Не только вид изменился вся композиция разработана на основе градаций зеленого цвета. Изображая букет цветов в вазе на подоконнике, написанный по воспоминаниям о французских натюрмортах XVIII века, художник, по существу, выходит за пределы этого жанра.
Звоним и входим: нас встречает Руссо». Очевидно, что перед нами не портрет девочки, а аллегория Весны. Его характерная особая примета – окладистая борода. В то время только он осмеливался верить в это. Я никогда больше не видел палитры, которая бы блистала такой живописной гаммой зелени».
Синьяк очень высоко ценил его талант колориста, а Камиль Писсарро (1831- 1903) громко восторгался работами художника, признавая, что в них именно «чувства на первом месте». Картину 1890 года «Я сам, портрет-пейзаж» (Национальная галерея, Прага) можно назвать программным произведением художника. Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Невольно нарушая их, сам Руссо вряд ли сознавал, чего он достиг.
Гораздо лучше обои и пейзаж на стене. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. За редким исключением, вроде Клемана и Жерома, друзья Руссо принадлежали в основном к кругу Независимых Художников. Проводя на службе 60 часов в неделю, Руссо мог посвящать живописи только воскресные дни.
На закате жизни (в конце 1907 года) Руссо умудрился угодить в еще один судебный процесс. После серьезных испытаний ему удалось стать известным широкому кругу художников. Сама стена украшена флажками, фонариками и большим плакатом с надписью «В честь Руссо». Думаю, что именно отсюда такая внутренняя сила. Чтобы заполнить его, Руссо начал рисовать – для собственного удовольствия. Однажды Жари заказал живописцу свой портрет. Ощущение глубины подчеркнуто переливающимися оттенками зелени.
Однажды январским вечером 1908 года Руссо и Аполлинер появляются в Баго-Лавуар, где в небольшом деревянном домике устроил свою мастерскую художник из Каталонии Пабло Пикассо (1881 – 1973). В 1871 году Анри Руссо устраивается на работу в таможню Акцизного департамента (в XIX веке ввозимые в Париж товары облагались налогом). Маленькие фигурки пешеходов сливаются с домами, оттеняемыми рыжей листвой. Руссо, подобно Эмилю Бернару (1868 — 1941) и Полю Гогену, полностью игнорирует принципы классической перспективы. Картины Руссо не принимали всерьез в качестве произведений искусства.
Его картина «Ребенок с марионеткой», производит какое-то странное впечатление, заставляющее содрогнуться. Создается впечатление, что мы где-то в провинции а не в Париже. К примеру, выразительно использован черный цвет. Явно субъективное замечание выявляет намеренную объективность слов Руссо. Фигура невесты является бесспорной доминантой картины именно она своим белоснежным поясом будто связывает остальных персонажей в единую группу.
Этот уникальный документ демонстрирует процесс работы Руссо над портретом. В данном случае сама фотография стала объектом художественного анализа, с помощью которого Руссо сумел запечатлеть лицо эпохи.
На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. В 1893 году Руссо вышел на пенсию. На одной из дверей табличка – «Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио». Повсюду деревья.
Узнав об этом, Руссо по собственной инициативе решил написать свою автобиографию и отослал ее издателю вместе с автопортретом – рисунком пером. Приехавший врач поставил лежавшему в бреду художнику ошибочный диагноз ("белая горячка") и отправил его в лечебницу для алкоголиков. Обстоятельства потребовали того, чтобы Руссо говорил о себе в третьем лице.
Такой стиль отвечал его поверхностному знакомству с живописными возможностями «академическая» видимость достигалась также с помощью сильных светотеневых контрастов и большого количества лазури, выделявшей рельефы фигур. Разрешение на работу в знаменитом музее художник получил благодаря своему другу — Феликсу Клеману (1826 — 1888), бывшему, как и сам Руссо, художником-самоучкой. В конце концов, юноша завалил выпускные экзамены. Чтобы заполнить его, Руссо начал рисовать — для собственного удовольствия.
Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. Фотография была нужна, чтобы, сделав ее предметом художественного анализа, создать «стиль Руссо». Но в портрете феска сдвинулась на затылок, обнажая высокий лоб писателя, углы воротничка раздвинулись наподобие лихо закрученных усов, вместе с сигаретой в руке в данном контексте ставших атрибутами авантюриста и флибустьера.
«Мебельная фабрика в Альфортвигле» была написана на десять лет раньше, чем «Вид с моста Севри». Я очень прошу Вас не уничтожать мою карьеру, для которой я так много работал». Руссо не раз сталкивался с подобным подходом.
встретились на какойто выставке и Дега воскликнул: А, это вы, господин Руссо. Вероятно, что картина Девочка в розовом платье написана с живой модели.
Жуньер всегда помогал художнику, которому часто не хватает на продукты денег. Разумеется, в этом представлении тоже был элемент иронической игры. Этот другой человек держал кисть. ) и тогда Руссо удостоился первой серьезной рецензии от молодого художника Феликса Валлоттона (Flix Vallotton), который назвал картину альфой и омегой живописи.
Однако это случилось. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Поскольку он никогда не учился живописи, то работал, следуя аналогиям. и уверенность в том. Определить границы плоскости, передать трехмерное пространство, придать композиции глубину, – все это для него было непостижимым. Это полотно находилось в мастерской Руссо вплоть до его смерти, украшая одну из стен.
Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Картины твои — из Мексики родом, Где жгучее солнце и буйство природы». Все это означает, что Аполлинер на своем портрете стоит в «канонической» позе артиста-творца в момент вдохновения. Изначально его изображение было лишь композиционной необходимостью. В картине 1886 года «Карнавальный вечер» уже присутствуют будущие черты индивидуального стиля Руссо чередование планов, размен фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка элементов композиции.
«Я» или «он» – загадка самоотражения «я», за которой мы последуем, анализируя каждое предложение автобиографической справки Руссо. Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. В целом базельский вариант отличается от московского строгой иконописностью.
Святой Иероним, спящий на льве – названия этих работ напоминают нам о Руссо. Поэт и Муза и сегодня вызывает у неискушенного зрителю улыбку. Этот рассказ никак не подтверждается официальными документами. По выходным супруги часто гуляют в парижских парках.
Нищего живописца похоронили на кладбище для бедняков. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Но Руссо вдруг спросил: А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы.
Он вызывал улыбки у друзей из окружения Аполлинера и Пикассо. Что за бессмысленная ирония судьбы. ». После этого Руссо отделался условным наказанием. Руссо стремился объединить эти понятия. На этих вечерах выступал любительский ансамбль (на скрипке в нем играл сам Руссо), читались стихи и показывались другие концертные номера.
Щукина. Природа растерзана.
Пьесы, которые писал Руссо, позднее были признаны первыми опытами театра абсурда («Месть русской сироты», 1898 «Посещение выставки 1889 года», 1899). Я очень прошу Вас не уничтожать мою карьеру, для которой я так много работал». За весь вечер художник не проронил ни слова, только что-то чертил в своем блокноте. Постепенно критики стали относиться к странному художнику более серьезно.
Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Этот банкет оставил яркий след в памяти его участников. Более того, если лев в пустыне у себя дома, то почему бы туда случайно не забрести девице. Создается впечатление, что мы не в Париже, а где-то в провинции. «Мое начальство постаралось назначить меня на спокойную должность и работа не была для меня тяжким бременем». Я знаю вашу живопись и, как рассказывает Серюзье, выдержал паузу, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее ему на ум. В Автопортрете также присутствуют Музы. Картина вызвала насмешки публики, но настоящие знатоки.
После рождественских праздников просьба Руссо была удовлетворена. Кроме того, Руссо открыл собственную "школу" (именно так он называл частные уроки в своей крохотной мастерской), предлагая всем желающим пройти у него "курс декламации, музыки и рисования". они абсолютно другие. Работы Руссо пришлись по вкусу Пабло Пикассо (Pablo Picasso). По мнению представителей художественного авангарда, все предыдущие «независимые» салоны чем дальше, тем больше напоминают официальный Салон и молодые художники постепенно начинают ощущать потребность выставлять свои работы в других местах.
Этот натюрморт экспонировался в Салоне под названием Цветы поэта. В конце жизни он добавил к этому списку имя Бонна. Саму Клеманс свела в могилу чахотка. Совсем не случайно.
Причем весь антураж картины: пейзажный фон, артиллерийское орудие и аккуратным образом расставленные бесплотные фигуры в униформах – подозрительно напоминает развернутую декорацию-трафарет в ателье фотографа. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. Лес составлен из самых обыкновенных цветов и отдельно стоящих ветвей, покрытых листьями. Он ошибся. () Я не двигался, с восхищением наблюдая, как трепетно он относился к работе своего воображения, ничему и никому не позволяя вмешиваться в процесс творчества, чтобы не нарушить гармонию рисунка.
Выдуманный пейзаж не хуже настоящего. На протяжении четверти века (с 1886 по 1910 годы) Руссо лишь два раза пропустил выставки этого Салона. Именно вот таким образом его и принято называть "Таможенником". Так получилось, что Жером создал всего один портрет.
Трагическим фарсом выглядели и последние его дни. Нам очень мало известно о круге интересов Руссо и его научных занятий. В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо.
Клеман знакомит Таможенника с Леоном Жеромом (1824 – 1904), работавшим в то время над художественным воплощением возвышенных сцен античной мифологии и древневосточных сюжетов. Это, пожалуй, представляется неправдоподобным. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Впоследствии художник любил рассказывать фантастические истории, связанные со службой в армии.
На этой картине мы видим женщину, напуганную медведем. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. Жером — звезда официального искусства — принадлежал к группе художников — помпьеров, названных так за присущую их полотнам помпезную роскошь и вычурную пышность и за характерные головные уборы их античных героев, напоминающие каски пожарников (pompiers).
Поразительно, но их движение на полотне ощущается почти физически. В 1884 году он получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой (если не считать советов Жан-Леона Жерома). до капельки. А сколько писем я получил со всего мира из Бельгии, Германии, России, отовсюду. У ее ног копошатся овца и корова, микроскопические рядом с этим колоссом.
Возможно именно страсть к провокациям и эпатажу сближает Жари и Руссо. Как и в «Заклинательнице», женщина окружена теми же причудливыми деревьями с яркой листвой, а на заднем плане – на берегу волшебного озера изображены густые леса из причудливых деревьев. Но, в отличие от Таможенника, Клеман был признан и обласкан властями. Все мертвы или умирают. Муза «держит» поэта – вот почему он «одержим», – говорил Платон.
Например, выразительно использован черный цвет. В этой автобиографической справке вместо «я» везде стоит слово «он». Художник упрощает формы, создавая свою неповторимую манеру живописи. Кроме того, он сочинял музыку и в 1885 году был удостоен диплома Литературной и музыкальной Академии Франции за сочиненный им вальс «Клеманс». Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые.
Но оба элемента имеют, скорее, второстепенное значение. К счастью, Руссо оказался очень стойким к сарказму и критике публики. Тянула бричку питомица Жуньера — кобыла Роза.
Своим «Сном» художник осветил грядущему поколению дорогу в сюрреалистическое искусство, опередив своё время. Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину «Война». что они делают. Руссо пребывал во сне наяву, как и женщина на темно-красной софе.
Работа получает широкий резонанс, в частности, ее замечает писатель Атьфред Жари, с чьей легкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище «Таможенник» (Le Douanier). При этом сам Руссо был уверен в том, что не совершает ничего противозаконного. На полотне тщательно написан фон вплоть до проработки деталей и оставлены места (нанесен только рисунок) для фигур. По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. Талант --это ведь Дар Божий. Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
Их лица, став совсем плоскими, превратились в аккуратно расчерченные симметричные маски. Муза Урания изображена Лесюером с поднятой в указующем жесте правой рукой. Эти работы хорошо известны – особенно "Карнавальный вечер".
При взгляде на картину, сразу бросается в глаза небо, с причудливыми облаками на нем. В копии Руссо не только переписал «цветы поэта», но поправил оригинал, лишив его обаяния натуры и ассоциативной сложности, обнажив программную основу. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция.
Работа оставляла много свободного времени.
Хотя мужчина, стоящий справа от невесты, чем-то отдаленно напоминает самого художника. Узнавали и потому смеялись. Руссо рассматривал свою картину как абсолютно реалистичную. Теперь же, в результате сложного переплетения растений и их чередования на полотне возникала иллюзия пространства, которой способствовало колористическое решение.
Этот короткий текст, на первый взгляд, лишенный значительного смысла, – все, что осталось от этого замысла (с самого начала, вряд ли предполагавшего участие Руссо). Художник Арденго Соффичи был еще больше поражен методом письма Руссо. Он одновременно работал над всеми подобными оттенками на картине. Он снова влюблен, но Леония, вдова 59 лет, отказывается стать его женой. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо.
И, хотя на первый взгляд это может показаться неправдоподобным. И все же фотоснимок необходим художнику. Портрет, о котором идет речь в эпитафии, был окончен в 1909 году, за год до смерти художника, экспонировался в Салоне Независимых, где вызвал немало насмешек публики, а позже попал в московскую коллекцию С. И.
На полотне мы узнаем стоящих на трибуне шестерых президентов Французской Республики (одетых в черное), Российского императора (в желто — голубом мундире), короля Англии (с левой стороны), а также справа: Франца Иосифа из Австрии, Петра I из Сербии, Вильгельма II из Германии, Леопольда II из Бельгии, Георгия I из Греции, персидского шаха и царя Эфиопии. Его карьера стремительно набирает обороты. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра.
В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. Пейзаж теряет функцию передачи не только образа «данной конкретной местности», но и природы вообще он сводится к сумме простейших элементов и становится знаком, указателем к портрету, составляя с ним целое. Картина «Сон», ставшая одной из последних произведений Руссо, считается завещанием художника. Насчет смелости: мне кажется, такие люди ничего не боятся и делают, что хотят. Несмотря на постоянное недомогание (у Клеманс туберкулез), она помогает мужу зарабатывать деньги, без устали занимаясь шитьем. Просто внутреннее чутьё--они должно этот дар не зарыть --а отдать. Однако меня на картине узнали даже те, кто со мной не знаком». Он даже заключает договор с фирмой «Аргус», согласно которому, ему присылались все журнальные статьи и газетные вырезки, в которых содержались рецензии и отклики о его творчестве.
Все это делает сцену очень условной, почти сюрреалистической. Ее круглые бедра чуть прикрыты ниспадающими до колен волосами. Сверху висел транспарант: "Честь и слава Руссо. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют.
– попался на удочку. Он устремлен навстречу новому искусству. Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. Большинство произведений Руссо, созданных до 1900 года, утрачено. Этим свойством наделены не только растения в пейзажах, но и цветы в натюрмортах.
Никакой выгоды от этой операции он не имел. Наделённые им чувствуют это и знают своё предназначение в этой жизни. Поэт одет по моде 1900-х годов: на нем черный выходной костюм, жилет и белоснежная рубашка с галстуком-бабочкой. Отличительный признак жанра изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле.
Посте смерти жены Руссо озабочен поиском средств для достойного содержания детей и покупки красок. К концу 1880-х годов определяются главнейшие темы живописи Руссо. Немецкий коллекционер Вильгельм Угде, первый, кто посвятит художнику книгу (1911 г. ) и один из завсегдатаев вечеринок у Таможенника, описывает улочку, где находится дом Руссо: «Она длиной в несколько шагов и упирается в каменную стену. Реальное лицо становится игрушкой в руках художника, актером, который и не подозревает о том, что уже играет написанную для него автором роль.
Говорил, что его вместе с несколькими товарищами посылали в Мексику, а во время франко-прусской войны наградили за отвагу, проявленную при защите Дрё. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Импрессионизм предполагал творческую свободу, которая была так необходима Руссо. К счастью, скромное, но великодушное семейство Папуэн, жившее по соседству, частенько приглашают его к себе на ужин, а приятельница Мари Биш, занимающаяся мелкой торговлей, не раз выручает Руссо в критических финансовых ситуациях. История позирования сильно анекдотизирована и версия о том, что Руссо обмерял Аполинера линейкой портного вряд ли соответствует правде. По каким же образцам мог учиться писать портреты Руссо. Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Аполинер обиделся и не принял подарок.
Жюльен покупает дом на окраине и, поскольку не имеет в жизни никаких других желаний, кроме мечты поскорее разбогатеть, оставляет своё ремесло жестянщика и начинает заниматься спекуляцией. Однако художник по-прежнему нуждается. Спустя год, Руссо вновь потешает зрителей в Салоне Независимых своим произведением «Зарубежные представители прибыли под знаменем мира отдать честь Республике». Интерес он проявлял исключительно к поэзии и музыке. "Руссо черпает вдохновение из собственной фантазии, – писал один из них. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые.
– писал художник. Однако традиция семейного ремесла на нем и закончилась. Однако все это абсолютно иное, нежели тональный колорит. А. С. – попался на удочку.
Если сравнить детали известной картины Жерома Бой петухов, особенно пейзажный фон на заднем плане, с тем, что писал Руссо, то легко понять, как последний стремился усвоить академическую точность форм, но отбросить при этом традиционную холодность и жесткость, типичные для манеры Жерома. Остроумная Мари Лорансен, увидев себя в облике Музы, от души расхохоталась. Очень скоро Руссо стал своего рода знаменитостью, вернее, знаменитым чудаком. К счастью, просьба Руссо была удовлетворена после рождественских праздников. Хотя, когда много позже, поэт Гийом Аполлинер (1880 — 1918) пишет поэму о пребывании Руссо в красочной Стране ацтеков, художник ни разу не пытается её опровергнуть, как и ряд других мифов о своей жизни. Именно из газет художник однажды узнает, что мэрия Парижа награждает его медалью. Гийом Аполлинер рассказывал о том, как художника работал над его портретом (1909, «Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Аполлинера и Мари Лорансен)») : «прежде всего С 1905 года Руссо выставлялся в Осеннем салоне. На Макпарнасе проживает и Жозефина Ле Тенсорер – женщина, которая покорила сердце Анри Руссо, но долгое время пренебрегала его признаниями и согласилась стать его женой только после преждевременной кончины сына художника.
Аполлинер и Лорансен во втором варианте почти полностью утратили портретные черты. Перед тем, как явиться в часть, Руссо пришлось отсидеть месяц в тюрьме. При этом автор твердо верил, что следует правилам академической живописи. Здесь мы опять вступаем в область догадок.
Руссо женился в Париже в 18б9 году, когда ему было 25 лет. (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Кажется, что Руссо наделяет почву на своих картинах (гладкую закрашенную поверхность, обозначающую зеленый луг) особой плодоносной силой. Его картины неизменно вызывали у людей начала века приступы гомерического хохота. Возможно вот таким образом, позже он нарочно отказался от всякой перспективы в своих полотнах.
Вот пример одной из историй, связанных с жизнью Руссо и его друзьями. На стене висит произведение художника-самоучки «Портрет госпожи М» (та самая таинственная «Ядвига»). В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья.
Тело Музы скрыто под античным пеплосом. Муза поэзии по установившейся традиции должна носить голубые, небесные цвета. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. В 1898 году Анри Руссо, свободолюбивый массон, венчается с ней в церкви. Он не останавливается перед сравнением аляповатых трафаретов-задников с райской символикой кватрочентистского пейзажа, обладая даром видеть в одном другое.
Рожденный в Лавале в 1844 году в семье с отчаянно скромными доходами, он вынужден был изначально посвятить себя не тому ремеслу, к которому влекла его любовь к искусству», – так, от третьего лица, напишет о себе Анри Руссо в автобиографической справке для книги «Портреты следующего столетия», которая, впрочем, так и не увидит свет. Они по смыслу отделены от него, «оторвались» и висят в пространстве, как на полотнах сюрреалистов, поскольку это не просто руки, а эмблема поэта в представлении Руссо. На этих вечерах выступал любительский ансамбль (на скрипке в нем играл сам Руссо), читались стихи и показывались другие концертные номера.
Иначе говоря, он почтительно заявляет: «Я этого не понимаю, следовательно, это — идиотизм». Природа растерзана. Художник считал себя изобретателем нового жанра – «портрета-пейзажа». Сегодня они забыты так прочно, что с трудом можно припомнить их работы. Вот для чего измерял Руссо их лица и руки. Художник очень дорожил этой дружбой. Жарри, увидев и полюбив работы стареющего Руссо, занялся их "рекламой". Синьяк.
Они одеты в типичные костюмы XVIII века. Клерком Руссо работал недолго вскоре его выгнали на улицу, уличив в воровстве марок и мелочи из кассы (сумма, надо сказать, была мизерной). Эта многоцветная феерия, расцвеченная иностранными флагами, проходит под лозунгом, написанном на трех чёрных тумбах, стоящих на переднем плане полотна: «Работа, свобода, равенство». Это она держит весь центр картины. А в 1947 году его останки были торжественно перезахоронены на родине художника, в Лавале. На другой картине этого же периода — «Крестьянская свадьба», мы видим невесту, которая смотрит на нас со смиренным почтением.
Одним из первых в искусстве XX века он преображает бесхитростные плоды массовой культуры, превращая цветы на обоях в «восхитительный сад». «Двадцать два зеленых оттенка. » — гордо сообщил художник известному итальянскому критику Арджендо Соффиччи, пришедшему к нему посмотреть на новую работу. Вино льется рекой, Руссо берет скрипку и играет когда-то написанный им для Клеманс вальс. Даже не смотря на тщательно выстроенные буквой «V» деревья и какого-то несуразного пса, расположившегося на переднем плане, которые теоретически должны были композиционно обозначить перспективу, впечатление коллажности, производимое этой картиной им стереть не удалось. Возможно, что, работая над «Свадьбой», художник черпал вдохновение в какой-нибудь фотографии, но о причинах его обращения к данной теме, также как и о личностях прототипов персонажей, ничего не известно.
Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Каменная мостовая уступила место лужайке. А как математически точно он изображал фигуру человека. Но при более глубоком рассмотрении он представляется чрезвычайно интересным документом.
Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. Между тем, в Мексике он точно не бывал.
Критически относившаяся к ней Фернанда Оливье впоследствии писала, что «с возрастом изящная Мари становилась все более похожей на портрет Руссо». О каком заказе здесь может идти речь. Это принципиально отличает композицию «Заклинательницы» Руссо от его «Войны», где горизонтальное построение всего полотна создает эффект распада и символизирует разрушение и уничтожение.
Но дело прогорает и в доме Руссо поселяется бедность. Клерком Руссо работал недолго вскоре его выгнали на улицу, уличив в воровстве марок и мелочи из кассы (сумма, надо сказать, была мизерной). К сожалению, хронически пустого кошелька художника подобные мероприятия заполнить не могли.
Год спустя, в 1886, художник Поль Синьяк (1863 — 1935), заинтересовавшись работами Анри Руссо, приглашает его участвовать в новой выставке.
Он был учеником средних способностей, однако сумел отличиться и получить ряд школьных наград – по пению и по арифметике. " Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения. Семья Руссо разбогатела в годы Революции на распродаже общественного имущества. В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. Он выставляет свои картины на Салоне Независимых в марте, а также на первом Осеннем Салоне, открывшемся в октябре 1903 года.
Соффиччи был потрясен живописной манерой Руссо. Тогда понятно, почему его руки анатомически неправильно приставлены к туловищу. Здесь можно было вдосталь посмеяться. Не дышим. ». Именно представители неоимпрессионизма, в частности Жорж Сера (1859 – 1891) и Поль Синьяк (1863 – 1935), были первыми, кто уже в 1886 году признал в Руссо гениального и самобытного мастера.
Слева видна река, а на заднем плане изображен мост. Весь вечер Руссо исполнял роль короля шутов. Жари был в восторге.
Он покидает свой полк, располагавшийся тогда в Париже и с головой окунается в цивильную жизнь большого города. В основу картины, вероятно, легла не репортажная фотография с поля сражения, а реальная сценка в фотоателье, которую Руссо мог наблюдать в своем квартале. На картине странный раздутый младенец в белом платьице, вырисовывающийся, как изваяние, на фоне голубого неба в позе балаганного зазывалы, держит на веревочке «ожившего» полишинеля в ярком шутовском костюме и с лицом, напоминающим самого Анри Руссо. Руссо обеспечивал себе своеобразный пропуск в искусство, которого ему недоставало. Однако это случилось. » – писал художник.
Работало лишь подсознание. Руссо пытался подражать Жерому. Многие художники, желавшие сделать Руссо приятное, устраивали в его честь приемы и банкеты. Эти работы хорошо известны особенно «Карнавальный вечер».
При ее составлении Руссо рисовалась абсолютно определенная картина: издатель Жирар-Кутанс уже выпустил в свет жизнеописания писателей того времени под претенциозным название Портреты следующего столетия и объявил о намерении издать второй том, который был бы посвящен художникам и скульпторам. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов. Надо сказать, его карьера художника, наконец-то начала стремительно набирать обороты. передать нам. Творческая манера самого художника отнесена к примитивизму, благодаря его самобытному стилю и из-за его любви к итальянским художникам – примитивистам, таким как Фра Анджелико (ок. 1400 — 1455) и Джотто (1267 – 1337), творившим в XIV и XV веках, когда ещё не были открыты законы классической перспективы именно отсутствие которой и станет настоящей визитной карточкой всего творчества Руссо.
Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета. Их Руссо мог видеть в Париже и в Анжере, где он жил в юности. Все мертвы или умирают. Художнику повезло, что начало его творческого пути совпало с появлением Салона независимых, где, в отличие от официального Салона с его помешанной на академизме приемной комиссией, любой желающий (за небольшой взнос) мог продемонстрировать свои художнические достижения. Однажды Жарн заказал художнику свой портрет.
Не случайно их узнавали современники. «Наивное» искусство Руссо, шагая в ногу с импрессионизмом, в скором времени отделилось в абсолютно другую школу.
Произведение «Неприятный сюрприз» чем-то близко к «Заклинательнице змей». Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в данном усомниться. История зарубежного искусства. При этом это случилось. Чтобы выйти на свободу хотя бы для того, чтоб иметь возможность давать благотворительные уроки по воскресеньям, Руссо пишет в своем прошении к Суду: «Обращаясь к Вашей доброте, я прошу хотя бы об условном освобождении, чтобы иметь возможность продолжить работу. В подоле у ребенка-Судьбы лежат цветы – символы бессмертия, «цветы поэта».
Иначе говоря, эффекта отдаления он достигал цветом. Ребенок-Судьба в картине – не слепая фортуна, но источник жизни (в облике монстра) и вдохновения. Но к чему искать гипотетического заказчика.
Отчего все это. Руссо не стал «заморачиваться» техникой и законами перспективы, а передавал ее с помощью оттенков интуитивно учитывая изменение цвета по мере удаления от объектов. Испанский гений даже устроил в честь художника-постимпрессиониста банкет, наполовину серьезный, наполовину шуточный, в своей студии в Бато-Лавуар (Le Bateau-Lavoir) в 1908-м. Эти строки через год после смерти Анри Руссо написал мелом на его надгробном камне Гийом Аполлинер, один из немногих современников (вместе с супругами Делоне и хозяином дома, где жил Руссо, месье Кевалем), любивший и понимавший искусство Таможенника.
В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Он также имитирует по композиции групповой фотоснимок. Ему важно было не ошибиться в расчетах изготовляя свой трафарет-ширму. И в этом он действительно уникален. Интеллигентный Клеман, преданный друг и деликатный советчик, никогда не позволял себе насмешек или глумления над Руссо и его картинами. Красные и серо-зеленые крыши прекрасно соответствуют гамме осеннего пейзажа.
Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Прозвище Руссо – Таможенник – обязано своим происхождением его основной профессии.
«Только с 1885 года, после многочисленных разочарований, я смог посвятить себя искусству, учился сам, познавал природу и пользовался советами Жерома и Клемана», — так говорит о себе Анри Руссо. Выражали своё восхищение художнику и Робер Делоне, бывший, вместе со своей женой Соней (1885 – 1979), одним из основоположников абстракционизма. Документальные характеристики модели, своего рода «отпечатки пальцев», должны остаться, присутствовать в образе, трансформированном воображением художника и особенностями его стиля. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул «А, это вы, господин Руссо. Модели (Аполлинер и Лорансен) как бы попали в царство кривых зеркал и художник навеки запечатлел их искаженные отражения.
Эти успехи отмечены в его биографии не только потому, что он всемирно известный художник, но и то, что он – автор вальса «Клеманс», названного по имени первой жены. За счет постепенного перехода от темных к светло-зеленым тонам, достигающим почти желтого в верхушках деревьев дальнего плана, создается ощущение пространственной глубины. На нем юные Музы в венках предаются музицированию. Следует подвергнуть это утверждение сомнению. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века. Это она держит весь центр картины.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. У растений и цветов в картинах Руссо есть еще одно, только им присущее свойство. Он влюблен, но Леония, 59 – летняя вдова, отказывается стать его женой.
Букет преображается, превращаясь в сад, фантастический расцветший лес. Над портретом смеялась не только искушенная публика. У платоников Муза отождествлялась с бессмертной душой поэта и философа.
Постепенно критики стали относиться к странному художнику более серьезно. 4 сентября Руссо скончался от сепсиса. Здесь мы опять вступаем в область догадок. Таким он хотел запечатлеть себя для потомков.
Потом подходит к Пикассо и тихо говорит ему на ухо: «Мы — два самых великих художника эпохи». У Музы слишком большая голова с лунообразным лицом, вросшая в плечи и приставленная к ее телу «чужая» гигантская рука. Субъективно или объективно.
Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. Эффект картины состоит в переворачивании нормальных представлений о масштабе. По мнению Руссо, участие в Салоне Независимых давало ему право называть себя художником. Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои. Из фотографии в портрет П. Лоти перешли суммарно переданные черты лица, турецкая феска, стоячий белый воротник манишки (своего рода пьедестал для головы) и ясные, четкие контуры вылепленной светом фигуры.
Художник был очарован ими и эхо этого очарования звучит во многих его произведениях. Но дело, увы, прогорает и отныне в доме Руссо поселяется бедность. Его магазин на Монпарнасе располагался всего в нескольких метрах от мастерской живописца.
В роли музы поэта на полотне изображена художница и близкая подруга Аполлинера — Мари Лоренсен (1883 – 1956). Оставаясь преданным Независимым, он был преисполнен пиетета к Жерому. С 1886-го Руссо регулярно выставлялся в Салоне независимых (Salon des Indpendants), хотя его работы не выходили на передний план. Среди приятелей Руссо был и Альфред Жари (1873 — 1907), художник познакомился с ним в то время, когда произведение последнего – «Король Убу» (1896 год), сделавшее его знаменитым основоположником театра абсурда, ещё не было написано.
Авторы монографий о Руссо пытаются таким образом объяснить необходимость его работы по фотографии. Жари – в восторге.
Любовь диких животных в клетке. Несмотря на все «измерения», в портрете отсутствовала «фотографическая» точность. Из-за непреодолимых для него технических трудностей в его картинах сохранялся неразрешимый контраст содержательной условности (линейная перспектива) и эмоционального понимания (воздушная перспектива), соединяющихся в изобразительном искусстве со времен Ренессанса.
В немалой степени помогла этому Всемирная выставка, состоявшаяся в Париже в 1889 году. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. В свете этой легенды Руссо предстает непризнанным гениальным самоучкой-примитивом, добрым и простодушным, вечной мишенью для насмешек толпы, мужественно и кротко сносившим все издевательства. Она играет на трубе, традиционно являющейся символом прославления. То же желание стало источником большого разочарования, на этот раз связанного с портретом.
Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов.
В то время, когда Альфред Жари знакомится с Руссо известное произведение «Король Убу» (1896), которое сделает его основоположником театра абсурда, еще не иаписано.
Критик «Меркюр де Франс» Л. Руа писал о картине «Война или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году: «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. Он устремлен навстречу новому искусству.
В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Несмотря на сарказм публики и критики, Руссо не сдается.
Вот таким образом он не мог отличить исторического от устаревшего. На одной из дверей табличка — «Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио». После демобилизации он вновь стал клерком – на этот раз в конторе судебного исполнителя. Ярким элементом картины является фигура рыбака на переднем плане.
– попался на удочку. Собственно, перед нами не столько сам Пьер Лоти, сколько живописное воплощение воздействия его романов на европейского читателя в лице Руссо. Каждая из Муз диптиха образует с фигурой своего поэта самостоятельную группу.
Где начинается первое, где кончается второе. Руссо использовал самые нейтральные выражения, которые, тем не менее, создали неповторимый портрет личности. Как художник он не обладал особенными историческими познаниями, однако интересовался той историей, которую для него воплощало официальное искусство. Герой картины «Бричка отца Жюньета» (1908 год) – реальный персонаж – продавец овощей, бывший приятелем Руссо (правда, его настоящее имя было Клод Жюньер).
Но Руссо вдруг спросил «А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы» Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». На протяжении четверти века (с 1886 по 1910 годы) Руссо лишь два раза пропустил выставки этого Салона. Но художник по-прежнему крайне нуждается.
Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. Поэт обретает вдохновение извне, будучи избранным. Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. Художник делал этюды для будущих картин сразу масляными красками, не используя гуашь или уголь. На первой картине лес густой и непроходимый, на второй — светлый и прозрачный. В девятнадцать лет, подстрекаемый приятелями, он крадет из бухгалтерии бюро мизерную сумму, которой, впрочем, ему «хватило» для того, чтобы поставить крест на своей адвокатской карьере и попасть под суд.
Разочарование Аполлинера при первом знакомстве с портретом можно понять. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. До зрелых лет дожила лишь одна дочь.
Нет правил, есть желание-люди другой породы. И далее: «Как отличительный признак он носит густую бороду и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака». В 1869 году Руссо женился на Клеманс Буатар, дочери торговца мебелью. Звоним и входим: нас встречает Руссо».
Хотя, всего через год, его произведение «Война», выставленная на Салоне Независимых, получает широкий резонанс, в частности, ею восхищается писатель Альфред Жари (1873 – 1907), с легкой руки которого, художник Анри Руссо получает прозвище «Таможенник» (Le Douanier), закрепившееся за ним на всю жизнь. Почему необычность должна давать повод для насмешек. Этот рассказ никак не подтверждается официальными документами.
Он ошибся. Сына тоже назвали Жюльеном – он подписывался Анри Жюльен Руссо. Разве это не есть яркая самобытность.
Оставив школу, Анри поступает на службу в адвокатское бюро. Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». После этого, получив отсрочку от прохождения военной службы, он устроился на низкооплачиваемую должность клерка в юридической конторе. Ее принято считать заказным портретом. Отчего все это.
да. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения».
Она познакомила посетителей с удивительными культурами самых экзотических народов. В руках у Ядвиги – ветвь дерева. Вскоре все семейство Руссо переезжает, кто куда.
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Тем самым портрет представляет собой аллегорию Судьбы. Его мать – дочь офицера Великой армии Наполеона I, а отец, Жюльен Руссо, – потомственный жестянщик из Лаваля, города на западе Франции. Перед тем, как явиться в часть, Руссо пришлось отсидеть месяц в тюрьме. Будучи свободолюбивым масоном, Анри Руссо все же венчается в церкви со своей новой любовью в 1898 году.
История о том, что в армейские годы он был членом экспедиционного корпуса, направленного в Мексику (Mexico), никем не доказана. Обычные слова превратились в признания, открывавшие самые сокровенные мысли Руссо: «. Эта деталь вызывает особый интерес тем, что является традиционным символом смерти. В 1891-м была выставлена его картина Тигр в тропический шторм (известная как Surprised.
А в глубине едва заметна фигура притаившегося охотника. Прежде всего, это касалось выбора сюжетов и манеры письма. Недаром Руссо считал себя «великим реалистом». Поэт держит гусиное перо и свиток, простые атрибуты, объясняющие его ремесло.
Он заключает договор с фирмой «Аргус», которая присылает ему все газетные вырезки и журнальные статьи, в которых содержатся отклики о его творчестве. Хватало при этом и розыгрышей талантливого чудака. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы.
Все проведенные в армии годы (1864-68) Руссо прослужил кларнетистом духового оркестра 52-го пехотного полка. На картине «Встреча в лесу» изображены влюбленные, едущие верхом и смотрящие друг на друга. Ведь известно, что, когда он хотел выразить свое восхищение перед понравившейся ему картиной, он говорил: «Это вышло просто по-египетски. ». Базельская картина, сохраняя композицию, расстановку фигур и, в общих чертах, первоначальную цветовую гамму полотна в ГМИИ имеет ряд не очень заметных на первый взгляд, но существенных отличий.
Фигура застыла на фоне условного леса с гладкоствольными деревьями, усыпанными плодами вруке у нее – зазеленевшая ветвь, а ногами она попирает ледяные торосы. Сам художник гордился работой. Есть повод выпить и мы будем пить и ликовать: «Да здравствует Руссо. » Вокруг стола собрались: художники Жорж Брак (1882 – 1963), Мари Лоренсен и Андре Дерен (1880 – 1954), писатель Андре Саломон, поэт Макс Якоб (1876 — 1944) и две американки – известный литератор Гертруда Стайн (1874 — 1946) и Алисия Токлас. Перед нами готовый трафарет, в который остается только «встать» Аполлинеру и Лорансен и картина будет окончена.
Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Возможно именно страсть к эпатажу и провокациям сближает Руссо и Жари. любившего разрабатывать экзотические темы.
В 1903 году он вновь участвует в двух художественных салонах – Независимых художников (в марте) и в первом Осеннем Салоне, открывшемся в октябре. Поначалу Анри служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне, отсюда его прозвище – «Таможенник». Именно из газет Руссо однажды узнает, что мэрия Парижа присудила ему медаль. Как правило, все портреты Руссо, написанные в этом жанре, представляют собой либо портрет-символ, либо портрет-аллегорию. Они не изображены, но их имена написаны на палитре: Клеманс и Жозефин – жены Руссо и одновременно Музы. Но связав свое ученичество с именами Жерома и Клемана. Пришла посмертная слава.
В школе Анри учился из рук вон плохо. Иногда писал портреты на заказ. Себя и свою жену Руссо видит как отражение в дагерротипе.
Вероятно, Руссо проводил много часов в древнеегипетском отделе Лувра. Со временем все изменилось. В 1871 году Руссо поступил на службу в городскую таможню. Однако в декабре 1907 года из за своей беспечности и легковерности Руссо попадает в тюрьму за мошенничество, жертвой которого, по сути, был он сам.
Составлял документы для неграмотных. Если бы мне удалось сделать картину, передающую этот эффект». Сила чувств, взаимные объятия, нежность во взгляде мужчины создают явственный эффект присутствия на полотне этой пары, несмотря на то, что их тела практически не видны за буйной растительностью. В 1908 году в своей мастерской в общежитии «Плавучая прачечная» Пикассо устроил банкет в честь художника: тот восседал на самодельном троне под плакатом «Честь и слава Руссо. ». Его интерес к работам Бонна определялся желанием постичь традиционное. Самый знаменитый такой банкет был дан в 1908 году в мастерской Пикассо. Республика, в красных одеждах и фригийской шапке (головной убор эпохи Французской революции 1789 года) торжественно возвышается над всеми, держа в вытянутой руке оливковую ветвь.
самоотдача до донышка. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон. Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти.
Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. Прямая, негнущаяся, обобщенно написанная рука Мари-Музы напоминает скорее бронзовые руки, застывшие в жесте благословения на готических реликвариях. Однако Таможеннику так и не удается завоевать ни того, ни другого. Рисунок сохраняет характерную для модели постановку головы, осанку, пропорциональные соотношения лба с остальной частью лица, расположение глаз, абрис бороды и усов. В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира».
Базельский вариант – наглядный зрительный комментарий к московской картине. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника. Работа оставляла много свободного времени. У Бонна он обнаружил эффектное использование черного и белого – эти крайности цвета всегда завораживали Руссо и он широко применял их, особенно в портретах: к черному он обращался, чтобы придать образам большую значимость (вот таким образом почти все изображенные на его портретах одеты в черное). Однако второй том так и не появился. Введенный в заблуждение неким Соваже, он открыл банковский счет на вымышленную фамилию, а затем попытался снять по поддельному удостоверению личности украденные своим подельником и переведенные на этот счет деньги.
В Салоне Независимых этот портрет фигурировал под названием Муза, вдохновляющая поэта. " Кончилось все веселой попойкой.
Зашло ли оно настолько далеко, чтобы разрешить ему установить мольберт на рабочем месте. Вот почему Руссо всегда будет верен новому «салону без жюри».