Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.
Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Ерун ван Акен родился около 1453г. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 1 3, 9 м) и самое загадочное из творений Босха.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Постепенно творчество Иеронима Босха распространилась далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами отовсюду, в том числе короли Франции и Испании. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Пожалуйста, отойди в сторонку и обнимайся. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Властвует демон наживы (он в центре в черном): пускаются в ход крапленые карты, фальшивые кости, шулерские приемы и прочие ухищрения алчности.
Сова присутствует несколько раз (слева ее обнимает мужчина, справа она на голове у танцующих, несколько сов в кавалькаде) и заставляет вернуться мыслями в Эдем. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Определенные металлы, камни и растения. Работал художник и для испанской королевы Изабеллы Кастильской и для сестры Филиппа и регентши Нидерландов Маргариты Австрийской.
В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Падение авторитета папства, крушение тысячелетней Византии, глубокий кризис Германской империи сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей и, наконец, новой и самой сильной вспышкой ожиданий Конца света, приуроченного к 1550 году. «Братства, в деятельности которых принимал участие Босх, осуждали практику свободной любви, провозглашенную еретической сектой адамитов». Порой астрологические предсказания становились сенсациями.
Но сейчас разговор о главном, – о любви. Свинья эта – простейшая метафора доминиканского монаха (судя по головному убору), состряпавшего донос на ближнего – некоего «еретика». Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. На переднем плане мужчины и женщины группами, парами, одиночные. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.
Сцены, весьма целомудренные, за исключением нескольких. Позвольте, говорит Босх, как это возможно без взаимного влечения и безгрешным образом. В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами.
Это было последнее произведение Босха. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Художник настаивает, что расплата за прегрешения настигнет не где-то в далеком фантастическом небытии, а здесь, на земле и заставит согрешивших пожалеть о содеянном. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии».
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного рода, богатого и знатного. Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.
Группа девушек в центре с аистами на головах. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Среди самых загадочных источников была алхимия — полутайная деятельность, нацеленная на превращение неблагородных металлов в золото и серебро, а кроме того, на создание жизни в лаборатории, чем явно граничила с ересью. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Американский журнал по искусству «Смитсониан» пишет: «Триптих «Сад наслаждений», написанный, вероятно, между 1510 и 1515 годами, также вызывает не те чувства, которые стремился внушить его создатель. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. – так писал о ней Р. Б. Климов. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Cобратья-художники как бы не замечали его и в истории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием или снабжали противоречивым комментарием. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Его техника называется алла прима.
Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Иоанна, бесследно исчезли. Идеалы Средневековья — бедность, смирение, целомудрие, благочестие — уступают место жажде жизни, обладанию всеми ее благами поэты и художники прославляют красоту и земную, чувственную любовь.
Картина называется «Искушение святого Антония «. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Сначала выясним, что такое ад. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Какой-то паре захотелось поговорить о бренности.
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Второе, что следует иметь в виду, что художник не может применять образы, символы и прочие элементы живописного языка редкие, малоизвестные или известные очень узкому кругу лиц, поскольку картина пишется для широкого зрителя, а не для одного-двух знатоков редкостей. Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах.
Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Следующая «адская сценка» столь же реальна.
Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Интеллектуальная и духовная жизнь Хертогенбоса объединялась главным образом Братством Богоматери и двумя религиозными общинами Братства Общей Жизни, выступавшего против ереси и развращенности духовенства. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Царит атмосфера безгрешности, нежности, радости. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Птицы держат в клювах ветки с плодами ягод и скармливают их желающим.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Только природа остается чистой, бесконечной. Около 1480г. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую.
Но дать другую жизнь женщина может через любовь, взаимное притяжение мужчин и женщин. Птицы: лебедь, трясогузка, пеликан, ворон, голубь, воробей, орел. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.
Наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Там, вероятно и родился около 1450 года.
В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Венера порождает красивых, статных любителей всяких увеселений.
На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Ни одна из этих работ не сохранилась. Рождение Земли, рождение жизни на Земле.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Иоанна. Босх сам присоединился кэтому братству вконце 1480-х годов. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». И все же лучше судить о Босхе по его работам. Основное действие разворачивается на центральной панели. в Египте.
Второе, Бог создал Адама и Еву и предложил им размножаться. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Меня зовут Лубберт Дас». Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».
Тема конца света (Откровение Ионна Богослова – заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера.
В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Изображение Христа – подлинный центр картины.
Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). А сзади него жизнь, покидаемая им. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. 12:1). Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.
Вот таким образом художник не дал сцену грехопадения, первую склоку взаимных обвинений и изгнания. Откровенно эротическая – слева в центре трое под прозрачным зонтиком. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером.
«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.
Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Большая часть того, что написано в энциклопедиях о нём, не раз подвергалась сомнениям, критике и переписывалась. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья.
Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества». Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. Достоверные факты скупы. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
В 1484г. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монах Фрей Иосиф Сигуэнций (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.
Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Так и должно быть в символике. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Нет ни одного недовольного, хмурого, злого лица или безобразного тела. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Живописные лессировки одновременно удивительно изысканны, а самое главное — сквозь весь морок проступает воля к самопознанию, обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию. Их лица по-детски искренни, мечтательны, счастливы, они развлекаются на виду у всех и предаются любви под сенью раковин и гигантских плодов.
Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. Счет датирован 1480 годом. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана».
Это единство закономерно и естественно. Это совсем иное. А грехи. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века – Высокое Возрождение – ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Или там тело полностью восстанавливается и живет полнокровной адской жизнью.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков.
По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Новейшая книга Босх, «Белый город», 2000, текст Доната Баттилотти, так описывает картину: «Этот триптих, – несомненно, самое загадочное и сложное по своей символике произведение Босха, породившее самые разные толкования и предположения относительно религиозной и сексуальной ориентации художника. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.
Человек умирает и если его душа попадает в ад, то это не страшно, поскольку на эфемерную душу физические силы не действуют. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.
В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Пылали костры инквизиции. Босх вырос в семье потомственных художников. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Иероним Босх – великий нидерландский художник. В подобных картинах художника есть так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Большой кусок картины посвящен осуждению увлечения музыкой и наказаниям музыкантов.
Из пятерых сыновей Яна три стали художниками, в том числе отец Иеронима Антонис, умерший в 1478 году и оставивший мастерскую брату Иеронима Гооссену, тоже художнику. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, темных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными – такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
javascript:newwindow (christ. html)Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
Сова, смотрящая из корзины – типичый, для Босха, символ зла. в Хертогенбосе (Брабант). Приблизительно в то же время Босхом были выполнены эскизы для витража-капеллы, также он принимал участие в оформлении танцев и шествий, что стало одной из самых значимых страниц его жизни – благодаря этому он стал известен еще при жизни. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
И стало так». В сознании Босха мир отражался раздробленно, разбитым на тысячи осколков, которые вступают в непостижимые и прихотливые соединения. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах – говорит пессимистически Босх. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Она символ опустошения и несчастья.
Весьма нетипичный случай для художника. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела.
Св. Приносит ли любовь кому-нибудь страдания, горести. К удивлению всех, фокусник показывает, что он вынул маленькую лягушку изо рта старика. Какой угрюмый ханжа скажет, что здесь греховодство и похоть. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. «Сад наслаждения» – гимн женщине и любви – дань благодарного художника своей невесте, красавице и богачке имевшей смелость ответить на любовь скромного художника и ставшей для него жизнью и духовной опорой. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален.
Черная девушка с царственным павлином на голове подняла вверх яблоко – вот смысл жизни. Суммируем сказанное. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). и состоявшее как из монахов, так и мирян.
«Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания.
Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума— смысл жизни или средство скоротать вечерок. Художники Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века Донателло, начало 15 века). Библия говорит, что грешным человек стал очень скоро после своего появления на земле. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны – времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Играющая в воде пара. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. И даже Игорь Фёдорович, да. Тут же и донос со всеми печатями и чернильница и гусиное перышко.
По мнению Френгера (современный исследователь), Босх был членом «Братства Свободного духа» – еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Кому-то больше по душе обниматься с Мудростью (совой слева), а не женщиной. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. В руках муляжи огромных рыб, громадные фрукты, птицы на головах и ветках, яйцо (символ размножения) на голове Вокруг – коллективные аттракционы со всевозможными огромными макетами: птица, оболочка ягоды, кит. Животные: щенки, котята, кролики, овцематки, козы, козел, бык. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Знак Венеры – окружность и крест под ним – восходит к египетскому иероглифу «жизненный ключ», но в эпоху Возрождения трактовался как зеркало, которое богиня Венера держит в руке. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями.
Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
Справа в шатре сидят любовники. В сове воплотились силы тьмы и мудрости. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом, небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Его техника называетсяалла прима. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир.
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Рыбы: известные своей похотливостью, любовью к малькам имеющие пряный и приятный запах. Беспокойный дух взыскующей мысли проникал в искусство.
Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). С большим трудом можно обнаружить фигуру св. В это время, воришка, может и напарник фокусника, опустошает карман простофили. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье.
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Братство, посвященное культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего образы в сфере бессознательного видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом видели адепта еретической секты спиритуалов или адамитов, считавших, что сексуальная свобода возвращает человека в состояние невинности до грехопадения или же неумолимого преследователя порока. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Без осмысления причины этого «упущения» художника дальше двигаться нельзя.
Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. В триптихе Искушение св. Но сова – символ Минервы (Афины), великой богини античности, олицетворяющей мудрость. Босх утверждает, что взаимное половое влечение людей не только неудачный пример первого греха, но таковым вообще не является. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Но когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Они миролюбивы, щедры, снисходительны, склонны к затеям.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды.
Все резвятся, кто во что горазд. Вот таким образом тотчас за моментом своего создания кошки устремилась за мышами, аисты и всяческие цапли – за лягушками, птицы – за червяками, а львы – за оленями. Одновременно он стал членом религиозного общества «Братства Богородицы», возникшего в Хертогенбосе в 1318 году и включившего в себя как монархов, так и мирян. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Отсюда другое название – «адамиты». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Ибо то, что называют грехом любострастия и есть сама жизнь, суть ее. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Лишь полносью вверив себя воле Господа, Иероним сумел побороть искушение и смирить свою плоть.
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Но пусть адамиты даже умудрились – незаметно для всех – просуществовать до начала XVI века, нет никаких оснований сомневался в том, что сам Босх был ортодоксальным христианином, членом «Братства Богоматери». Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св.
Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Поскольку ничего не известно о становлении Босха как художника, можно предполагать, что годы ученичества он провел в мастерской отца или одного из дядей, то есть в провинциальной атмосфере родного города, где ещё не вышла из моды поздняя готика. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Центральная часть триптиха изображает земной мир.
Один из его любимых сюжетов -- «Искушение святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. По словам автора Walter Bosing, для Босха это работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей.
Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце.
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. 1500, Мадрид, Прадо). В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей.
Из вкусовых ощущений – сладкое, жирное и пряное. Разгул дьявольских сил наживы, зависти, жадности, злобы, дикости. Любимов. Как красивая водоплавающая птица, она родственна женщине. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства.
Именно в письменном предложении Филиппа I Иеронимус ван Акен впервые документально именуется «Босхом». Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. На первом плане Господь благословляет только что созданных Адама и Еву». Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Драматурги следовали строгим классическим канонам. Босх отвечает, – нет.
Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Как не было и змея. Перед нею несколько девушек с яблоками на головах.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Их символ – перевернутое зеркало Венеры. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Все лица искренни, заботливы, внимательны, счастливы.
Когда женщина торгует своим телом стряпают доносы и наушничают. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Но можете присоединиться к любой компании по своему вкусу. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Ханжи создали много символов похоти, но ни одного символа любви.
Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Босх был гораздо «ближе к жизни», чем это может показаться. Кроме того, аллегорический язык этого времени, да и более позднего, действительно, многозначен. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары.
Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. В картине Святой Иоанн Богослов на остове Патмос (1485-1490 гг. ) апостолу досаждает дьявол. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Термин Возрождение, означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. Имя ее Алейт Гойартс ван дер Меервенне.
Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна.
Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Душевная черствость, холодность. Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достиг пика в 16 веке и оказал значительное влияние на европейскую культуру. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Фокусник – одна из ранних работ Босха.
По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Он родился в голландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и 1455 годами (как и многие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). В этой же капелле в соборе Св. Иоанна 9 августа 1516г. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.
Семья ван Акен, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Но разве тут дело в св. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Бог видит «.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает. В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя».
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Собрались игроки в азартные игры: карты, кости, триктрак. Наверняка, неизменной моделью. Там сложились самые большие коллекции его полотен.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Онродился вголландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и1455 годами (как имногие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). Художник показывает, как идут к своей погибели самые обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая, жалкая карусель: За грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются еще четыре изображения – смерти, Страшного суда, ада и рая, т. е. четырех последних вещей, по выражению проповедников того времени. Смотрим у Босха.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. (Лев в глубине, над головой жирафа). Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады.
«Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Вот таким образом одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столькодраматизма в живописи Иеронима Босха.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Меня зовут Лубберт Дас».
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Лишь семь творений Босха подписаны.
Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Это увлечение длилось несколько десятилетий. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Но и это ему не удается: орел (обычный символ евангелиста Иоанна) зорко охраняет имущество своего хозяина.
Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». Король Испании Филипп II видел в этих картинах религиозные наставления, предостережения для верующих.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Коза и олень с аистами на спине. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Безобидный кролик (символ изобилия) держит на охотничьем рожке истекающую кровью жертву рядом беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. В первое время наибольший интерес к его картинам проявился в насквозь католических Испании и Португалии. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Босх на это отвечает: грех есть то, что разрушает человека, несет несчастья, болезни, страдания и смерть. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Значит и мы обязаны и имеем возможность разобраться в Босхе.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства.
Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
вХертогенбосе (Брабант). То, что Питер Брейгель Старший (ок. Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Об этом религиозном течении известно не много – предполагалось, что промискуитет был частью обрядовых таинств, отправляемых её адептами, желавшими таким образом достичь того состояние невинности, в котором пребывал Адам до грехопадения. Ерун ван Акен родился около 1453г. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
Они пьют вино. Сюжет религиозный. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Что мы и видим у Босха. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала).
Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Может быть это плохие музыканты. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.
Это и было принято за образец театрального здания для всего западного мира на следующие пять столетий. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.
Этим Босх как бы говорил, что вездесущее зло вмешивается даже в самые священные события. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Самое потрясающее из них – картина Несение креста, которая сейчас хранится в Гентском музее изобразительных искусств.
У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Никто не избегает кары, никому не удается спастись. Вот вам удобная пещера (с правого края внизу), располагайтесь и обсуждайте. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
Босх – был личностью весьма интересной. Вот, собственно и всё. Животные реальные (кони, олени, лев, рысь, верблюд, кабан, медведь) и фантастические, но все сильные, гибкие, быстрые. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может».
В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, довались разнообразные заказы – от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскерк или даже модели канделябра. 1478 года), стали художниками. В делах Братства художник активно участвовал до самой своей смерти. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Фрукты приятные и сладкие: груши, фиги, гранаты. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Ад изображен в правой части триптиха. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Адского в этой сцене – лишь безмерная корысть и подлость вполне земных обывателей.
Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Среди них господствуют неразбериха, злоба и насилие, а фантастические чудовища, которые возглавляют процессию, придают ей зловещий облик. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
На первый взгляд здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Левая часть триптиха написана в красновато-коричневой цветовой гамме напряженность лишь немного смягчается голубыми отблесками. Зрителей нет, все участники, включая птиц и зверей.
Кроме одного эпизода супружеской неверности (мужчина несет раковину с женой и любовником, с чем он вынужден считаться и смиряться), других бед нет. Другие лица и одежда, но так же простофиля следит за напёрсточником или фокусником. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Босх сам присоединился к этому братству в конце 1480-х годов. Религиозная нравственность сочла взаимное влечение мужчин и женщин грехом. Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Стало быть, взаимное влечение полов, греховность лежит в самой природе плодоношения, деторождения и не может быть трактована как грехопадение. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений».
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
корыстолюбия и зависти. Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской, которая выполняла самые разнообразные заказы – в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Молодой Босх говорил о семи смертных грехах. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Из темной влаги выступают очертания суши. С другой стороны, пограничное положение Хертогенбоса облегчало связи как с центрами южного Брабанта, где явственно ощущался урок, преподанный великими мастерами фламандской школы Роббером Кампеном, Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом, так – и в особенности – с более «отсталой» Голландией известной суровым реализмом и невесомыми фигурами Гертхена тот Синт Янса, ярко выраженной экспрессивности четкими контурами Мастера «Девы среди Дев» и утрехтской традицией миниатюры. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий.
Фокусник установил свой стол у стены, рядом с дорогой. Все, что действительно точно известно оБосхе, можно описать буквально внескольких фразах. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н. э. ) в соответствии с принципами римского театра.
Лишь 7 творений Босха подписаны. Св. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств).
Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». На виду и уединившиеся в огромных плодах, бочке, шалашах, причудливых сооружениях.