Известно, что вода, мягкое, округлое – несет женского начало, а твердое, выступающее, продолговатое, суша – мужское. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478г. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство.
Некоторые наброски – плод его богатого воображения, вдохновленного образами готических чудовищ. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению растений, животных и человека.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков.
В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Через два года, если верить записям, он был приглашен почетным гостем на ежегодное пиршество Братства и тогда же стал почетным членом организации. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Фокусник установил свой стол у стены, рядом с дорогой.
Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Безобидный кролик (символ изобилия) держит на охотничьем рожке истекающую кровью жертву рядом беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. в боковом пределе) братства. Этим Босх как бы говорил, что вездесущее зло вмешивается даже в самые священные события. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Это было последнее произведение Босха.
Сцены, весьма целомудренные, за исключением нескольких. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Спорна центральная часть. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Может быть это плохие музыканты.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Вот вам удобная пещера (с правого края внизу), располагайтесь и обсуждайте.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Рыбы: известные своей похотливостью, любовью к малькам имеющие пряный и приятный запах. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может».
Его техника называется алла прима. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Любимов. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Около 1480г. Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери – религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
Религиозная нравственность сочла взаимное влечение мужчин и женщин грехом. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. (Лев в глубине, над головой жирафа). Но даже если учитывать все известные и неизвестные нам утраты, а также все, что ему приписывается, число созданных им произведений получается сравнительно небольшим. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») – религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Сова присутствует несколько раз (слева ее обнимает мужчина, справа она на голове у танцующих, несколько сов в кавалькаде) и заставляет вернуться мыслями в Эдем.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. На её появление указывает Иоанну ангел, чья тонкая фигура и полупрозрачные крылья выглядят не намного более вещественными, чем призрачная, окутанная дымкой панорама голландского города на горизонте. Как-нибудь объяснить его затруднительно.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм.
в Египте. Сова, смотрящая из корзины – типичый, для Босха, символ зла. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью – дать трактовку Ада.
Фокусник – одна из ранних работ Босха. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.
Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя. Смотрим у Босха.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий.
Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Следующая «адская сценка» столь же реальна.
Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.
Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Черная девушка с царственным павлином на голове подняла вверх яблоко – вот смысл жизни.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Лишь семь творений Босха подписаны. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Ад изображен в правой части триптиха. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Он сообщает Антонию спокойную убежденность в постоянстве добра, святой же передает ее зрителю. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Склонность человечества к глупости может привести к злу – говорит, теперь уже нам, Иероним Босх. Пожалуйста, отойди в сторонку и обнимайся.
Второе, Бог создал Адама и Еву и предложил им размножаться. В Хертогенбосе работал еще дед Босха, умерший в 1354 году: ему приписывают Распятие с Богоматерью и Святого Иоанна с донаторами в соборе святого Иоанна. Босх всецело отдал себя в творчество. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Бог видит «. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Именно в письменном предложении Филиппа I Иеронимус ван Акен впервые документально именуется «Босхом». Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Эти люди были представителями той долго и медленно развивавшейся культуры, которая вскоре будет сметена силами Реформации и на смену которой придет Высокий Ренессанс с его новыми вкусами. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.
Неизвестна и дата его рождения. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Они пьют вино. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Босх – был личностью весьма интересной.
В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Томас ван Акен, прадед Босха, передал свое дело сыну Яну ван Акену, а тот, в свою очередь, отцу Иеронима – Антонию Ван Акену. Или там тело полностью восстанавливается и живет полнокровной адской жизнью. Другие лица и одежда, но так же простофиля следит за напёрсточником или фокусником.
Лишь семь творений Босха подписаны. Когда женщина торгует своим телом стряпают доносы и наушничают. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения.
Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости».
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Суммируем сказанное. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж.
Собственно грешники на всех известных картинах мастера преобладают над праведниками, места красоте и невинности там практически нет. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. Сова, сыч, лунь – это птицы тьмы, ночи, таинственных превращений, свидетели и участники дьявольских дел. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года.
Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Вот таким образом художник не дал сцену грехопадения, первую склоку взаимных обвинений и изгнания.
Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Новейшая книга Босх, «Белый город», 2000, текст Доната Баттилотти, так описывает картину: «Этот триптих, – несомненно, самое загадочное и сложное по своей символике произведение Босха, породившее самые разные толкования и предположения относительно религиозной и сексуальной ориентации художника. В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах – говорит пессимистически Босх. Ибо то, что называют грехом любострастия и есть сама жизнь, суть ее. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Меня зовут Лубберт Дас».
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может».
Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Приносит ли любовь кому-нибудь страдания, горести. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достиг пика в 16 веке и оказал значительное влияние на европейскую культуру.
Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Его техника называется алла прима. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Изображение Христа – подлинный центр картины. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Ерун ван Акен родился около 1453г. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Но можете присоединиться к любой компании по своему вкусу. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, символически обозначенной в виде скалы, на вершине которой свил своё гнездо пеликан. Драматурги следовали строгим классическим канонам. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ.
Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом, небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 1 3, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. вХертогенбосе (Брабант). Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей.
Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Далее идут сцены изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. А грехи. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. В сове воплотились силы тьмы и мудрости. Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества».
Птицы держат в клювах ветки с плодами ягод и скармливают их желающим. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В живописи ему было интересно абсолютно другое. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Американский журнал по искусству «Смитсониан» пишет: «Триптих «Сад наслаждений», написанный, вероятно, между 1510 и 1515 годами, также вызывает не те чувства, которые стремился внушить его создатель. Наверняка, неизменной моделью. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Меня зовут Лубберт Дас».
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Мистические сближения между астрологией и христианством были давней традицией, которой придерживался и Ян ван Рёйсбрук, духовный отец Братства общей жизни. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Знак Венеры – окружность и крест под ним – восходит к египетскому иероглифу «жизненный ключ», но в эпоху Возрождения трактовался как зеркало, которое богиня Венера держит в руке. «Сад наслаждения» – гимн женщине и любви – дань благодарного художника своей невесте, красавице и богачке имевшей смелость ответить на любовь скромного художника и ставшей для него жизнью и духовной опорой. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Рождение Земли, рождение жизни на Земле. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Нет ни одного недовольного, хмурого, злого лица или безобразного тела. Зрителей нет, все участники, включая птиц и зверей. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н. э. ) в соответствии с принципами римского театра. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Никто не избегает кары, никому не удается спастись.
Властвует демон наживы (он в центре в черном): пускаются в ход крапленые карты, фальшивые кости, шулерские приемы и прочие ухищрения алчности. корыстолюбия и зависти. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях – (в собраниях Прадо и Эскориала).
и состоявшее как из монахов, так и мирян. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. Какой угрюмый ханжа скажет, что здесь греховодство и похоть. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Последнюю, написанную в ранний период работу по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл.
Молодой Босх говорил о семи смертных грехах. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». То, что Питер Брейгель Старший (ок. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы – «основами морализирующей философии».
Адского в этой сцене – лишь безмерная корысть и подлость вполне земных обывателей. Никто до Босха не прибегал к такой безудержной фантазии и гротеску для того, чтобы выразить всю циничность происходящего: сам папа римский с императором сопровождают этот воз. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. javascript:newwindow (christ. html)Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. после грехопадения. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец – Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Определенные металлы, камни и растения. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Значит и мы обязаны и имеем возможность разобраться в Босхе.
Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
И если сопоставить приписываемые Босху ранние вещи с этими фресками, то становится ясно, что художественная жизнь Хертогенбоса протекала в стороне от магистральных путей развития живописи Фландрии. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Однако дон Фелипе де Гевара (исп.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Позвольте, говорит Босх, как это возможно без взаимного влечения и безгрешным образом.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Босх населял свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ с добавлением еще растительных и неорганических элементов: обломки кувшинов, щиты, шлемы иглы.
Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. В сознании Босха мир отражался раздробленно, разбитым на тысячи осколков, которые вступают в непостижимые и прихотливые соединения. Основное действие разворачивается на центральной панели.
