За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. В 1827-36 учился в петербургской АХ, с 1857 профессор АХ.
Биография Александра Бенуа продолжала писаться уже вдали от Родины, но в Париже к этому времени оказалось большинство его друзей и единомышленников. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа мог видать глазами человека XX века. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Марии на Выборгской стороне.
Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.
Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям «русских серий», начатых еще в 1907-1910 годах. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления.
Нурок. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В творчестве А. Н. В 1898 году вместе с С. П.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Философовым, К. А.
Бенуа стал задумываться об эмиграции. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Это была единственная церковная постройка, созданная Бенуа в романском стиле, представляющая интерес, тем более что в ней был похоронен сам архитектор. Достоевского, к русским темам. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».
Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». По завершении классического образования Александр продолжил обучение на юридическом факультете Петербургского университета и параллельно посещал занятия в Академии Художеств. с консервативно-охранительских позиций. Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством.
Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П.
Блестящий эрудит и общественник, был главным инициатором создания журнала «Мир искусства» (с 1898), а затем и одноименного кружка художников. Пребывая в романтической оппозиции к современности, вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в основном в 18 веке. Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России. Жизнь художника прервалась в Париже. Кребера на Надеждинской.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. С 1890 по 1893 год Бенуа был председателем Санкт-Петербургского общества архитекторов. Основные заказы в 1860-е годы Бенуа получает от семьи. Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года. А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь.
По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV».
На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Сомовым и В. Ф. Последний свой проект архитектор делает за два года до смерти, в 1896 году. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». В 1898 году вместе с С. П. Именно там им были написаны «Версальские серии».
Александр Бенуа был женат. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства.
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». В 1890-93 председатель Петербургского общества архитекторов.
Участники объединения устраивали выставки, в которых принимали участие Рерих, Врубель, Серов, Билибин, Васнецов, Коровин и Добужинский. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже. «Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.
В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.
В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.
Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. Бенуа. Именно там им были написаны «Версальские серии». Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Бенуа было тогда восемьдесят три года. Реставрационный отдел. ).
Сын Н. Л. Бенуа. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Некоторые из построек Н. Л. помещены в журнале Зодчий с 1872 по 1890 год. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П.
Мейеру. вокзалов (например, в Петергофе, 1855-57), в которых применял новые, металлические конструкции, воспроизводя в металле готический каркас. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус.
Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д. В. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Пять его учеников, в том числе Бенуа, перешли к академику X. Ф. Возникли в 15-16 веках. Они организовали кружок любителей искусства. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".
Шаляпина и З. Е. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос.
Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. При постройке третьего крупного здания в Петергофе – железнодорожного вокзала (проект делался в 1854 году по заказу владельца дороги барона Штиглица) – зодчий опять обратился к готическому стилю. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины, - всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. С 1926 года жил во Франции. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Работал в Петербурге и его окрестностях. Еще в 1910-х годах как единственный из наиболее активных деятелей и организаторов (сообща с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа больше всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали важный славе русского искусства.
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов.
Знак зодиака — Телец. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Блестящее окончание академии давало право заграничного пенсионерства. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». За эту архитектурную композицию он получает свою первую серебряную медаль – малую.
В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Бенуа 3 мая 1870 года в городе Петербурге.
Занимаясь в немецкой школе Св. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Бенуа выделялся систематичностью печатных выступлений, потребностью делиться с людьми всеми переживаниями, волнениями, он непрерывно что-то отстаивал и с кем-то спорил, восхищался, сомневался, негодовал.
Впервые представил акварельные работы на выставке 1893 и сумел обратить на себя внимание. А. Н.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи.
Нувелем в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С. П. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства.
Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. мог чертить и раскрашивать, точно ему не восемьдесят четыре, а двадцать четыре года. Там он работал главным образом в театрах: сначала в "Гранд-опера" в Париже, а после Второй мировой войны – в "Ла Скала" в Милане.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. В том же году его избирают почетным членом Академии художеств. Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. Один из центров мировой оперной культуры.
Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Построил также ряд ж. -д. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904 – 1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912 – 1917 издание не завершено). В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Он не мог иначе. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан).
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Одновременно он нередко преувеличивал значение творчества своих ближайших соратников и друзей. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.
Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые поехал в Париж здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии» изображавшие красоту парков и прогулки «Короля-солнца» (Людовика XIV).
В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).
работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала Мир искусства.
Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. В том же году Бенуа получил звание профессора Академии художеств. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран.
Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В конце 1896 года сообща с друзьями Александр Бенуа впервой приехал в Париж и полюбил тот самый город в этом месте им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). В 1886 году друзья и почитатели Н. Л. отпраздновали 50-ти летний юбилей его архитектурной деятельности, причем в Академии Художеств была устроена выставка его рисунков и проектов. Точнее было бы сказать, что А. Н.
Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. С 1926 жил в Париже.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.
Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.
Глинке, но проучился у него недолго. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Русский музей). В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р. Мутера (1894). Кавосом.
Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г» В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Оба художники. Последовали заказы для царской семьи, носившие, правда, прикладной характер. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера Гибель богов Р. Вагнера, 1903, балет Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, 1907, – Мариинский театр в Петербурге).
Спустя несколько лет Александр Бенуа на свои деньги купил в Крыму, в городе Судаке участок земли, на которой построил дачу, где отдыхал и работал. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. С 1917 Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры и в перестройке музейного дела (в 1918-26 заведующий картинной галереей Эрмитажа). Неоклассицизм), Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироничным отношением к ней (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897-98 Версальская серия, 1905-06).
Основную же практику Бенуа прошел, будучи помощником К. Тона. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Не исключено, что А. Н. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея).
На обратном пути в Россию Бенуа посетил Францию и Англию. Ей недостает именно историзма. Госпиталь со службами (1850-1857) решен архитектором в классическом духе с ориентацией на широко распространенное направление стиля.
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Николай I, памятуя о встречах в Риме, благоволил к нему. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей.
По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – "Русские сезоны". Бенуа Александр Николаевич родился в Санкт-Петербурге 21 апреля (3 мая) 1870 в семье известного зодчего Н. Л.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Одновременно с вокзалом в Петергофе Бенуа сделал проекты и занимался строительством небольших станций той же железной дороги: в Стрельне (1856), Сергиево (1855-1857) и Красном Селе (1858). Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII – первой четверти XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (редактор сборников Художественные сокровища России, в 1901-03 журнала Старые годы Музей старого Петербурга).
Бенуа уже в апреле 1923 года. Почувствовав это, А. Н. Русский музей стр.
В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Открыт в 1778 (архитектор Дж.
Его отец был архитектором. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907 Петрушка И. Ф. Стравинского в парижском театре Шатле, 1911 и др. ) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту.
Он начал работать с К. С. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы.
С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски — Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса — строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа.
В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Шульца на Литейном проспекте (1871-1872), в следующем году строит дом В. К. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), русский художник историк искусства, художественный критик.
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым.
Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства.
Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». С 1840 по 1846 год Бенуа живет в Италии. Серебряковой.
Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Александр Николаевич Бенуа (фр. Это проект женской гимназии в Енисейске. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.
Несколько частных заказов получает он и в Петербурге: перестраивает дом Ф. К. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф. М. «Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое «эстетство», мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», – говорил Бенуа. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н.
Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Бенуа учился прекрасно.
Но и здесь перед А. Н. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.
Жил в основном в Петербурге. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Конюшни строились по личному заказу Николая I, благоустраивавшего свою летнюю резиденцию.
Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В июле того же года Глинка умер. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А.
Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. Но даже с большевиками А. Н. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Пьермарини, G. Piermarini). В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Тонким поэтическим историзмом отмечены и его образы русской истории и литературы (гуаши для издания Русская история в картинках, 1907 – 1910 иллюстрации к Пиковой даме, 1899 и 1910 и Медному всаднику, 1903 – 1922, А. С. Пушкина).
Александр Николаевич Бенуа – русский художник, график искусствовед, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Бенуа Николай Леонтьевич, русский архитектор.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы.
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Мать Николая, на которую после смерти мужа в 1822 году легла забота о будущем детей, ходатайствовала перед императрицей Марией Федоровной о приеме сына в Академию художеств. В 1896-98 и 1905-1907 работал во Франции. Биография.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Учился самостоятельно.
Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В декабре 1834 года серебряную медаль, на этот раз большую, завоевывает его архитектурная композиция, а также проект музея, выполненный в апреле 1835 года. Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Достраивал крупные ансамбли, например Петергоф (ныне Петродворец 1848-59), мастерски подражая историческим стилям (фрейлинские дома, 1858) и тактично вписывая свои постройки в сложившийся ансамбль или парковый комплекс (Швейцарский домик в Кускове, 1870).
Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В начале 1870-х годов Бенуа занимается некоторыми работами для Петергофа.
Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. Детство и многие годы жизни А. Н. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции.
Из письма художника к Ф. Ф. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М. М. Фокина (Мариинский театр), а также С. П. Дягилева (в 1909 – 1911 был художественным директором «Русских сезонов»). «От этих. Дягилева, забывая, что именно А. Н.
Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901 – 1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908 – 1917). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Во время частых поездок во Францию создал большую меланхолично-гротескную акварельную серию Последние прогулки Людовика XIV (1897 – 1898), утвердившую за ним славу «певца Версаля». Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк.
Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, ослепительный агент художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, сверкающий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В 1850-е годы Бенуа выполняет еще несколько работ для Петергофа. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. В 1913 – 1915 – главный художник Московского художественного театра осуществил несколько постановок вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А. С. Пушкина, 1914 – 1915). В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Гофмана (1899, Гос. Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом и редкой зрительной памятью. Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале XX в. Графически отточенные иллюстрации Бенуа к Медному всаднику А. С. Пушкина (издано в 1923) созвучны и лиризму и драматическому пафосу поэмы. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.
как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Учился в петербургской Академии художеств (1887), но основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Пример этого – картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох.
«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным.