Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) итальянский скульптор, архитектор Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) итальянский скульптор, архитектор «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и. Джованни-Лоренцо Бернини – гений Барокко (7 декабря1598, Неаполь 28 ноября 1680, Рим) Учитель ИЗО, МХК.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. В этом отношении особенно хорош фонтан «Тритон», бьющий на площади Барберини. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим. Внешняя театральность и помпезность эпохи выразилась в бурном развитии театральной музыки.
Нижние марши, следующие по прямой один за другим, являются продолжением правого коридора, обрамляющего трапециевидную часть площади св. Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Если и были какие-то сомнения в художественном таланте Бернини, то успех фонтана Четырёх Рек окончательно развеял их. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. Петра, лежащую перед фасадом собора. Костюм был подчинен этикету. Движения, жесты выражения лиц повторяли то, что создавалось на сцене.
Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. История Аполлона и Дафны — история нимфы отвергшей любовь бога. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов.
Слава мастера была столь громкой, что в 1665 году Людовик XIV пригласил его в Париж для перестройки дворца Лувр. "Аполлон и Дафна" (1622-1624) (см. Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. мужчина разбил стекло, защищавшее полотно, в результате чего холст порвался в трех местах. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям.
Он был мал ростом и очень красив. Не давала некоторым людям покоя и знаменитая работа Рембрандта Ночной дозор. Гораздо интереснее общение с ним отдельного индивида и его чувства по этому по поводу.
Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. Портреты Весьма рано (около 1610) он заявляет о себе и как мастер скульптурного портрета. «Экстаз св. Одна из этих статуй изображает Давида (1619). Игнатия Лойолы. Взлохмаченные волосы Плутона, податливая плоть Прозерпины, листья, начинающие покрывать Дафну, — всё это демонстрирует, с каким восторгом и точностью Бернини переносил реальные формы в мрамор2021.
Здесь находится еще — бюст-аллегория «Проклятая душа» (1619). Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций (Давид, мрамор, 1623, Аполлон и Дафна, мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Мемуаристы описывают Бернини живым, темпераментным, неоднозначным мастером. Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. Несмотря на трещины, работы были остановлены только в июле 1642 года, ввиду финансовых трудностей испытываемых Святым Престолом из-за войны за Кастро.
Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Сант-Андреа, как и площадь Святого Петра— в отличие от сложных геометрических ухищрений соперника Бернини, Франческо Борромини— сосредотачивается на простых геометрических формах, окружностях и овалах, создавая духовно насыщенную обстановку39. Давид был любимым героем скульпторов Возрождения. И это ему удалось. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. Вот таким образом художнику удается создать впечатление, что бюст — это только часть группы, некоего невидимого общества, с которым кардинал находится в живом общении.
Дюкенуа выполнил статую св.
В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой.
На массивный цоколь из чёрно-белого мрамора и жёлто-красной яшмы мастер водрузил четыре бронзовые статуи дискутирующих «отцов церкви». Площадь перед собором особенно отчетливо выявляет архитектурный гений Бернини, его способность моделировать пространство. Порой кажется, что герои живут, дышат, разговаривают, жестикулируют иногда даже «выходят» из своих обрамлений и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шёлк рубашек, материю плащей.
Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Барокко — это театр. Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (162847) продолжает традицию ренессансного триумфального надгробия, придавая ей новое пластическое красноречие.
Современники включили Джованни Лоренцо Бернини в строй «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. Его биограф – ученый, флорентийский антиквар и историк искусства Филиппе Бальдинуччи – пишет: «До семи часов без единой передышки, когда его не отвлекали занятия архитектурой, он до самых последних своих лет просто отдавался работе над мрамором – работа, которую его молодые помощники перенести не могли и если другой раз кто-нибудь из них хотел его от этой работы отвлечь, он сопротивлялся говоря: «Оставьте меня, я влюблен. ». План на практике был «заморожен», а Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов.
Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории.
Эти посты дали Бернини возможность демонстрировать свои разносторонние таланты по всему городу. Таковы даже относительно интимные изображения, вроде бюста возлюбленной скульптора Констанции Буонарелли, не говоря уж о таких парадных, похожих на торжественные оды произведениях, как портреты герцога дЭсте или ЛюдовикаXIV. Перед овальной площадью Бернини устроил вторую площадь в форме трапеции — как бы аванзал.
Лучшие из ранних работ мастера можно видеть в Галерее Боргезе, расположенной на одноименной вилле. Архитектор и художник города Пропаганда католической веры (как главная задача Контрреформации) была неразрывно сопряжена у Бернини с традицией ренессансного гуманизма, то есть с наглядным выражением безграничных возможностей творческого гения человека. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Работал каменотесом на строительстве собора св.
Среди произведений того периода стоит упомянуть бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и особенно два бюста Шипионе Боргезе— второй из которых был изваян Бернини, когда в мраморе первого обнаружился изъян26. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе.
центре площади стоит обелиск высотой в 42 метра из красного гранита. На большой оси овала, по краям, симметрично обелиску расположены фонтаны. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини.
Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Церковная скульптура и декор Любимец папского двора (ему особенно покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. Высшим плодом фантазии мастера явился огромный храм Святого Семейства (Саграда Фамилиа), заложенный в 1882. А здесь все было не так гармонично, как в театре.
Бернини и его современники, архитектор Франческо Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона, сыграли ведущую роль в возникновении римской архитектуры барокко. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. А вместе с тем растет чувственный экстаз и эмоциональная патетика образов Бернини. Лонгина в соборе св.
Другие проекты постигла та же судьба45. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Это время абсолютизма. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее.
«Давид» Бернини еще один пример этого. Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. (Сейчас она стоит вне ансамбля, в нише столба, что, конечно, лишает её композицию правильной ориентации. ) Здесь в полной мере ощущаются талант и мощь стиля Дюкенуа.
Главное творение Бернини – грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657-63). Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме.
В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. С 1868 жил в Барселоне, где в 1873–1878 занимался в Высшей технической школе архитектуры. «Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Значительной работой Лоренцо Бернини в Риме стала грандиозная колоннада перед собором св.
В 1903–1910 осуществил разбивку и архитектурно-декоративное оснащение парка Гуэль, по сути лишь фрагмента задуманного «города-сада» на окраине Барселоны, – в парковой планировке и сооружениях (в том числе «бесконечной скамье») ярко проявилась любовь мастера к формам, композиционно и колористически соревнующимся с самой природой. Все фигуры в нем в человеческий рост, а фигурка растущего младенца меняется каждую неделю. И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем». Предложенные Леду формы вдохновили Гилли на соперничество с суровостью дорического ордера тем самым он как бы дал архитектурный эквивалент «архаической» силе движения «бури и натиска» в германской литературе.
В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, буквально театрализованный художественный эффект, который, воспроизводит в реальной архитектуре более ранние перспективные построения, рассчитанные лишь на создание иллюзорного впечатления (уменьшающиеся в перспективе улицы сценического задника театра Олимпико в Виченце, построенного Палладио или декоративная перспектива, созданная Борромини в палаццо Спада).
Ранние статуи с виллы Боргезе, как, например и Вакханалия (1616 — 1617) из музея Метрополитен, еще хранят воспоминания о ясности и чистоте линий Ренессанса. Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624-33) полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг. Адольф пытался спрятать Копье. 1598, Неаполь, – 12. 11. Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём.
Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Стиль Барокко в танцах. И что властитель, в руки которого попадет наконечник, может обрести власть над всем человечеством.
Лаврентия». Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось.
1 Площадь эта самая знаменитая в мире, на ней высится главный храм христианства – Собор Святого Петра. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации.
В 1629 г, еще до окончания работы над балдахином, по приказу папы Урбана VIII Бернини возглавил все архитектурные работы в соборе. Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Скульптурное убранство тоже минимально.
Игра перспективы в скульптуре "Давид" (1623) (см. Был наиболее чистым представителем итальянского барокко. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце» искусный наездник, танцор, стрелок.
Петра». Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Кстати, это не единственный автопортрет скульптора в галерее. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены».
Такова, например, статуя св. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Пожалуй, лишь, приобретающая классицистический вкус Франция не приняла его искусство. С самого начала классицизм в Германии имел двойственный характер.
Бернини устроил фонари над площадками лестницы, дав яркие ритмически распределенные световые акценты в местах, где движение меняет свой характер (подъем сменяется движением по горизонтали), где можно споткнуться, т. е. как раз в наиболее важных в функциональном отношении пунктах. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным. Группа "Эней и Анхис" (см.
Его проект практически был «заморожен» в то самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. И все произошло как и было предсказано.
Учился у Карло Мадерна в Риме. В 1878–1880 было построено и первое здание по его проекту – Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию ("Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Более того именно музыканты XVII века пытаются выразить внутренние переживания человека. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор.
Он был низок ростом, вот таким образом носил высокие каблуки. Проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской. Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Святой стоит, опираясь на огромный крест. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия. В 1887–1900 осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887–1893 Каса Ботинес в Леоне, 1891–1894 и др. ), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город».
павильоны) в Педральбесе (ныне в черте Барселоны 1885–1888) и городской особняк (Палау Гуэль 1886–1888), сочетая пышность пластического убранства в духе «мудехара» с конструктивным новаторством: в последней постройке были впервые применены бетонные параболические арки. Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил мое сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда извлек он стрелу, показалось мне, что он взял с нею мое сердце и он оставил меня воспламененной великой любовью к Богу». Библейскому герою скульптор дал свое лицо. Они много разговаривали. Проектирование, расчеты, возведение вели помощники, работники мастерской.
В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Уже в его ранних произведениях, таких, как группа "Коза Амалфея с младенцем Зевсом и юным сатиром" (см. Петра — самый крупный ансамбль в Италии XVII века (рис. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене.
Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Костюму были характерны чопорность, пышность изобилие украшений. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини. Тот же пульсирующий биоморфизм свойствен и знаменитым доходным домам Каса Батло (1904–1906) и Каса Мила (т. н.
Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. У Испанской лестницы, выстроенной в XVIII веке, стоит самый ранний из фонтанов Бернини — наивная и маленькая «Баркачча», словно причаленная к её подножию. На работах но установке монолита трудилось 900 человек. Ощущение природы было присуще Античности, вот таким образом Бернини интересуется не столько природой, сколько эллинистическим натурализмом, он подражает ему в «необузданных и сочных формах эллинизма, в его родосском, пергамском и александрийском вариантах» (Фалди). Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал «Давид» (1623).
Вслед за ними Бернини создает своего Давида (1623 — 1624). 1БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco) (1599–1667) итальянский архитектор. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12.
Над ними поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Первый биограф мастера Филиппо Бальдинуччи писал, что благодаря ему «куски мрамора обладают дыханием и даром речи».
Входящий на площадь оказывается в объятиях двух крыльев знаменитой Колоннады. Уже зрелым мастером Бернини создал одну из своих лучших композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645 – 1652) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа.
В момент, когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: боги превратили Дафну в лавровое дерево. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе (1632, там же) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли (около 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций.
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Обрел надежного патрона в лице предпринимателя Э. Гуэля (с 1883). Бернини переехал в Рим в 1605 году. Но на Давида стоит обратить особое внимание не только вот таким образом. УрбанVIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.
Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Патетического величия полны образы герцога Франческо д. Эсте (1650 -51, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальный музей Версаля), в которых Бернини создал канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Второй – ландшафтная архитектура, включающая в свой состав, в большей мере, организацию садово-паркового пространства (парки, бульвары, скверы, также «малые» архитектурные формы – беседки, фонтаны, мостики). Бернини ответил уклончиво. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини.
Получает развитие многоэтажное строительство. Именно такое искусство страстное, эффектное желала видеть церковь в век Контрреформации, пропагандировавшая католичество и мечтавшая пробудить угасающую веру. И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12.
Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра.
Музыка прекрасно сумела отразить и эту сторону эпохи. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619—1625). IV. 43).
Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. В отличие от национальных направлений эклектики (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуаньчжоу, Рыбинске и Киеве. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli). Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини).
Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. Под руководством Бернини продолжались работы по украшению нефа собора Святого Петра, что включало в себя сложный многоцветный мраморный пол, мраморную облицовку стен и пилястров, а также множество лепных статуй и рельефов. Мягкость шелка и трепет волос, теплоту тела и шелест листьев мог передать он в нем. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают его к собору. Бернини также начал работы над усыпальницей Урбана VIII, законченной только после смерти Урбана в 1644 году, одной из длинной и примечательной серии усыпальниц и надгробных памятников, которой известен Бернини и которую часто копировали последующие мастера из-за сильного влияния Бернини на этот жанр.
Все они вскоре были отвергнуты. Со стороны Потсдама на площадь вела приземистая триумфальная арка, увенчанная квадригой. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). И это лишь некоторые из наиболее знаменитых его творений. Уже первая его достаточно крупная самостоятельная работа (фонтан на площади Каталонии, 1877) выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства.
Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. В викторианскую эпоху Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост. Работая и как художник и как график, он оставил замечательные по экспрессии этюды собственного лица, а также целый ряд остроумных шаржей (став одним из основоположников искусства карикатуры). Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе.
Одна из этих статуй изображает Давида (1619).
Там движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Петра и назовут их Римскими) (рис.
Его начал строить Бернини для кардинала Лудовико Людовизи, племянника папы Григория XV. Вспомним, самые громкие инциденты. Его первыми опытами стали произведения живописи. Выступал и как реставратор (в 1904–1914 реконструировал собор в Пальме-де-Мальорка).
Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Там он и застал Луиджи с Констанцией. При этом многие исследователи склоняются к мысли, что миф о Копье был настолько устойчив, что существовали и другие копья, которые объединяла между собой только общая идея.
Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. принимало во внимание их не как объект, а как образ. Впрочем, не привыкать. В «Экстазе св. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46.
И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. Петра обширную площадь с колоннадой, подобной «распростертым объятиям» и многочисленные произведения, украшающие интерьер базилики, Палаццо Барберини, церковь Сант Андреа аль Квиринале, Фонтан Тритона и Фонтан Четырех рек на знаменитой Пьяцца Навона. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать.
слева). Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Не случайно одна из его юношеских скульптур, «Коза Амалфея», принималась еще несколько десятилетий назад за эллинистическую. Начиная с середины 1630-х годов, Бернини получил известность в Европе как один из самых искусных мастеров мраморного портрета и начал получать заказы из-за пределов Рима, к примеру от кардинала Ришельё, Франческо I дЭсте, английского короля Карла I и Генриетты Марии Французской. Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата.
В тридцатые годы XVII века Дюкенуа и Бернини вместе работали по украшению интерьера собора Св. Петра в Риме. Теперь уже недостаточно рассматривать отношения всего человечества с Богом. Ещё выше клубятся облака.
Современники включили его в ряд «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Вилла принадлежала некогда могущественной семье Боргезе.
Но не тут-то было. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619 – 1625). Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Он объяснил, что совершить данный поступок ему приказал Бог.
С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. С её уст срывается крик сладостной муки. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом».
Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко. По проекту Бернини фигуры четырёх святых— Андрея и Лонгина, Вероники и Елены— должны были стоять по диагонали друг к другу и обращать свои взоры и жесты на центральное сооружение средокрестия— «Балдахин» Бернини.
Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Вслед за темными и мрачными средневековыми временами пришел более цивилизованный, спокойный и красочный период барокко.
Столицей нового стиля стал Рим, а «лицо» Рима эпохи барокко создал Бернини, которого можно смело назвать «главным режиссером» этого великолепного спектакля. Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. Бернини бросил вызов камню и победил. С большой силой грандиозность и живописность барочного видения выражены в работе Бернини, предназначенной для кафедры римского собора Св. Петра (1656–1665). Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5.
УрбанVIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды»— гидравлики, строительные рабочие. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Так где же сегодня находится чудо-Копье.
Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). IV. 42).
Вот таким образом талант Джан Лоренцо она сочла весьма полезным. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике.
Дворец может служить эталоном сдержанного «интернационального барокко». Одна из них – церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1658) – должна быть отнесена к выдающимся образцам архитектуры римского барокко. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал.
2 Н («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Пройдя аванзал, мы попадаем на овальную (излюбленное очертание зодчих эпохи барокко) площадь от малейшего перемещения меняется ракурс: различный угол зрения создает эффект данности. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе. Фасад дворца выходит на Пьяцца ди Монте Читорио. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики.
Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-46). Тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. Тектоническая ясность объёмов исчезает, формы становятся мягкими и текучими, как живописный мазок. История об этом умалчивает.
На примере «Св. Терезы» хорошо можно видеть тот живописно-картинный подход к скульптуре из которого вытекает своеобразие пластической манеры Бернини. В результате скульптора стала более чем когда-либо походить на живопись. Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера». Мастера всей Европы пытались подражать Бернини, но немногие преуспели. Проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской.
Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Барокко в живописи Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Среди самых известных его скульптур – мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. А статуи, статуи стали похожи на актеров. Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в двести восемьдесят метров, архитектор загородил прямой путь к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси – два фонтана. Выходит, это всего лишь копия.
Стиль Барокко в музыке. Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. А охотники за Копьем все еще ищут священную реликвию на континентах Земли в надежде на исцеление и обладание главными тайнами бытия. При жизни мастера храм остался незавершенным. Петра, законченного при папе Павле V и, после добавления Мадерно нефа и фасада, наконец освященного папой Урбаном VIII, завершившим полтора века проектирования и строительства.
Уже на ранней стадии своего творческого развития Бернини раскрывает новую проблематику и новые средства выражения и в портретной скульптуре. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.
В центре площади стоит обелиск высотой в 42 метра из красного гранита. В этом состояло смысловое решение ансамбля. Он добился впечатления композиционного единства собора – здания, строившегося различными мастерами на протяжении двух столетий. Но в то же время они полны особой энергии, приподымающей их над обыденной жизнью. Но оно ли это, так и остается загадкой.
Скульптурная группа «Похищение Прозерпины» (1621 – 1622) построена на противопоставлении двух образов – могучего бога подземного мира Плутона и нежной изящной Прозерпины (дочери богини плодородия Цереры), которую Плутон похитил, чтобы сделать своей женой. Они-то и вернули его в Вену. Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении. И тут по тайному знаку Бернини забили струи.
Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. 1598, Неаполь, – 12. 11. Барокко в скульптуре. Первое направление может быть представлено произведением раннего немецкого классицизма — Бранденбургскими воротами в Берлине (1789, автор К. Г. Лангханс), простой по формам архитектурой Давида Гилли и Г. Гентце — авторов проекта Старого монетного двора в Берлине (1798 — 1800),, проектом памятника Фридриху Великому и Национальным театром в Берлине, созданных Фридрихом Гилли (1797). Родился в Реусе (на побережье Каталонии) 25 июня 1852 принадлежал к роду потомственных каменщиков.
Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Они расходятся полукругом и притягивают к Храму. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий использование новых технологий (металл, стекло). Сейчас стоимость реставрации оценивают в 30 млн рублей.
В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. То же касается и его архитектуры. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру».
В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Выстроил для него усадьбу (или т. н. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. Палаццо Монтечиторио (Palazzo Montecitorio) – барочный дворец в Риме, в котором заседает Палата депутатов Италии (во времена Муссолини – Палата фасций и корпораций).
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Испытал большое влияние теории Э. Виолле-ле-Дюка, развивающей принципы готической архитектуры, но в еще большей степени – воздействие реальной местной готики с ее живописным сочетанием (в постройках стиля «мудехар») автохтонно-европейских и восточных, мавританских мотивов. Андрея, которая является, пожалуй, самой известной и лучшей работой скульптора. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. Первый – архитектура объемных сооружений, включающая жилые дома, общественные здания (стадионы, магазины, торговые центры, кинотеатры и театры, детские сады и пр. ), промышленные сооружения.
Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. На площади находятся два фонтана. Как «светский» скульптор Бернини — прежде всего автор многочисленных портретов. Но выполнить его задание не успели. Каменоломня 1905–1910), общий экстравагантный облик которых и отдельные детали – типа «сюрреалистических» дымоходов Каса Мила – полны чувства природной первостихийности. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Начал заниматься ваянием еще в детстве.
Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно горел огонь. В основу композиции «Аполлон и Дафна» (1622 – 1624) положен сюжет из произведения Овидия «Метаморфозы»: бог Аполлон преследует нимфу по имени Дафна, которая стремится соблюсти целомудрие. Примером раннего портрета может служить портрет кардинала Боргезе. «Превосходный человек, совершенный ум, рожденный по воле божественного провидения и для славы Рима», — так отзывался о нем один из его могущественных заказчиков Папа Урбана VIII. Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера».
Правый фонтан спроектировал К. Мадерна в 1613 году, а левый создал Бернини в 1675 году. Также в римском музее хранятся еще две знаменитые статуи Бернини «Аполлон и Дафна» (1624) (одно из самых лирических его произведений) и «Похищение Прозерпины» (1621-1622).
Вопрос решился сам собою. Архитектура барокко — пышные декорации. Самого Бернини искусству ваяния обучал отец, но очень быстро ученик превзошел учителя. В их числе были выдающиеся художники и с одним из них, не уступавшим Бернини талантом. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. Современники включили его в ряд «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения.
Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-46). Причем, особенно сильно это стремление сказалось в культовой музыке. Бюст Карла I был утрачен при пожаре в Уайтхолле в 1698 году и теперь известен только по рисункам и копиям, а изображение Генриетты так и не было создано из-за начала Английской революции28. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16.
Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Попутно работал чертежником и изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др. ) в мастерской Э. Пунти. В XVIII веке бывший палаццо Людовизи занимал папский наместник Рима. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).
Камень становился воском в его руках. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. К счастью, охранники успели вовремя смыть ее водой и пострадал только верхний слой лака.
же ранние скульптуры Бернини (Давид, 1619 Похищение Прозерпины, 1621 Аполлон и Дафна, 1622 -1625 – все в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют об исключительном даровании стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, как воск, он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра.
Центральной точкой капеллы является скульптурная группа изображающая экстаз испанской монахини Терезы Авильской32. Веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней ангела, но воспринимает его присутствие всем существом. В 1870–1882 выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т. д. ) в мастерской архитекторов Э. Салы и Ф Вильяра.
Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). В центре овальной площади стоит древнеегипетский обелиск.