Именно в Алжире встретил свою будущую жену Марке Альбер, биография которого тесно связана с этой страной.
Таковы «Гавань в Ментоне» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Регата в Фекане» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Набережная в зелени» (1906, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Искусство Марке искренне, глубоко человечно. Марке изучает Пуссена, Веронезе, Тициана, Веласкеса, Шардена, Лоррена, знакомится с различными художественными традициями.
Они не подавляют, они органичны и естественны в окружающей их среде. Он начинал, как и многие его современники-художники. Марке очень часто обращался к образу Парижа. Как правило, контур предмета он передает при помощи четкого мазка-штриха.
Они действительно заслуживали прозвище диких (le fauve – по-французски дикий зверь). Это увлечение фовизмом долго будет сказываться на манере исполнения картин Марке. Выставка имела большой резонанс, а французский критик Луи Восель сравнил художников с дикими зверями (fauves). Примечательно, что большинство людей на этих пейзажах – лишь силуэты, размытые фигуры. Особенно же заинтересовало Марке творчество П. Боннара.
Однако из всех фовистов Марке был наименее «диким». Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе. Там он поступил в Школу изящных искусств. Художественное образование он получил в парижской Школе декоративных искусств, где провел пять лет.
Его Париж был серым, Неаполь – голубым, Гамбург – охристым. И если в такой работе, как Гавань в Мантоне, яркость и энергичные световые сопоставления придают композиции необыкновенное ликующее звучание, в Балконе, Заходе солнца над Новым мостом и других работах Марке развивает не коллористический, а другой, динамический аспект фовизма.
Секрет его картин заключен в соотношении земли и неба, светлого и темного. Жизнь человека и природы исполнена энергии, движения («Порт Гавр», 1934). Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование. Хотя Марке остался реалистом, не пытаясь экспериментировать с многочисленными «измами» ХХ века, его пейзажи по силе обобщения приближались к абстракции. Картина пронизана свежим, чуть влажным воздухом, чувствуется, что над рекой гуляет легкий ветер, теребящий полотнище флага и покрывающий Рябью поверхность воды.
В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни. Кроме работы в ателье, Марке, как и его товарищи, много рисовал просто на улице. Это увлечение фовизмом долго будет сказываться на манере исполнения картин Марке. В ином направлении, чем постимпрессионизм, развивалось творчество Альбера Марке (Albert Markout) (1875—1947), вначале примыкавшего к «диким», в дальнейшем ставшего наиболее последовательным представителем реализма в европейском пейзаже первой половины 20 века. Нотр-Дам» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. На пути к творческому самоопределению емупредстояло пройти испытание фовизмом. Море Марке не пустынно в нем всегда чувствуется присутствие человека. Альбер Марке много путешествовал, а в 1934 году даже приезжал в Россию. Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), – Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков.
Тогда художники и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Типично для этого периода полотно «Деревья в Бийанкуре» (1898, Музей искусств, Бордо). Именно в Северной Африке Марке впервые начал писать грозы и штормы.
В движении спешащих куда-то людей есть особая размеренность. Главным во всех работах Марке 1910-1920 годов является не цвет, а свет. Оно то бурное и грозное, накатывающее на берег пенистыми волнами («Буря в Ла Гулетт», 1926, Музей искусств, Бордо), то тихое и спокойное («Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо). Альбер Марке родился 26 марта 1875 года в Бордо.
Марке выбрал стратегию ускользания не только в жизни, но и в искусстве. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс – диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. Проблемы выбора профессии для Марке не существовало.
В 1905-07 примыкал к фовизму, писал жизнеутверждающие, яркие по цвету пейзажи (14 июля в Гавре, 1906, частное собрание, Париж). Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж. Его городские пейзажи отличаются глубоко прочувствованным отношением к природе, но в то же время им свойственна отстраненная созерцательность авторской позиции, как будто художник смотрит с возвышения на спокойно текущие воды Сены, мосты, перекинутые с одного берега на другой, на прямые линии городских улиц («Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва).
творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские. На выставке в парижской Галерее Дрюэ было представлено 39 композиций Марке.
В морских пейзажах Марке всегда есть знаки присутствия человека. В годы учебы у Моро Марке сдружился с А. Матиссом, А. Мангеном, Ж. Руо, Ш. Камуэном. «Вывестиживопись из дремотного состояния искать решения всех проблем в ящике с красками, преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой» — к этому стремились молодые художники. Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля.
Уже в 1907 году Марке решительно отказался от условной экспрессивной системы фовизма. Марке много путешествовал, особенно часто бывал в Италии, долго жил в Алжире. Его живописные холсты пластически обобщены, обобщенно решает он и легко узнаваемые чисто парижские архитектурные акценты – Нотр-Дам, Эйфелеву башню. Как и все парижане, Марке не представляет французской столицы без Нотр-Дам. Впервые его работы увидели в Москве в 1907 году на выставке «Голубой розы», затем в 1912-м – современных художников в Петербурге, благодаря коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову.
Он пишет белые крыши и стены домов, белые террасы и заборы. Он любил изображать воду спокойную или покрытую легкой рябью. В 1908 году группа распалась и дальше художник поддерживал отношения лишь с Матиссом. Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель.
После этой выставки начали говорить о «Париже Марке», поскольку виды французской столицы были пронизаны собственным, глубоко личным отношением, они обладали лиричной интонацией и щемящей свежестью. Одним из немногих впечатлений от поездки стало короткое замечание художника: «Коровин неплох». Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, – солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа – высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт». Эти зарисовки он потом использовал в своих картинах.
Эта группа именуемая фовистами (от фр. Уже в этих ранних работах выявилось своеобразие стиля Марке. Вот таким образом работы мастера так воздушны. Подтверждением тому является его известная работа «Пляж в Фекаме», написанная уже в 1906 году.
Храмы естественны, как растущие деревья и без труда растворяются в окружающей среде. В его пейзажах изображены порты Франции, а также Египта, Туниса, Алжира. ГМИИ напоминает, что поклонниками творчества французского живописца были отдельные выпускники ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа 1920-х годов, представители московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников». Работы этих русских художников тоже войдут в экспозицию. Такое копирование было лишено настоящей жизни и даже портрет отца, написанный им в то время, получился маловыразительным. В поиске света и движения он объехал полмира.
Для пейзажей Марке исполненных после 1907 (главным образом изображение реки в черте города, моря, портовых городов), характерны лаконизм рисунка, спокойная ясность композиции, мягкая серебристая обобщенная гамма, построенная на сдержанных контрастах светлых и тёмных тонов, тонко передающих определённое состояние природы и пространственной и световоздушной среды (Везувий, 1909, Мост Сен-Мишель в Париже, 1912, – оба в ГМИИ). В написанных в 1906-1907 годах пейзажах Марке Солнце над Парижем, Вид Лувра, Новый мост. Остается где-то внизу шум города. Если в изображениях Парижа преобладают сиренево-серые оттенки, то Восток у Марке — белый.
Это был непревзойденный мастер соотношений между общим и конкретным. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов. В работах членов группы «13» Татьяны Мавриной, Бориса Рыбченкова, Антонины Сафроновой, ленинградского объединения «Круг художников» Александра Ведерникова и Николая Лапшина можно увидеть безусловное влияние Марке. Во второй половине 1900-х гг. Такая поездка для французского живописца была сравнима с полетом на другую планету. Природа в ее повседневности встает в его полотнах преображенной руками человека. Марке Альбер (Marquet) (1875-1947), французский художник.
Альбер Марке, как и Матисс, не стремился быть первым, но работал упорно и вдохновенно. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve – «дикий») смело сравнил с Донателло. Его сияющие светом пейзажи были замечены и оценены. Марке много путешествовал.
Он не боялся чистого цвета, но никогда не стремился к цветовым эксцессам. Альбер Марке родился в Бордо, в семье железнодорожного служащего. В Неаполе показан ослепительно ясный полдень. Название фовизм произошло от французского«fauvre» (дикие звери), так один из критиков отозвался о работах А. Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка и А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года. Его Алжир был белым. Большую часть из них составляли парижские пейзажи.
Это была крепкая и чистая любовь. Это характерно, например, для такого полотна, как «Ярмарка в Гавре» (1906, Музей искусств, Бордо). Альбер начал очень рано рисовать чем угодно и где угодно: куском угля на полях школьных тетрадей, на полу С 1890 по 1895 год он обучался живописи в Школе декоративных искусств, после чего поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Г. Моро, которого современники называли «мистиком, который устроил себе келью в центре Парижа». Учился в Школе изящных искусств в Париже (1895-98) у Г. Моро. Улица в Сиди-Бу-Сайде и другие работы алжирского цикла эмоциональны и очень романтичны.
В это время Марке пишет этюды обнаженной натуры, натюрморты интерьеры, портреты. Плотным розовым туманом окутан утренний Париж. Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906). Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие. Однако после Осеннего салона 1905 года критика буквально взорвалась негодованием.
Выходило в основном меланхолично – чувствуется, Марке слушали внимательно. Так в России, а затем в СССР у Марке появились последователи. В североафриканском цикле пейзажей Марке центральное место занимает мотив моря.
Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Марке также совершил путешествие, на которое решались немногие – он посетил СССР. Особенно часто мотивами его произведений становился Париж с его историческими зданиями, Сеной и мостами. Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал. Едва узнаваемые архитектурные акценты, намеченные контуром или тоном, позволяют безошибочно определить, что на картине изображен не просто город, а Париж (его Нотр-Дам, Эйфелева башня). Фовизм был самым кратковременным течением в истории искусства. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух. Он чувствует необычный подъем, работает легко, с упоением, как прежде.
Композиционные линии отличаются динамизмом и притягивают взгляд зрителя в глубину. Высокий горизонт позволяет охватывать не только город, но и много неба. Альбер Марке говорил: «Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу». Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа. В Нормандии Марке пишет одну из лучших своих работ — «регата в Меллерей» (1927, Музей искусств, Бордо).
Вместо ярких и чистых красок – монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. Шел 1934 год. В картине «Собор Парижской богоматери» (1910, Санкт-Петербург, Эрмитаж) тонко переданы влажный воздух, смягчающий очертания масс собора Парижской богоматери, мягкий зеленоватый тон вод Сены. Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне.
Марке пишет реку-труженицу и в то же время образ Сены в его исполнении очень поэтичен. В Солнце над Парижем, в работах Вид Лувра, Новый мост. Известность к фовистам пришла после Осеннего салона 1905 года в Гран-пале. Альбера Марке один из английских критиков назвал деликатным фовистом.
Она мерцает и плещется, а в ней отражаются белые облака, то похожие на снежные горы, то стремительные и разорванные. Пейзажист. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане», 1906, Центр Помпиду, Париж).
Бесшумно проносятся лодки, плывут барки и динамичный силуэт Везувия плывет вместе с ними. Здесь явно не они являются главными героями.
(Для справки: Хокусай – это японский художник 18 века, чьи произведения отличаются реалистической конкретностью, динамичным рисунком и насыщенным чистым цветом). Ранние работы Марке (конец 1890 — начало 1900-х) главным образом представляют пейзажи, написанные в традиционной манере импрессионистов. Большинство пейзажей написано с высоты приблизительно пятого-шес-того этажа. Значительную часть этих полотен художник создал на высоте шестого этажа, что позволяло сделать композиционное построение особенно выразительным. Снег, Новый мост, освещенный солнцем и многих других холстах 19061907 годов оформляется своеобразная композиционная схема. Для него была ближе собственная выразительная система.
Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие. Только преодолев это, получишь возможность продолжать. Именно Африка, Алжир дали ему возможность проявить новое отношение к солнечному свету. Еще одна особенность городских пейзажей Марке – это выбор высокого горизонта.
Отдельно на выставке можно будет проследить отношения Марке с Россией. С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором. В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Яркость и условность цвета, широта письма сближалаМарке с фовистами.
Отец работал кондуктором поезда, мать была на пятнадцать лет моложе его. Он любил воссоздавать то состояние, когда из-за того, что солнце находится высоко над головой, тени укорачиваются настолько, что с небольшого расстояния просто не воспринимаются. Рисовать Альбер начал очень рано, он рисовал куском угля на полу, на полях тетрадей.
Вот что написал в своем отчете о посещении одной из выставок писатель и репортёр Фигаро Камиль Моклер: Такое ощущение, что на головы публики была вылита банка жёлтой краски. Он побывал в Италии, Тунисе и Марокко, долгое время жил в Алжире. Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. Здесь Марке встретил первых критиков, которые оценили его талант, - Ж. Бессона и Ф. Журдена.
Цоканье копыт перекликается со звоном конок, фырканьем автобусов и все эти звуки растворяются в голубом пространстве, наполняющем пейзаж, уходят ввысь. Именно в соотношении неба и земли, светлого и темного – основа его композиций. Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся. Она почти всегда оживлена движущимися по ней баржами и лодками. Нотр-Дам.
Две фигуры на углу подхватывают эстафету и направляют движение вправо через мост, вслед за проезжающим экипажем. Проявляя необыкновенную наблюдательность, он искал в лицах людей, в их движениях не просто сиюминутное состояние (хотя это было интересно), а характеры, жизненный опыт, мироощущение. Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе.
Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж. «Я чувствую, что каждый день все больше и больше погружаюсь в усталость». Портретная точность в изображении местности сочетается с большим лаконизмом целого.
И все же немало художественных приемов было им найдено благодаря фовизму. Моро всегда говорил ученикам, что копирование натуры требует огромной ответственности: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками». Примерно в таком настроении Марке отбыл на родину.
В природе только два цвета голубой и белый. В некотором смысле он так и остался чужим среди своих.
В Бордо был хороший музей, где Альбер увидел картины Веронезе, Мурильо, Рубенса. Подтверждением тому является его известная работа «Пляж в Фекаме», написанная уже в 1906 году. Марке же делает его своим тональным камертоном.
В картине «Неаполь» (1909, Санкт-Петербург, Эрмитаж) все полно движения, пространство кажется напоенным мерцающим светом и морским воздухом, поверхность вод отражает меняющееся освещение неба. Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы. В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни. Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа. Сена, которую художник называл «единственной рекой Франции» играет большую роль в его парижских пейзажах.
Теперь глаз замечает все, не упускает ни одной подробности.