любитель театральных сюжетов, предпочитал рисовать обворожительных легкомысленных дам и изящных меланхоличных юношей в наигранных застывших позах, бывших для Ватто зримым символом красоты условного и хрупкого мира— прекрасного, отделённого своей ирреальностью от обыденной жизни.
Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя. Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Особое значение, которое он придавал рисованию и отделке произведений, а также предпочтение, оказываемое городским темам, все это было настолько не похоже, например, на Мане, что некоторые критики вообще полностью отрицали наличие у Дега революционной техники импрессионизма.
По окончании лицея Луи-ле-Гран (Lycee Louis-le-Grand) Дега собирался учиться праву. Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Однако он не все принимает в их методе. Он жил один. По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Он глубоко почитал, например, Энгра и сам причислял себя к пишущим в традиционной манере, которую исповедовал Энгр.
Некоторые его произведения экспонировались в Салоне в 1865-1870 годах, но критики часто даже не упоминали о них или же давали им неоднозначную оценку. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" – в традиционно-академическом понимании – темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др. ). Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений на выставках импрессионистов. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880).
И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. Он увлекался японской гравюрой, новыми открытиями в области фотографии. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. ИПРЕССИОНИЗМ Наметившийся у Дега в конце 1860 -х гг. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. Остальные выполнены пастелью.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. "Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", – писал Дега. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Испытал влияние Ж. О. Д.
То есть, далеко не всё. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Произведения французского мастера – настоящая энциклопедия человеческих поз и "моментов" движений.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Некоторые выставки он помогал организовывать. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Он также был известен как способный мимический актёр. Он был cтаршим из пятерых детей. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Увлеченный балетом художник много рисовал с натуры, правдиво изображая изнурительный труд балерин и их волнение перед выходом на сцену. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а "скрытой камерой". Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью.
Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Он жил один.
Он стал завсегдатаем встреч импрессионистов в уютном кафе «Гербуа», во время которых буквально впитывал в себя все разговоры художников о новом направлении в искусстве. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным».
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Но все это произошло только после опубликования в 1887 году книги Мейбриджа Способы передвижения животных. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Самый значительный из них – Портрет семьи Беллели (1860). В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. В этом смысле замечание Мане, что Дега общался со своими моделями как с маленькими зверями, отнюдь не подтверждается его картинами. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Основой процветания города была торговля хлопком. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Но главное место его наблюдений — Париж. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики.
Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж). Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Они – через подвижный и трепетный мир, через постоянный круговорот природы, а Дега – через движение человека.
Пожалуй, лучше всего об этом сказал сам Дега в одном из сонетов, посвященном его излюбленным персонажам – балеринам:. В первой из перечисленных картин движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины».
В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Редко он изображал исполнителей во время представления. Тем не менее, в 1855 году он поступил в школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), в студию Луи Ламота, который придерживался классического направления в изобразительном искусстве. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы.
В 1873году художник вернулся в Париж.
Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой. В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену. Основой процветания города была торговля хлопком. 1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеон III.
Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Но он принимал не все техники этого направления, например, не любил работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана.
Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Слева, сложив на столе руки, сидит Жинто инженер, который в 1881 году прославит себя созданием первого электрического автомобиля. Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная.
Дега сам снабдил письмо английскому приятелю-художнику Тиссо в Лондон коротким описанием картины: На ней около пятнадцати персон, проявляющих больший или меньший интерес к столу, заваленному ценным материалом, а двое мужчин, один немного наклонясь, а другой полусидя на столе, покупатель и брокер, обсуждают образец. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Последние годы он обратился к скульптуре, оставив ряд прекрасных произведений, посвященных любимым и хорошо знакомым темам — кони, балет: «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза, коллекция Жака Дюбура, Париж), «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза, там же). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
Он жил один.
«В течение всей своей жизни, — писал Поль Валери, — Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту.
Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи. В этом их сила и слабость.
Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. В 1873 г. художник вернулся в Париж. Э. Дега. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Энгра. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Остальные выполнены пастелью.
С 1862 года Дега начал рисовать лошадей, скачки, жокеев. Дега показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта («Женщины на террасе кафе», 1877, «Гладильщицы», около 1884) он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека их пластическую красоту.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В 1873г.
Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом. Еще больший шум вызвала картина Женщины на террасе, кафе вечером, когда она была показана на третьей выставке импрессионистов в Париже в апреле 1877 года. Напряжённый характер обретают произведения Дега 1880— 90 -х гг. В середине 1880-х гг. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки. В этом их сила и слабость.
Писатель и журналист Эдмон Дю-ранти, приятель Дега, настойчиво призывал друзей следить за открытиями в науке использовать новшества, чтобы искусство художника шло в ногу со временем. Холст, масло. Мне нравится эта суровость». При этом сам Дега отвергал термин импрессионизм, как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Впрочем, это тоже лишь предположение. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Дега, без сомнения, наслаждался игрой света, возникающей при использовании прозрачной ткани. Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Э. Дега «Абсент» (1876). Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других. Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность. Однако следует заметить, что ему категорически не удалось это сделать.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством («Голубые танцовщицы»). Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. Здесь он создает «Абсент» (1876), «Гладильщиц» (1884 обе Музей Орсе, Париж). Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Пастель привлекает мастера благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Мне нравится эта суровость». Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Она пишет: Жизнь с Дженнаро. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Напротив, он изобразил спокойный момент скачек. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.
Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха.
Для этого он пользовался хорошо высушенной краской, этим создавая на грубой ткани меловой эффект, который не терялся со временем, поскольку работа не покрывалась лаком. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великогоо французского живописца Ж. Д. Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику. Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. В 70-х гг.
На этих принципах оказалась построена вся его деятельность: Дега с его стремлением к точности, приближенной к кинематографичности, привнес в импрессионистское движение особую свободу, особый сорт правды жизни, переданный графически. Дебютировал в Салоне 1865 г. картиной Сцены из жизни Средних веков. Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. Э. Дега начинает использовать пастель. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1855-56).
В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. Спонтанность не была присуща художнику и он сам говорил: «Всему, что я делаю, я научился у старых мастеров.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Так появились его ранние произведения. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Лишь после его смерти немногие сохранившиеся фигурки были отлиты в бронзе, а их оригиналы разошлись по частным коллекциям.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Композиция здесь значительно упрощена.
Другие заняты счетоводством или бухгалтерией, остальные же несколько озадаченно наблюдают за происходящим в комнате. Ренуар однажды заметил, что, «если бы Дега умер в пятьдесят, его запомнили бы как отличного художника и не более того. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков. Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей.
Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. В ранний период творчества Дега писал портреты. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. Э. Дега «Мытьё» (1886). Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Исчезают аксессуары и иллюзионистичность пространства, линия и цвет становятся нераздельным целым.
Дега написал немало портретов. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (Скаковые лошади перед трибуной, 1869-1872 На скачках, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж Жокеи перед скачками, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем). Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину.
Это давало повод для некоторых сомнений со стороны родственников Дега: велико ли дарование молодого художника. сблизился с представителями импрессионизма, обращался главным образом к современной городской жизни изображая улицы, театральные сцены, скачки, кафе (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей импрессионизма), показывал характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (Женщины на террасе кафе, монотипия, пастель, 1877 и Гладильщицы, около 1884, – оба произведения в Музее импрессионизма). Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии. Свежесть, непосредственность и динамичность этих работ сближает их с искусством импрессионистов.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский художник, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью. Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено. Наибольшее влияние на его развитие оказала встреча с французским живописцем Гюставом Моро, состоявшаяся в 1858 году в Риме, скорее всего во Французской академии.
Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка. Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр).
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Источником вдохновения стал Париж (возможно, сказалось влияние Мане).
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега». С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Его произведения ничего не воспевают. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света. Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». К 1882году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски).
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Они избегают друг друга. Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Основой процветания города была торговля хлопком. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Но отец мечтал о карьере юриста для сына.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр). Но уже сейчас, в конце 1850-х, в его портретах зарождается мятежная фотографическая случайность композиции, деталей, непредсказуемость движений, элементы, уходящие за пределы картины. Хюттингер).
Он жил один. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж).
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Пишет портреты родственников, друзей, автопортреты: «Рене де Га с чернильницей» (1855, Музей искусства, Смит Колледж, Нортхемптон) «Автопортрет» (1857, офорт) «Семья Беллели» (1860-62, Музей Орсе, Париж) «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72, Музей изящных искусств, Бостон). Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий.
Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Хюттингер). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим образцам и идеалам — фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы далеки от совершенства. В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках.
Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка. Но интересы начинающего художника этим не ограничивались.
Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой. Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Фракционность внутри группы импрессионистов, разделенных на таких колористов, как Моне и таких рисовальщиков, как Дега, в итоге привела к разрыву с движением ряда ключевых фигур: Ренуара, Сислея, Моне и в то же время Дега укрепил свою репутацию и продвинул вперед великое дело реализма.
Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности.
Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. Дега много занимался скульптурой в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. В его творчестве вновь стало заметно влияние Энгра, но теперь он увлечен и красками Делакруа.
Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Наряду с влиянием Энгра в работах Дега ощутима связь с традициями французского Ренессанса.
Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанна. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874года. Во время Франко-прусской войны, в которой Дега принимал участие, художник простудился и стал терять зрение. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал свое произведение неудачным.
Отсутствие глубокой традиции в этой технике позволяло Дега свободно использовать для основания бумагу, эластичную и податливую, которую во время работы над композицией можно было добавлять или убирать. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго). Семья недавно переехала сюда из Неаполя. С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Дега Эдгар (Degas) (1834-1917), французский художник, график и скульптор. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей.
Все здесь полно осмысленного движения. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан.
Вся эта спекуляция горячит умы и сбивает с толку. Он был старшим из пятерых детей. Он разрабатывает смелые композиции, необычные для того времени. Палитра из черного, коричневого и темно-красного цветов, подчеркнутая белизной рукавов, воротничков и скатерти на столе, была у Дега в то время излюбленной.
Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Родился в старинной банкирской семье.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. В конце 1880 -х — начале 1910 -х гг.
Природная пластика этих гордых животных чрезвычайно волновала и восторгала воображение живописца, отобразившего свое восхищение лошадьми в цикле картин «Скачки».
Дега писал своему другу: «Один хлопок. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом.
с импрессионизмом. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Хотя яркие жилеты и кепки жокеев были искусственными и нереальными, но они образуют живой контраст свинцовому небу. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Его проницательность как художника изумительна, но боюсь, кисть его никогда не станет созидательной, – писал он. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре.
История зарубежного искусства. Более того, Дега почти ничего не продал. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Скончался Эдгар Дега 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. «Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870 -х гг. Позже, в молодоcти, под влиянием новых coциальных идей, Эдгар изменил cвою фамилию с де Га на менee «аристократическую» Дега получил основательную академическую подготовку в Школе изящных искусств под руководством Ламотта, ученика Энгра.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж). Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного.
Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). Родился в состоятельной семье банкира де Га. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае.
Энгра. Работа над полотном Скачки. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Тема, которая, хотя и не была непривычной на улицах города, потрясла многих посетителей выставки из-за своего откровенного изображения и проницательных наблюдений за поведением людей.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Все здесь полно осмысленного движения. Его произведения ничего не воспевают. Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета. Личная жизнь Дега ни разу не была отмечена не только браком, но даже мимолетными любовными отношениями.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858 – 1860).
Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Надо сказать, что Дега, как никому другому, удалось наиболее полно передать все разнообразие городской жизни XIX века.
Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Дега явно симпатизировал своей тетушке. Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека.
Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника. В 60-х, его композиционно сложные и масштабные полотна на античную тематику, посылаемые для выставок в Салоне, становились объектом критики и предметом споров о компетентности художника в этом жанре. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Занимался также исторической живописью. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке.
Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений.
В 1861году Дега знакомится с Эдуаром Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Эдгар Дега начинает использовать пастель.
Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная».
Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам.
Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки. Он не любил экспромта, его полотна всегда завершены и продуманны. Если в начале профессионального пути Дега писал в традиционной манере маслом по холсту, то в зрелые годы он много экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Дега особенно интересовало качественное исполнение картин, четкая прорисовка телодвижений. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены.
Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета.
92 х 68 см. В середине 1880-х гг.
С XVII века и далее живопись на исторические темы считалась одним из самых благородных жанров и академическое обучение молодых художников всегда основывалось именно на нем. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Там он изучал рисование у трех профессоров.
А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью.
Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Однако работы самого Дега можно назвать импрессионистскими только в определенном смысле.
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. В картине Урок танца в грациозной позе изображена Жозефина Гожелен, что можно рассматривать как ее портрет.
С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Но ко времени Дега этот жанр оказался в глубоком кризисе, порой говорили, что историческая живопись изжила себя.
Картина была тотчас же приобретена Лувром. Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Автопортрет (1854-1855). Завершив картину, он хранил ее в мастерской. Его произведения ничего не воспевают. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане.
Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье. В 1862 году неординарный художник познакомился с Эдуардом Мане, общение с которым кардинально изменило художественную концепцию Эдгара. художник вернулся в Париж.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. В 1861 году Дега нарисовал Семирамис находит Вавилон. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте.
Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин.