Картина Питера Брейгеля старшего Безумная Грета: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Безумная Грета (нидерл. Dulle Griet)— картина голландского живописца Питера Брейгеля Старшего.
Один патрон – и не важно кто. Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. Семь небольших миниатюр расположены на листах с текстом и изображают католических святых. Питер Брейгель Старший родился в маленькой брабантской деревушке.
В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста. И ощутив на себе этот бодрящий морозец, так чудно изображенный на картине, вам захочется поскорее очутиться в тепле родного дома. Он ощущал себя одним из тех людей, которых изображал на своих картинах. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. У Греты — тусклая кожа, беззубый разинутый рот, рваная юбка. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам.
Его особенно притягивал «эффект отчуждения», когда автор выражает множество эмоций одновременно, не высказывая при этом своего отношения к происходящему. Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством. Затянутое кровавой дымкой небо нависло над землей, усеянной отвратительными существами. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика.
В её жизни было слишком много горя. Но на картине нет ни мифических существ, ни чертей, ни демонстрации людских страданий. Он же сознательно упрощает не только выбор предмета изображения, но и его трактовку.
Люди одеты в карнавальные костюмы. Падение завершилось. Брейгель изобразил на своем полотне трагизм реальной жизни того времени. Таким образом примерно и была установлена дата рождения Питера Брейгеля Старшего. Так и на картине «Икар» Брейгеля. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений.
Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля. Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Торговой столицей мира становится Антверпен.
Речь идет о картине великого нидерландского художника Питера Брейгеля Мужицкого «Безумная Грета». Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе.
Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. Последний год кажется наиболее вероятным для времени ее появления. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. Десятки километров земляных дамб были сооружены вдоль берега. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). На груди блестят латы, на голове — подобие шлема.
Удается ли это ему сделать—это спорный вопрос. Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (Сорока на виселице, 1568. В этом музее есть одно произведение, единственно ради которого следовало бы прийти сюда. Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя.
Но где же здесь Икар. Церковь требовала от женщин покорности и молчаливого послушания более совершенным творениям Господа — мужчинам (как известно, Бог создал их первыми) и всем им :- меняла в вину грех Евы вечной соблазнительницы. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Если вы сравните эту работу с «Кухаркой»в брюссельском музее, то станет ясной иная задача Артсена, здесь им решаемая. 117, 4 х 162 см Музей Майер ван ден Берг, Антверпен, Бельгия В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока.
С мечом в руке она собирает тарелки, горшки и кастрюли. Она слышала, что у него лучшие сковородки. Люди, жившие в этой стране, героически отвоевывали у природы каждый клочок земли. На заднем плане справа вздымается стена адскогопламени.
На таких картинах, как "Шествие на Голгофу", "Перепись в Вифлееме", "Избиение младенцев", "Проповедь Иоанна Крестителя", "Обращение Павла", "Рождество", на гравюре "Успение Богоматери" библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Развалины превращаются в огромную голову из пасти которой выплывают лягушки и какие-то гнусные твари. Жизнь идет своим чередом.
«малым миром», то в нидерландской культуре в целом и в нидерландской живописи в частности человек мыслится как неотъемлемая часть Вселенной, часть Божественного бытия. Земля кишит странными созданиями, которые проделывают нелепейшие движения. О судьбе Питера Брейгеля Старшего известно очень мало. Изображение показывает искаженную интерпретацию поведения людей во время войны. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Знахарки, целительницы считались ведьмами их судили и сжигали на кострах инквизиторы.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Картина «Искушение св. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни.
Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Композиция обрамлена золотой рамой и уподоблена картине, вокруг которой — латинский текст, славящий богоматерь.
В трактовке образов богоматери и Гавриила заметно влияние Герарда Давида. В статье «Эффект очуждения в сюжетных картинах Брейгеля Старшего» великий немецкий драматург пишет: «Если Брейгель и приводит в равновесие свои противоречия, он никогда их не сглаживает унего нет также разрыва между трагическим и комическим, трагическое несет в себе элементы комического, а комическое – оттенок трагизма». Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь. Брейгель изобразил на своем полотне трагизм реальной жизни того времени.
Одна из таких гравюр известна под названием «Большие рыбы пожирают маленьких» (внизу рисунка подпись на латинском языке: «Grandibus exigui sunt pisces piscibus esca», то есть дословно «Маленькие рыбы служат пищей для больших рыб»). В ее руке – меч, за поясом – кинжал. Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени.
Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте. В Королевском музее изящных искусств в Брюсселе находится одна из самых замечательных работ Брейгеля, которая называется «Падение Икара» (1558). Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель.
От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом. Одна из таких картин называется «Охотники на снегу». Кажущийся адом мир пылает, охваченный пожаром. В этом городе-базаре c крупнейшим морским портом жило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением.
На мосту происходит бессмысленное избиение друг друга охваченных тем же инстинктом женщин. Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками.
Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Они очень много трудились и высоко ценили свой труд.
Не лучшая тактика для нападения. О гигантской башне в Вавилоне также сообщали античные историки: Геродот (История 1, 181), Диодор Сицилийский (Историческая библиотека 2, 9) и Страбон (География 16, 1. 5). Вместе с ними над бревиарием работал Ян Провост (1465—1529). Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели.
Возможно, что именно ужасы войны хотел показать современникам художник. В центре панорамы ада в "Безумной Грете" – не Смерть или Дьявол, Владыка Зла, но будничный человеческий порок: гротескная фигура маркитанки в солдатских обносках, с узлом ворованных вещей и озлобленные деревенские бабы, которые грабят брошенный хозяевами дом. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. Из голов с огромными глазами рождаются уродливые чудовища.
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). В 1563 году Брейгель переселился в Брюссель, где были созданы лучшие из его поздних работ, в том числе картины «Перепись в Вифлееме» (1566 год, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) и «Избиение младенцев» (около 1567 года, Хемптон-корт, Лондон). «Охотники на снегу» (нидерл. Простая бедная женщина по имени Грета потеряла все: семью, дом, нехитрый скарб. Слово «зиккурат» происходит от аккадского слова «zigguratu», что означает «пик», «высокое место». Данная работа в некоторой степени превосходит фантасмагорию в творчестве Иеронима Босха.
Питер Брейгель Старший «Безумная Грета» (1562) Дерево, масло. Приблизительно в середине 1540-х годов Брейгель (Старший) переезжает в Антверпен, где обучается в мастерской у Питера Кук ван Альста- личного придворного живописца императора Карла V. Позже, перебрался с семьей в Брюссель и начал работу над картиной, которая отобразила в саркастичной форме его личное отношение к происходящим вокруг событиям. Море для нидерландцев было не только источником новых торговых связей и добычи рыбы. В 1567 – 1569 гг.
И название Нидерланды переводится как «низменные земли». В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд» и в особом ряду стоит картина «Слепые». Брейгель сделал ее воплощением воинствующей скаредности. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян.
С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. 1658) зритель ощущает, что художника увлекает именно их безликость. Схожая тенденция прослеживается и в изображении библейских персонажей. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей. Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов.
Море давало им возможность расширять свои земли, отвоевывая у воды каждый метр. А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. Она тащит узел с чужими вещами.
В его картинах появляются новые ракурсы и новое пространственное ощущение. Тяжело ступая, бродит Грета ищет, кудабы сложить свои награбленные«сокровища». Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563).
Брейгель возвращается к этой теме. Рядом обычные крестьянки со злобными лицами грабят дом, оставленный хозяевами. Даже год его рождения, 1525, взят довольно условно.
И только задавшись этим вопросом, мы замечаем уходящую под воду хрупкую фигурку Икара. Перед нею нет врага, которого она должна сразить мечом им может оказаться любой, так как ее гнев не целенаправлен осмысленно, он есть лишь проявление дикого инстинкта разрушения. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец».