Художники Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века Донателло, начало 15 века). Беспокойный дух взыскующей мысли проникал в искусство. Босх был гораздо «ближе к жизни», чем это может показаться. Фрукты приятные и сладкие: груши, фиги, гранаты. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Разгул дьявольских сил наживы, зависти, жадности, злобы, дикости. Одновременно он стал членом Братства Богоматери — религиозного общества, возникшего в Хертогенбосе в 1318 г. и включавшего в себя как монахов, так и мирян. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Имя ее Алейт Гойартс ван дер Меервенне.
Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Лишь семь творений Босха подписаны. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда».
12:1). Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. Перед нею несколько девушек с яблоками на головах.
Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Там сложились самые большие коллекции его полотен. Ван Акены – потомственные художники. Так и должно быть в символике. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Все лица искренни, заботливы, внимательны, счастливы. Семья ван Акен, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Все резвятся, кто во что горазд.
Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века – Высокое Возрождение – ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Творчество Босха загадочно. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства.
Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана.
Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. В это время, воришка, может и напарник фокусника, опустошает карман простофили.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Прямо перед отшельником возвышается полуразрушенная башня, в глубине которой, у подножия креста, виднеется фигура Христа. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы – в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.
1500, Мадрид, Прадо). Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Вот таким образом тотчас за моментом своего создания кошки устремилась за мышами, аисты и всяческие цапли – за лягушками, птицы – за червяками, а львы – за оленями. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда.
Его техника называется алла прима. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Влияние Антихриста не ограничивается его окружением: силы зла олицетворены также пастухами, взобравшимися на крышу, – во всяком случае, так можно предположить по их взглядам.
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Пейзаж на заднем плане проникнут умиротворённостью, кажется, ничто в нём не свидетельствует о присутствии сил зла, однако болотистая пещера, в которой святой устроил свою келью, носит следы упадка и разложения. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания.
Она символ опустошения и несчастья. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Но дать другую жизнь женщина может через любовь, взаимное притяжение мужчин и женщин. Любовь – основание бытия, придает жизни важность, уверенность, организованность, несет в себе радость, веселье, удовольствие.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. На виду и уединившиеся в огромных плодах, бочке, шалашах, причудливых сооружениях.
Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Царит атмосфера безгрешности, нежности, радости. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. «Братства, в деятельности которых принимал участие Босх, осуждали практику свободной любви, провозглашенную еретической сектой адамитов». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Св. Откровенно эротическая – слева в центре трое под прозрачным зонтиком. И даже Игорь Фёдорович, да. Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому. Играющая в воде пара. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой).
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Однако смирённое зло берёт реванш на оборотной, внешней стороне доски, где написанный в технике гризайли поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства.
Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Живопись Босха – пророческая.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Коза и олень с аистами на спине. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Как не было и змея.
Птицы: лебедь, трясогузка, пеликан, ворон, голубь, воробей, орел. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Достоверные факты скупы. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г.
Один из его любимых сюжетов -- «Искушение святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Их символ – перевернутое зеркало Венеры. Животные реальные (кони, олени, лев, рысь, верблюд, кабан, медведь) и фантастические, но все сильные, гибкие, быстрые. Венера порождает красивых, статных любителей всяких увеселений. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Термин Возрождение, означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. На переднем плане мужчины и женщины группами, парами, одиночные.
Именно популярность фамилии и заставило Иеронима взять себе псевдоним Босх – это выделило и обособило его от ванн Акенов. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. Животные: щенки, котята, кролики, овцематки, козы, козел, бык. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Правда, его видения, в отличие от произведений сюрреалистов, смотрятся куда более реалистичными и материальными. Детей эта пара так и не завела. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Но сейчас разговор о главном, – о любви.
Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Группа девушек в центре с аистами на головах. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монах Фрей Иосиф Сигуэнций (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Босх без колебаний избегает больших форматов. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Это совсем иное.
Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. На первом плане Господь благословляет только что созданных Адама и Еву». И стало так». Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса.
На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Отсюда можно сделать вывод, что творил он не ради денег – эта проблема измучившая многих его коллег-живописцев, перед Босхом не стояла никогда. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Картина называется «Искушение святого Антония «.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Лишь 7 творений Босха подписаны. В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни. В руках муляжи огромных рыб, громадные фрукты, птицы на головах и ветках, яйцо (символ размножения) на голове Вокруг – коллективные аттракционы со всевозможными огромными макетами: птица, оболочка ягоды, кит.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Но и это ему не удается: орел (обычный символ евангелиста Иоанна) зорко охраняет имущество своего хозяина. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Одно из доказательств тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Тема конца света (Откровение Ионна Богослова – заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива. Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно. В картине Святой Иоанн Богослов на остове Патмос (1485-1490 гг. ) апостолу досаждает дьявол. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Зритель скажет – как же, ведь наиболее повторяемые предметы, это клубника, ягоды, огромные рыбины, ежевика, которые есть откровенные символы преходящих радостей, разгульного веселья, плотских наслаждений, но и распутства, похоти. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Какой-то паре захотелось поговорить о бренности. Как красивая водоплавающая птица, она родственна женщине. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города – Den Bosch – в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Кроме одного эпизода супружеской неверности (мужчина несет раковину с женой и любовником, с чем он вынужден считаться и смиряться), других бед нет.
Св. В натуре он так же не вполне респектабельный господин, а некий физический урод, о чем говорит отрезанная ступня, висящая на шлеме. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Цветовые переходы напоминают порой разные стадии превращения материи зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары — это одновременно символы ада и смерти и намёк на огонь алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.
Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Кому-то больше по душе обниматься с Мудростью (совой слева), а не женщиной. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела.
Его техника называетсяалла прима. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен. Центральная часть триптиха изображает земной мир.
Картины – это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. По некоторым предположениям, период активного творчества Босха продолжался более сорока лет. Картина ада воспроизводит земную жизнь, настоящие человеческие грехи, в которых виноваты они сами, несущие несчастья, потери, болезни, горести их носителям и окружающим. Счет датирован 1480 годом. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Темой Искушения св.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества – «философского камня». Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Тут же и донос со всеми печатями и чернильница и гусиное перышко. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Их лица по-детски искренни, мечтательны, счастливы, они развлекаются на виду у всех и предаются любви под сенью раковин и гигантских плодов. Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. К удивлению всех, фокусник показывает, что он вынул маленькую лягушку изо рта старика. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании. Ерун ван Акен родился около 1453г.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Воображение – фантастическое. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Библия говорит, что грешным человек стал очень скоро после своего появления на земле. Собрались игроки в азартные игры: карты, кости, триктрак. Но сова – символ Минервы (Афины), великой богини античности, олицетворяющей мудрость. Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля.
Душевная черствость, холодность. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Что мы и видим у Босха. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. В триптихе Искушение св. Сначала выясним, что такое ад. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа.
Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Босх отвечает, – нет. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Весьма нетипичный случай для художника.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
Ханжи создали много символов похоти, но ни одного символа любви. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
Наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках, — наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы. Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. Нужно обладать огромным мужеством, чтобы так, как это делает он, показывать мельчайшие детали и подробности отвратительных, гротескных сцен. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств).
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ.
Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Без осмысления причины этого «упущения» художника дальше двигаться нельзя. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну.
Но когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Из вкусовых ощущений – сладкое, жирное и пряное.
в Хертогенбосе (Брабант). Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции.
Из темной влаги выступают очертания суши. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. Большой кусок картины посвящен осуждению увлечения музыкой и наказаниям музыкантов.
Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Вот, собственно и всё. В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя». Это увлечение длилось несколько десятилетий. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Jheronimus Bosch, лат. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30 – 1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. В делах Братства художник активно участвовал до самой своей смерти. Свинья эта – простейшая метафора доминиканского монаха (судя по головному убору), состряпавшего донос на ближнего – некоего «еретика».
Справа в шатре сидят любовники. Они миролюбивы, щедры, снисходительны, склонны к затеям.