Отец умер, когда мальчику было 6 лет. В общей сдержанной гамме натюрморта рыбы создают звучный цветовой аккорд. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи. Теперь обратим внимание на задний план.
Натюрморты с цветами оставались популярными у голландцев и в следующем веке. Каждый художественный центр разработал определенный тип натюрморта.
Например, устрицы считались эротическим символом и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулировали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из раковины. Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля) красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры голубой или синий символизировал все небесное, святое а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Бахтин).
Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи. Натюрморт «Закуска» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) восхищает своим красочным богатством, виртуозной передачей материальной сущности предметов: дорогой посуды из блестящего металла и стекла, сочных фруктов, пронизанных теплом летнего солнца. Пример тому – работа Рейчел Руиш. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
Однако это не так. Состоит в том, что, например из 3 кг мяса лучшая его часть, но крайне незначительная используется в натуральном виде, в то время как остальная (большая) превращается в фарш и идет на котлеты. На заднем плане изображены серебряный кувшин с крышкой и бокал венецианского стекла. Также он написал ряд цветочных пейзажей.
Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. Творческое воображение помогает Бейерену постоянно находить оригинальные решения темы. Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Тщательно продумана композиция прекрасного натюрморта «Цветы и плоды» (1723, Эрмитаж, Санкт-Петербург), где букет из алых маков и разноцветных гвоздик гармонично сочетается с лежащими на мраморном столе фруктами. На фотографии Натюрморт с омарами, холст, масло, 105x130. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Рядом с ним справедливо назвать Абрахама ван Бейерена. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Завоевав формальную независимость, натюрморт помнил о своих корнях. Искусствоведы считают, что в ее пышном букете затесались бабочки и пчелы (что до меня, я бабочек вижу, а пчел – увы).
учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок.
Он писал натюрморты. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Морской промысел очень много значил в хозяйстве Голландии и в жизни ее народа.
Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка.
Завоевав формальную независимость, натюрморт помнил о своих корнях. Уснувшая, неподвижная рыба на полотнах мастера выглядит необыкновенно выразительной. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Годы жизни: 1620 – 1690. В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты.
Их яркая зрелищность усиливалась элементами архитектуры (колонна, ниша), отдернутым занавесом, насыщенными светло-желтыми, красными, зелеными, фиолетовыми красками (Десерт, Амстердам, Рейксмузеум). Особую прелесть композиции придают красиво изогнутые виноградные лозы. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты.
Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию. Иногда Бейерен переносит свои рыбные натюрморты в закрытое помещение. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.
Один из основателей общества живописцев Confreria pictura в Гааге в 1656. Ярким цветовым пятном выделяется красное вино, до половины заполнившее высокую рюмку. Уже первые Завтраки Бейерена, близкие своим демократическим характером и скромным составом предметов к традиции харлемской школы (Клас, Хеда), превосходили работы ранних голландских натюрмортистов широтой и смелостью живописи, построенной на сочной гамме коричневых, красных, желтых и белых тонов и типичным для Бейерена внутренним динамизмом (Завтрак, 1642, Москва, Гос. Название происходит от французского слова эпиграмма, что означает — насмешка. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Почти во всех натюрмортах художника рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Такая особенность композиции, указывающая на явное обращение к зрителю, свойственна и натюрмортам других голландских художников, работавших в то время. Особое место приобрели изображения торжественных встреч представителей стрелковых гильдий. Художник разместил цветы не хаотично, а с определенным расчетом: внизу располагаются самые крупные (розы, маки и др. ), над ними — более мелкие (тюльпаны, нарциссы). Поздние натюрморты Абрахама ван Бейерена – эффектные декоративные композиции с богатым и изысканным набором предметов, виртуозным сопоставлением различных фактурных поверхностей, утонченностью красочных сочетаний (Десерт, Государственный музей, Амстердам).
Частый персонаж его натюрмортов — муха, мирно ползущая по нежному лепестку тюльпана. Так, для Утрехта характерен цветочный, для Гааги — рыбный, в университетском Лейдене сложился тип ученого натюрморта vanitas (суета сует), в Роттердаме предпочитали изображения кухонной утвари в интерьере, а в Харлеме — знаменитые завтраки. Справа в глубине изображена таверна.
Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. 1493 — ок. Кунстхауз, Цюрих. В XVII веке Амстердам стал крупнейшим торговым портом мира. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Пышный букет увенчан листьями и тонкими стеблями, составляющими изящный узор.
Ярким примером великолепных натюрмортов является картина «Цветы» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанная Хейсумом в 1722 году. В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Художник разместил цветы не хаотично, а с определенным расчетом: внизу располагаются самые крупные (розы, маки и др. ), над ними — более мелкие (тюльпаны, нарциссы).
На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Знаменитым мастером роскошных натюрмортов был художник из Делфта Виллем Калф. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. Творчество Абрахама ван Бейерена принадлежит к вершинам голландского натюрмортного жанра. Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым.
С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Неумолимо отсчитывая бег времени, они свидетельствуют о бренности земной красоты. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Но, создавая в 1722 году «Цветы», он изменил своему правилу и воспользовался темным фоном, благодаря чему выразительность нарядного натюрморта значительно усилилась. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Родился в Гааге, работал последовательно в Лейдене, Гааге, Амстердаме, Гуде и Ouerschie, где и умер в 1690 году.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Перед ними – китайское блюдо, на котором лежит бокал-румер. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Бейерен очень внимательно фиксирует мельчайшие свойства вещей. Создавая разные композиции на одну тему, художник в одном случае размещает улов на берегу моря (Рыбы на берегу), в другом — располагает на кухонном столе (Рыбы на столе), в третьем подвешивает на крюке на стену (Рыбы в корзине). С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Натюрморт с рыбой П. Клас. Кальфу однако было важно другое. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Однако этовоздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим дляживописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета.
Отказ от них – один из способов спасти душу. За веткой с лавровыми листьями стоит красивая белая фаянсовая ваза с синим рисунком. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Он показывает богатый улов рыбы на берегу, на столе, в корзине. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Натюрморт с лангустом П. Клас. Розы, которые скоро увянут, трактуются Л. И. Болом как символ vanitas, напоминающий зрителю о недолговечности земной роскоши. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), авторство которого ранее приписывалось художнику круга Яна Давидса де Хема, а затем живописцу Верендалю. У них родилось четверо детей. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен).
Ягоды и фрукты на его картинах кажутся только что принесенными из сада., а также типичные для лейденской школы (Голландия)натюрморты vanitas с изображением книг изакуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешеннаякомпозиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Работал в основном в Гааге, Делфте, Амстердаме. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. На передке повозки — три яблока. От своего учителя Бейерен перенял интерес к изображению рыб. Эскизный трепетный мазок художника виртуозно передает мерцание благородного металла в полумраке интерьера, отблеск солнечного луча в бокале с вином и самый воздух, пронизанный игрой тончайших рефлексов, рожденных соседством предметов (Натюрморт с бокалом вина, Вена, Художественно-исторический музей Закуска, Ленинград, Гос.
Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Он был основателем гильдии художников в Гааге.
Не менее красивы и букеты, написанные Хейсумом на светлом фоне. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок.
Однако и натуральное филе и котлеты делаются абсолютно одинаковыми по форме и размерам и, кроме того, панируются одинаковой панировкой (обычно кляроподобным соусом), а непосредственно перед подачей к столу и те и другие изделия обжариваются во фритюре так, что приобретают одинаковый вид — порой и сам повар не может отличить мясо-филе от котлеты. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Так, красный присутствует на полотне в виде глубокого тона алой скатерти искрящегося рубинового блеска в рюмке с вином, красно-оранжевого цвета апельсина. Ярким примером творчества Юриана ван Стрека является полотно «Закуска» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Знаменитым мастером роскошных натюрмортов был художник из Делфта Виллем Калф.
Большая каменная ваза полускрыта роскошным букетом. С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Искусство говорит с людьми на языке символов.
Писал морские пейзажи и натюрморты, ранние картины из которых просты и ясны по композиции, подбору вещей, отмечены тонкой передачей материальности предметов и их связи с повседневной жизнью человека (Завтрак, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Он писал натюрморты. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы.
В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Голландский художник эпохи барокко. В десертах дано изображение накрытого стола с драгоценной посудой и изысканными закусками. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.
Заказов на большие картины дляцерквей голландские художники не получали. Мало что известно о личной жизни Абрахама ван Бейерена. В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Создавая разные композиции на одну тему, художник в одном случае размещает улов на берегу моря (Рыбы на берегу), в другом — располагает на кухонном столе (Рыбы на столе), в третьем подвешивает на крюке на стену (Рыбы в корзине). «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник. Как следствие, голландцы неожиданно приобрели самый высокий уровень жизни в мире. Не менее красивы и букеты, написанные Хейсумом на светлом фоне.
Так, для Утрехта характерен цветочный, для Гааги — рыбный, в университетском Лейдене сложился тип ученого натюрморта vanitas (суета сует), в Роттердаме предпочитали изображения кухонной утвари в интерьере, а в Харлеме — знаменитые завтраки. Расцвет этого жанра закономерен в прибрежном городе, каким является Гаага. Свет, падающий слева, выхватывает всю предметную группу и отделяет ее от темного фона. Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. Цветовая гамма полотна основана на оттенках желтого (занавеска), оранжевого (апельсины), бело-голубого (ваза) и зеленого (бархатная скатерть). Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. В Голландии сформировалось искусство, правдиво отражавшее быт, нравы, природу родины.
Таковы картины «Рыбы на столе», «Рыбы в корзине» (обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург), «Морские рыбы и краб» (Маурицхёйс, Гаага), где сверкание серебристой рыбьей чешуи подчеркивается блеском металлической посуды: кувшинов, блюд, мисок. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость.
Большой шаг вперед сделал Франс Халс, придавший как групповому портрету, так и заключенному в нем миру вещей подлинную естественность, раскрывший те особенности предметов, которые характеризуют самого человека. Обычно в натюрмортах Снейдерса человеческие фигуры теряются среди изобилия земных даров. Внизу на выпавшем из вазы стебле сидит светлая бабочка — обычный элемент букетов Хейсума. поселился в Париже. Эрмитаж).
Крабы и омар, виноград и дыпя – по том временам весьма изысканные кушанья. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Пройдет время и место скромных завтраков Класа и Хеды займут богатые и эффектные десерты Адриана ван Бейерена и Виллема Кальфа, отразившие новый этап в развитии нидерландского общества, утратившего свои революционные идеалы и отошедшего от скромного и трезвого жизненного уклада своих отцов. Интерес к этому жанру художник воспринял от своего учителя, Питера де Пюттера.
Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Таким образом мастер добивался разнообразия цветовых нюансов и валеров.
Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Уснувшая, неподвижная рыба на полотнах мастера выглядит необыкновенно выразительной. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. Также он написал ряд цветочных пейзажей.
Со Средиземного моря к ним везли соль, вино, лимоны, виноград и миндаль. Цель художника создать красочное пиршество из плодов родной земли. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц.
Тщательно продумана композиция прекрасного натюрморта «Цветы и плоды» (1723, Эрмитаж, Санкт-Петербург), где букет из алых маков и разноцветных гвоздик гармонично сочетается с лежащими на мраморном столе фруктами. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Теньера и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание. Не только состав предметов — сама живопись становится драгоценной в этих натюрмортах. Рамам картин становится тесно от неиссякаемого изобилия даров природы. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Лежащие на столе часы позволяют многим исследователям причислить этот натюрморт к типу vanitas («суета сует»).