Цецилию, брошенную в кипящее масло. Марию Магдалину и св. Картина преисполнена благородства и высокой духовности.
Виктора, св.
1530, Дрезден, Картинная галерея), Леда с лебедем (ок. Однако вернемся к гравюрам: щедрость Рафаэля по отношению к Бавиера была причиной того, что Марко из Равенны и многие другие так заинтересовались этим совершенным способом, что гравюры – до сих пор бывшие большой редкостью – стали очень многочисленными, как это мы видим теперь а Уго да Карпи, человек изобретательный и одаренный большим воображением, придумал способ гравировать по дереву при помощи трех дощечек, последовательно передающих средний тон, свет и тень таким способом можно прекрасно воспроизводить световые оттенки – прекрасное и остроумное открытие55, создавшее множество гравюр, о чем подробнее будет сказано в «Жизнеописании Маркантонио из Болоньи». Это та самая, которая находится в настоящее время на алтаре76. Это относится и к св. Исполнены они были так правильно, что изумляешься, на них глядя, при мысли, как можно было так выткать волосы и бороды и придать нитями такую гибкость телам произведение это кажется скорее чудом, чем делом человеческого искусства ибо вода, животные, здания точно бы написаны кистью, а не вытканы нитью.
Тогда же он сделал в мраморе набросок статуи св. Разные группы нарисованы были разными способами: то контур углем, то рисунок штрихами, то растушевка, то расцветка мелом, так как не желал он показать все свое умение. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: «Бегство в Египет» (в галерее Уффици), «Мадонна со св. Иеронимом» (в пармской пинакотеке), прозванная «Днем», по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита «Юпитер и Антиопа» (в луврском музее в Париже), «Школа Амура» (в национальной галерее, в Лондоне), «Ганимед», «Ио и Юпитер» (в Вене), «Даная» (в галерее Боргезе, в Риме), «Леда» (в берлинской галерее) – произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. В это время у Микеланджело произошла та яростная ссора с папой в капелле – об этом мы расскажем в его «Жизнеописании», – и он принужден был бежать во Флоренцию.
Эта картина по-настоящему хороша и заслуживает больших похвал23. св. Мавра и св.
Картина эта после кончины Рафаэля была поставлена кардиналом в главном алтаре в Сан Пьетро – ин – Монторио и вызывала величайшее восхищение совершенством каждой своей частности. Георгий» и луврский же «Св.
Павел и Моисей. 13.
В действительности же мы часто видим обратное. По их же уговору он написал в качестве подарка для папы полуфигуру Христа в образе «Се человек». 54. К этому же периоду относятся «Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника» (в мадридском музее) и «Мадонна с корзиной» (в лондонской национальной галерее). В год же избрания дожа Андреа Гритти Тициан написал его портрет – редчайшая вещь – в картине, на которой изображены Богоматерь, св.
И для Биндо Альтовити43 написал он портрет его в юности, считающийся изумительным. Если даже не говорить о вилле Фарнезина, то и упоминаемые Вазари вилла Мадама (здание в папских виноградниках), к сожалению, плохо сохранившаяся, капелла Киджи и дворец папского придворного Джанбаттиста даль Аквила дают представление об особенностях архитектурного таланта Рафаэля. Kunstkrit.
Воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить собор св. Дерево, масло, 105102 см. «Скорбь о Христе», Гигант флорентийский иупомянутый картон создали такую славу Микеланджело, что, когда в 1503 году33 умер папа Александр VI, новый папа Юлий II пригласил к себе Микеланджело, которому было около 29 лет, обещав ему великие милости и заказал ему свою гробницу на путевые издержки выплатили ему сто скуди из папской казны.
Его композиция весьма неординарна.
Для королевы португальской он сделал на холсте «Бичевание Христа», привязанного иудеями к столбу, с фигурами немного меньше натуральной величины107 для церкви Сан Доменико в Анконе в качестве алтарного образа – распятие с превосходнейшими фигурами Богоматери, св. На той, что справа, он изобразил св. Предложение это понравилось Рафаэлю и вот таким образом, бросив работу во Флоренции и не докончив картины для Дэи (хотя он и оставил ее в таком виде, что после его смерти она была перенесена мессером Бальдассаром из Пеши в приходскую церковь на его родине), он уехал в Рим. Эту должность члены сената имеют обыкновение давать лучшему живописцу родного города с обязательством время от времени писать портрет с новоизбранного их правителя именуемого дожем, за незначительную плату в восемь золотых, выплачиваемых художнику этим правителем портрет этот затем выставляется в публичном месте во дворце св. Иеронимом, ок. Но потом она ему надоела и так как он был скотом, то не пожелал больше ее видеть.
Духа на апостолов», причем Бог является в виде пламени, а Св. Под этим произведением, считавшимся в те времена очень удачной фреской, он подписал свое имя крупными и очень четкими буквами. Екатерину и стоящих но бокам – св.
Георгием». Один из этих сюжетов изображает святого Бенедикта в тот момент, когда он отправляется из Норчии в Рим для учения и расстается с отцом и матерью другой – передачу детей св. Якова Компостельского существуют. А с другой стороны, абсолютно ясно (и свидетелем тому каждодневный опыт), что и талант один не приносит больших плодов, если ему не сопутствует счастье.
Но он не успел даже заметить, как срок этот истек и кардинал напомнил об его обещании Рафаэль, как человек учтивый, увидев себя связанным, не пожелал изменить своему слову и изъявил согласие жениться на племяннице кардинала.
В это время в его произведениях (например, во фреске плафона монастыря Сан Паоло) появляются тенденции к иллюзионизму, которые затем будут развиты в росписи купола церкви Сан Джованни Эванджелиста, где в 1520–1522 Корреджо написал композицию Вознесение Христа. Р. 116, 134, 140, 163) датирует картины так: Даная – 1526 г., Ио – ок.
Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески Благовещение (в церкви св. Рафаэль прибыл в Рим поздней осенью 1508 г. и с 1509 г. начал работать в Ватикане. Внизу, с другой стороны изображена колесница Венеры и грации, уносящие вместе с Меркурием на небо Психею, а на других консолях разные другие поэтические истории.
4. В это же время он сделал набросок двух оставшихся неоконченными мраморных рельефов: один из них для Таддео Таддеи и ныне находящийся в его доме, другой для Бартоломео Питти29.
Джованни умер, когда его сыну было 11 лет. 42). 1494) был – Вазари прав – живописцем очень скромным. Плацидия их отцами для служения Богу, третий – сожжение готами Монтекассино.
Картина эта изображала битву при Кадоре, в которой венецианцы одержали победу над императорскими войсками. Якова. Бернардо Дивицио да Биббиена или просто Биббиена (1470-1520) – один из обаятелънейших и остроумнейших людей своего времени, автор комедии «La Calandra», немного гуманист, ни в какой мере не богослов, в кардиналы, конечно, не годился. Наконец, этот отличнейший художник послал королю католическому «Тайную вечерю», написанную на холсте длиною в семь локтей, – произведение исключительной красоты129. Существует анекдот о том, как Содома познакомился с испанским командованием.
После них сиенские художники продолжали писать своих задумчивых Мадонн, как будто опять ничего не произошло. Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526 – 1530 гг. ) «Взятие Богоматери на небо», – произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. Когда увидел он произведение Микеланджело, то изумился. Назарий, Бастиан, архангел Гавриил и Богоматерь, принимают благовестие77.
Мадонна с младенцем и святыми, 1523. Роспись частично была обрушена в 1587 г. при перестройке хора и восстановлена Чезаре Аретузи (ум. Там же находится обнаженный св. Николая Толентинского, а слева Михаила архангела, повергающего Люцифера, а под ними в полукружии, тоже Богоматерь, которая в окружении нескольких ангелов облачает в священнические одежды одного святого. Голову Ио впоследствии восстановил Прудон, голову Леды Шлезингер. Но и тут и там он рос, не теряя своей индивидуальности. На одной из картин был удивительный пейзаж: никогда не было ломбардца, который делал бы подобного рода вещи лучше, чем он кроме того, волосы столь обаятельны своим колоритом и выписаны и выведены с такой чистотой и законченностью, что лучшего не увидишь. Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости.
св. Петрония. Убедившись в такой ошибке, Рафаэль, как человек сообразительный, впоследствии решил работать самостоятельно, без чужой помощи, над картиной «Преображение», писанной им для церкви Сан Пьетро – ин – Монторио, в которой проявил все вышеописанные особенности, необходимые для хорошей живописи. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: Бегство в Египет (в галерее Уффици), Мадонна со св. Проспера в Реджо) «Мадонна с св. Там тоже три фрески: «Изгнание Илиодора», «Освобождение апостола Петра» и «Больсенская месса».
биографию Мазаччо, 45) и абсолютно исключительный гений декоративного искусства Джованни да Удине (1487-1564). 7. В 1518 Корреджо уехал в Парму. К этому времени относятся: «Мадонна, кормящая Младенца грудью» (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), «Христос в Гефсиманском саду» (в Апслейгоузе), «Мученическая кончина св.
Михаил» (маленький). Оказав сравнительно небольшое влияние на современников и попав в круг тех влияний, которые исходили от Мелоццо да Форли, Микеланджело и Мантеньи (произведения первых двух Корреджо, по- видимому, не мог знать), Корреджо сильнее повлиял на живописцев барокко XVII и XVIII вв. 4.
Средняя часть фрески (две центральные фигуры коронования) была снята и находится ныне в Пармской библиотеке. Для братства св. Начал он с потолка в Зале подписей, где папы обыкновенно подписывали бреве о помиловании.
Анна, причем для картины этой не может быть большей похвалы, как если сказать, что исполнена она рукой Рафаэля из Урбино вот почему помянутые графы относятся к ней с высочайшим и должным благоговением, ни за что не соглашаясь уступить ее государям, предлагавшим за нее огромные деньги47.
Якова, где у них гробницы. Содома – грань.
На что Аньоло, которому нравилось произведение, сказал: «Дам ему 70» а тот не удовлетворялся и за малое доверие к себе и потребовал у Аньоло вдвойне против того, сколько запросил сначала таким образом, чтобы получить картину, Аньоло принужден послать ему 140 скуди. Живописные работы его относятся приблизительно к 1512 году.
Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости.
30. Севастианом» (исполненная для моденского собора) и «Мадонна со св. Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо известная под названием «Цыганки» (La Zingarella) и «Мадонна с кроликом». Екатерина принимает из рук младенца Христа обручальное кольцо.
В оратории братства св. На заднем плане картины вписаны сцены мученичества этих святых. Петра вокруг церкви св. О искусство живописи. 50.
2. Первоначальное художественное образование получил под руководством своего дяди, Л. Аллегри и Бартолотти, а в дальнейшем пользовался уроками феррарского живописца Фр. Потом, взглянув вниз на гонфалоньера, стоявшего и глядевшего, сказал: «Теперь посмотрите».
Петра было подписано 1 августа того же года. Антония – аббата и св. Подумал Микеланджело, что больше он хвалит бронзу, чем мастерство и сказал: «Этим я абсолютно также обязан папе Юлию, давшему мне материал, как вы москательщикам, у которых покупаете краски для живописи», – и с негодованием в присутствии некоторых дворян назвал его болваном. Из учеников – сотрудников Рафаэля – самым деятельным был Франческо Пенни, по прозванию Фатторе (1488-1528), а самыми даровитыми – Джулио Романо (см.
Возможно также, что учителем его был Бианки Феррари (ок.
Бенедикт все эти фигуры – превосходны28.
И поистине велика сила дарования у тех, кого поддерживает щедрость правителей. Он продолжал работы в соборе примерно до 1530.
Марии Магдалины с распущенными волосами, так что волосы рассыпаны у нее по плечам, вокруг шеи и на груди, а она подняла голову и устремила взоры на небо воспаленные веки обнаруживают ее страдания, а слезы – сокрушение о грехах вот таким образом эта картина бесконечно трогает всякого, кто ее созерцает и более того, хотя она и прекрасна, она возбуждает не сладострастие, а сострадание. Заказ был исполнен в 1530 г., когда испанский гарнизон занимал Сиену. Нет сомнений, что именно за это Антонио заслужил всякие отличия и почести при жизни и всяческой изустной и писаной славы после смерти14. Вещь эта по исполнению и колориту была действительно написана с большим старанием, будучи одним из лучших произведений Джан Беллино, хотя в манере, с какой написаны одежды, есть что-то резкое, свойственное манере немецкой, но это неудивительно, так как он подражал картине фламандца Альбрехта Дюрера, которая в это время была привезена в Венецию и помещена в церковь Сан-Бартоломео и была вещью изысканной, полной многих прекрасных фигур, написанных маслом26. То же сделал Рафаэль в фигуре св.
Тем не менее, Агостино, который был человеком благородным, не обращая внимания на посрамление, полученное Джованантонио, поручил ему написать в одной из главных комнат своего дворца в Трастевере, соответствующей главной зале внизу14, приход Александра в спальню Роксаны. Для Джулио деи Медичи, кардинала и вице-канцлера, написал он картину «Преображение»69, которую собирался отправить во Францию, причем над ней он безустанно и собственноручно работал и достиг последней степени совершенства в этой вещи представил он преображенного Христа на горе Фавор, у подошвы которой поджидают его одиннадцать апостолов сюда же привели бесноватого мальчика, чтобы Христос, сойдя с горы, его исцелил мальчик корчится в конвульсиях, кричит и закатывает глаза, являя муки своего тела, оскверненного коварным бесом и, побледнев, делает вынужденные и пугливые движения. «Леда» вместе с «Ио» (ныне в Вене, повторение в Берлине) попала после долгих скитаний во владение герцога Филиппа Орлеанского, сын которого совершил акт вандализма, вырезав головы на обеих картинах. Плакидия» и «Положение во гроб» (в пармской пинакотеке).
Св. Обошлась же эта работа в семьдесят тысяч скуди и до сих пор хранится в папской капелле. Лувр, Париж. Вентури доказал, что аллегория Силы в полукруге одной из стен – первое произведение Рафаэля (1500).
В «Сне» и «Короновании» уже больше заметно влияние Перуджино. Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526—1530 гг. ) Взятие Богоматери на небо, — произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. (В 1798 г. образ был разрезан и недавно отдельные куски его отождествлены в музеях Неаполя и Брешии. ) Одновременно написан «Сон рыцаря» лондонской Национальной галереи, а «Коронование Марии», о котором говорит Вазари, сделано в следующем 1502 г. (ныне в Ватиканской галерее).
Тот ответил: «Об этом подумаем потом, а иначе сделать нельзя». Эта роспись стала образцом для многих последователей Корреджо. 4). Возвратившись на короткий срок в Корреджио, где он женился в 1519 году, на следующий год принялся за новые заказы в Парме из которых особенно замечательны по исполнению фрески купола и пандантивов в црк. Gronau (op. Статую эту сбросили Бентивольи.
Портрет этот достался потом его наследнику, Джулио Романо и находился в Мантуе. Не менее искусно и талантливо изображен св.
Над этой картиной в полукружии прекрасно написал он Бога-отца, а на пределле алтаря – три небольшие картины: «Моление о чаше», «Несение креста» (где прекрасны изображения влекущих Христа солдат) и тело Христово на руках матери – «Пьета» произведение это, поистине изумительное и полное благочестия, высоко чтимо монахинями и весьма прославлялось всеми художниками19. Не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы, которые не были бы изображены Тицианом, живописцем по этой части действительно отличнейшим. 60.
Петра. Эрмитажная «Мадонна Конестабиле» и «Мадонна» музея Шантильи. Что это в самом деле так, можно видеть как по самой картине, так и по рисунку, который я получил от самого Содомы и который находится в моей «Книге рисунков»34.
Тут же находится и Иосиф, задумчиво опирающийся обеими руками на посох и со святоотеческой восторженностью созерцающий Царя и Царицу Небесных35. Ансан, который производит обряд крещения и другом – св. Затем папа поручил Рафаэлю, талант которого все возрастал, расписать еще комнату возле большой залы, а он, достигнув уже в то время величайшей славы исполнил еще маслом портрет папы Юлия так правдоподобно, что жутко на него глядеть, будто бы и в самом деле он сидел перед нами живой произведение это находится теперь в Санта Мария дель Пополо вместе с одновременно написанной прекраснейшей картиной «Рождество Христово», где дева Мария держит покров над младенцем, который прекрасен и лицом и телом, как подобает истинному сыну Божию столь же прекрасна лицом и статью Богоматерь исполненная не только высочайшей красоты и благоговейного счастья. Иоанном Крестителем, св.
Видя это и Микеланджело из соревнования вылепил их несколько, а Лоренцо, видя его прекрасное дарование, навсегда его отметил приободренный этим, через несколько дней принялся он копировать в мраморе имевшуюся там античную голову Фавна, старого и морщинистого, с отбитым носом и смеющимся ртом и хоть никогда Микеланджело в руках не держал ни мрамора, ни резца, подделка удалась ему так, что Великолепный изумился и, видя, как по собственной своей фантазии открыл он Фавну рот и сделал ему язык и показал все зубы, Лоренцо сказал, милостиво шутя, как ему было свойственно: «Однако ты должен был бы знать, что у стариков не все зубы бывают целы, всегда скольких- нибудь у них не хватает». После этого, не имея больше работы в Пизе, он перебрался в Лукку, где в Сан Поциано, принадлежащем оливетанским монахам, он написал на лестнице, ведущей в опочивальню по заказу аббата, своего знакомого, Богоматерь. Studien, V. I. В настоящее время он живет в Лукке, где сделал и продолжает делать много вещей, хороших и достойных похвалы.
Франциском, находящейся ныне в дрезденской галерее и напоминающей внешним построением своих групп манеру XV в. Фр. S. 45 (1890).
Такого единения достигал только Рафаэль и никто больше, так как он побеждал всех своей приветливостью и искусством, но больше всего гением своей доброй натуры, настолько исполненной благородства и милосердия, что и звери его почитали, не только люди.
Произведение было одним из первых образцов эффекта барочного иллюзионизма.
св. Значит, он должен был отвезти его в Перуджу раньше, что мало правдоподобно. Сикста, в Пьяченце, написал он алтарный образ Богоматери со св. На алтаре – статуя Мадонны работы флорентийского скульптора Лоренцетто (1494-1514), того самого, которому Рафаэль заказывал статуи для капеллы Киджи. Была еще у Рафаэля большая дружба с Лоренцо Нази, по случаю свадьбы которого он написал картину, где представил на коленях Богоматери младенца, весело глядящего на птичку, которую передает ему радостный Иоанн Креститель поза их обоих детски проста и полна ласковости, а написаны они с таким искусством, что кажутся скорее выполненными из плоти и крови, нежели красками и рисунком.
В 28 лет (если он родился в 1494) Корреджо женился на своей землячке Джиролиме Мерлини и имел четырех детей: трех девочек (из них две умерли очень рано) и сына Помпонио (1522- 1593) впоследствии ставшего живописцем. Да и, правда, скорее творение божественное, чем человеческое32.
Окончив эту картину, он вернулся в Сиену, усталый, бедный и старый. Франциска, Содома надписал, соревнуясь с сиенскими художниками Джироламо дель Паккиа и Доменико Беккафуми26, несколько фресок, а именно: введение Богоматери во храм, посещение св. По углам первого карниза помещались четыре большие фигуры: Жизнь деятельная и Жизнь созерцательная, св.
Когда картина была окончена, Агостино Киджи, находившийся в тесных деловых сношениях с папою, поднес ее его святейшеству. Если это и принесло ему кое в чем пользу, то под конец обратилось во вред. Однако что за потеря времени все это перечислять. Он изобразил римлянку Лукрецию, обнаженную, закалывающую себя кинжалом.
Сделав картон для названной капеллы, расположенной в церкви Санта Мария делла Паче по правую руку от главного входа, он исполнил его альфреско, новой, гораздо более величественной и великолепной манерой. Петрония, над передним фасадом, как сказано выше упомянуто выше и об ее величине39.
На одной из них – Авраам и носящий в жертву Исаака, на другой – Давид, отрубающий голову Голиафу, на третьей – Авель, убиваемый Каином, своим братом83. Вскоре затем Агостино Киджи из Сиены, богатейший купец и большой друг талантливых людейЗ8, заказал Рафаэлю расписать капеллу, после того как тот написал в лоджии его дворца (ныне известного под именем палаццо Киджи в Трастевере)39 в нежнейших тонах Галатею на колеснице, влекомой по морю двумя дельфинами и окруженной тритонами и разными морскими божествами. Иосифом и св.
Он исполнил собственноручно все картоны и написал фреской многие фигуры65. А у своих ног изобразил ворона, мартышку9 и других своих животных. выше) Вазари снова и снова хвалит Корреджо за изображение волос.
Заказ был исполнен в 1537 г. Картина сгорела в 1577 Сохранились: 1) уменьшенная, хорошая копия во Флоренции в Уффици, 2) гравюра Джулио Фонтана, сделанная с оригинала, 3) рисунок Рубенса с рисунка или с эскиза Тициана (Вена, Альбертина). Средний купол этой церкви заполнен как бы парящей фигурой Христа, окруженной апостолами, сидящими на облаках.
Тогда он распорядился сделать их на козлах, не касавшихся стены. 5. В том же гардеробе помимо многих других вещей имеется портрет Ганнибала Карфагенского, вырезанный на старинном корналине, а так же прекраснейшая мраморная голова работы Донато. В этой вещи Тициан обнаружил пылкую, прекрасную манеру и совершенство техники15.
3. Естественно, что этим не исчерпывается значение Корреджо в истории живописи, тем более, что Вазари в начале «Жизнеописания» хвалит Корреджо как превосходнейшего колориста. 1525. 14.
На первой стене представил он пожар в Борго Веккьо в Риме, где св. Над одними из городских ворот, которые зовутся Сан Виене, он написал в большой нише фреску изображающую рождество Христово с несколькими ангелами, парящими в воздухе, а на арке ворот в прекрасном ракурсе – младенца, который должен был изображать воплощение Слова33.
К этому времени относятся: Мадонна, кормящая Младенца грудью (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), Христос в Гефсиманском саду (в Апслейгоузе), Мученическая кончина св. К тому же времени относится портрет, написанный Тицианом с самого себя на память своим детям84. Сигизмунд, св. 57.
Он же расписывал и арку перед капеллою, где изобразил Бога-отца35. В то время Тициан подружился с божественным Людовико Ариосто33, который признал его отличным живописцем и прославил его в своем «Неистовом Роланде».
Композиция этой картины была самим Тицианом нарисована на деревянной гравировальной доске, которую уже потом другие вырезали и отпечатали38. И вот направились они в сад и увидели, что молодой Торриджано деи Торриджани копировал в глине какие- то статуи, данные ему Бертольдо. «Ио и Юпитер» знаменует высший подъем эпохи, когда проповедуемое Савонаролой умерщвление плоти сменилось торжеством чувственности.
Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя87 и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. Петра и св.
Проект Рафаэля – базилика в виде латинского креста. Эта статуя была поставлена в нише над порталом собора св. И заказал ему его святейшество свою собственную статую в пять локтей вышиной. Вот таким образом он принялся за работу, чтобы показать свое искусство новому папе.
Композиционное построение искусно соединяет фигуры первого плана с изображением пейзажа. Виктор в античном вооружении с мечом в руке, рядом с ним св. Прибыл он в Болонью и не успел даже переменить сапоги, как явились приближенные папы и повели его в сопровождении одного из епископов кардинала Содерини – так как сам кардинал по болезни не мог явиться – к его святейшеству во Дворец шестнадцати когда подошли они к папе, Микеланджело склонил колени, а его святейшество, взглянув исподлобья и как будто гневно, Сказал: «Вместо того, чтобы явиться к нам, ты ждал, чтобы мы явились к тебе», намекая на то, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Но по небрежности, как всегда он написал их без всякого старания и они вышли так плохо, что он был поднят на смех и подвергнут осмеянию за свои глупости со стороны тех, кто ожидал, что получит от него необыкновенное произведение20. Оба портрета находятся в гардеробной герцога среди многих других отменнейших картин.
На него также оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Рафаэль и Микеланджело. Рафаэль родился в знаменитом итальянском городе Урбино в святую пятницу 1483 года1, в три часа ночи, от некоего Джованни де Санта2, художника посредственного, но человека здравомыслящего и способного направить сына по тому доброму пути, который, по несчастью, не удался ему самому в молодости.
Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. 29. Варварой, редчайшее и необычайное произведение61. В то время как он работал над этими фресками, он пустил на скачках Сан Бернаба приведенного им с собою варварийского скакуна и судьбе было угодно, чтобы его лошадь оказалась настолько лучше других, что получила палио21. Вот таким образом при нем дело мало подвинулось вперед. Проект Браманте представлял собою храм центральной системы в виде греческого креста.
Вот таким образом она вышла очень обыкновенной и успеха не имела. Сиенская живопись из тихого треченто сразу перескочила в бурное чинквеченто. Бастиана и св. Все эти фигуры вышли гораздо лучше, чем на картинах в соборе45. Людовика, св. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения — в Императорском Эрмитаже, в СПб. ). Его привезли в Сиену купцы, агенты Спаннокки2. Позволительно думать, что душа его украшает теперь небеса, как талант его украшал землю.
Петра, заключенного Иродом в темницу и охраняемого вооруженной стражей. биографию П. делла Франческа, сн. Рассказывают, что добродушие Рафаэля было так велико, что для удобства своих друзей он разрешил им выкладывать стены не сплошными и цельными, но оставляя в них над прежними нижними комнатами пустые пространства, которые заполнялись бочками, трубами, деревом, отчего так расшаталось основание, что стало расседаться и пришлось, потом все заново переделывать. Иоанна Евангелиста (часть «Коронования Богоматери» снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке).
В то время как, следуя этой манере, достиг он величайшей славы, папа Пий II8 поручил расписать книгохранилище Сиенского собора Пинтуриккьо и этот последний, бывший другом Рафаэля и, зная его в качестве отличного рисовальщика, взял его с собою в Сиену, где Рафаэль сделал ему несколько рисунков и картонов для этой работы. Явились посредники с просьбой, чтобы он был допущен и было ему разрешено.
Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески «Благовещение» (в црк. К этому же периоду относятся Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника (в мадридском музее) и Мадонна с корзиной (в лондонской национальной галерее). Вознесение Богородицы.
22.
52. Когда Микеланджело начал заниматься искусством у Доменико, ему исполнилось четырнадцать лет и хотя некто, составлявший его жизнеописание после 1550 года, когда я впервые написал мои «Жизнеописания», утверждает2, что другие по незнанию наговорили много небылиц и пропустили достойное упоминания и в частности, хотя он называет Доменико завистником, который будто бы никакой помощи Микеланджело не оказал, однако все это неправда, как то можно видеть по записи, сделанной рукою Лодовико – отца Микеланджело в книге Доменико эта книга принадлежит ныне его наследникам и гласит так: «1488.
2. Здесь можно найти портреты всех самых знаменитых древних и новых поэтов, написанные в натуральную величину, частью по статуям, частью по медалям или старинным картинам, а тех, кто был в живых, – прямо с натуры. Затем для короля католического он написал поколенную фигуру св. 1532, Берлин, Далем), Юпитер и Антиопа (1521–1525, Париж, Лувр).
Однако узы эти нисколько его не радовали и он старался выиграть время, так что прошло несколько месяцев, а свадьба все еще не состоялась. Третьей была (1516-1517) «Станца Пожара» (прежняя Torre Borgia), где фрески были исполнены учениками по картонам Рафаэля, а личное его участие выразилось только в отдельных частях главной фрески «Пожар в Борго». А теперь обратимся к рассказу. Гвидубальдо Монтефельтро, герцог Урбинский (ум.
Могила Рафаэля находится между второй и третьей нишей слева. В церкви Сан Себастьяна им же для алтаря св.
Однако Рафаэль, который был олицетворением доброты и скромности, оставил неприкосновенным все, что написал Перуджино, бывший когда-то его учителем, а из написанного Маттаччо удалил только сюжетное содержание и фигуры в кругах и в обрамлениях, оста вив арабески и остальные орнаменты.
Ему было указано ехать в Болонью, куда прибыл уже из Рима его святейшество. до 1446 – 1 авг.
На обратной стороне хоругви – Богоматерь с сыном на руках, а внизу св. Золотой же блестящий шар на кресле папы, в котором, как в зеркале, отражается (так велик его блеск) свет, падающий из окна и плечи папы и перспектива комнаты – все сделано так искусно, что никакой другой мастер ничего подобного не написал и не мог бы написать за эту картину папа щедро его вознаградил и находится она теперь во Флоренции, в гардеробной герцога. В церкви Сан Доменико, в капелле св. О нем нечего больше сказать49.
Ночь (для црк. Для церкви Санта Мария Маджоре он написал картину изображающую св. Рохом и патроном людей этого цеха, св.
Антония Падуанского и – лучшую из этих фигур – св. Иоанна Евангелиста (часть Коронования Богоматери снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). И нам неизвестно, какой из существующих женских портретов Рафаэля должен считаться ее изображением: «La donna velata» галереи Питти, женская фигура в Трибуне галереи Уффици (принадлежность ее Рафаэлю оспаривается), портрет римской галереи Барберини или какая-нибудь из мадонн (например. Роспись купола пармского собора – последняя большая работа Коррелло начата около 1525 г. (контракт подписан еще в 1522) и продолжалась до смерти художника, вполне ее закончить он не успел.
Зато, когда фреска была открыта, генерал потребовал, чтобы она была сбита со стены и уничтожена во что бы то ни стало. Он распорядился также, чтобы на его средства в Санта Мария Ротонда71 была восстановлена из новых камней старинная ниша и был построен алтарь с мраморной статуей Мадонны: это место он избрал для вечного своего упокоения. Другой его портрет, написанный Рафаэлем, находится в галерее Питти, где Рафаэлев же портрет Томмазо (Федры) Ингирами их общего друга, актера, тоже едва не ставшего кардиналом при тороватом на красные шапки Льве Х. Еще один портрет члена дружеской римской компании, графа Кастильоне, сделанный Рафаэлем для его молодой жены, теперь в Лувре.
вступительную статью). Более прелестных и совершенных фигур ни один художник не мог бы создать. Папа вознаградил Содому и сделал кавалером за эту великолепную работу16.
Вопросы, которые едва ли когда- нибудь будут разрешены, см, об этом: Ivan Lermolieff (G.
Елизаветы, успение и венчание на небе. Весьма характерно для Корреджо, что в центральной фреске («Вознесение Богородицы на небо») он абсолютно пренебрег теми основными требованиями, которые вытекали из архитектуры собора.
Антония, Микеланджело срисовал ее пером в манере, доселе неизвестной и затем раскрасил, притом для передачи причудливого облика дьяволов накупил себе рыб с чешуею, пестро окрашенной и явил в этом произведении такое искусство, что благодаря ему приобрел себе авторитет и известность. Его двор, где блистала супруга его Елизавета Гонзага, был прославлен графом Кастильоне, будущим ближайшим другом Рафаэля, в книге «Il Cortegiano». В этой росписи было кое-что достойное похвалы. Немного позже он написал для Якопо VI синьора Пьомбино еще ряд полотен. 1528, Парма, Национальная галерея) и Ночь (Поклонение пастухов, ок.
aposГак или иначе, с папой он поссорился. С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские Мадонна со св. Поистине, думается мне, все это не могло бы быть передано с большим совершенством. Отступление это сделано мною ради истины его будет достаточно и для остальной части этого «Жизнеописания».
биографию Тициана, 94), Перине дель Вата (см. Таким образом, в скором времени он смог открыть для обозрения залу именуемую «башней Борджиа», где на каждой стене исполнил по композиции, две из которых оказались над окнами, а две – на сплошных стенах.
Иоанна и св.
В углах той же оратории он написал27 святого в епископском облачении, св. Бастиана. Марка для увековечения памяти дожа24.
На гробнице элегантная латинская эпитафия, составленная другом его, кардиналом Бембо. 14. Видно, как люди уже выносят вещи и сокровища, но, заметив Гелиодора, спасающегося от жестокого преследования и повергнутого ниц некими, одному ему видимыми, тремя воинами (ибо это – видение), они чувствуют себя охваченными приступом ужаса и страха, которые испытывают все спутники Гелиодора и пытаются бежать, но спотыкаются со своей ношей.
Проспера в Реджо) Мадонна с св. Петра в Риме и в нем поместить свою гробницу, о чем рассказано в другом месте. Вернувшись и увидев рисунок Микеланджело, Доменико сказал: «Этот знает больше меня», – и поразился новой манерой и новой передачей натуры, которыми в столь раннем возрасте уже владел юноша благодаря данному небом таланту, столь развитому, что большего не мог пожелать себе и художник, работавший много лет. Ибо мне передавали за достоверное, что Джованантонио дошел в своем ничегонеделании и в своей лени до того, что не делал ни рисунков, ни картонов, когда ему нужно было писать сюжеты вроде этого, но ограничивался тем, что набрасывал рисунок кистью по извести (чего никогда не делается), очевидно, таким способом он писал и эту картину. св. Содома прожил 75 лет и умер в 1554 году50.
Неверно. В переводе то и другое опущено. Марии-Аннунциаты) и «Мадонна делла-Скала» (теперь в пармской пинакотеке первоначально помещалась над городскими воротами). Гипсы и гротески делались под наблюдением Джованни да Удине, а фигуры писал Джулио Романо, впрочем, работавший мало, вследствие чего Джованни Франческо из Болоньи, Пьерино дель Вага, Пеллегрино да Модена, Винченцо да Сан Джиминьяно, Полидоро да Караваджо и еще многие другие художники трудились над разными частностями этой работы, которую Рафаэль завершил с таким совершенством, что велел даже доставить из Флоренции пол исполненный Лука делла Роббиа59. Более подробно на содержании этих фресок Вазари не останавливается в «Жизнеописании Джироламо да Кар пи» и несколькими строками ниже.
1450-1527), посредственного живописца из Корреджо. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения – в Императорском Эрмитаже, в СПб. ). Иеронимом (в Гамптонкортском собрании) и Четыре святых (у лорда Ашбуртона).
Так приобрел он себе очень большую известность. Два аллегорические изображения: «Триумф добродетели» и «Порок, управляемый страстями», написанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности Корреджо. Гений художника еще полнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи: «Рождество Христа» или так назыв. Ансана, св.
Вазари преувеличивает бедность Корреджо. «Ночь» (для црк. Но она в большей своей части сильно пострадала от погоды и от времени.
Его первый учитель Мартино Спанцотти в Верчелли мог научить его немногому. Они сделали свое дело и ушли. Франциска прямо поразительна.
Николая полнена маленькая картина на дереве с изображением св. Тогда принялся он за эскизы потолка. в 1527) и от Антонио Бартолотти (ок.
Прибыв в Рим, в течение нескольких месяцев он не получал от папы никакой работы. Недаром впоследствии Микеланджело увидел работу Рафаэля, он подумал, что Браманте (как это и было в действительности) сделал ему это назло для пользы и славы Рафаэля. Многим обязан он также Тимотео делла Вите (1469-1523), своему земляку, вернувшемуся в 1495 г. в Урбино из Болоньи, где учился у Франческо Франча.
Художник оказал большое влияние на религиозное искусство Возрождения. С росписи существуют копии работы Агостино и Аннибале Карраччи и акварели Паоло Тоски. Потом написал последовательно (1509-1512) «Диспут» и «Афинскую школу» на продольных стенах, а на поперечных, где окна, – «Парнас» и еще серию аллегорических фигур. Но он принадлежал к хорошему направлению Пьеро делла Франческа и Мелоццо да Форли и смог создать маленькую школу в Урбино. 1460- 1510), моденский художник.
Мистическое обручение святой Екатерины, около 1517. Разгневавшись, папа посохом ударил епископа со словами: «Невежа – ты, раз говоришь ему такие грубости, каких и мы не хотим ему сказать». Так это произведение еще гораздо больше прежних прославило и возвеличило его талант.
Николая17, а в Сан-Северо, небольшом монастыре Камальдульского ордена в том же городе, в часовне Богоматери написал фреску, где изображен Христос во славе и Бог-отец, вокруг них ангелы и шестеро восседающих святых: Бенедикт, Ромуальд, Лаврентии, Иероним, Мавр и Плацидий18. примеч. Там к имевшемуся уже образу Богоматери он написал справа св. В другой раз он опять пошел, чтобы поговорить с папой, но не был допущен и привратник папский сказал ему, что не приказало его впускать некий епископ сказал тогда привратнику: «Может быть, ты не знаешь, кто это такой" – «Отлично знаю, – отвечал тот, – но ведь меня поставили, чтобы выполнять приказы начальства и папы». Morelli).
А так как Джованни знал, насколько важно для детей молоко их собственной матери, а не кормилицы, то он и пожелал, когда родился Рафаэль (которому дали это имя при крещении в знак счастливого предзнаменования), чтобы его единственного сына кормила родная мать3 и чтобы он с нежного возраста привыкал у себя дома к отцовским обычаям, а не к грубым и неблагородным нравам и навыкам простолюдинов и крестьян. В XVIII веке ее окрестили Форнариной.
Герцог поставил Победу в Большую залу своего дворца, расписанного Вазари. В противоположность ему св. Протягивая руки, громким голосом Микеланджело смиренно просит у папы прошения, оправдывая свой поступок разгневанностью ибо не мог он стерпеть, чтобы его так прогоняли, а если он заблуждался, то снова просит папу его простить. (вплоть до Тьеполо и даже позже). Madonna della Sedia галереи Питти, написанная в Риме). Иоанна, св.
Иеронимом (в пармской пинакотеке), прозванная Днем, по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита Юпитер и Антиопа (в луврском музее в Париже), Школа Амура (в национальной галерее, в Лондоне), Ганимед, Ио и Юпитер (в Вене), Даная (в галерее Боргезе, в Риме), Леда (в берлинской галерее) — произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. Также и монахини находящегося в этом городе монастыря св. cit. Марком, сидящим и окружении нескольких святых у некоторых из них лица написаны с натуры, маслом, с величайшим тщанием, так что многие думали, что эта вещь исполнена рукой Джорджоне22. Затем он написал портреты Карла V89, короля католического90 и многие другие.
71. Этот образ жизни, с одной стороны – чудачества, с другой – работы и картины, в числе которых было кое-что хорошее, создали ему такое имя в Сиене, главным образом среди народа и низших слоев (нобили знали его гораздо лучше)6, что многие считали его великим человеком. Антония Падуанского заказали ему написать на доске Богоматерь с младенцем, которого эти простодушные и благочестивые девы пожелали видеть одетым, а по обе стороны Богоматери – святых Петра, Павла, Цецилию и Екатерину, причем обеих дев он представил с прекраснейшими и кроткими лицами и замысловатейшими прическами, что было тогда большой редкостью.
Джованни Санти (род. Бернардина, рядом с церковью св.
Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо известная под названием Цыганки (La Zingarella) и Мадонна с кроликом. В церкви Сан Спирито по заказу испанцев он расписал капеллу св. Написал он еще портрет Беатриче из Феррары64 и многих других женщин, в частности своей возлюбленной. Вазари описывает обе картины не вполне точно он имеет в виду «Леду», находящуюся ныне в Берлине и «Данаю» (а не «Венеру», как он утверждает), находящуюся ныне в Риме (галерея Боргезе).
Его учеником был Эванджелиста ди Пьяндимеллето. Рох и несколько бичующихся. На вопрос, кто его оскорбил, он достал свой набросок. Иосифа.
Когда мальчишки, собираясь по обыкновению идти вслед за сорванным палио и при салюте труб выкрикивать имя или прозвище хозяина лошади-победительницы, стали спрашивать у Джованантонио, какое нужно возглашать имя, он ответил: «Содома Содома. » Они и принялись так кричать. Содома действительно гениальный художник.
– «Теперь мне больше нравится, – ответил гонфалоньер, – вы придали больше жизни».
Кроме того, он написал еще Европу, переплывающую море на быке104. Св. Удостоверяю сего первого апреля, что я, Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти, поручаю сына моего, Микеланджело, Доменико и Давиду ди Томмазо ди Курарадо на ближайшие три года с тем условием и сговором, что означенный Микеланджело обязуется находиться у вышеназванных означенное время, обучаясь рисованию и упражняясь в означенном ремесле и во всем, что вышеназванные ему поручат и что означенные Доменико и Давид обязуются уплатить ему в течение трех лет двадцать четыре полноценных флорина: в первый год шесть флоринов, во второй год восемь флоринов, в третий – десять флоринов, а всего 96 лир» и ниже имеется такая собственноручная расписка Лодовико: «Сего 16 апреля вышеназванным Микеланджело получено два золотых флорина золотом получено мною, Лодовико ди Леонардо, его отцом, за его счет 12 лир 12 сольдо». Ее окружают несколько амуров, поистине прелестных. Эти полотна входят в цикл, сюжетом которого были любовные связи Юпитера.
Для черных монахов монастыря св. Две другие картины этого цикла — «Леда» и «Даная» — находятся в Берлине и Риме. Если композицию Корреджо можно иногда упрекнуть в случайности сопоставлений, если мотивы его движений не всегда удачны и естественны, а типы голов условны, жеманны в своей самодовольной улыбке, – все эти недостатки выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, а именно – чарующим светом, который проникает в сами тени и делает их прозрачными.
Франциском, св. С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские «Мадонна со св. Маркуолы. Тем более знаменательно его троекратное упоминание изящной техники изображения волос.
Оба эти произведения превосходны и удивительны. Георгий» был написан несколько позднее (1506) и герцогом Урбинским предназначен в подарок Генриху VII английскому в виде благодарности за присланный Гвидубальдо орден Подвязки. Там же имеется и св.
В биографии Джулиано и Антонио Сан Галла Вазари упоминает, что после того как Джулиано, старый и больной, отказался от заведования постройкой, его должность была передана al graziosissimo Raffaello da Urbino. Национальная галерея, Парма. Картины капеллы св. Наряду с этим он исполнил множество других произведений, помимо уже упомянутых.
Марии-Аннунциаты) и Мадонна делла-Скала (теперь в пармской пинакотеке первоначально помещалась над городскими воротами). Содома произвел полную революцию. По смерти Лоренцо.
Затем, продолжая роспись дворцовых зал, написал он чудо с причастием, происшедшее в Орвието или в Больсене, где изображен служащий мессу священник, сгорающий от стыда при виде того, как из-за его неверия гостия (причастие) кровью заливает антиминс (алтарь), в глазах его виден ужас, он вне себя, смущенно и растерянно оглядывая прихожан и по положению его видно, что они трясутся от страха, как это обычно бывает в таких случаях. Есть там и другие прекрасные кони, в частности испанской пегий жеребец, на котором сидит воин, прикрывший свою наготу чешуей вроде рыбьей это срисовано с колонны Траяна, где изображены народы в таком вооружении, причем предполагают, что сделано оно из крокодиловой кожи. Однако ее частично компенсируют колористические тона и ясное освещение лиц персонажей. Случайно тогда Пьеро Содерини взглянул вверх, статуя ему очень понравилась, но когда он ее с разных сторон осмотрел, то сказал: «Нос у него, кажется мне, великоват». Вслед за тем он для дома своего кума мессера Джованни Данна, фламандского дворянина и купца, написал его портрет, где он изображен как живой11, а также картину «Се человек» со многими фигурами, которую как сам Тициан, так и другие считают очень хорошим произведением12.
Содома умер в 1549 г. Биография Содомы у Вазари – одна из самых пристрастных. И уже возврат стал невозможен.
Марк и св. Помимо гротесков и богатых полов, которыми украсил Рафаэль дворец, он создал проект лестниц и лоджий, остававшихся незаконченными ввиду смерти архитектора Браманте, а теперь строившихся по новому плану Рафаэля, сделавшего для них и деревянную модель, гораздо наряднее и стройнее, чем задумывал Браманте58. Обняв, его поддерживает старик, выказывая своими расширенными глазами с остановившимся зрачком, приподнятыми бровями и нахмуренным лбом одновременно и силу и страх он пристально смотрит на апостолов, как бы надеясь почерпнуть в их лицах мужество.
Кроме того, Джованни обладал большим вкусом и очень разнообразными талантами. Микеланджело с большим подъемом принялся за работу и для начала с двумя своими подмастерьями отправился в Каррару за мрамором, получив во Флоренции через Аламанно Сальвиати на расходы тысячу скуди. В изголовии у него после смерти поставили в той комнате, где он обычно работал, законченную им для кардинала де Медичи картину «Преображение» и у всякого, видевшего его мертвым и столь живое его произведение, душа разрывалась от горя. Святой Себастьян присутствует при символическом обручении. Correggio, собственно Антонио Аллегри (Allegri), прозванный Корреджо по месту своего рождения (в Моденской области) – знаменитый итальянский художник (1494 – 1534). Когда статую26 окончательно укрепили на месте, он снял с нее покрывало и по правде, она отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских можно сказать, что ни Марфорио в Риме, ни Тибр или Нил из Бельведера, ни гиганты с Монте Кавалло27 ни в какое сравнение с нею не идут так правильно, соразмерно, красиво ее сделал Микеланджело: прекрасны очертания ее ног, божественны мускулистость и стройность боков, невиданная вещь, чтобы что-нибудь сравнялось с приятностью и изяществом ее позы, а также ступней, ладоней, лица или с правильностью искусностью и ровностью любого ее члена и чтобы все это сочеталось с общим рисунком. Не продолжил он ее только потому, что некоторые художники в Сиене9 с величайшей похвалой отзывались о том картоне, на котором Леонардо да Винчи прекрасно изобразил группу всадников для украшения залы Совета во флорентийском дворце, а также об обнаженных фигурах, еще более прекрасных, которые исполнил Микеланджело в соревновании с Леонардо тогда-то Рафаэль, всегда стремившийся усовершенствоваться в искусстве, был охвачен настолько сильным желанием побывать во Флоренции, что бросил ту работу, забыв о своих выгодах и удобствах.
Августина и. св. Бастиана, голого, возле колонны эти произведения считаются очень хорошими картинами30. Павла, которая действительно кажется исполненной Святого Духа140. Но когда Агостино отправился в Сиену по своим делам и взял его с собою, то, очутившись там на положении кавалера имевшего доходов, он вынужден был приняться работу. Описание работ Рафаэля в ватиканских Станцах у Вазари чрезвычайно путано и дает абсолютно неверное представление о фресках, особенно о тех, которые в Stanza della Segnatura: тут он свалил в одну кучу фигуры «Диспута» и «Афинской школы».
Для кардинала Колонна написал он на холсте прекрасного св. По этому же поводу, когда к нему пришел однажды сын Франча, которого считали очень красивым юношей, Микеланджело сказал: «В жизни твой отец делает фигуры куда красивее, чем в живописи». Теперь же он принялся за изучение обнаженных тел, анатомически сравнивая мускулы вскрытых трупов и живых людей, где благодаря кожному покрову они являются совсем иными и наблюдая, как они становятся толще и мягче, какие изящные сокращения получаются от перемены точки зрения, как мускулы вздуваются, опускаются и поднимаются при движении одного члена или всего тела, а также как скрепляются кости, нервы и жилы, каким- то образом он усовершенствовался во всем, что необходимо знать хорошему художнику. Для флорентийской церкви Санта Спирито он сделал деревянное распятие10, помещенное под полукругом главного алтаря, где находится и теперь он сделал его, чтобы доставить удовольствие приору, предоставившему ему комнату, где он часто занимался вскрытием трупов для изучения анатомии занятия дали основания тому совершенству рисунка, которого достиг он впоследствии.
Предположительно был учеником Франческо Бьянки Феррари. Сикстом и св. Якова, а сверху в пирамидальном полукружии – Бога отца, окруженного ангелами39. в 1612) известным своими копиями с картин Корреджо.
После отца учителем Рафаэля был Эванджелиста ли Пьяндимеллето. Георгием. Фрески пармского собора дошлидо нас в довольно хорошей сохранности, а об испорченных местах можно судить по акварелям Паоло Тоски (1788-1854), хотя последний сильно «подсластил» Корреджо. Если бы Маттаччо, у которого были прекрасные задатки и к которому очень была щедра природа, обратился при постигшей его неудаче к усердной работе, как это сделал бы всякий иной на его месте, он пошел бы очень далеко.
Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. А Микеланджело (см. Дерево, масло, 205141 см. Вернувшись, наконец, в Венецию, Тициан закончил для маркиза дель Васто так называемое «Обращение» этого полководца к своим солдатам88. Плакидия и Положение во гроб (в пармской пинакотеке).
Иосифом и св. На упомянутом выше чане Джан Беллино написал:Joannes Bellinus Venetus р. 151427.
Есть там также Аристотель и Платон, один с Тимеем, другой с Этикой в руках, а вокруг них целая школа философов. Если бы у Джованантонио из Верчелли1 вместе со счастьем было бы такое же мастерство (а это могло бы быть, если бы он работал и учился), то к концу жизни, полной увлечений и животных страстей, он не делал бы глупостей в старости и не был бы доведен до жестокой нужды. Ибо поистине тот, кто целиком доверяется одному счастью, не раз бывает обманут.
Эрмитажный «Св. Однажды он явился посмотреть, но не был допущен, так как Микеланджело показывать не хотел. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. В конце концов Джованантонио увидел, что расположение сиенцев целиком перешло к Доменико Беккафуми, к его таланту и его великолепным произведениям и вот, не имея в Сиене ни дома42, ни доходов, потратив почти все, что имел, сделавшись старым и впав в нужду, он почти в полном отчаянии перебрался из Сиены в Вольтерру. В церкви св. Но двухлетнее пребывание в Милане (1498-1500), где он если и не был учеником Леонардо, то во всяком случае складывался непосредственно под его влиянием, сформировало его вполне.
В предисловии к третьей части «Жизнеописаний», а также при описании «Леды (см. Микеланджело ответил: «Напоминает народу болонскому о благоразумии» и на вопрос, не вложить ли ему книгу в левую руку, ответил его святейшество: «Вложи меч, не очень я смыслю в книгах». И так как фортуна заботится о сумасбродах и помогает порою безголовым людям, ему удалось написать прекрасное женское тело и голову, которая дышала. Словом, жил он не как художник, а как князь. Св. В эту пору приехал в Сиену очень богатый и славный коммерсант Агостино Киджи, сиенец родом11.
Весьма вероятно, что это – литературная реминисценция, понятная притом пиетете, который питал Вазари к античности: Плиний Старший в своей «Естественной истории» хвалит Парразия за изображение волос, а с Плинием Вазари, несомненно, был знаком. Обе картины показывают только по торжественным праздникам. Приступив к делу, он закончил орнаментную разделку свода и украшение его листьями и другими арабесками и потом написал в нескользких больших кругах фреской различные сюжеты довольно удовлетворительно. Севастианом (исполненная для моденского собора) и Мадонна со св.
Видя, что его святейшество упорствует, Микеланджело решился взять эту работу. Иеронимом» (в Гамптонкортском собрании) и «Четыре святых» (у лорда Ашбуртона). В 1541 году он сделал портрет дона Диего ди Мендоса, который был в то время послом Карла V в Венеции, причем изобразил его во весь рост79 начиная с этой прекраснейшей фигуры, он сделал еще несколько портретов во весь рост, что впоследствии стало входить в обычай. Эту картину Тициан подписал своим именем28.
В церковке св. Получил Микеланджело за свою работу от Пьеро Содерини 400 скуди поставили ее в 1504 году. Там изображены Богоматерь, вознесшаяся на небо, Иисус Христос, ее венчающий и возле саркофага – двенадцать апостолов, созерцающих небесную славу, а на пределле внизу три небольших картины: «Благовещение», "Поклонение волхвов» и «Сретение Господне»5.
св. Следующей Рафаэль расписал Станцу Илиодора (1512-1514), почти всю (еще плафон, по-видимому, работы Перуцци) собственноручно. Нередко она искупает анатомические погрешности и излишнюю экзальтацию в движениях. Вазари по ошибке (может быть, повторяя венецианскую шутку) говорит о битве при Кьярададде, в которой венецианцы потерпели поражение. Вследствие того, что картон этот сделался предметом изучения художников, его перенесли в большую верхнюю залу дома Медичи, но неосторожно доверили его художникам: когда заболел герцог Джулиано и никто о подобных вещах не заботился, разорвали картон, о чем рассказывается мною в другом месте и разделили на много кусков, таким образом разные его части оказались в разных местах, доказательством чему служат несколько кусков, которые можно и теперь видеть в Мантуе, в доме мессера Уберто Строцци, дворянина мантуанского, хранящего их с великим почтением.
Исходя от этого исторически признанного подлинным, произведения Корреджо, новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие «Мадонны», предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции и в городских музеях Павии и Милана. Если бы Рафаэль сумел на этом остановиться, не старался изменить свою прежнюю Манеру или придать ей больше величия, упорством своим доказывая, что не хуже Микеланджело передаст нагое тело, он не умалил бы отчасти своего имени ибо написанные им обнаженные фигуры в зале именуемой «башней Борджиа», где представлен пожар в Карго, хотя и прекрасны, не могут, однако, быть названы во всем совершенными. Но очень типично, что план, выработанный Рафаэлем, отклонился от плана Браманте. «Станца Константина», четвертая, была расписана уже почти без участия Рафаэля.
Окончив эти работы, он исполнил для церкви Санта Мария Нуова в Венеции, на маленькой доске «Благовещение»91, а затем, пользуясь помощью своих учеников, – «Тайную вечерю»92 в трапезной церкви Сан Джованни Паоло далее, в церкви Сан Сальвадоре – алтарный образ с Преображением на горе Фавор93, а для другого алтаря этой же церкви – Благовещение94. И здесь замечательны перспективные сокращения снизу вверх.
«Славнейший» Гвидубальдо II делла Ровере, сын Франческо Мария. Ниже по бокам алтаря он написал св.
Вокруг окна на последней стене он написал с одной стороны Юстиниана, передающего закон ученым для исправления, над ним – Умеренность, Силу, Мудрость, а с другой – папу, несущего церковные декреталии в нем Рафаэль дал портрет Юлия, написав его с натуры, а рядом с ним изобразил кардиналов: Джованни деи Медичи – впоследствии папа Лев, Антонио ди Монте, Алессандро Фарнезе – впоследствии папа Павел III – и других33. 1530 г., Леда – 1530-1532.
Лучшие в этой великолепной группе портретов исполненных Рафаэлем в эту пору в Риме, – мадридский портрет неизвестного кардинала (не Алидози) и двойной портрет Наваджеро и Беаццано в римской галерее Дориа.