Умерли родные, сгорел дом. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30--1569), нидерландский художник и рисовальщик. Его источник – эгоистическое сознание или безумие. Фоном для этой картины служит прекрасный и безмятежный южный пейзаж.
В результате в картине присутствует абсолютно необычная панорамная перспектива. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Как и все его картины, она очень яркая и жизнерадостная по колориту. И все это – результат огромного труда многих тысяч людей.
Картина «Безумная Грета» появилась в собрании Майер ван ден Берга в 1894 году, будучи куплена через аукцион в Кёльне из коллекции Кристиана Хаммера в Стокгольме как произведение старшего сына художника Питера Брейгеля Адского, но уже в 1897 году была идентифицирована с работой самого великого Брейгеля, о которой в 1604 году упоминает в своей «Книге о художниках» нидерландский художник и писатель Карель ван Мандер. Войны, зарева пожаров, разрушение и нищета обрушились на эту землю. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). «Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. Скорее, его заслуга и немалая, в том, что он прокладывает новый путь в искусстве.
Не случайно философская система Спинозы, получившая название «пантеизм», в которой подобный взгляд на человека был сформулирован с железной логикой, возникла именно в Голландии. Около 1564г, Антверпен. Еще в XV столетии народ окрестил Безумной Гретой большую пушку.
Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. картина Безумная Грета, 1562. Искусство великого художника из Гертогенбосха породило много последователей.
Некоторые искусствоведы считают, что эта сценка была своеобразным ответом на указ Филиппа II. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. И это безразличие убивает.
Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель).
мастер создает произведения о жизни простого народа. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Полные света и воздуха пейзажи Брейгеля – как и у его духовного наставника Босха – контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур, охарактеризованных остро схваченной позой, живым поворотом фигуры, социально типичной одеждой. Из-за плохо читаемых последних трех цифр надписи картина датируется от 1562 до 1566 года. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет.
Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Ад начинается в человеческом сердце.
с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. Данная работа в некоторой степени превосходит фантасмагорию в творчестве Иеронима Босха.
Эта картина является ключом к пониманию всего творчества Брейгеля. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Дедал давно скрылся из вида. Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Этот жанр требовал очень большого мастерства и точности.
Питер Брейгель (Bruegel) Старший – нидерландский художник Северного Возрождения родился между 1525 и 1530 годами, в деревне Брейгель, близ Бреды, по другим сведениям, в самой Бреде (ныне Нидерланды), умер в 1569 году в Брюсселе. Артсен противостоит в своем творчестве искусству романистов, для которых, напротив, была характерна тенденция к декоративизму. Все в этой картине не так, как должно быть. Символично название картины. Влияние Иеронима Босха ясно чувствуется в творчестве Брейгеля.
В XVI веке у него было немало последователей, в том числе Питер Хейс (ок. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр). Брейгелем восхищался Бертольд Брехт.
1562), традиционной для Фландрии фигуры известной также как «Грета Брюзга», вечно ссорящаяся со своим мужем, или же, как «Черная Грета», которая назвалась королевой вместо собственной госпожи. Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа. Это мир, где все наоборот, где разрушен божественный порядок. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру.
В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко. 95 метров и высота около 100 метров. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. Филипп II, король испанский, был ярым католиком.
В подтверждение такой гипотезы говорят и отблески пожаров у горизонта, разрушенные крепостные стены, виднеющиеся вдали несметные войска, вооруженные копьями. «Крестьянский праздник». В этом принципиальное отличие Северного Возрождения от итальянского Ренессанса.
1519— 1581). В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Эта работа получила название— «Безумная Грета» иногда упоминающиеся как «Сумасшедшая Мэг». В центре внимания – пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане.
Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Двадцать девять листов заполнены миниатюрами с различными сюжетами, взятыми из Ветхого и Нового завета и из «Жития святых». Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь. Мы уже упоминали о разностороннем характере собирательства Ф. Майер ван ден Берга.
Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность. В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста». Брейгель оказался свидетелем наиболее диких действий толпы. Известный во всем мире «Роскошный часослов герцога Беррийского» работы братьев Лимбургов удивителен по красоте и виртуозности исполнения. Главного героя вы даже не видете.
Брейгель хорошо знал его работы, применив этот метод «опредмечивания» в «Стране лентяев» из Мюнхенской Пинакотеки. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства.
Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель.
«Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». Картина «Крестьяне у очага» датирована 1556 годом и 15 апреля, как если бы художник запечатлел событие, действительно имевшее место в его жизни. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Искусство того времени обычно представляло крестьян тупицами, обжорами и пьяницами, склонным к насилию. Таковыми они и изображены в сатирических стихотворениях, рассказах и масленичных пьесах – легко узнаваемыми отрицательными типажами, привычными объектами для насмешек. На время, в которое жил Брейгель Старший, пришелся конфликт с Испанией начала 1560-х гг., что перерос в повсеместные народные выступления, религиозные преследования и связанные с ними казни— такими предстают Нидерланды в работе «Безумная Грета». Дулле Грит (Безумная Грета).
Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). В сравнении с современностью права женщины в XVI веке были чрезвычайно ограниченными. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Брейгель отошел от классической манеры передачи атмосфера хаоса и ада с помощью нарисованных чертей или сатаны изобразив людей с их порокам. Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума.
Выросший в низинных землях Голландии, Брейгель увидел Альпы и это его потрясло. Ведь если в Италии человек сравнивается со Вселенной и уже Пико делла Мирандола в своем трактате «De hominis dignitate» называет человека «микрокосмом», т. е. Жившие здесь люди старательно мыли не только свои дома, но и тротуары перед ними. Они и создают этот ад.
Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Но из-за своего масштаба миниатюра была неспособна уделять внимание личности человека. Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере. В написанный на пергаменте латинский текст введены пять страниц на португальском языке. Больше всего на свете эти люди ценили труд и понимали значимость труда.
Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). Безумие во взоре, в этом разинутом рте. Он был приобретен в 1898 году на аукционе в Лондоне за 35 500 франков. Впрочем, в музее имеется еще одна работа художника—«Двенадцать пословиц», любопытная характерным для Брейгеля тяготением к фламандскому фольклору и так часто встречающемся у него стремлением к образному живописному воплощению мудрости народных изречений, правда преподанных со свойственным художнику острым юмором. Годы творческой зрелости Брейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами и монархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации.
По своей выразительной силе ее образы превосходят даже фантасмагории Босха. Они заняты своим тяжелым трудом, который является каждодневным подвигом. И вместе с тем вы ясно чувствуете тот яд холодной горечи и отвращения, которым была полна душа мастера. Не менее страшна и непонятна картина Безумная Грета.
Четкие формы арок и столбов ничуть не более долговечны, чем формы облаков, проплывающих мимо амбразур. Нидерландские пословицы. Но значение произведения не ограничивается этим.
Брейгель, Питер. И вовсе уж неочевиден смысл, который он вкладывал в свои работы — нам приходится отыскивать лишь намеки. На первый взгляд кажется, что художник изобразил ад.
Он показывает лучшие и худшие черты. Современные ученые полагают, что прообразом библейской Вавилонской башни стал зиккурат в Вавилоне. Некоторые ранние гравюры Брейгеля представляют собой вариации на темы картин Босха. Возможно, вот таким образом мастер помещает в сюжеты символ веры – храм. Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Есть в такой трагедии что-то особенное.
В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. В залах музея находятся произведения современника Брейгеля— Питера Артсена. Стены домов они украшали зеркалами и гирляндами цветов.
История знает тому немало примеров. Тем не менее значение последнего огромно для появления в искусстве нового героя — крестьянина в типичной для него среде.
Но её фигура комична. Обитателей преисподней художник собрал также вокруг Безумной Греты (ок.
Ни крестьянин, ни рыбак не обращают внимания на упавшего Икара. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли.