В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (Сизиф, 1549-1550 Даная, 1554 Венера и Адонис, 1554, все — Прадо, Мадрид Персей и Андромеда, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон). Он написал картину «Бичевание Христа», где освещенные во мраке пламенем факелов фигуры палачей, полных бессмысленной ярости, противопоставлены нравственной силе Христа. На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. отмечены расцветом портретного искусства Тициана.
Сегодня авторство Тициана не подвергается сомнению. Темная гамма, насыщенная различными оттенками, то нежно мерцающими, то резко вспыхивающими, словно передает душевный трепет героини. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. С 1530-х гг.
Сегодня авторство Тициана не подвергается сомнению. Показал письмо от того, кто продал ему «Бичевание». Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло.
Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Тициан Вечеллио (1477. Там говорилось, что «кроме отечественной стороны Италия представляет собой исключительный рынок художественных произведений, откуда, несмотря на правительственные запрещения ищущие там янки и англичане вывозят много мировых шедевров».
В 1574 г. картину там видел французский король Генрих III. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Непонятно только, в каком объеме. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Надев царскую багряницу, они сплели из колючего кустарника (терна) венок и положили его на голову Иисуса, в руки же дали трость.
И хотя сама техника Тициана, его импровизационная манера письма подразумевает многослойность (он писал «сырым по сырому», сразу внося изменения), в этой картине слоев почти нет. Картина всегда была известна, но изъятие ее из научного оборота породило много слухов. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. На примере этого шедевра Тициана можно судить о том, насколько естественно и безупречно точно монументальные полотна великих венецианцев были связаны с архитектурным интерьером, являясь его драгоценным украшением.
Почти сразу начались его мытарства. Это работа 1570-х годов, очень поздний Тициан». В этом списке есть вещи из «особого фонда» – те, что попали в музей после войны.
28 мая 1606 года во время игры в мяч произошло столкновение двух вооруженных групп людей. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Жестокосердные воины, окончив бичевание, стали издеваться над Страдальцем. Реставратор Василий Яковлев (он же знаменитый советский академик, работавший в манере старых мастеров, лауреат двух Сталинских премий) вспоминал: «Я пытаюсь извлечь из жестянки абсолютно слипшиеся, осклизлые и мокрые куски каких-то невероятных тряпок».
Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546). Он как бы говорит: человека можно физически уничтожить, но вечно будет жить неукротимость его духа и разума. И хотя сама техника Тициана, его импровизационная манера письма подразумевает многослойность (он писал «сырым по сырому», сразу внося изменения), в этой картине слоев почти нет. Если легенда о Марии Магдалине трактовалась как событие драматическое, то история Себастьяна превращается в трагедию.
Непонятно только, в каком объеме. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. Но там оказалась лишь одна из версий той же композиции, скорее всего, кого-то из учеников. «Слишком поусердствовали жестокосердные воины. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Почти сразу начались его мытарства. И это будет не заново написанная картина, Тициан останется Тицианом».
Впрочем, все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. «Св. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. У него было немало учеников, но ни один из них не был равен учителю. Картина подобна целостному организму, все части которого охвачены стремительным и торжественным движением. Происходит потрет из урбинского собрания, поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи в 1631 году с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере.
В апреле 1927 года вместе с еще четырьмя вещами картину украли. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Реставратор Василий Яковлев (он же знаменитый советский академик, работавший в манере старых мастеров, лауреат двух Сталинских премий) вспоминал: «Я пытаюсь извлечь из жестянки абсолютно слипшиеся, осклизлые и мокрые куски каких-то невероятных тряпок». Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью.
Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х — 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской.
Точная дата его рождения неизвестна. Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки Россия-Европа-Россия. Звучало невнятно – но письмо надо было «отработать». Однако винить в такой «незаметности» музей нельзя. Долгое время она украшала охотничий дворец испанских королей Пардо неподалеку от Мадрида. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Даная прекрасна в соответствии с античным идеалом красоты, которому и следует венецианский мастер. Но продать ничего не смог. В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. Гаррисон (Garrison 1949) впервые связал их с венецианской школой первой четверти XIV века и включил в выделенную им группу работ Мастера Мадонны Дзара эту атрибуцию поддерживал Гамулин (Gamulin 1971). Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. По другой версии, картина принадлежала венецианцу Кристофоро Барбариго, который купил её сразу после смерти Тициана у его сына в 1576 году.
В результате фигуры кажутся скульптурными. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534-1538, Галерея Академии, Венеция "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция). Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всём венецианском искусстве.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Караваджо убил своего противника Рануччо Томассони, ему грозила тюрьма и смертная казнь. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа.
(Мф. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем.
40-е гг.
На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом. У Тициана нагота возвышенна и благородна. По третьей, «Се человек» написан по заказу фламандского купца Джованни дАнна (ван Хаанена), жившего в те времена в Венеции.
– Грубая грунтовка, нанесенная как штукатурка, – это прямое указание, что под грунтом есть авторская живопись. В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом. С тончайшим мастерством художник передал нежность и теплоту её обнажённого тела. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. За 33 400 долларов вскоре ушёл в США и спасённый Яковлевым Рембрандт.
Для Тициана это нетипично, но таких его вещей много. Цвет – одно из основных средств выражения. Картина «Введение во храм» (1534— 1538 гг. ) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице.
Впрочем, все не так плохо, как кажется на первый взгляд. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. В эти годы он создал немало изображений золотоволосых красавиц — мифологических героинь. В последний период творчества, начиная с 50-х гг. Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность.
Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. 27, 29). Государство не стремится быстро раскрывать секреты.
Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Себастьян» написан, по сути, только охрами и сажей. При этом он отмечал их связь с традицией тосканской живописи, а в качестве аналогии ссылался на триптих, находившийся ранее в собрании Стокле в Брюсселе (Garrison 1949, 300). Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов.
Большинство из наиболее известных людей города были там. Начиная с 1661 года полотно хранится в королевских (ныне государственных) коллекциях Франции. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. И сказал им Пилат: «Се, Человек. »), достаточно запутана.
В МУР пришёл гражданин Италии Феликс Лопайне, находившийся в Москве в командировке. Основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари (1511 – 1574) в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в главе, посвящённой Тициану Вечеллио (1488 – 1576), пишет, что это полотно было создано в 1546 г. в римском Бельведере по заказу кардинала Фарнезе и герцога Октавиано для подарка папе ПавлуIII. Поверх израненного тела они накинули военный плащ красного цвета, подобный тем плащам, какие надевали цари императоры и высшие военные чины. Слава к Тициану приходит рано.
Приехал в Венецию в юношеские годы. Новаторство произведения – в его живописном строе. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
Лазарев (Lasareff 1965) опубликовал как типичные произведения maniera greca, созданные в Венеции на рубеже XIII-XIV веков. Прежде всего необходимо укрепить красочный слой, убрать излишки реставрационного грунта». Это работа 1570-х годов, очень поздний Тициан».
Но продать ничего не смог. Некоторые из них в 1995-м показывали в Пушкинском на выставке Дважды спасенные, а три произведения – тондо Бьяджо ДАнтонио, Женщина с розойПариса Бордоне и Распятие с центурионом мастерскойВеронезе – с тех пор в постоянной экспозиции.
Государство не стремится быстро раскрывать секреты. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). (это уже эпоха позднего Возрождения), Тициана волновала трагическая сторона жизни, зрелище человеческих страданий. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 — 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Неужели они и после этого будут считать Его опасным и достойным смерти. К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне. Прослеживается связь с работой Себастьяно дель Пьомбо, в римской церкви. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. Благодаря рентгенографическому и инфракрасному анализу Центра исследований и реставрации Музеев Франции (C2RMF) удалось выявить слои тонировок и записей, сделанных с конца XVII по XX век.
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы.
Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. И к тому же один из самых больших его портретов. По свидетельству Франческо Сансовино, сына знаменитого скульптора, «в 1580 году она находилась там же». Он принёс «Бичевание Христа» Пизано.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Она привязала к груди ребенка на крестьянский манер и устало склонила к нему голову за ними поспевает святой Иосиф, держа на плече хворостину. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Первоначально на ней была изображена только одна обнаженная женская фигура на фоне пейзажа.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В апреле 1927 года вместе с еще четырьмя вещами картину украли. Всё это, однако, не выходило за пределы общей направленности его искусства. Но что делать дальше. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. – думал Пилат, – не показать ли Иисуса в таком виде Его озлобленным врагам.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе — Галерея Академии, Венеция). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Себастьян», «Оплакивание»), Меняется и техника письма: золотистый светлый колорит и легкие лессировки уступают место живописи мощной, бурной, пастозной. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Однако винить в такой «незаметности» музей нельзя. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Грунт, нанесенный в 1930х, закрывает и погибшие фрагменты и местами красочный слой. В картине «Святой Себастьян» герой, пронзённый стрелами, но не сломленный, возникает из хаоса Вселенной. Зандберг-Вавала (Sandberg-Vaval s. a. ), ссылаясь на атрибуцию Андреевой-Шилейко, выражала уверенность в принадлежности произведений пизанской школе.
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Стояли ведь времена, когда СССР вовсю продавал за рубеж шедевры живописи (нужны были деньги на индустриализацию).
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Этот способ разумен, красив и поразителен. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. Законсервировали ее не лучшим образом, но, слава богу, этот грунт размывается. Картина всегда была известна, но изъятие ее из научного оборота породило много слухов.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
В женских образах мастер не ищет психологической глубины. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Из сочетания гибких мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма. В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (Мученичество святого Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо).
Для Тициана это нетипично, но таких его вещей много. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Законсервировали ее не лучшим образом, но, слава богу, этот грунт размывается. Тициана, продублировав, законсервировали и оставили – казалось, навсегда. Расчистка производилась с 2010 по 2013 год. Узнав, что картина в розыске, Лопайне решил, что его провоцируют – и обратился в милицию.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Другими становятся и живописные приемы. —1576) —величайший художник венецианского Возрождения. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
В этом списке есть вещи из «особого фонда» – те, что попали в музей после войны. И не поспоришь. Андреева-Шилейко (Andreyeff 1926) приписала их раннему периоду творчества Джунты Пизано, полагая, что они служили завершениями горизонтальной перекладины креста.
Полотно Тициана Юпитер и Антиопа (1552), также известное как Венера Пардо, вернулось в постоянную экспозицию Лувра после длительной реставрации, начатой еще в 2002 году. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель.
Также обнаружены различные изменения, внесенные в ходе работы самим Тицианом, ведь Юпитер и Антиопасоздавалась более 30 лет. Кто изображен на картине – загадка. От Яковлева потребовали мало-мальски привести её «в товарный вид». – Живопись восстановят лишь в пределах утрат.
Увидев Иисуса, Пилат должен был ужаснуться. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51).
Конец 1530-х годов — время расцвета портретного искусства Тициана. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. В третьем периоде творчества (начиная с 1530 г. ) возрос интерес художника к народным типам, деталям быта. С последним утверждением всё интереснее. Неужели их злоба не насытится таким истязанием и осмеянием. Долгое время она украшала охотничий дворец испанских королей Пардо неподалеку от Мадрида. В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека.
В его моделях (особенно в портретах раннего и среднего периодов творчества) всегда подчеркнуто благородство облика, величественность осанки, сдержанность позы и жеста, создаваемых столь же благородным по гамме колоритом и скупыми, строго отобранными деталями (портрет молодого человека с перчаткой, портреты Ипполито Риминальди, Пьетро Аретино, дочери Лавинии). Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская» по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью.
Благодаря рентгенографическому и инфракрасному анализу Центра исследований и реставрации Музеев Франции (C2RMF) удалось выявить слои тонировок и записей, сделанных с конца XVII по XX век. Грунт, нанесенный в 1930х, закрывает и погибшие фрагменты и местами красочный слой. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, — все в галерее Палатина, Флоренция). Но там оказалась лишь одна из версий той же композиции, скорее всего, кого-то из учеников. Расчистка производилась с 2010 по 2013 год.
Начиная с 1661 года полотно хранится в королевских (ныне государственных) коллекциях Франции. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Тициана, продублировав, законсервировали и оставили – казалось, навсегда. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»).
Полотно Тициана Юпитер и Антиопа (1552), также известное как Венера Пардо, вернулось в постоянную экспозицию Лувра после длительной реставрации, начатой еще в 2002 году. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. «Се человек» писался в смешанной манере с темперной подмалёвкой – для произведения исполненного в такой технике, лежание в ржавом бидоне было губительным.
На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Механическим способом убирать грунт страшно: живопись у венецианцев более хрупкая, чем у флорентийцев, не было у них такой системы многослойной живописи, как, скажем, у Рафаэля. Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.